Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 19:54, доклад
Повышенное внимание к проблемам обучения и развития одаренных детей очевидно в обществе в целом.
Одаренный ребенок, в отличие от одаренного взрослого, - несформированная личность, будущее которого неопределенно, и способности должны открыться.
работы
с одарёнными детьми
Повышенное
внимание к проблемам обучения и
развития одаренных детей очевидно
в обществе в целом.
Одаренный
ребенок, в отличие от одаренного взрослого,
- несформированная
личность, будущее которого неопределенно,
и способности должны открыться.
«Талант себя проявит…» - за этой фразой скрывается нежелание педагогов тратить время на занятия с одаренными детьми. Но талант необходимо развивать, чтобы одаренные дети стали известнейшими учеными, двигателями развития общества.
Наблюдения свидетельствуют, что достаточно сложно перестроить систему обучения, изменить отношение педагогов к «нестандартным» детям, которые приносят много сложностей.
Проблема личности в социальном воспитании состоит из нескольких вопросов.
Один из них касается индивидуальных отличий, которые свойственны каждому ребенку.
Для
определения талантливости
1. Генетически заложенные способности к определенной деятельности.
2. Весьма огромное трудолюбие и настойчивость в достижении цели.
3. Определенная цель, достичь успехов в конкретной отрасли; при хороших общих способностях – разнообразие интересов, пытливость, любовь к чтению.
4. Обостренное чувство справедливости.
5. Неприятие ограничений.
6. Склонности к одиночеству.
7.
Звездная болезнь.
У
одаренных детей необходимо развивать
независимость, уверенность и самодисциплину.
Именно в процессе обучения на индивидуальных
занятиях с наибольшей полнотой учитываются
особенности одаренного ребенка, создается
программа индивидуального развития,
разрабатывается программа коррекционной
деятельности, производится бегущее наблюдение
за развитием, ориентация талантливого
ребенка на социальные институты дальнейшего
развития.
В
педагогическом процессе развитие
одаренного ребенка целесообразно рассматривать
как развитие его внутреннего деятельного
потенциала, способности быть автором,
творцом, активным участником своей жизни,
уметь ставить цель, искать способы ее
осуществления, быть способным к свободному
выбору и ответственности за него, максимально
использовать свои способности, стремиться
выйти за их пределы.
Системный
подход в обучении и воспитании одаренных
детей, своевременная диагностика
их способностей, соответствующее их потребностям
программное обеспечение, предъявление
им заданий более высокого творческого
уровня, а также профессионализм педагога,
способного работать с талантливыми воспитанниками,
приведут, приведут к эффективной
организации работы
с ними.
Одарённость – комплексный феномен, включающий в себя физические, психологические и социально-личностные особенности человека. Этот феномен вплетается в сложный узор социальных отношений ребёнка, его представлений о мире и самом себе, ценностно-смысловую регулирующую систему установок и диспозиций, т.е. определяет и образ жизни, и стиль взаимоотношений с миром и другими людьми.
В
недалёком прошлом в нашей
стране отношение к одарённости
не было однозначным: с одной стороны,
существование специальных
Проблема
детской одарённости в
Детский возраст – период становления способностей, личности, бурных интегративных процессов в психике. И от того, в каких условиях ребёнок проведёт этот отрезок жизни, во многом будет определена его последующая способность к образованию. В связи с этим огромная роль в процессе формирования личности ребёнка-дошкольника принадлежит педагогам и родителям.
«Что такое одарённость? Как она проявляется? Что делать с одарённым ребёнком?» - эти вопросы задают любые родители и педагоги, несмотря на то, что у каждого, скорее всего, есть своё внутреннее представление о таком явлении, как одарённость. Обратимся к существующим определениям.
Можно рассмотреть одарённость как индивидуальные способности к выдающимся достижениям по сравнению с другими людьми» (Хеллер, ФРГ). Имеет смысл рассматривать одарённость «как индивидуальные, личностные предпосылки высоких достижений в одной или более областях. Развитие способностей понимается как взаимодействие или продукт взаимодействия внутренних задатков и внешних факторов социализации» (Хеллер).
Существует множество видов и форм одарённости, что связано с чрезвычайной пластичностью психических возможностей ребёнка на разных этапах возрастного развития. Одарённость может проявляться стихийно или не проявляться совсем из-за недостатка знаний или умений, трудностей развития (повышенная тревожность, заикание и т.п.).
Яркую одарённость демонстрирует лишь малая часть детей, потенциальная же одарённость к различным видам деятельности имеется у очень и очень многих. «Нужно отмести ложное представление, что одарённость – редкое явление» (В.П.Эфроимсон).
Внимание и терпимость со стороны педагогов, родителей особенно важны, так как у многих из одарённых детей повышенная впечатлительность и особая эмоциональная чувствительность.
Серьёзное и внимательное отношение к инициативе и самостоятельности ребёнка играет огромную роль в формировании ценностных критериев и подсознательных решений, которыми ребёнок будет руководствоваться в жизни.
Родительский и педагогический такт закладывает прочные основы как для стремления к активной творческой деятельности, так и для этических оценок и нравственных критериев.
Часто именно родители на долгие годы становятся подлинными наставниками своего одарённого ребёнка в разных видах деятельности. Это способствует закреплению тех или иных познавательных или каких-либо других интересов у ребёнка.
Американскими
психологами была проведена работа
по выявлению основополагающего
фактора, давшего толчок развитию таланта
всемирно признанных гениев. Оказалось,
что все они в детстве имели опыт огромного
удовлетворения, радости, испытанной в
результате собственного творчества.
Причём не обязательно, чтобы род занятий,
где был получен этот опыт, совпадал с
областью интересов в зрелом возрасте.
Давайте же дадим нашим детям возможность
радоваться собственным открытиям, пусть
очень маленьким с нашей точки зрения,
но таким важным для детского восприятия.
Психология
– родителям
«Развитие творческого мышления детей
дошкольного
возраста»
Наше время – время перемен. Сейчас нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Чаще всего обучение, к сожалению, сводится к запоминанию и воспроизведению приёмов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.
Главная цель этой памятки – помочь родителям эффективно развивать у детей дошкольников творческое мышление.
Роль
взрослого очень важна в процессе развития
творческого мышления, т.к. дети сами не
в состоянии полностью организовать свою
деятельность и оценить полученные результаты.
При этом необходимо чтобы родители были
доброжелательны и терпимы к деятельности
ребёнка, умели принимать и спокойно обсуждать
даже такие варианты решений, которые
на первый взгляд кажутся неполными, абсурдными
или невероятными.
Что
такое творческое
мышление
Изобретатель Томас Эдисон так определил процесс творчества: «Изобретение – это 99% пота и 1% вдохновения».
Психологические составляющие творческой деятельности в свете современных научных исследований:
1.
Гибкость ума – способность
к выделению существенных
2. Систематичность и последовательность – идеи строятся системно и последовательно анализируются.
3.
Диалектичность – умение
4.
Готовность к риску и
Формирование творческого мышления
у
ребёнка-дошкольника
Возраст
детей: 5-7 лет.
Задача, стоящая перед родителями:
Сформировать у детей следующие умения:
Основной
принцип для родителей
в воспитании ребёнка:
–
поощрять ребёнка к выдвижению как
можно большего количества решений,
а затем вместе с ним оценивать
их качество.
Содержание работы родителей с ребёнком
по
развитию творческого
мышления
Игры
и упражнения:
Рисуется
квадрат 3 х 3. В центре - сидит
«муха». Она движется на одну клетку
вправо, влево, вверх, вниз. Обратные действия
совершать нельзя. Главное – не выпустить
«муху» с поля. В игре участвуют 2-3 человека.
Проигрывает тот, кто допускает ход, выводящий
«муху» за пределы игрового поля. Вначале
игра «идёт с полем», пальцем фиксировать
движение «мухи» нельзя. Далее игра продолжается,
и игроки ориентируются на своё зрительное
представление.
Информация о работе Психолого-педагогические особенности работы с одарёнными детьми