- Упражнение
«Назови всё круглое … (в этой
комнате, на улице и т.д.)
- Упражнение
«Назови по 3 предмета, которые могут
сочетать 2 названные признака.
- Упражнение
«Отгадывание загадок».
- Игра «Лишнее
слово».
Назови лишнее слово.
Саша,
Коля, Маша, Лена, Егорова
Заяц,
лось, кабан, волк, овца
Ухо,
лицо, нос, рот, глаз
- Игра «Назови
отличие»
- Игра «Поиск
общего»
- Игра «Группировка
слов».
Сгруппировать
слова и объяснить почему стрела,
пчела, бабочка, - летающие объекты, коршун,
воробей – птицы, пчела, бабочка
– насекомые.
- Составление
рассказа по картинкам.
- Что думают
нарисованные герои?
- Что будет
дальше?
- Чем всё закончится?
- Задачка-шутка:
Если бы ты хотел приготовить завтрак
для великана, чем бы ты стал отмерять
следующие продукты:
- молоко для
питья,
- масло для
оладий,
- сироп,
- яйца, соль,
перец.
- Придумывание
окончания сказки. (Например: Жил-был
маленький гиппопотамчик. Многие звери
смеялись над ним, что он такой маленький.
Больше всех смеялась одна муха. И вот
однажды она села на ветку рядом с гиппопотамчиком
и стала его дразнить…).
- Игра «Вывод»
- Петя старше
Маши, а Маша старше Коли. Кто самый старший
и самый младший?
- Ваня худее
Миши, но толще Андрея. Кто самый толстый,
самый худой?
Это
надо знать родителям:
«Отличительные
черты одарённых детей»
- Чрезвычайно
любопытны в отношении того, как
устроен тот или иной предмет.
Они способны следить за несколькими
процессами одновременно и склонны активно
исследовать всё окружающее.
- Они обладают
способностью воспринимать связи между
явлениями и предметами и делать соответствующие
выводы; им нравится в своём воображении
создавать альтернативные системы.
- Отличная
память в сочетании с ранним языковым
развитием и способностью к классификации
и категоризированию помогают такому
ребёнку накапливать большой объём информации
и интенсивно использовать её.
- Обладают
большим словарным запасом. Однако ради
удовольствия они часто изобретают собственные
слова.
- Не терпят,
когда им навязывают готовый ответ.
- Увлечённость
заданием в сочетании с отсутствием опыта
часто приводит к тому, что он замахивается
на то, что ему пока не по силам. Он нуждается
в поддержке, но не в слепой опеке.
- Они обнаруживают
обострённое чувство справедливости.
- Предъявляют
высокие требования к себе и окружающим.
- Обладают
отличным чувством юмора.
- Нередко
у них развивается негативное самовосприятие,
возникают трудности в общении со сверстниками.
- Родители
часто ожидают от своих детей
слишком многого.
- Родители
зачастую не способны найти нужный подход
к ребёнку.
- Родители
перегружают своих одарённых детей.
- Родители
смотрят на своих одарённых детей как
на средство достижения собственных притязаний
или компенсации нереализованных стремлений.
- Родители
часто отводят одарённым детям роль «кумира
семьи», что отрицательно сказывается
как на самом ребёнке, так и на его братьях,
сестрах.
- Иногда принято
посвящать детей в семейные конфликты,
что отрицательно сказывается на их эмоциональном
развитии.
Определение
степени одаренности
талантливого ребенка
(анкета)
Скорее
способный, чем одаренный
- Мой ребенок
инициативный, живой, подвижный.
- Он с готовностью
откликается на все новое.
- Любит все
загадочное и непонятное.
- Часто нуждается
в поддержке старших.
- Довольно
легко отвлекается и оставляет начатое
дело.
Если
на пять вопросов вы дали ответы «да»,
есть некоторые основания считать
вашего ребенка способным. Если на вопросы
4 и 5 вы ответили «нет», переходите к следующим
вопросам.
одаренный
- Его интересы
достаточно стабильны.
- Его любознательность
устойчива.
- Любит задавать
и решать трудные вопросы.
- Часто не
соглашается с мнением взрослых
- Имеет свою
точку зрения и настойчиво ее отстаивает.
- Начатое дело
всегда доводит до конца.
- Имеет особую
склонность к определенному виду занятий
или предмету.
- Настойчив
в достижении поставленной цели.
- Имеет много
друзей среди своих сверстников, с каждым
находит общий язык
- Задает много
вопросов (в том числе и на уроках по интересующим
его предметам).
- Часто бывает
эгоистичен.
Ответы
«да» на все одиннадцать
вопросов дают основание
предполагать, что
ваш ребенок одаренный,
переходите к следующим
вопросам.
ЯРКАЯ
ОДАРЕННОСТЬ
1.
Во многих сферах знаний, в
искусстве, музыке, литературном творчестве
проявляет свою одарённость.
2.
Имеет одного, максимум двух друзей
более старшего возраста.
3.
Его речь очень развита, характеризуется
большим запасом слов и глубоким
пониманием нюансов языка.
4.
Всегда ищет самостоятельные
решения.
5.
В спорных вопросах опирается
на собственные суждения, не любит
общепризнанных мнений.
- Берёт на
себя ответственность в трудных ситуациях.
- Часто окружающим
кажется «не по возрасту» взрослым.
- Хорошо знает
собственные возможности, особенности
характера и своё призвание.
- Одинаково
одарён в гуманитарных и технических областях.
Положительные
ответы на эти 9 вопросов
дают серьёзные основания
отнестись к вашему
ребёнку как к
одарённому. Дополнительно
можно ответить на вопросы,
определяющие наличие
у вашего ребёнка высокого
творческого потенциала.
Дополнительные
признаки высокого творческого
потенциала личности
ребёнка
- Желание привнести
в выполняемую работу элемент новизны.
- Стремление
освоить незнакомое дело.
- Проявляет
упорство в достижении цели, несмотря
на неудачи.
- Наблюдается
лёгкость слухового и зрительного запоминания.
- Выражена
потребность помечтать в одиночестве.
- Способность
длительное время думать над какой-либо
идеей, проблемой.
- Способность
к абстрагированию, умению устанавливать
отдалённые ассоциации между различными
предметами и явлениями.
- Способность
к творческому воображению, созданию нового.
Творческие
способности
- Есть ли у
тебя желание заняться делом, которое
ты не знаешь?
а)
да, б) нет, в) всё зависит от дела
- Испытываешь
ли ты желание привнести в выполняемую
работу что-то своё?
а)
да, б) нет, в) если работа по душе
- Тебя постигла
неудача. Что ты сделаешь?
а)
буду упорен, несмотря ни на что, б) брошу
всё, в) положусь на случай, куда кривая
вывезет
- Легко ли
ты воспроизводишь вчерашние разговоры,
анекдоты?
а)
да, б) не очень, в) да, если это меня касается
- Легко ли
ты ориентируешься в городе, в котором
уже когда-то был?
а)
да, б) не очень, в) если была интересная
поездка
- Что предпочитаешь
на досуге?
а)
одиночество, б) шумную компанию, в) всё
равно
- Что делаешь
в одиночестве?
а)
иногда мечтаю, б) немедленно ищу занятие,
в) иногда мечтаю, иногда чем-нибудь занимаюсь
- Тобой овладела
некая идея, чувство, способен ли ты размышлять
о них?
а)
да, независимо от окружения, б) да, но в
уединении, в) да, если окружение не
очень шумное
Обработка
результатов:
а
– 3 балла, б – 1 балл, в – 2 балла
Более
21 балла – у тебя высокий творческий
потенциал. Если ты сумеешь приложить
свои способности к делу, страна получит
нового конструктора или писателя.
От
21 до 12 баллов – средний уровень творческих
способностей. Он встречается наиболее
часто.
Менее
12 баллов – творческий потенциал низок.
Однако знание своих слабостей поможет
более-менее исправить положение.
Вопросы
1, 2 – определяют границы любознательности;
3 – упорство; 4 – слуховую память; 5 – зрительную
память; 6 – стремление к независимости;
7 – способность к абстракции; 8 – умение
сосредоточиться.