Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 22:09, доклад
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития личности подвергаются здесь качественному изменению, поэтому этот возраст традиционно считается самым трудным в жизни человека, и ассоциируется с большим риском в области здоровья, обучения и поведения
Реакция имитации проявляется в подражании определенному лицу, образцу. В детстве имитируется поведение родителей, близких родственников, воспитателей и т.п. Иногда образцом может стать и антисоциальный герой.
Реакция компенсации - восполнение неудач в одной области подчеркнутым успехом в другой области. Неудачи в учебе могут компенсироваться «смелым» поведением. Реакция гиперкомпенсации – неустойчивое стремление к успеху в наиболее трудной для себя области деятельности.
Реакция эмансипации – стремление освободиться от навязчивой опеки старших, самоутвердиться. Крайнее проявление - отрицание стандартов, общепринятых ценностей, норм закона, бродяжничество.
Реакция группирования - объединение в группы сверстников. Подростковые группы отличаются одноплановостыо, однородной направленностью, территориальной общностью, борьбой за господство на своей территории (во дворе, ни своей улице), примитивной символикой. Реакция группирования в значительной степени объясняет то, что подавляющее большинство подростков приобщаются к психоактивным веществам в группе сверстников.
Описанные выше характерные для подросткового возраста реакции являются провоцирующими факторами отклоняющегося, аддиктивного поведения [7]. Также провоцирующими факторами считаются нервно-психическая неустойчивость, агрессивность, акцентуации характера (гипертимный, неустойчивый, конформный, истероидный, эпилептоидный типы).
Подводя итог, можно отметить, что подростковый возраст – это прежде всего период интенсивного физического, психического и социального развития. Невозможность осуществления позитивной социальной роли вынуждает подростка искать обходные пути для реализации своей потребности в развитии. В результате – уход из семьи или из школы, где невозможны реализация внутренних ресурсов, удовлетворение потребностей развития. Другой способ ухода – эксперименты с алкоголем и наркотиками.
Таким образом, в подростковом периоде происходит качественное изменение личности, перестройка того, что было сформировано раньше, что требует повышенного внимания родителей, психологов и педагогов в целях не допустить возможных ошибок в отношениях с повзрослевшим ребенком и предотвратить появление девиантного поведения.
Информация о работе Психосоциальные особенности подростков 14-16 лет