Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 23:30, шпаргалка
Рассмотрим выделенные Эриксоном психосоциальные стадии развития личности, стадии жизни.
1. Младенчество: базальное доверие / базальное недоверие. Первая психосоциальная стадия — от рождения до конца первого года — соответствует оральной стадии, по Фрейду. В этот период закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства доверия, «уверенности», «внутренней определенности». Главным условием выработки чувства доверия к людям Эриксон считает качество материнской заботы — способность матери так организовать жизнь своего маленького ребенка, чтобы у него возникло ощущение последовательности, преемственности, узнаваемости переживаний.
На противоположном
полюсе находятся люди, относящиеся
к своей жизни как к череде
нереализованных возможностей и
ошибок. Теперь, на закате жизни, они
осознают, что уже слишком поздно
начинать все сначала или искать
какие-то новые пути, чтобы ощутить
целостность своего Я. Недостаток или
отсутствие интеграции проявляется у
этих людей в скрытом страхе смерти, ощущении
постоянной неудачливости и озабоченности
тем, что «может случиться». Эриксон выделяет
два преобладающих типа настроения у раздраженных
и негодующих пожилых людей: сожаление
о том, что Жизнь нельзя прожить заново,
и отрицание собственных недостатков
и дефектов путем проецирования их на
внешний мир.
В книге «Жизненная
вовлеченность в старости» (1986), написанной
в соавторстве, Эриксон рассуждает
о путях оказания помощи пожилым людям
в достижении чувства эго-интеграции.
Книга основана на изучении историй многих
людей в возрасте старше семидесяти лет.
Эриксон прослеживал истории их жизни,
анализировал, как они справлялись с жизненными
проблемами на предыдущих стадиях. Он
приходит к выводу о том, что пожилые люди
должны участвовать в таких видах деятельности,
как воспитание внуков, политика, оздоровительные
физкультурные программы, если они хотят
сохранить жизнеспособность в преддверии
снижения физических и психических способностей.
Коротко говоря, Эриксон настаивает на
том, что если пожилые люди заинтересованы
в сохранении целостности своего Я, то
они должны гораздо больше делать, чем
просто размышлять о прошлом.
Модель психосоциального развития личности представляет значительный интерес для психологии личности и возрастной психологии. Несмотря на некоторую абстрактность основных понятий и положений теории, идеи Эриксона получили широкую известность, дали толчок некоторым эмпирическим исследованиям (например, работам Д. Марсиа по изучению предпосылок и последствий формирования идентичности у подростков), нашли практическое применение в области индивидуального и профессионального консультирования, в сфере образования и социальной работы.
Информация о работе Психосоциальные стадии развития личности по Э. Эриксону