Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 23:30, шпаргалка
Рассмотрим выделенные Эриксоном психосоциальные стадии развития личности, стадии жизни.
1. Младенчество: базальное доверие / базальное недоверие. Первая психосоциальная стадия — от рождения до конца первого года — соответствует оральной стадии, по Фрейду. В этот период закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства доверия, «уверенности», «внутренней определенности». Главным условием выработки чувства доверия к людям Эриксон считает качество материнской заботы — способность матери так организовать жизнь своего маленького ребенка, чтобы у него возникло ощущение последовательности, преемственности, узнаваемости переживаний.
Психосоциальные стадии развития личности по Э. Эриксону
Рассмотрим выделенные
Эриксоном психосоциальные
1. Младенчество:
базальное доверие / базальное
недоверие. Первая
Младенец со
сложившимся чувством базового доверия
воспринимает свое окружение как надежное
и предсказуемое; он может переносить
отсутствие матери без чрезмерного страдания
и тревоги по поводу «отделения» от нее.
Чувство недоверия, страха, подозрительности
появляется, если мать ненадежна, несостоятельна,
отвергает ребенка; оно может усилиться
тогда, когда ребенок перестает быть для
матери центром ее жизни, когда она возвращается
к тем занятиям, которые оставила на время
(скажем, возобновляет прерванную карьеру
или рожает следующего ребенка). Способы
обучения доверию или подозрительности
в разных культурах не совпадают, но универсален
сам принцип: человек доверяет социуму,
исходя из меры доверия к матери.
Эриксон показывает
огромное значение механизма ритуализации
уже в младенчестве. Главный из
ритуалов — взаимное узнавание, который
сохраняется всю последующую жизнь и пронизывает
все отношения с другими людьми.
Надежда (оптимизм
в отношении своего культурного
пространства) — это первое положительное
качество Эго, приобретаемое в результате
успешного разрешения конфликта «доверие
— недоверие».
2. Раннее детство:
автономия / стыд и сомнение. Этот
период продолжается от одного
до трех лет и соответствует
анальной стадии, по Фрейду. Биологическое
созревание создает основу для
появления новых возможностей
самостоятельного действия ребенка в
целом ряде областей (например, стоять,
ходить, карабкаться, умываться, одеваться,
есть). С точки зрения Эриксона, столкновение
ребенка с требованиями и нормами общества
происходит далеко не только при приучении
ребенка к горшку, родители должны постепенно
расширять возможности самостоятельного
действия и реализации самоконтроля у
детей. Идентичность ребенка на этой стадии
может быть обозначена формулой: «Я сам»
и «Я — то, что я могу».
Разумная дозволенность
способствует становлению автономии
ребенка. В случае постоянной чрезмерной
опеки или же, напротив, когда родители
ожидают от ребенка слишком многого, того,
что лежит за пределами его возможностей,
у него возникает переживание стыда, сомнение
и неуверенность в себе, приниженность,
слабоволие.
Таким образом,
при удачном разрешении конфликта
Эго включает в себя волю, самоконтроль,
а при негативном исходе — слабоволие.
Важным механизмом на этом этапе является
критическая ритуализация, опирающаяся
на конкретные примеры добра и
зла, хорошего и плохого, разрешенного
и запрещенного, красивого и безобразного.
3. Возраст игры:
инициативность / вина. В дошкольном
периоде, который Эриксон
Складывается
драматическая (игровая) составляющая
ритуала, с помощью которой ребенок
воссоздает, исправляет и научается
предвосхищать события. Инициативность
связана с качествами активности, предприимчивости
и стремлением «атаковать» задачу, испытывая
радость от самостоятельного движения
и действия. На этой стадии ребенок легко
идентифицирует себя со значимыми людьми
(не только с родителями), с готовностью
поддается обучению и воспитанию, ориентируясь
на конкретную цель. На этой стадии в результате
принятия социальных запретов формируется
Супер-Эго, возникает новая форма самоограничения.
Родители, поощряя
энергичные и самостоятельные начинания
ребенка, признавая его права на любознательность
и фантазию, способствуют становлению
инициативности, расширению границ независимости,
развитию творческих способностей.
Близкие взрослые,
жестко ограничивающие свободу выбора,
чрезмерно контролирующие и наказывающие
детей, вызывают у них слишком сильное
чувство вины. Дети, охваченные чувством
вины, пассивны, скованны и в будущем мало
способны к продуктивному труду.
4. Школьный возраст:
трудолюбие / неполноценность. Четвертый
психосоциальный период соответствует
латентному периоду в теории Фрейда. Соперничество
с родителем своего пола уже преодолено.
В возрасте от 6 до 12 лет выход ребенка
за пределы семьи и начинается систематическое
обучение, в том числе приобщение к технологической
стороне культуры. Универсальным в концепции
Эриксона признается именно стремление
и восприимчивость к обучению чему-то,
что значимо в рамках данной культуры
(умению обращаться с инструментами, оружием,
ремесленничеству, грамоте и научным знаниям).
Термин «трудолюбие»,
«вкус к работе» отражает основную тему
данного периода, дети в это время поглощены
тем, что стремятся узнать, что из чего
получается и как оно действует. Эго- идентичность
ребенка теперь выражается так: «Я — то,
чему я научился».
Обучаясь в
школе, дети приобщаются к правилам осознанной
дисциплины, активного участия. Связанный
со школьными порядками ритуал — совершенство
исполнения. Опасность этого периода состоит
в появлении чувства неполноценности,
или некомпетентности, сомнения в своих
способностях или в статусе среди сверстников.
5. Юность: эго
- идентичность / ролевое смешение. Юность,
пятая стадия в схеме
Осуществляется
стихийный поиск новых ответов
на важные вопросы: «Кто я? », «Куда я
иду?», «Кем я хочу стать?». Задача подростка
состоит в том, чтобы собрать воедино
все имеющиеся к этому времени знания
о самих себе (какие они сыновья или дочери,
студенты, спортсмены, музыканты и т.д.)
и создать единый образ себя (эго- идентичность),
включающий осознание как прошлого, так
и предполагаемого будущего. Восприятие
себя молодым человеком должно подтверждаться
опытом межличностного общения.
Ритуализация
становится импровизационной. Кроме
того, в ней вычленяется
Резкие социальные,
политические и технологические изменения,
неудовлетворенность общепринятыми социальными
ценностями Эриксон рассматривает как
фактор, который также может серьезно
мешать развитию идентичности, способствуя
возникновению чувства неопределенности,
тревоги и разрыва связей с миром. Подростки
испытывают пронзительное чувство своей
бесполезности, душевного разлада и бесцельности,
иногда кидаются в сторону «негативной»
идентичности, делинквентного (отклоняющегося)
поведения. В случае негативного разрешения
кризиса возникает «ролевое смешение»,
расплывчатость идентичности у индивидуума.
Кризис идентичности, или ролевая спутанность,
приводит к неспособности выбрать карьеру
или продолжить образование, иногда к
сомнениям в собственной половой идентичности.
Причиной этого
может быть и чрезмерная идентификация
с популярными героями (кинозвездами,
суператлетами, рок-музыкантами) или представителями
контркультуры (революционные лидеры,
«бритоголовые», делинквентные личности),
вырывающая «расцветающую идентичность»
из ее социального окружения, тем самым
подавляющая и ограничивающая ее.
Положительное
качество, связанное с успешным выходом
из кризиса периода юности, — это верность,
т.е. способность сделать свой выбор, найти
свой путь в жизни и оставаться верным
взятым на себя обязательствам, принять
общественные устои и придерживаться
их.
6. Молодость:
достижение близости / изоляция. Шестая
психосоциальная стадия
Эриксон использует
термин интимность (достижение близости)
как многоплановый, но главное при
этом — поддержание взаимности в
отношениях, слияние с идентичностью
другого человека без опасения потерять
самого себя. Именно этот аспект интимности
Эриксон рассматривает как необходимое
условие прочного брака.
Главная опасность
на этой психосоциальной стадии заключается
в излишней поглощенности собой
или в избегании межличностных
отношений. Неспособность устанавливать
спокойные и доверительные личные отношения
ведет к чувству одиночества, социального
вакуума и изоляции.
Положительное
качество, которое связано с нормальным
выходом из кризиса «интимность
/ изоляция», — это любовь. Эриксон
подчеркивает важность романтической,
эротической, сексуальной составляющих,
но рассматривает истинную любовь и близость
шире — как способность вверять себя другому
человеку и оставаться верным этим отношениям,
даже если они потребуют уступок или самоотречения,
готовность разделить с ним все трудности.
Этот тип любви проявляется в отношениях
взаимной заботы, уважения и ответственности
за другого человека.
7. Зрелость: продуктивность
/ инертность. Седьмая стадия приходится
на средние годы жизни (от 26
до 64 лет); ее основная проблема —
выбор между продуктивностью и инертностъю.
Продуктивность выступает как забота
более старшего поколения о тех, кто придет
им на смену, — о том, как помочь им упрочиться
в жизни и выбрать верное направление.
Хороший пример в данном случае — чувство
самореализации у человека, связанное
с достижениями его потомков.
Если у взрослых
людей способность к
Те взрослые
люди, кому не удается стать продуктивными,
постепенно переходят в состояние поглощенности
собой, когда основной предмет заботы
— их собственные, личные потребности
и удобства. Эти люди не заботятся ни о
ком и ни о чем, они лишь потворствуют своим
желаниям. С утратой продуктивности прекращается
функционирование личности как деятельного
члена общества, жизнь превращается в
удовлетворение собственных нужд, обедняются
межличностные отношения. Это явление
— «кризис старшего возраста» — выражается
в чувстве безнадежности, бессмысленности
жизни.
8. Старость: целостность
эго / отчаяние. Последняя психосоциальная
стадия (от 65 лет до смерти) завершает
жизнь человека. Практически во
всех культурах этот период
знаменует начало старости, когда
человека одолевают
По убеждению
Эриксона, для этой последней фазы
жизни характерен не столько новый
психосоциальный кризис, сколько
суммирование, интеграция и оценка
всех прошлых стадий развития Эго: «Только
у того, кто каким-то образом заботился
о делах и людях, кто переживал триумфы
и поражения в жизни, кто был вдохновителем
для других и выдвигал идеи — только у
того могут постепенно созревать плоды
семи предшествовавших стадий. Я не знаю
лучшего определения для этого, чем эго-интеграция
(целостность)».
Чувство интеграции
Эго основывается на способности
человека оглядеть всю свою прошлую
жизнь (включая брак, детей и внуков,
карьеру, достижения, социальные отношения)
и смиренно, но твердо сказать себе:
«Я доволен». Неотвратимость смерти больше
не страшит, поскольку такие люди видят
продолжение себя или в потомках, или в
творческих достижениях. Эриксон полагает,
что только в старости приходит настоящая
зрелость и полезное чувство «мудрости
прожитых лет». Но в то же время он отмечает:
«Мудрость старости отдает себе отчет
в относительности всех знаний, приобретенных
человеком на протяжении жизни в одном
историческом периоде. Мудрость — это
осознание безусловного значения самой
жизни перед лицом самой смерти».
Информация о работе Психосоциальные стадии развития личности по Э. Эриксону