Психосинтез

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 12:27, реферат

Описание работы

Принято считать, что психосинтез как направление трансперсональной психологии существует с 1910 года. Именно в то время начал свои исследования итальянский ученый, психиатр Роберто Ассаджиоли (1887 - 1976).

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………………………………………стр. 2
Абстрактная модель психики Р. Ассаджиоли …………………………………………………..стр . 3
Уровни психосинтеза ……………………………………………………………………………………….стр. 5
Личностный этап психосинтеза. Метод разотождествления ………………………….стр. 7
Работа с субличностями …………………………………………………………………………………..стр. 7


Литература ………………………………………………………………………………………………………….......стр. 10

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 45.17 Кб (Скачать)

Работа с "Духовным Я" имеет свои уровни и проблемы. Здесь не предлагается расширение сознания для получения новых знаний. Если предположить, что "Духовное Я" есть условие существования психики, а психика - условие существования личности, то ясно, что чем прозрачнее "призмы" психики и личности, тем больше света от "Духовного Я" будет достигать внешнего мира. Таким образом, работа на личностном и трансперсональном уровнях сводится к тому, чтобы связать и настроить внутренние системы "призм". - Духовное Я" становится во главу работы психосинтеза, оно становится как условием, так и результатом работы на других уровнях.

Именно "Духовное Я" заключает в себе сознание Бога, потенциальную возможность постичь  Его. Человек, которому удается достичь полной "настройки" живет в Абсолютном Мире, где понятия "внутренний Мир" и "внешний Мир" идентичны и граница между ними исчезает и, следовательно, отсутствуют противоречия. Живя в Абсолютном Мире он обретает абсолютные мысли и чувства, совершает абсолютные действия. Именно поэтому каждое слово, действие и даже мысль такого человека содержат в себе огромную трансформирующую силу. 

Личностный  этап психосинтеза. Метод разотождествления. 

На первой стадии формирования устойчивой личности, способной адекватно выражать себя в повседневной жизни Р. Ассаджиоли усматривал два неодолимых процесса, протекающих практически параллельно: глубокое познание своей личности и контроль над различными ее элементами. Причем, как на первой, так и на последующих стадиях очень желательно присутствие рядом знающего специалиста, уже прошедшего этот путь. На первом этапе это может быть опытный квалифицированный психотерапевт или практикующий психолог. На последующих этапах необходимо присутствие Духовного Учителя, который способен вывести блуждающего в лабиринте своей психики путника на правильную дорогу.

Первый этап предполагает использование множества  практических методов, разработанных  в рамках различных направлений  практической психологии. Главное - с  их помощью суметь научиться владеть  комплексом характеристик, присущих здоровой личности. Р. Ассаджиоли выделял такие личностные характеристики как: ощущения, эмоции-чувства, импульсы-желания, воображение, мышление, интуицию. 3а счет постепенного совершенствования этих аспектов человек обретает волю, без которой, как считал Р. Ассаджиоли, невозможно дальнейшее продвижение на пути к самопознанию и реализации. Он рассматривал волю, как необходимый атрибут полноценного "Личного Я".

Одним из очень  подходящих для работы методов Р. Ассаджиоли считал метод деидентификации (разотождествления). Метод разрабатывался исходя из принципа: "Над нами властвует все то, с чем мы себя отождествляем". Иными словами, мы можем контролировать лишь то, с чем мы себя де - идентифицируем, то есть то, с чем мы себя не отождествляем.

Каждый раз, когда мы идентифицируем себя со слабостью, виной, страхом и другими эмоциями - мы ограничиваем себя. Мы говорим: "Я  в унынии или "Я раздражен", и тогда очень легко нами может  овладеть депрессия. Если при тех  же обстоятельствах мы скажем примерно следующее: "Меня пытается поглотить  волна уныния" - бдительное "Я" не потерпит вторжения этого состояния. Оно может критично и беспристрастно рассмотреть импульсы уныния, не будучи поглощенным ими. Часто даже этого  бывает достаточно, чтобы выиграть битву с нежелательной эмоцией. 

Работа  с субличностями

Одним из специфических  методов психосинтеза, используемых также на первом этапе, является метод работы с субличностями.

Различные ситуации, способы видения мира по-разному  окрашивают наше восприятие и влияют на наш образ жизни. Для каждой ситуации мы, часто не осознавая  того, вырабатываем соответствующий  образ себя, систему поз и жестов, чувств и поступков, слов, привычек и мнений. Эта совокупность элементов  в каждой конкретной ситуации образует нечто вроде личности в миниатюре. Р. Ассаджиоли называл такие паттерны субличностями.

По определению  П. Ферручи субличности - это психологические образования, подобные живым существам, сосуществующим в общем пространстве нашей личности. Каждая субличность ведет собственный стиль жизни и имеет свои собственные движущие мотивы, зачастую отличные от стиля жизни и мотивов других субличностей. В каждом из нас толпа. Здесь могут быть бунтарь и мыслитель,  

совратитель и домохозяйка, организатор и  добряк и т.д. Причем нередко они  относятся друг к другу не самым  лучшим образом.

В контексте  трансперсональной психологии "личное Я" и "Духовное Я" являются врожденной, неотъемлемой частью человеческой природы. Работа с субличностями - это процесс осознания, принятия и преобразования различных частей личности, посредством чего становится возможным реальное pacкрытие личностного потенциала. Любая проблема рассматривается как возможность внутреннего роста, а собственно работа с проблемой - как непосредственное участие в раскрытии нашего внутреннего потенциала. Такой подход существенно меняет восприятие собственного страдания и позволяет нам выработать к нему более позитивное отношение.

Субличности исполняют функцию инструментов самовыражения личности. Будучи энергетическими психодинамическими структурами, они ищут самовыражения во внешнем мире. Через самовыражение субличности выявляют наши внутренние роли, которые воздействуют друг на друга. Изменение трансформация хотя бы одной субличности влияет на всю психику индивида в целом.

Согласно  Г. Спикер, формирование субличностей происходит уже в первые месяцы жизни ребенка. Более того, существует также мнение, основанное на эмпирическом опыте, что они вообще являются нашим психическим наследием, уходящим корнями к нашим родителям, их предкам и к более далеким поколениям. У годовалого ребенка эти психологические структуры уже существуют в оформленном состоянии. Они проявляются в виде типичного поведения и связаны с различными желаниями и потребностями. Со временем в зависимости от опыта и памяти субличности становятся более многомерными и сложными.

Субличности кристаллизуются путем повторения приобретенных реакций. Став сформировавшейся частью личности, субличности стремятся удовлетворить собственные потребности и реализовать желания, а т.к. разные субличности имеют разные желания часто они вступают в конфликт друг с другом. Тогда субличность старается силой реализовать свои конструктивные или деструктивные качества. Этот процесс обычно протекает бессознательно и coпровождается знакомым ощущением: "Я не хотел так делать и все-таки сделал снова!"

Для того чтобы  проявить себя субличности необходимы такие инструменты как тело, эмоции и мыслительные паттерны, причем каждая субличность, выходя на передний план в определенных обстоятельствах, имеет свойство выступать от имени всей личности. Человек слышит в себе мысли: "Я хочу...,. сделаю..., Я люблю..." и ошибочно думает, что он, как целостная личность действительно этого хочет, любит и т.д. В действительности им управляет лишь небольшая, получившая относительную автономию часть психики.

Почти каждый из нас может вспомнить жизненные  ситуации, когда он поступал так, как  не хотел бы поступать, но никак не мог изменить свое поведение. Это часто сопровождается внутренней борьбой между двумя конфликтующими голосами, где каждый старается убедить в собственной правоте. Для относительно уравновешенного человека этот процесс ощущается как внутреннее колебание, сомнение, взвешивание "за" и "против". Он не слышит отдельных от себя "голосов", т.к. отождествляет себя со своим мыслительным аппаратом. Поэтому он уверен, что сам принимает решения. Даже если это решение неудачное - он склонен обвинять в этом в лучшем случае себя, считая себя цельной личностью, а в худшем - он ищет виноватого на стороне.

Методика  работы с субличностями на первом этапе психосинтеза предполагает исследование только тех из них, которые попадают в поле нашего сознания из среднего бессознательного, а это значит, что общаясь с ними, мы можем держать ситуацию под контролем. Содержание этой области "втягивается" в поле сознания легче всего. Тем не менее, осваивать и проводить соответствующие упражнения желательно под руководством опытного тренера.

М.Браун  и К.Басквин предлагают рассматривать каждую субличность, в свою очередь, состоящей из трех уровней. По примеру строения всей психики в целом, они выделяют у каждой субличности подсознание, сознание и сверхсознание. Каждая субличность имеет Высшее Я и животную энергию, энергию жизни, расположенную в нижней ее части.

Когда мы выявляем субличность, у нас появляется возможность отстраниться от нее и наблюдать со стороны. Нередко разотождествление с той или иной субличностью сопровождается чувством просветления и освобождения. В некоторых случаях выявление субличности вызывает тревогу или страх. Например, когда одна женщина внезапно обнаружила в себе субличность Жертвы, она воскликнула: "Если я перестану жаловаться, то что мне еще останется?'" Фактически, это сама Жертва говорила из нее.

Однако какой  бы ни была первоначальная эмоциональная  реакция, осознание действительного  положения вещей повышается и, следовательно, увеличивается степень свободы.

Глядя на плоскую  схему устройства психики, может  возникнуть впечатление, что здесь  что-то "выше", а что-то "ниже", что-то "лучше", а что-то "хуже" Но следует помнить, что в действительности просто существует своего рода среда, окружение, из которого мы черпаем любые  содержания. Нет плохих или хороших субличностей, все они выражают какие-то жизненно важные составляющие нашего существа, хотя поначалу эти составляющие могут представляться нам отрицательными. Субличности становятся вредными только когда контролируют нас. Тогда они навязывают нам свойственные себе стереотипы.

Конечная  цель в работе с субличностями заключается в том, чтобы сильнее почувствовать себя как "Я", как центр личности. Углубляя знакомство с субличностями, мы стремимся снова стать единым целым, а не распадаться на множество противоборствующих суб-"я". Центр личности можно сравнить с местом, где сохраняется полная тишина, в то время как вокруг может быть очень шумно. Из центра мы можем обращаться к той или иной субличности, управлять ею, поправлять ее, заботиться о ней. Нужно уметь сочувствовать субличностям, и, по возможности, не игнорировать их потребности.

Существует  опасность, что человек может  пуститься в бесконечный поиск  субличностей. В результате этого, вместо того, чтобы почувствовать себя сильнее и богаче от приобретенного опыта, он получает ощущение утраты собственного единства. Наступает момент, когда человек начинает воздвигать для себя новые лабиринты вместо того, чтобы искать выход из уже существующих. Поэтому необходимо выработать фундаментальное чувство меры. Задача состоит не в том, чтобы отыскать как можно больше субличностей, но прежде всего в том, чтобы стать их хозяином, постепенно содействуя согласованию интересов в рамках живого целого.

До того как, мы приступили к работе с ними, субличности - это миры не связанные между собою, не знающие о существовании других. Но едва их соединяет осознание, как между ними начинают устанавливаться связи, они сливаются, объединяются, создавая новые образования. При этом освобождается большое количество энергии, которая может использоваться для дальнейшем работы.

П. Ферручи видит в субличностях "падшие проявления архетипов высших качеств". Субличности - это падшие или извращенные проявления преходящих качеств, которые существуют на высших уровнях нашей психики. Так, гиперактивную субличность можно рассматривать - как извращение архетипа энергии, субличность упрямца - как извращенную форму воли и т.д. Но как далеко не отстояла бы субличность от своего источника, она может послужить средством для воссоединения с последним.

Осуждая субличность, мы препятствуем ее продвижению к истоку. Не принимая ее, мы способствуем ее вырождению. Субличности подобны людям. Чтобы они раскрылись и показали лучшие свои стороны, к ним нужно относиться с пониманием. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература:

  1. Владимир Данченко «С психосинтезом в XXI век»;
  2. Роберто Ассаджоли "Психосинтез";
  3. Ярошевский М.Г. «История психологии»;
  4. Интернет.

Информация о работе Психосинтез