Психосоциальные особенности подростков 14-16 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 22:09, доклад

Описание работы

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития личности подвергаются здесь качественному изменению, поэтому этот возраст традиционно считается самым трудным в жизни человека, и ассоциируется с большим риском в области здоровья, обучения и поведения

Работа содержит 1 файл

Психосоциальные особенности подростков 14-16 лет.doc

— 58.50 Кб (Скачать)

     Хронологические границы подросткового возраста точно не фиксированы. Разные авторы определяют подростковый возраст по-разному, в зависимости от того, выделяется ли как особый этап развития юношеский  возраст (13-19 лет). В западной психологии подростковому возрасту отводится период от 11 до 19 лет, он подразделяется на две составляющие [10]: ранний подростковый возраст (обычно от 11 до 14 лет) и старший подростковый возраст (от 15 до 19 лет), то есть юношеский возраст как отдельный этап развития не рассматривается.

     В данной работе мы будем придерживаться этой периодизации, и говорить о  подростках в возрасте от 14 до 16 лет.

     Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства  к взрослости. Все стороны развития личности подвергаются здесь качественному изменению, поэтому этот возраст традиционно считается самым трудным в жизни человека, и ассоциируется с большим риском в области здоровья, обучения и поведения [10]. Именно в подростковом возрасте, по словам Л.С. Выготского, на протяжении сравнительно небольшого срока происходят интенсивные и глубокие изменения в движущих силах поведения [2].

     Подростковый  возраст может быть описан как  кризис, характеризующийся непригодностью усвоенных ранее паттернов поведения, высокой неопределенностью, ослаблением имевшихся ранее источников социальной поддержки [4]. Подростковый возраст также характеризуется выраженной эмоциональной неустойчивостью, резкими колебаниями настроения, быстрыми переходами от экзальтации к субдепрессивным состояниям.

     В подростковом возрасте отмечаются как биологические, так и социальные изменения, обусловливающие психологическую перестройку.

     Биологическим критерием перехода от детства к  отрочеству является достижение половой  зрелости, связанное с созреванием  репродуктивных функций [8]

     И.С. Кон отмечает, что центральным  фактором психологического развития подростка, его важнейшим новообразованием является становление самосознания, изменение Я - концепции, определяющееся стремлением подростка найти себя в этом мире, понять, в чем заключается его уникальность, С этим связаны резкие колебания в отношении подростка к себе [6].

     В социальном плане решающими характеристиками подросткового периода являются незрелость, некритическое восприятие любого влияния, погоня за сиюминутными удовольствиями, отрицание любых авторитетов, которые кажутся им навязанными; неистребимое любопытство; стремление обособиться от мира взрослых, занять независимое, самостоятельное положение в жизни.

     Социальным  критерием перехода от детства к  взрослости считается достижение социальной зрелости, определение которой зависит от конкретной культуры. Большинство западных культур определяет социальную зрелость как возможность юноши или девушки самостоятельно решать свою судьбу – выбирать профессию, места учебы, работы, принимать решение о браке без согласия родителей [8].

     Как отмечается многими авторами [8; 10], центральным образованием в сфере чувств подростка становится «чувство взрослости». Возникшее у подростка, оно проявляется как субъективное переживаний готовности быть полноправным членом коллектива взрослых, выражающееся в стремлении к самостоятельности, желании показать свою «взрослость», добиваться, чтобы старшие уважали достоинство его личности, считались с его мнением.

     По  мнению К. - Левина, подросток находится  в положении маргинальной личности (этим термином в социологии обозначают личность, принадлежащую двум культурам). Подросток больше не хочет быть в сообществе детей и в то же время знает, что он еще не взрослый. Характерными чертами поведения маргинальной личности является эмоциональная неустойчивость и чувствительность, застенчивость и агрессивность, эмоциональная напряженность и конфликтные отношения с окружающими, склонность к крайним суждениям и оценкам.

     Ключевым  признаком проявления «чувства взрослости»  можно считать, подражание внешним признакам взрослости: курение, игра в карты, употребление вина, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, косметика, украшения. Приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания. Это самые легкие пути достижения взрослости и самые опасные.

     Переход к взрослости происходит тяжело, зачастую в этот период проявляются акцентуации, психопатии, невротические расстройства. Некоторые из них выступают личностными предиспозициями к различного рода нарушениям поведения.

     В литературе также говорится о  «подростковом комплексе» [8, с. 384]: он характеризуется «беспокойством, тревогой, склонностью подростка к резким колебаниям настроения, меланхолией, импульсивностью, негативизмом, конфликтностью и противоречивостью чувств, агрессивностью». К психологическим особенностям подросткового возраста относят перепады настроения, категоричность высказываний и суждений, желаний подростка быть признанным и оцененным другими, сочетающееся с показной независимостью и бравадой, борьбу с авторитетами и обожествление кумиров. Эгоистичность подростка проявляется наряду с преданностью и самопожертвованием. Проявление грубости и бесцеремонности к другим людям сочетается с неимоверной собственной ранимостью, колебаниями ожиданий от сияющего оптимизма к самому мрачному пессимизму [8]. Подросток характеризуется оппозиционной готовностью, максимализмом в оценках, непереносимостью опеки, многообразием переживаний, связанных с пробуждающейся сексуальностью, немотивированными колебаниями настроений [10].

     Подростковый  возраст, по словам Л.С. Выготского [1], представляет собой совокупность условий, в высшей степени предрасполагающих к воздействию различных психотравмирующих факторов. Самыми сильнодействующими из них являются недостойное поведение родителей, конфликтные взаимоотношения между ними, наличие у них недостатков, унизительных с точки зрения подростка и окружающих, оскорбительное отношение к подростку, проявления недоверия или неуважения к нему. Все это не просто осложняет учебно-воспитательную работу с ними, но и делает ее порой практически невозможной. У подростка на этой почве могут возникнуть различные отклонения в поведении.

     В подростковом возрасте могут с чрезмерной скоростью происходить изменения, связанные с ростом организма. В этом случае подростку трудно справиться с ситуацией. В лучшем случае он взывает о помощи, обращаясь к близким взрослым.

     Многие  подростки, подпадая под зависимость  от физического состояния, начинают сильно нервничать и обвинять себя в несостоятельности. Эти ощущения часто не осознаются, а подспудно формируют напряженность, с которой подростку трудно справиться. На таком фоне любые внешние трудности воспринимаются особенно трагически. Подростковый возраст – период отчаянных попыток «пройти через все». При этом подросток по большей части начинает свой поход с табуированных или прежде невозможных сторон взрослой жизни. Многие подростки «из любопытства» пробуют алкоголь и наркотики. Если это делается не для пробы, а для куража, возникает физическая зависимость. Но и баловство, пробы могут привести к психологической зависимости, что проявляет себя в возникновении напряженности, тревоги, раздражительности. Подростки достаточно легкомысленно относятся к человеческим порокам и слабостям и в результате быстро приобщаются к алкоголю и наркотикам, превращая их из источника ориентированного поведения (любопытства) в предмет своих потребностей. На этом фоне, рефлексируя на свое «падение», подросток нередко превращает его в форму своего самоутверждения, заглушая внутреннее чувство потери себя, своего личного кризиса.

     Подростки с большим любопытством относятся  к сексуальным отношениям. Там, где слабы внутренние тормоза, где слабо развито чувство ответственности за себя и другого, прорывается готовность к сексуальным контактам с представителями противоположного, а иногда и своего пола. Высокая степень напряжения до и после сексуального общения ложится сильнейшим испытанием на психику. Первые сексуальные впечатления могут оказать влияние на сферу сексуальной жизни взрослого человека. Поэтому важно, чтобы эти впечатления отражали достойные формы взаимодействия юных сексуальных партнеров. Многие подростки на почве неблагополучного опыта обретают неврозы, а некоторые – и венерические заболевания. Все эти формы новой жизни подростков ложатся на психику тяжелым бременем. Напряженность от неопределенности жизни в новом качестве (курильщик, сексуальный партнер и др.) в результате потери самоидентичности толкает многих подростков в состояние остро переживаемого кризиса.

     Отдельно  следует указать на отроческий кризис, связанный с духовным ростом и  изменением психического статуса. Хотя в этот период происходит объективное  изменение социального положения  отрока (возникают новые отношения  с близкими, сверстниками, учителями; расширяется поле деятельности и др.), наиважнейшим фактором, влияющим на возникновение кризиса, являются рефлексия на внутренний мир и глубокая неудовлетворенность собой. Потеря идентичности с самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом – вот основное содержание отроческих переживаний. Неудовлетворенность может быть столь сильной, что появляются навязчивые состояния: непреодолимые угнетающие мысли о себе, сомнения, страхи. При этом сохраняется критическое отношение к этим состояниям, что усугубляет тяжелые чувства подростка.

     Многие  подростки переживают кризис во внешних  проявлениях негативизма – бессмысленном противодействии другому, немотивированном противостоянии (часто родителям). Задача близких взрослых и психологов здесь однозначна – необходимо включиться в проблемы отрока и постараться облегчить его жизнь в этот период.

     Не  всякий подросток, однако, проходит столь  тяжелое испытание душевным кризисом. А те, кто проходят, по большей части выбираются из него самостоятельно: близкие нередко не догадываются о душевных бурях своих дорогих чад.

     Переход в старшие классы школы связан с резким нарастанием академических  требований. Интеллект становится менее  важным фактором успешности, по сравнению с мотивацией. Отмечается «пик» эгоцентризма и сильная реакция на влияние сверстников. Проявлением дистресса у мальчиков часто является бунтарство из-за нетолерантности к учителям и рост всех других форм девиантного поведения. Резко снижается самооценка, особенно у девочек, из-за дополнительного социального и сексуального давления. Значительное число подростков включается в девиантные группы сверстников, другие изолируются и отчуждаются [4].

     Воздействие семьи в этом возрасте остается более  сильным, чем воздействия сверстников, но родители часто переживают чувство собственного бессилия из-за плохой подготовленности к изменением в ребенке [8]. Поскольку в подростковом возрасте наблюдается наиболее интенсивное развитие волевой сферы, то авторитарность со стороны родителей воспринимается их повзрослевшими детьми совсем иначе нежели в детстве. Если взрослые не хотят обсуждать с подростком своих указаний, а только требуют их исполнения, то это может привести к негативизму со стороны подростков [2].

     Сложность взаимоотношений подростка и  взрослого заключается еще и в том, что «с одной стороны, подросток стремится к самостоятельности, протестует против опеки и недоверия, а с другой - сталкиваясь с новыми жизненными трудностями, испытывает тревогу и опасения, ждет от взрослого помощи и поддержки, но не всегда хочет открыто признаваться в этом».

     Взрослые  же часто не видят и не учитывают  того быстрого процесса взросления, который  отличает подростковый возраст, и всеми  силами пытаются сохранить «детские» формы контроля и общения. Подростков унижает и обижает такое отношение, они хотят равноправия и уважения к себе со стороны взрослых [9].

     Семьи, для которых характерны наиболее глубокие дефекты социализации, вольно или невольно провоцируют детей на раннее употребление психоактивных веществ. Криминологи выделяют следующие типы дисфункциональных, неблагополучных семей:

     1.  Псевдоблагополучная семья, применяющая неправильные методы воспитания;

     2.  Неполная семья, отличающаяся дефектами в структуре;

     3. Проблемная семья, характеризующаяся постоянной конфликтной атмосферой;

     4.  Аморальная семья, характеризующаяся  алкогольной, аморальной и сексуальной  деморализацией.

     5. Криминогенная семья.

     Подростковый  возраст характеризуется рядом  поведенческих стереотипов, характерных  для этого возрастного периода. К ним относятся реакция оппозиции, реакция имитации, реакция отрицательной имитации, реакция компенсации, реакция гиперкомпенсации, реакция эмансипации, реакция группирования и реакция увлечения [5]. Рассмотрим подробнее каждую из них.

     Реакция оппозиции вызывается завышенными претензиями к деятельности и поведению подростка, излишними ограничениями, невниманием к его интересам окружающих взрослых. В зависимости от характерологических и эмоциональных особенностей подростка протест иногда проявляется активно в виде грубости, агрессивности, жестокости, демонстративных попыток самоубийства и т. п., или в пассивной форме – в виде отказа от еды, прогулов занятий и побегов из дома.

Информация о работе Психосоциальные особенности подростков 14-16 лет