Психосоматические расстройства у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Проблема психосоматических расстройств и повышенной тревожности у подростков достаточно актуальна в современном мире и нуждается в детальном разборе для того, чтобы наконец-то найти ответ на интересующий многих вопрос: «Почему так часто именно подростки подвержены нервным и психическим расстройствам и как можно предотвратить или хотя бы немножко сгладить и уменьшить последствия всех переживаний у подростков?» Если будет найден ответ на этот вопрос, то для многих это станет настоящим спасением, ведь каждый любящий родитель и уважающий себя учитель хотят избежать того, чтобы их дети чувствовали себя несчастными и обреченными

Содержание

Введение
Психосоматический подход и модель психосоматических расстройств у детей и подростков
Психические расстройства и нарушения. Их профилактика. Методы психологической помощи.
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

психосоматические расстройства у подростков.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

    Выделение же психосоматических расстройств, основываясь на их патогенезе, позволяет  расширить представления о разнообразии их клинических проявлений и повысить эффективность терапии.

    Психосоматические реакции (головные боли, расстройства сна, и т.д.) — обычно кратковременны. Они возникают непосредственно вслед за переживанием детьми неприятных или опасных обстоятельств: нападения собаки, пребывания в одиночестве, экзаменационной обстановки.

    Функциональные  психосоматические нарушения связаны, по-видимому, с более значимыми для личности ребенка или подростка однократными неблагоприятными обстоятельствами или с повторяющимися жизненными трудностями. Они не сопровождаются повреждениями структур органов и систем. Их проявления разнообразны. Это могут быть расстройства деятельности желудочно-кишечного тракта (анорексия, желудочные спазмы, поносы, запоры), сердечно-сосудистой системы (кардиалгия, сердечная дисритмия, артериальная гипер- или гипотония), органов дыхания (диспноэ, апноэ, «невротический» кашель) и т. д. Психосоматические заболевания с органической манифестацией проявляются, например, в форме эндокринных заболеваний психогенного происхождения.

    С целью создания в семье благоприятных  условий для воспитания детей родители должны быть обеспечены психологической поддержкой. С помощью бесед, консультаций и лекций следует воспитывать у родителей умение создавать доверительные, ободряющие и эмоционально теплые отношения с детьми, столь нужные для предупреждения психосоматических расстройств и нервно-психических заболеваний.

    Низкие  показатели здоровья у детей, особенно оканчивающих средние образовательные  учреждения, требуют продолжения  исследований распространенности известных  форм психосоматических расстройств  у различных контингентов детей (в неблагополучных семьях, интернатах), в определенных регионах (сельских, промышленных), в зависимости от экологических и других условий жизни. Полученные материалы станут дополнительными аргументами в пользу серьезной психопрофилактической работы в детских дошкольных и средних образовательных учреждениях и помогут предупредить возникновение как нервно-психических, так и соматических заболеваний.

    2. Психические расстройства и нарушения. Их профилактика. Методы психологической помощи.

    В 1980 г. было принято единое руководство по диагностике психических нарушений, которое классифицирует психические заболевания на основе видимых проявлений аномалий поведения. [3, 56] Выделяют две большие группы:

    - тяжелые психические расстройства;

    - расстройства личности.

    В первой группе выделяют подвиды:

    - расстройства детского и подросткового  возраста;

    - расстройства органического происхождения;

    - функциональные расстройства.

    Расстройства  детского и подросткового возраста:

    - умственная отсталость;

    - расстройства внимания (гиперактивность);

    - эмоциональные нарушения (страхи, тревоги);

    - нарушения сна и контроля функций  выделения (энурез, энкопрез);

    - детский аутизм;

    - расстройства аппетита (анорексия,  булимия);

    - расстройства поведения: стереотипные  движения (тики);

    - антисоциальное поведение (агрессивное  поведение, социальные психопаты).

    Нарушение интеллектуальной деятельности может  быть следствием астенических состояний (повышенная утомляемость, нервное  истощение, головные боли, ослабление памяти, внимания, работоспособности).

    Реактивные  состояния подростков – нервно-психические  нарушения, возникающие у ребенка  вследствие травмирующих его психику  ситуаций.

    Конфликтные переживания подростков – возникают  вследствие травмирующих ситуаций в  семье или в школе, характеризуются столкновением в сознании подростка противоположно окрашенных аффективных отношений к тому или иному близкому ему лицу или к создавшейся ситуации.

    Психическая анорексия (отказ от пищи) встречается  у девушек с 12 лет до 15, что приводит к крайнему похуданию и даже смерти в (7-20%).

    Булимия, свойственная 10-20% девушкам в возрасте от 12 до 15 лет, сопровождается перееданием, после которого искусственно вызывается рвота или применяются слабительные. Психологи оценивают булимию как невротический способ избавления от подавленности и тревоги от повседневных проблем, превращая их в чувство облегчения, вины, стыда; также и страх быть отвергнутым противоположным полом в сочетании с отсутствием самоуважения бессознательно подталкивает к булимии.

    Антисоциальное поведение подростков (социальные психопаты) проявляется в агрессивности, в направленности только на свои интересы, в неспособности думать о благополучии других людей и предвидеть последствия своих действий, поэтому совершают преступления и не испытывают раскаяния по поводу причиненного зла

    Психопатические формы поведения подростков: психопатия – аномальное течение детского развития, патология характера, когда наряду с полноценным умственным развитием  происходит недоразвитие или своеобразные изменения в эмоционально-волевой сфере вследствие социальных дефектов воспитания и некоторых биологических факторов предрасположенности.

    Органическая  психопатия проявляется в недоразвитии чувств и воли, в неспособности  регулировать свое поведение в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями: аффективные вспышки, агрессивность, не слушают родителей, учителей, не делают уроки, убегают из дома и т.п.

    Эпилептоидная психопатия – застревание на переживаниях, угрюмость, подозрительность, аффективные  вспышки, порой до судорожных припадков, мстительность, злобность.

    Шизоидная психопатия – пониженная потребность  в общении, замкнутость, большая  ранимость, неуверенность в себе, склонность к развитию абстрактного мышления при моторно-двигательном недоразвитии и практической неприспособленности к быту жизни.

    Истерические  психопатии – эгоцентризм, капризность, неустойчивость настроения, истерические реакции.

    Параноидные расстройства представляют стойкие  формы бреда преследования, ревности, мании величия как навязчивой идеи.

    Аффективные расстройства подразделяют на:

    1) маниакальные – подросток возбужден,  болтает, перескакивает с одной  мысли на другую, хохочет, затем  наступает период депрессии, полной  пассивности, ощущения бесполезности  жизни, затем вновь период возбуждения;

    2) глубокая депрессия – тоска,  отчаяние, отказ от пищи, желание  смерти;

    3) невротическая депрессия – утомление,  стресс, отказ от всякого вида  деятельности;

    Тревожные состояния подразделяют:

    1) паническое расстройство – общий  страх, ужас, тревога вне связи с конкретной ситуацией;

    2) фобии – иррациональная сильная  боязнь чего-либо;

    3) обсессивно-компульсивные расстройства  – навязчивые сомнения, страхи, непреодолимые  желания совершать определенные  действия, чтобы освободиться от  тревог; человек осознает абсурдность своих действий, но отказаться от них не может.

    Соматоформные расстройства сопровождаются телесными  недомоганиями, хотя органических причин и нарушений нет.

    Методы  психологической помощи. Психологический подход к лечению представлен различными видами психотерапии. Все психотерапевтические методы можно разделить на два вида: интрапсихическая терапия, которая делает упор на осознании больным своих проблем, и поведенческая терапия, стремящаяся изменить само поведение человека. 80% пациентов после психотерапии улучшают свою адаптацию и чувствуют себя лучше, чем те, кто лечился без психотерапии.

    Интрапсихическая  терапия базируется на подходе, что  аномальное поведение человека является следствием неадекватной интерпретации  им чувств, потребностей и побуждений, поэтому необходимо выявить бессознательные побуждения человека, лежащие в основе его поведения, помочь человеку понять причины его плохого приспособления к реальности, воздействовать на восприятие, мысли, чувства человека.

    Поведенческая терапия исходит из того, что поведение человека является приобретенным, поэтому надо заменить неадекватное поведение другим поведением, которое более адекватно. Следует человека переобучить, изменить или устранить неадаптивные формы поведения. Поведенческая терапия (в рамках бихевиоризма) включает 4 подхода: контр-обусловливание, оперантные методы, терапию с предъявлением модели и процедуры самоконтроля. К контр-обусловливанию относят: систематическую десенсибилизацию, при которой раздражитель, вызывающий аномальную реакцию, ассоциируют с ответом, противоположным неадаптивному ответу пациента; имплозивную терапию, стремящуюся вызвать у человека «взрыв» тревоги, когда его «бросают» в самую страшную ситуацию и он должен привыкнуть к ней до полного исчезновения тревоги; аверсивное обусловливание, при котором неприятное ассоциируют с ситуацией, доставляющей удовольствие, но являющейся нежелательной формой поведения человека.

    Оперативные методы включают процедуры формирования желательных форм поведения у  детей и взрослых, например, следует найти более эффективное и действенное вознаграждение, с помощью которого у ребенка вырабатывают нужное поведение, или применяют метод накопления жетонов – за каждое хорошее действие, за поведение в желательном направлении человеку выдается «жетон», когда у него накапливается определенное количество «жетонов», он получает какие-то привилегии, ценные для него.

    Среди интрапсихических подходов, следует  выделить психоанализ, цель которого –  дать пациенту возможность понять подсознательные  корни своих проблем и тем самым освободить связанные с ними эмоции и чувства. Психоанализ успешно может применяться с 13 лет, эффективнее для интеллектуальных людей и у подростков или молодых людей, он включает следующие методы:

    1. Установление глубоких эмоциональных отношений терапевта и пациента, чтобы стал возможным перенос положительных или отрицательных переживаний пациента на терапевта, как своеобразная проекция отношения пациента к отцу или матери.

    2. Применение методов интерпретации  снов, свободных ассоциаций, поиска колебаний и сопротивлений пациента для выявления его главных проблем. Объяснения терапевта побуждают человека вновь эмоционально пережить события детства и соотнести их с симптомами, которые проявляются в данное время.

    3. Гуманистическая терапия, основанная на клиенте, исходит от того, что человек лучше всего сам способен определить причины и найти способ решения своих проблем, стоит ему только оказаться в благоприятных для этого условиях, тогда терапевт дает возможность человеку выразить мысли и чувства и этим помогает ему осознать, как он воспринимает себя сам и как его воспринимают другие люди.

    4. Гештальттерапия исходит из того, что психические расстройства обусловлены тем, что личность человека не составляет единого целого, т.е. гештальта. Цель состоит в том, чтобы установить связь между всеми аспектами своей личности: физическими ощущениями, собственными мыслями, персонажами сновидений, своих фантазий, в результате достичь полного осознания собственного «Я», формирования целостной гармоничной личности, обладающей самостоятельностью.

    5. Эмотивно-рациональная терапия исходит из того, что расстройства поведения возникают из-за иррациональных «катастрофических» мыслей человека, которые возникают в сложных ситуациях. Цель: вместе с пациентом анализировать ситуацию и выводы, которые из нее извлек человек, помочь ему понять те иррациональные моменты, которые есть у него в мыслях.

    6. Трансакционный анализ направлен на осознание человеком характера его взаимодействий с другими людьми; он должен осознать, когда он играет роль Ребенка, когда роль Взрослого, и перестать играть эти неосознаваемые роли Ребенка и Родителя, взяв на себя обязательство в общении с определенной группой людей вести себя как Взрослый, более сознательно и реалистично.

Информация о работе Психосоматические расстройства у подростков