Психолого-педагогические особенности работы с одарёнными детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 19:54, доклад

Описание работы

Повышенное внимание к проблемам обучения и развития одаренных детей очевидно в обществе в целом.
Одаренный ребенок, в отличие от одаренного взрослого, - несформированная личность, будущее которого неопределенно, и способности должны открыться.

Работа содержит 1 файл

одаренные дети.doc

— 87.00 Кб (Скачать)
  1. Упражнение  «Назови всё круглое … (в этой комнате, на улице и т.д.)
 
  1. Упражнение  «Назови по 3 предмета, которые могут  сочетать 2 названные признака.

        Например:  яркий  жёлтый

        - свет

        - солнце

        - лампа 

        Варианты  заданий: пушистый – зелёный

        Прозрачный  – голубой,

        Сильный – добрый,

        Звонкий – громкий,

        Сладкий – лёгкий. 

  1. Упражнение  «Отгадывание загадок».
 
  1. Игра «Лишнее  слово».
 

                          Назови лишнее слово.

        Щука, карась, окунь, рак

        Ромашка, ландыш, сирень, колокольчик

        Саша, Коля, Маша, Лена, Егорова

        Заяц, лось, кабан, волк, овца

        Ухо, лицо, нос, рот, глаз 

  1. Игра «Назови  отличие»

        Найти как можно больше отличий: шкаф –  телевизор

        Магнитофон  – собака

        Книга – машина

        Звонок  – карандаш

        Птица – самолёт 
         

  1. Игра «Поиск общего»

        Найти общие признаки:

        Телевизор – шкаф (и т.д.) 

  1. Игра «Группировка слов».

        Сгруппировать слова и объяснить почему стрела, пчела, бабочка, - летающие объекты, коршун, воробей – птицы, пчела, бабочка – насекомые. 

  1. Составление рассказа по картинкам.

        Примерная схема: - Что произошло до события, изображённого на картинке?

  • Что думают нарисованные герои?
  • Что будет дальше?
  • Чем всё закончится?
 
  1. Задачка-шутка: Если бы ты хотел приготовить завтрак  для великана, чем бы ты стал отмерять следующие продукты:
  • мука для оладий,
  • молоко для питья,
  • масло для оладий,
  • сироп,
  • яйца, соль, перец.
 

        Сколько бы ты взял каждого продукта? 

  1. Придумывание  окончания сказки. (Например: Жил-был  маленький гиппопотамчик. Многие звери смеялись над ним, что он такой маленький. Больше всех смеялась одна муха. И вот однажды она села на ветку рядом с гиппопотамчиком и стала его дразнить…).
 
  1. Игра «Вывод»
  • Петя старше Маши, а Маша старше Коли. Кто самый старший и самый младший?
  • Ваня худее Миши, но толще Андрея. Кто самый толстый, самый худой?
 
 
 
 
 
 
 

Это надо знать родителям: 

«Отличительные черты одарённых детей» 

  1. Чрезвычайно любопытны в отношении того, как  устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими  процессами одновременно и склонны активно исследовать всё окружающее.
  2. Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своём воображении создавать альтернативные системы.
  3. Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребёнку накапливать большой объём информации и интенсивно использовать её.
  4. Обладают большим словарным запасом. Однако ради удовольствия они часто изобретают собственные слова.
  5. Не терпят, когда им навязывают готовый ответ.
  6. Увлечённость заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он замахивается на то, что ему пока не по силам. Он нуждается в поддержке, но не в слепой опеке.
  7. Они обнаруживают обострённое чувство справедливости.
  8. Предъявляют высокие требования к себе и окружающим.
  9. Обладают отличным чувством юмора.
  10. Нередко у них развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.
 

        Родительские  ошибки в воспитании одарённых детей  

  1. Родители  часто ожидают от своих детей  слишком многого.
  2. Родители зачастую не способны найти нужный подход к ребёнку.
  3. Родители перегружают своих одарённых детей.
  4. Родители смотрят на своих одарённых детей  как на средство достижения собственных притязаний или компенсации нереализованных стремлений.
  5. Родители часто отводят одарённым детям роль «кумира семьи», что отрицательно сказывается как на самом ребёнке, так и на его братьях, сестрах.
  6. Иногда принято посвящать детей в семейные конфликты, что отрицательно сказывается на их эмоциональном развитии.
 
 
 

              

 

 

   Определение степени одаренности талантливого ребенка

   (анкета) 

   Скорее  способный, чем одаренный

  1. Мой ребенок инициативный, живой, подвижный.
  2. Он с готовностью откликается на все новое.
  3. Любит все загадочное и непонятное.
  4. Часто нуждается в поддержке старших.
  5. Довольно легко отвлекается и оставляет начатое дело.

   Если  на пять вопросов вы дали ответы «да», есть некоторые основания считать  вашего ребенка способным. Если на вопросы 4 и 5 вы ответили «нет», переходите к следующим вопросам.

   одаренный

  1. Его интересы достаточно стабильны.
  2. Его любознательность устойчива.
  3. Любит задавать и решать трудные вопросы.
  4. Часто не соглашается с мнением взрослых
  5. Имеет свою точку зрения и настойчиво ее отстаивает.
  6. Начатое дело всегда доводит до конца.
  7. Имеет особую склонность к определенному виду занятий или предмету.
  8. Настойчив в достижении поставленной цели.
  9. Имеет много друзей среди своих сверстников, с каждым находит общий язык
  10. Задает много вопросов (в том числе и на уроках по интересующим его предметам).
  11. Часто бывает эгоистичен.

   Ответы  «да» на все одиннадцать  вопросов дают основание  предполагать, что  ваш ребенок одаренный, переходите к следующим  вопросам.

   ЯРКАЯ ОДАРЕННОСТЬ

   1. Во многих сферах знаний, в  искусстве, музыке, литературном творчестве проявляет свою одарённость.

   2. Имеет одного, максимум двух друзей  более старшего возраста.

   3. Его речь очень развита, характеризуется  большим запасом слов и глубоким  пониманием нюансов языка.

   4. Всегда ищет самостоятельные  решения.

   5. В спорных вопросах опирается  на собственные суждения, не любит  общепризнанных мнений.

  1. Берёт на себя ответственность в трудных ситуациях.
  2. Часто окружающим кажется «не по возрасту» взрослым.
  3. Хорошо знает собственные возможности, особенности характера и своё призвание.
  4. Одинаково одарён в гуманитарных и технических областях.

   Положительные ответы на эти 9 вопросов дают серьёзные основания  отнестись к вашему ребёнку как к  одарённому. Дополнительно можно ответить на вопросы, определяющие наличие у вашего ребёнка высокого творческого потенциала.

   Дополнительные  признаки высокого творческого потенциала личности ребёнка

  1. Желание привнести в выполняемую работу элемент новизны.
  2. Стремление освоить незнакомое дело.
  3. Проявляет упорство в достижении цели, несмотря на неудачи.
  4. Наблюдается лёгкость слухового и зрительного запоминания.
  5. Выражена потребность помечтать в одиночестве.
  6. Способность длительное время думать над какой-либо идеей, проблемой.
  7. Способность к абстрагированию, умению устанавливать отдалённые ассоциации между различными предметами и явлениями.
  8. Способность к творческому воображению, созданию нового.
 

   Творческие  способности

  1. Есть ли у тебя желание заняться делом, которое ты не знаешь?

   а) да, б) нет, в) всё зависит от дела

  1. Испытываешь ли ты желание привнести в выполняемую работу что-то своё?

   а) да, б) нет, в) если работа по душе

  1. Тебя постигла неудача. Что ты сделаешь?

   а) буду упорен, несмотря ни на что, б) брошу  всё, в) положусь на случай, куда кривая вывезет

  1. Легко ли ты воспроизводишь вчерашние разговоры, анекдоты?

   а) да, б) не очень, в) да, если это меня касается

  1. Легко ли ты ориентируешься в городе, в котором уже когда-то был?

   а) да, б) не очень, в) если была интересная поездка

  1. Что предпочитаешь на досуге?

   а) одиночество, б) шумную компанию, в) всё  равно

  1. Что делаешь в одиночестве?

   а) иногда мечтаю, б) немедленно ищу занятие, в) иногда мечтаю, иногда чем-нибудь занимаюсь

  1. Тобой овладела некая идея, чувство, способен ли ты размышлять о них?

   а) да, независимо от окружения, б) да, но в  уединении, в) да, если окружение не очень шумное 

   Обработка результатов:

   а – 3 балла, б – 1 балл, в – 2 балла

   Более 21 балла – у тебя высокий творческий потенциал. Если ты сумеешь приложить свои способности к делу, страна получит нового конструктора или писателя.

   От 21 до 12 баллов – средний уровень творческих способностей. Он встречается наиболее часто.

   Менее 12 баллов – творческий потенциал низок. Однако знание своих слабостей поможет более-менее исправить положение.

   Вопросы 1, 2 – определяют границы любознательности; 3 – упорство; 4 – слуховую память; 5 – зрительную память; 6 – стремление к независимости; 7 – способность к абстракции; 8 – умение сосредоточиться.

Информация о работе Психолого-педагогические особенности работы с одарёнными детьми