Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 12:27, реферат
Принято считать, что психосинтез как направление трансперсональной психологии существует с 1910 года. Именно в то время начал свои исследования итальянский ученый, психиатр Роберто Ассаджиоли (1887 - 1976).
Введение ……………………………………………………………………………………………………………………стр. 2
Абстрактная модель психики Р. Ассаджиоли …………………………………………………..стр . 3
Уровни психосинтеза ……………………………………………………………………………………….стр. 5
Личностный этап психосинтеза. Метод разотождествления ………………………….стр. 7
Работа с субличностями …………………………………………………………………………………..стр. 7
Литература ………………………………………………………………………………………………………….......стр. 10
Содержание
Введение ………………………………………………………………………………
Литература
………………………………………………………………………………
Введение
Принято считать,
что психосинтез как направление трансперсональной
психологии существует с 1910 года. Именно
в то время начал свои исследования итальянский
ученый, психиатр Роберто Ассаджиоли (1887
- 1976).
Процесс синтеза - повсеместное явление:
клетки объединяются в организм, из букв
складывается слово, звуки музыки образуют
мелодию и т.д. Эмпирический опыт показывает,
что синтез происходит и в человеческой
психике и что отсутствие его порождает
серьезные проблемы. Р. Ассаджиоли заметил,
что утрата внутреннего равновесия, ощущение
бессмысленности и другие душевные страдания
возникают часто тогда, когда различные
элементы психики разобщены или вступают
в противоречие друг с другом. Когда же
они объединяются во все большие и большие
целостности, человек испытывает прилив
сил, находит в своей жизни больше смысла.
Для человека процесс постепенной интеграции структур психики является естественным и необходимым, но зачастую он бывает заблокирован. Р.Ассаджиоли приступил к разработке методов снятия подобных блоков. Разработанную систему методов и приемов для высвобождения процесса объединения психических структур он назвал психосинтезом.
В зависимости
от цели применения, психосинтез может
служить:
1. Способом
психического развития и
2 Методом
лечения психических и
3. Методом
интегрального воспитания, которое
служит не только развитию
различных способностей
Изменения
в результате практики
Абстрактная
модель психики Р.Ассаджиоли
Центральными
понятиями предлагаемой Р. Ассаджиоли
схемы являются "Я", (другие названия:
"Самость", "личное Эго" или "Личное
Я") и "Трансперсональное Я" ("Сверх
Самость", "Духовное Я", "Надличное
Я").
Р. Ассаджиоли
создал программу, согласно которой можно
переходить с одной ступени формирования
личности в индивидуальном опыте на другую,
параллельно раскрывая в себе и приобретая
различные качества. Он описывает свою
модель как "грубую, почти анатомическую
репродукцию нашей внутренней конституции..."
и разделяет человеческое бессознательное
на три области: низшее
бессознательное, среднее
бессознательное, высшее
бессознательное. Несмотря на то, что
эти пласты бессознательного имеют различное
содержание, они тесно взаимосвязаны друг
с другом.
или сверхсознательное
Происходит
постоянный обмен энергиями и
элементами как внутри психики отдельного
человека, так и с коллективным
бессознательным.
Низшее
бессознательное.
Содержит в
себе информацию о простейших формах психической
деятельности, примитивные животные побуждениях,
"комплексы", несущие сильный эмоциональный
заряд, образы кошмарных сновидений, "фантазмы"
(фантазии, которые в искаженной форме
отражают действительные желания человека),
низшие неконтролируемые парапсихические
процессы, различные патологические проявления
(фобии, мании, навязчивые идеи) и т.д. С
низшими парапсихическими процессами
обычно связывают необычные явления, с
которыми может столкнуться человек при
погружении в низшее бессознательное.
Это видения различных пугающих, неприятных
сущностей, привидений, встреча с "домовыми",
явления полтергейста и т.д. Как правило,
такие встречи имеют негативную или, в
лучшем случае, нейтрально окраску. Можно
сказать, что именно этой областью занимался
в свое время 3. Фрейд.
Среднее бессознательное.
Содержит
психические элементы, сходные с
элементами бодрствующего сознания
и свободно в него проникающие. Здесь
прежде, чем проявиться в сознании,
зарождаются, развиваются и созревают
плоды повседневной деятельности разума
и воображения.
Высшее бессознательное, или сверхсознательное
В нем проявляются
высшие формы интуиции и вдохновения,
здесь господствуют энергии, побуждающие
к духовному росту, к творчеству.
Получая доступ к высшему бессознательному,
человек знакомится с высшими парапсихическими
явлениями, решает вопросы смысла жизни
и отношения с Божественным. Под высшими
парапсихическими явлениями подразумевается
целый ряд феноменов: необычные озарения,
видения, чудесные "совпадения", откровения
и т.д. Люди с религиозным сознанием часто
все это называют "чудеса Господа".
При этом человек не испытывает страха,
его переполняет чувство благоговения,
радости, восторга от ощущения, что он
прикоснулся к общему Живительному Источнику
Света и Мудрости.
Поле сознания
Этот не
совсем точный, но понятный и пригодный
для практических целей термин обозначает
непосредственно сознаваемую
Сознательное "я"
"Я", которое
представляет собой точку
по поверхности
"потока мысли", отождествляя себя
с каждой последующей волной, со
сменяющимися содержаниями своего сознания.
Высшее Я
Сознательное "я", как правило, не только погружено в поток содержаний сознания, но, по-видимому, совсем исчезает, когда мы засыпаем, падаем в обморок, находимся под воздействием наркоза, наркотиков или в состоянии гипноза. Но, когда мы пробуждаемся или приходим в сознание, "я" таинственным образом появляется вновь, неизвестно как и откуда, – факт, при ближайшем рассмотрении, действительно непостижимый и озадачивающий. Этот факт вынуждает нас предположить, что за или над сознательным "я" существует истинное Я, постоянный центр, из которого "я" возвращается в сознание.
Выяснить, действительно
ли существует Я, можно различными путями.
Многие люди, которые испытали более
или менее продолжительное
Коллективное бессознательное
Человеческие
существа не оторваны друг от друга, это
не "монады без окон", как считал
Лейбниц. Временами человек может испытывать
субъективное чувство оторванности, одиночества,
однако абсолютизирующие этот факт экзистенциалистские
концепции не соответствуют действительности
ни в психологическом, ни в духовном плане.
Внешнюю линию овала схемы следует рассматривать
не как "отделяющую", а как "разграничительную".
Ее следует рассматривать как аналог клеточной
мембраны, которая обеспечивает постоянный
активный обмен веществ между организмом
и клеткой. Между нами и другими людьми
все время протекают процессы "психического
осмоса", протекают они также между
нами и окружающей нас психической средой.
Последняя соответствует тому, что Юнг
назвал "коллективным бессознательным";
но он не дал ясного определения этому
термину, относя к коллективному бессознательному
разные и даже противоположные по своей
природе элементы, а именно: примитивные
архаические структуры и высшую, новаторскую
деятельность сверхсознательного порядка.
Уровни психосинтеза
Первоначально
Р. Ассаджиоли рассматривал два уровня
психосинтеза. Он выделял этап формирования
полноценной личности (личностный
психосинтез) и далее этап духовного
совершенствования (духовный
психосинтез). К области духовного психосинтеза
он относил множество феноменов и психических
состояний, с которыми встречается тот,
кто окунается в глубины своего бессознательного.
В настоящее время многие последователи этого направления склонны принимать трехуровневую модель, предложенную Т. Йомансом. Он делит процесс психосинтеза не на два, а на три этапа: личностный, трансперсональный и духовный.
Этап формирования личности соответствует этапу, выделяемому Р. Ассаджиоли. В этот период происходит работа по интеграции личности вокруг "личного Я". Задача этой стадии в том, чтобы структурировать и (или) согласовать все аспекты личности, дать ей возможность новым здоровым, эффективным способом справляться с окружающей действительностью. Эта работа должна предварять переход к другим этапам. Преждевременное открытие энергиям трансперсонального может привести, напротив, к углублению расстройств личности, разрастанию Эго, регрессивному поведению.
Трансперсональная работа имеет отношение к расширению сознания за пределы обычных границ в любую другую область (в личное или коллективное бессознательное). Эта работа предполагает подробное исследование различных уровней психики, соответствующих, например, различным области овальной диаграммы Р. Ассаджиоли, или работу с "воспоминаниями о своем рождении". Сюда же может относиться работа с тем, что К. Юнг назвал "тенью" или Анима и Анимус и их интеграцией. Это также может бы "переживание прошлых жизней", проявление экстрасенсорных способностей, парапсихические явления и т.д.
Таким образом, трансперсональное - это та область, которая дает возможность в буквальном смысле глубже и полнее познать себя, увидеть и прочувствовать, а иногда и услышать те стороны и энергии, которые до сих пор были недоступны сознанию и включить их в более полное ощущение своего "личного Я".
Духовный уровень по сравнению с трансперсональным, внимание которого направлено на содержание бессознательного, обращается непосредственно к энергиям синтеза, к воле "Духовного Я". Здесь ставится задача приведения личной воли в соответствие с волей "Духовного Я", т.е. фактического растворения в Высшей воле. В отличие от трансперсонального уровня, переживания на этапе духовного психосинтеза не имеют содержания. Если психика имеет содержание, личность обладает динамической структурой, то "Духовное Я" - есть чистое бытие, пронизывающее их. Это энергия, наполняющая всю жизненную систему, это чувство полной гармонии, полная удовлетворенность существующим положением вещей, ощущение внутренней силы и уверенности. При этом уже нет необходимости познавать какие-либо области сознания, осмысливать их. Все ясно и присутствует знание без осмысления.