Психотерапевтическая коррекция отношений в семье

Автор: k*******************@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 16:53, контрольная работа

Описание работы

В основе психокоррекционой модели помощи семьи лежит несколько принципов:
-индивидуальный подход. Объектом анализа и воздействия в рамках консультативной психологической помощи всегда является конкретная семья с присущими только ей особенностями развития, адоптации к жизненным ситуациям, способами решения конфликтов, планами.
-использование методов психологического воздействия. Специалист, работающий в рамках психотерапевтической модели, опирается, прежде всего, на: личностные ресурсы клиента и свои личностные ресурсы, и на психологический потенциал общения системы «консультант-семья».

Содержание

1.Основные принципы психокоррекционой модели
2. Семейная психотерапия
3. Развитие семейной психотерапии
4. Направления в семейной психотерапии
4.1 . Школа Пало Алто
4.2. Семейная психоаналитическая психотерапия
4.3. Семейная системная психотерапия
Стратегическая семейная психотерапия
Семейная поведенческая психотерапия
4.6. Другие направления
5. Супружеская психотерапия
6. Семейное консультирование
7. Психотерапевтическая коррекция отношений в семьях
Библиография.

Работа содержит 1 файл

психотерапевтическая коррекция отношений в семье..doc

— 118.50 Кб (Скачать)
  • изменить поведение членов семьи;
  • найти дополнительный стимул для построения отношений психотерапевта с членами семьи;
  • изучить реакции членов семьи при выполнении ими заданий;
  • осуществить поддержку членов семьи, т.к. во время выполнения заданий психотерапевт как бы незримо присутствует.

  Хейли также применял метафорические и  парадоксальные задания. Первые строились  на поисках аналогий между событиями  и поступками, которые на первый взгляд совсем разные; вторые представляют собой такие инструкции, которым члены семьи сопротивляются и тем самым меняют своё поведение в нужном направлении. 

  Другой  крупной фигурой в школе Пало Алто был Мюррей Боуэн, которого считают одним из основоположников семейной терапии в США. К середине 60-ых годов 20-го века им был разработан метод семейной психотерапии, состоящий из 4-х принципов:

  1. Определение и прояснение отношений.
  2. “Невовлечение в треугольник” (Боуэн рекомендовал психотерапевтам не вовлекаться эмоционально в конфликты, а сосредоточивать своё внимание на процессе отношений);
  3. Обучение супругов эффективному эмоциональному общению;
  4. Занятие “Я-позиции”.
 

  4.2. Семейная психоаналитическая терапия

  Целью психоаналитической семейной терапии является изменение личности участников психотерапии таким образом, чтобы они были в состоянии взаимодействовать как целостные здоровые личности на  базе нынешней реальности, а не на базе неосознаваемых отношений прошлого. Психоаналитически-ориентированные терапевты также менее директивны, чем представители других школ. 

  Следующие техники используются в этом терапевтическом  направлении: конфронтация, кларификация, интерпретация и переработка  опыта, техники улучшения коммуникативных  способностей, техника “свободных ассоциаций”. Психоаналитики предпочитают наблюдать и слушать, резко останавливая пустое обсуждение вопросами. 

  4. 3. Семейная системная психотерапия

  Крупнейшие  представители этого направления  – Мара Сельвини-Палаццоли, Клу Маданес, Сальвадор Минухин и др. В настоящее время системное направление считается одним из наиболее широко представленных, перспективных, экономически целесообразных и терапевтически эффективных направлений семейной терапии. Значительное влияние на развитие этого направления оказали положения общей теории систем Ильи Пригожина. 

  В системной семейной психотерапии семья  рассматривается как целостная  система, которая стремится к  сохранению и эволюции сложившихся  связей. На всём протяжении своего существования  семьи проходят через закономерные кризисы развития (вступление в брак, отделение от родительских семей, беременность, рождение ребёнка, поступление ребёнка в дошкольные/школьные учреждения, окончание им школы и выбор своего жизненного пути, разрыв с родителями, уход родителей на пенсию и т.д.)  Именно на этих отрезках своего существования семьи оказываются неспособными разрешать новые проблемы прежними способами и поэтому встают перед необходимостью усложнять свои приспособительные реакции. 

  Основные  шаги семейной системной психотерапии выглядят следующим образом:

  1. Объединение психотерапевта с семьёй, присоединение его к предъявляемой семьей структуре ролей.
  2. Формулирование психотерапевтического запроса.
  3. Реконструкция  семейных отношений.
  4. Завершение психотерапии и отсоединение.
 

  Мара  Сельвини-Палаццоли ввела такой  принцип работы, когда бригада  терапевтов разного пола работают с  семьёй, а другие наблюдают за их работой, находясь за односторонне-прозрачным зеркалом. Единицей психотерапии является участие на всех сессиях всех ленов семьи, живущих под одной крышей. Частота встреч была 1 в месяц, всего до 10 сессий. Её метод был краток и внезапен, она использовала метод парадоксальных предписаний, стремилась вызывать изменения в семье внезапным решающим движением. Парадоксальное задание (иначе “инвариантное предписание”) разрабатывалось очень тщательно и вовлекало всех членов семьи в серию действий, противоречащих сложившимся в семье ригидным правилам и мифам. 

  4. 4. Стратегическая семейная психотерапия

  Этот  метод семейной терапии также называется “проблеморешающая”, “короткая”, так как он ориентирован на решение проблем. Наиболее известные фигуры этого направления – Джей Хейли, Карл Уитекер, Клу Маданес. В своей работе психотерапевты этого направления не концентрируются на особенностях личности членов семьи. Данный подход характеризуется чрезвычайным вниманием к деталям симптома и меньшим интересом к семье. Широкую популярность это направление приобрело к 1970 г. Многие идеи представители этого метода почерпнули из опыта работы Милтона Эриксона. Для его практики характерны два подхода: использование косвенных методов воздействия и принятие всего, что предлагает клиент. 

  Сутью стратегического подхода является разработка стратегии для решения  проблем, так как изменения в  семье важнее, нежели понимание причин нарушений. Стратегические терапевты исследуют факторы, обеспечивающие устойчивость проблемы, которая поддерживается существующим взаимодействием в семье, и поэтому стремятся выявить то поведение, которое подкрепляет проблему. Многие стратегические психотерапевты полагают, что нормально функционирующая семья – это та, которая избегает симптомов и способна функционировать в соответствии с требованиями меняющихся обстоятельств. 
 

  4.5. Семейная поведенческая психотерапия

  Семейная  поведенческая терапия как свой основной принцип видит подкрепление поведения последствием, из чего следует, что паттерн поведения сопротивляется изменениям во всех случаях, кроме тех, когда возникнут более благоприятные последствия. Представителей этого направления интересует анализ последовательности поступков. За основу берётся положения, что удовлетворённость в браке в значительно большей степени обусловлена отсутствием взаимных фрустраций, нежели объёмом доставляемых друг другу удовольствий.  

  Одной из наиболее часто применяемых техник является поведенческий тренинг родителей. Процесс психотерапии начинается с того, что терапевт переформулирует представления клиента о сущности проблемы и возможных путях её решения. Поведенческие психотерапевты одними из немногих не приглашают всю семью на лечение, а лишь ребёнка и кого-нибудь из родителей. Поведенческий тренинг родителей преследует цель повышения их компетентности в вопросах воспитания детей, распознавания и модификации паттернов эмоционально-поведенческого реагирования. 

  Наиболее  популярны следующие техники  работы:

  формирование (shaping) – достижение желаемого поведения небольшими порциями через последовательное подкрепление;

  жетонная  система – использует деньги или очки в качестве вознаграждения детей за успешное поведение;

  контрактная система – включает в себя соглашение с родителями об изменении их поведения синхронно с изменением поведения ребёнка;

  обмен изменениями за вознаграждение;

  прерывание (timeout) – наказание в виде изоляции. 

  Семейная  поведенческая психотерапия – это один из самых популярных методов ввиду своей простоты и экономности, хотя часто терапевтические изменения оказываются однобокими или кратковременными. 

  4.6. Другие направления

  Семейная  коммуникативная  терапия выделилась из направления Пало Алто. Ведущими представителями её являются П. Вацлавик, Д. Джексон и другие. Целью семейной коммуникативной терапии являются изменение способов коммуникации, или “сознательные действия с целью изменить плохо функционирующие образцы интеракций”. Сначала представители этого направления, например, Вирджиния Сатир, ставили целью просто улучшение коммуникации в семье, затем эта идея сузилась до изменения именно тех способов коммуникации, которые поддерживают симптом. Основными группами техник семейной коммуникативной терапии являются: обучение членов семьи правилам ясной коммуникации; анализ и интерпретация способов коммуникации в семье; манипуляция коммуникацией в семье с помощью разных приёмов и правил. Этот вид семейной психотерапии не смог утвердиться как высокоэффективной метод. 

  Из  представителей направления семейной психотерапии, основанной на опыте, наиболее известны Карл Уитейкер (Carl Whitaker) и Огаст Напир (August Napier). Этот метод основан “на опыте и здравом смысле” (Эйдемиллер, Юстицкис, “Психология и психотерапия семьи”, 1999). 

                                     5. Супружеская психотерапия 

  Супружеской психотерапией называется форма  психотерапии, которая ориентирована  на семейную пару, помогает ей в преодолении  семейных конфликтов и кризисных ситуаций, в достижении гармонии во взаимоотношениях, обеспечении взаимного удовлетворения потребностей. Она может работать как самостоятельный метод и как этап семейной психотерапии.  

  Работа  проводится либо с супружеской парой, либо с одним из партнёров, который пришёл на приём к психотерапевту. При этом варианте супружеской психотерапии с психотерапевтом обсуждаются не проблемы супруга, а лишь те мысли, чувства, переживания, которые есть у заявителя проблемы по поводу его (её) супружества. 

  В настоящее время в супружеской  психотерапии наиболее распространены динамический, поведенческий и гуманистический  подходы.  

  При динамическом подходе супружеская  дисгармония рассматривается с  точки зрения внутренней мотивации  поведения обоих партнёров. Прослеживается динамика межличностных отношений и её связь с динамикой психических процессов.  

  Целью поведенческого подхода в супружеской  психотерапии является прежде всего  изменение поведения партнеров, при этом используются методы обусловливания и обучения, что обеспечивает: 

  1. Управление  взаимным положительным поведением супругов;
  2. Приобретение необходимых социальных знаний и навыков, особенно в области общения и совместного решения возникающих проблем;
  3. Выработку и реализацию супружеского соглашения о взаимном изменении своего поведения.
 

  Поведенческое направление в супружеской психотерапии в настоящее время является наиболее распространённым. Самые популярные его формы – заключение супуржеских  контрактов, коммуникативные тренинги, конструктивный спор, приёмы решения проблем  и т.д. В настоящее время многие специалисты используют интегративный подход, сочетая чаще всего методы когнитивно-поведенческой терапии и системной психотерапии. 

  В основе контракта лежит соглашение, в котором супруги чётко определяют свои требования в терминах поведения и взятые на себя обстоятельства. При формулировании требований рекомендуется использовать следующий порядок: общие жалобы, далее их конкретизация, далее положительные предложения, наконец, договор с перечислением обязанностей каждого из супругов. 

  В гуманистическом подходе к психологической  коррекции супружеских отношений  ведущими являются представления о  том, что в основе гармоничного брака  лежат открытость, аутентичность, толерантность, потребность в самовыражении, принадлежности другому и независимое развитие личности каждого. Этот подход развился как противоположность динамическому, который излишне ориентирован на влияние исторического прошлого супруга и его родительской семьи, так и слишком манипулятивному поведенческому подходу. Здесь психотерапевт создаёт условия, в которых супруги стремятся к вербализации своих чувств и тем самым к улучшению взаимопонимания. Были сформулированы принципы открытого брака, создающего наиболее благоприятные условия для личностного роста партнёров: 

  1. Принцип реальности, “здесь и сейчас”;
  2. Уважение к личной жизни партнёра;
  3. Открытое общение – не “читать мысли” другого, а открыто говорить о своих чувствах и желаниях;
  4. Подвижность в исполнении семейных ролей;
  5. Равноправие;
  6. Доверие;
  7. Аутентичность – знать себя и свою цену, ценить право другого жить согласно своим представлениям;
  8. Открытое партнёрство – каждый имеет право на собственные интересы и увлечения.

Информация о работе Психотерапевтическая коррекция отношений в семье