Психотерапевтическая коррекция отношений в семье

Автор: k*******************@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 16:53, контрольная работа

Описание работы

В основе психокоррекционой модели помощи семьи лежит несколько принципов:
-индивидуальный подход. Объектом анализа и воздействия в рамках консультативной психологической помощи всегда является конкретная семья с присущими только ей особенностями развития, адоптации к жизненным ситуациям, способами решения конфликтов, планами.
-использование методов психологического воздействия. Специалист, работающий в рамках психотерапевтической модели, опирается, прежде всего, на: личностные ресурсы клиента и свои личностные ресурсы, и на психологический потенциал общения системы «консультант-семья».

Содержание

1.Основные принципы психокоррекционой модели
2. Семейная психотерапия
3. Развитие семейной психотерапии
4. Направления в семейной психотерапии
4.1 . Школа Пало Алто
4.2. Семейная психоаналитическая психотерапия
4.3. Семейная системная психотерапия
Стратегическая семейная психотерапия
Семейная поведенческая психотерапия
4.6. Другие направления
5. Супружеская психотерапия
6. Семейное консультирование
7. Психотерапевтическая коррекция отношений в семьях
Библиография.

Работа содержит 1 файл

психотерапевтическая коррекция отношений в семье..doc

— 118.50 Кб (Скачать)

Московский  государственный  гуманитарный университет  им. М.А.Шолохова 

Заочное отделение 

Факультет психологии 
 
 
 

Контрольная

Психотерапевтическая  коррекция отношений  в семье. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                         Выполнила:

                                                     Студентка курса  6:3 УКП   

                                                      Михайленко Е.Г

                                                      Проверил:   Хохлов С.И 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2011                                                                                    
 
 

План 

1.Основные принципы психокоррекционой модели

2. Семейная психотерапия

3. Развитие семейной психотерапии

4. Направления в семейной психотерапии

  4.1 . Школа Пало Алто

  4.2. Семейная психоаналитическая психотерапия

  4.3. Семейная системная психотерапия

    1. Стратегическая семейная психотерапия
    2. Семейная поведенческая психотерапия

  4.6. Другие направления

5. Супружеская психотерапия

6. Семейное консультирование

7. Психотерапевтическая коррекция отношений в семьях

Библиография. 

     1. Основные принципы психокоррекционой модели 

     В основе психокоррекционой модели помощи семьи лежит несколько принципов:

     -индивидуальный  подход. Объектом анализа и воздействия  в рамках консультативной психологической  помощи всегда является конкретная  семья с присущими только ей  особенностями развития, адоптации к жизненным ситуациям, способами решения конфликтов, планами.

     -использование  методов психологического воздействия.  Специалист, работающий в рамках  психотерапевтической модели, опирается,  прежде всего, на: личностные ресурсы  клиента и свои личностные  ресурсы, и на психологический потенциал общения системы «консультант-семья».

     -использование  потребности в помощи основывается  на том факте, что психологические  методы воздействия эффективны  только для семей, добровольно  обратившихся к психологу.

     Таким образом, психокоррекционная модель помощи предполагает:

     -установление  контакта с клиентом, который  с медицинской точки зрения  здоров, но страдает от неблагополучия  семейной жизни, нуждается в  помощи психолога;

     -проведение  психологической диагностики, направленной на выявление причин неблагополучия, и определения возможных форм помощи;

     -собственно  консультативную работу, коррекционные  или психотерапевтические мероприятия,  направленные на устранение неблагополучия  путём активации психологических  ресурсов клиента или семьи в целом;

     -завершение  работы. Этап, в котором консультант  оценивает результат и позволяет  закрепить положительные изменения,  достигнутые в ходе работы (является  необязательным).

     Область коррекции семейных отношений включает:

     -сферу  консультирования молодых людей в вопросах добрачного консультирования;

     -сферу  консультирования супругов;

     -сферу  консультирования семьи.

     Для того чтоб проанализировать специфику  методов психокоррекции необходимо учесть существующие формы терапии (от них зависит темп, эффективность):

     -индивидуальное;

     -парное;

     -семьи  в целом;

     -групповое. 

                                                 2. Семейная психотерапия 

  Семейной  психотерапией называется особый вид  психотерапии, направленный на коррекцию  межличностных отношений и имеющий  целью устранение эмоциональных расстройств в семье, наиболее выраженных у больного члена семьи. 

  В ходе семейной терапии, продолжительность  которой может колебаться от нескольких недель до даже нескольких лет, выделяют ряд этапов. Её длительность обусловливается тяжестью психических расстройств у “носителя симптома”, выраженностью межличностных конфликтов в семье, мотивацией членов семьи к достижению терапевтических изменений. Вначале семейная терапия проводится с частотой 1-2 сеанса в неделю, а затем встречи происходят 1 раз в 2 недели, а далее – 1 раз в 3 недели. 

  Часто в семейной терапии выделяют 4 этапа (Эйдемиллер, Юстицкис):

  1. семеный диагноз, диагностический этап;
  2. ликвидация семейного конфликта;
  3. реконструктивный;
  4. поддерживающий.
 

  Под семейным диагнозом понимается типизация нарушенных семейных отношений с учётом индивидуально-личностных свойств членов семьи. Диагностика семейных отношений осуществляется в процессе присоединения к семейной группе психотерапевта, выдвигающего и проверяющего проблемные диагностические гипотезы. Особенность процедуры семейной диагностики заключается в том, что она сопровождает семейную терапию на всех этапах и предопределяет выбор психотерапевтических техник. Её другая особенность состоит в необходимости соотнесения полученной от одних членов семьи информации о происходящем с информацией от других членов семьи и собственного впечатления психотерапевта, которое сложилось на основании расспроса и наблюдения за поведением участников процесса психотерапии (“семья глазами ребёнка”, “семья глазами психотерапевта”, “какие мы на самом деле”). 

  На  втором этапе в ходе односторонних  встреч психотерапевта с клиентом и  членами его семьи происходит выявление и прояснение истоков  семейного конфликта и ликвидация его посредством эмоционального отреагирования каждого члена семьи, вовлечённого в конфликт, в результате установления адекватного контакта с психотерапевтом. Психотерапевт помогает участникам конфликта научиться говорить на языке, который понятен всем. Кроме того, он берёт на себя роль посредника и передаёт в согласованном объёме информацию о конфликте от одного члена семьи к другому. Невербальный компонент этой информации может быть передан психотерапевтом на сеансе семейной психотерапии, для чего используется приём “робот-манипулятор”, когда психотерапевт переводит противоречивое сообщение участника сеанса на язык жеста, сообразуя выразительность жеста с чувствительностью и толерантностью участников. Итак, на этом этапе семейной терапии ведущими психотерапевтическими методами являются: недирективная психотерапия, нацеленная на вербализацию неосознаваемых отношений личности, а также специально разработанные методы воздействия членов семьи друг на друга. 

  На  этапе реконструкции семейных отношений  осуществляется групповое обсуждение актуальных семейных проблем либо в отдельно взятой семье, либо в параллельных группах клиентов со сходными проблемами и их родственников. В этих же группах проводится ролевой поведенческий тренинг и обучение правилам конструктивного спора. 

  Поддерживающий  этап семейной терапии состоит в закреплении приобретённых на предыдущих этапах навыков эмпатического общения и расширенного диапазона ролевого поведения в естественных семейных условиях. Также проводятся консультирование и коррекция приобретённых навыков общения применительно к реальной жизни. 

  Выделение этапов позволяет структурировать  процесс семейной терапии, обосновывает последовательность применения различных  психотерапевтических методов в  зависимости от целей и объёма диагностических сведений. Приёмы, которые наиболее часто применяются в семейной психотерапии: 

  1. Эффективное использование молчания;
  2. Умение слушать;
  3. Обучение с помощью вопросов;
  4. Повторение;
  5. Суммирование, резюмирование;
  6. Уточнение (прояснение) и отражение аффекта;
  7. Конфронтация, то есть предъявление супружеской паре неосознаваемых или амбивалентных установок, отношений или стереотипов поведения с целью их осознания и проработки;
  8. Проигрывание ролей;
  9. Создание “живых скульптур”;
  10. Анализ видеозаписи.
 
 

                                       3. Развитие семейной психотерапии 

  В последней четверти XIX века возникло учение о “семейной диагностике” и “семейном лечении” различных психических расстройств. Подлинным основоположником семейной терапии в России и одним из первых в мире считается И.В. Маляревский, который в 1882 году в Санкт-Петербурге основал врачебно-воспитательное заведение для психически больных детей и подростков, персонал которого уделял большое внимание диагностике взаимоотношений в семьях психически больных, роли дисгармоничного воспитания в формировании тех или илных проявлений душевных болезней. С родственниками больных детей проводилось так называемое “семейное воспитание”, являвшееся прообразом современной семейной терапии. 

  Потребность в семейной терапии возрастала, особенно начиная с 40-ых годов ХХ века, после завершения 2-ой мировой войны. В настоящее время выделяют несколько основных направлений в семейной терапии: психодинамическое, системное и стратегическое, а также эклектическое. Исторически первым стало психодинамическое направление, выросшее из анализа Фрейда случая “маленького Ганса”. Тогда были сформулированы основные черты психодинамического подхода, а именно анализ исторического прошлого членов семьи, их неосознанных желаний, психологических проблем и взаимных проекций. Задачей психотерапии являлось достижений инсайта – то есть осознания того, как нерешённые в прошлом проблемы влияют на взаимоотношения в семье в данный момент и как из этого нарушенного контекста отношений возникают невротические симптомы и неконструктивные способы адаптации к жизни у некоторых её членов. В настоящее время такой подход, требующий больших усилий как со стороны психотерапевта, так и со стороны членов семьи, считается экономически менее целесообразным, хотя и высокоэффективным. 

  В настоящее время более половины семейных психотерапевтов работают в русле системной семейной терапии, четверть представляют психодинамическое направление. Сторонники эклектического направления соединяют в психотерапевтической работе различные по лечебным механизмам методы: гипноз, аутогенную тренировку, медитацию, домашние задания по модификации поведения, анализ и интерпретацию взаимоотношений, групповые дискуссии и другие. 

                     4. Направления в семейной психотерапии 

  Кратко  расскажу о направлениях и школах зарубежной семейной психотерапии. 

  4.1.  Школа Пало Алто

  Джей  Хейли, представитель школы Пало Алто,  стал автором метода “проблеморешающей  терапии”. Многие методики им были позаимствованы у Милтона Эриксона. Хейли считал, что отношения в семье определяются исходом борьбы супругов за контроль над другими членами семьи. Симптом – один из способов контролировать поведение окружающих. По мнению Джея Хейли, задача психотерапии состоит в предоставлении людям других способов воздействия. Лечебный эффект семейной терапии значительно возрастает, если на терапевтической сессии собираются все члены семьи. Вкладом Хейли в семейную психотерапию стали различные директивы (задания) членам семьи. Выполнение заданий обеспечивало равенство, каждый член семьи имел право высказать своё мнение или что-то сделать. Психотерапевт даёт задания как во время сеанса, так и на дом. Цель этих заданий:

Информация о работе Психотерапевтическая коррекция отношений в семье