Психолого-педагогические особенности работы с одарёнными детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 19:54, доклад

Описание работы

Повышенное внимание к проблемам обучения и развития одаренных детей очевидно в обществе в целом.
Одаренный ребенок, в отличие от одаренного взрослого, - несформированная личность, будущее которого неопределенно, и способности должны открыться.

Работа содержит 1 файл

одаренные дети.doc

— 87.00 Кб (Скачать)

Психолого-педагогические особенности

работы  с одарёнными детьми 

     Повышенное  внимание к проблемам обучения и  развития одаренных детей очевидно в обществе в целом. 

      Одаренный ребенок, в отличие от одаренного взрослого, - несформированная личность, будущее которого неопределенно, и способности должны открыться. 

      «Талант себя проявит…» - за этой фразой скрывается нежелание педагогов тратить время на занятия с одаренными детьми. Но талант необходимо развивать, чтобы одаренные дети стали известнейшими учеными, двигателями развития общества.

      Наблюдения  свидетельствуют, что достаточно сложно перестроить систему обучения, изменить отношение педагогов к «нестандартным» детям, которые приносят много сложностей.

      Проблема  личности в социальном воспитании состоит  из нескольких вопросов.

      Один  из них касается индивидуальных отличий, которые свойственны каждому ребенку.

      Для определения талантливости необходимы определенные условия. В настоящее время не существует конкретного определения одаренности, но можно выделить признаки, позволяющие говорить об одаренности ребенка, это:

      1. Генетически заложенные  способности к определенной деятельности.

      2. Весьма огромное  трудолюбие и настойчивость в достижении цели.

      3. Определенная цель, достичь успехов в конкретной отрасли; при хороших общих способностях – разнообразие интересов, пытливость, любовь к чтению.

      4. Обостренное чувство справедливости.

      5. Неприятие ограничений.

      6. Склонности к одиночеству.

      7. Звездная болезнь. 

      У одаренных детей необходимо развивать  независимость, уверенность и самодисциплину. Именно в процессе обучения на индивидуальных занятиях с наибольшей полнотой учитываются особенности одаренного ребенка, создается программа индивидуального развития, разрабатывается программа коррекционной деятельности, производится бегущее наблюдение за развитием, ориентация талантливого ребенка на социальные институты дальнейшего развития. 

      В педагогическом процессе развитие одаренного ребенка целесообразно рассматривать как развитие его внутреннего деятельного потенциала, способности быть автором, творцом, активным участником своей жизни, уметь ставить цель, искать способы ее осуществления, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности, стремиться выйти за их пределы. 

      Системный подход в обучении и воспитании одаренных детей, своевременная диагностика их способностей, соответствующее их потребностям программное обеспечение, предъявление им заданий более высокого творческого уровня, а также профессионализм педагога, способного работать с талантливыми воспитанниками, приведут, приведут к эффективной организации работы с ними.  
 

    Основные  рекомендации работы

    с одаренными детьми

 
  1. Постарайтесь  создать благоприятную атмосферу  работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.
 
 
  1. Стимулируйте  ученика, хвалите, не бойтесь поставить  оценку на балл выше, но не наоборот.
 
 
  1. Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.
 
 
  1. Позволяйте  детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, педагог кое-чего достиг.
Психологический аспект одарённости
 

    Одарённость – комплексный феномен, включающий в себя физические, психологические и социально-личностные особенности человека. Этот феномен вплетается в сложный узор социальных отношений ребёнка, его представлений о мире и самом себе, ценностно-смысловую регулирующую систему установок и диспозиций, т.е. определяет и образ жизни, и стиль взаимоотношений с миром и другими людьми.

    В недалёком прошлом в нашей  стране отношение к одарённости  не было однозначным: с одной стороны, существование специальных классов  для одарённых детей, всевозможные соревнования, конкурсы, олимпиады; с другой – распространение позиций равенства на сферу способностей, осуждение и критика элитарности в обучении, тестов одарённости.

    Проблема  детской одарённости в последние  десятилетия вызывает всё больший  интерес, как во всём мире, так и в нашей республике.

    Детский возраст – период становления  способностей, личности, бурных интегративных  процессов в психике. И от того, в каких условиях ребёнок проведёт этот отрезок жизни, во многом будет  определена его последующая способность  к образованию. В связи с этим огромная роль в процессе формирования личности ребёнка-дошкольника принадлежит педагогам и родителям.

    «Что  такое одарённость? Как она проявляется? Что делать с одарённым ребёнком?» - эти вопросы задают любые родители и педагоги, несмотря на то, что у каждого, скорее всего, есть своё внутреннее представление о таком явлении, как одарённость. Обратимся к существующим определениям.

    Можно рассмотреть одарённость как  индивидуальные способности к выдающимся достижениям по сравнению с другими людьми» (Хеллер, ФРГ). Имеет смысл рассматривать одарённость «как индивидуальные, личностные предпосылки высоких достижений в одной или более областях. Развитие способностей понимается как взаимодействие или продукт взаимодействия внутренних задатков и внешних факторов социализации» (Хеллер).

    Существует  множество видов и форм одарённости, что связано с чрезвычайной пластичностью  психических возможностей ребёнка  на разных этапах возрастного развития. Одарённость может проявляться  стихийно или не проявляться совсем из-за недостатка знаний или умений, трудностей развития (повышенная тревожность, заикание и т.п.).

    Яркую одарённость демонстрирует лишь малая часть детей, потенциальная  же одарённость к различным видам  деятельности имеется у очень  и очень многих. «Нужно отмести ложное представление, что одарённость – редкое явление» (В.П.Эфроимсон).

    Внимание  и терпимость со стороны педагогов, родителей особенно важны, так как  у многих из одарённых детей повышенная впечатлительность и особая эмоциональная  чувствительность.

    Серьёзное и внимательное отношение к инициативе и самостоятельности ребёнка  играет огромную роль в формировании ценностных критериев и подсознательных  решений, которыми ребёнок будет  руководствоваться в жизни.

    Родительский  и педагогический такт закладывает прочные основы как для стремления к активной творческой деятельности, так и для этических оценок и нравственных критериев.

    Часто именно родители на долгие годы становятся подлинными наставниками своего одарённого ребёнка в разных видах деятельности. Это способствует закреплению тех или иных познавательных или каких-либо других интересов у ребёнка.

    Американскими психологами была проведена работа по выявлению основополагающего  фактора, давшего толчок развитию таланта  всемирно признанных гениев. Оказалось, что все они в детстве имели опыт огромного удовлетворения, радости, испытанной в результате собственного творчества. Причём не обязательно, чтобы род занятий, где был получен этот опыт, совпадал с областью интересов в зрелом возрасте. Давайте же дадим нашим детям возможность радоваться собственным открытиям, пусть очень маленьким с нашей точки зрения, но таким важным для детского восприятия.  
 

Психология  – родителям 

«Развитие творческого мышления детей 

дошкольного возраста» 

    Наше  время – время перемен. Сейчас нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Чаще всего обучение, к сожалению, сводится к запоминанию и воспроизведению приёмов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

    Главная цель этой памятки – помочь родителям  эффективно развивать у детей  дошкольников творческое мышление.

    Роль  взрослого очень важна в процессе развития творческого мышления, т.к. дети сами не в состоянии полностью организовать свою деятельность и оценить полученные результаты. При этом необходимо чтобы родители были доброжелательны и терпимы к деятельности ребёнка, умели принимать и спокойно обсуждать даже такие варианты решений, которые на первый взгляд кажутся неполными, абсурдными или невероятными. 
 
 

Что такое творческое мышление 

    Изобретатель  Томас Эдисон так определил процесс  творчества: «Изобретение – это 99% пота и 1% вдохновения».

    Психологические составляющие творческой деятельности в свете современных научных  исследований:

    1. Гибкость ума – способность  к выделению существенных признаков  и способность быстро перестроиться  с одной идеи на другую.

    2. Систематичность и последовательность – идеи строятся системно и последовательно анализируются.

    3. Диалектичность – умение сформулировать  противоречия и найти способ  его разрешения.

    4. Готовность к риску и ответственности  за принятое решение. 
 
 

Формирование  творческого мышления

у ребёнка-дошкольника 

Возраст детей: 5-7 лет. 

    Задача, стоящая перед родителями:

    Сформировать  у детей следующие умения:

  • воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти;
  • угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков;
  • воссоздавать внешний облик предмета на основе какой-то его части;
  • узнавать в неопределённых графических формах (чернильные пятна, каракули) различные знакомые предметы;
  • комбинировать и сочетать в одном предмете свойства и признаки других предметов и объектов;
  • находить в двух или более объектах общие и различные признаки;
  • узнавать объект по описанию возможных действий с ним;
  • переносить действия, применяемые к одному предмету, на другой;
  • составлять сюжетный рассказ про какой-либо объект.
 
 

Основной  принцип для родителей  в воспитании ребёнка: 

    – поощрять ребёнка к выдвижению как  можно большего количества решений, а затем вместе с ним оценивать  их качество. 
 
 
 

Содержание  работы родителей с ребёнком

по развитию творческого мышления 

Игры  и упражнения: 

  1. Игра «Муха» (позволяет тренировать способность  длительно удерживать в сознании зрительный образ)

Рисуется  квадрат 3 х 3. В центре  - сидит  «муха». Она движется на одну клетку вправо, влево, вверх, вниз. Обратные действия совершать нельзя. Главное – не выпустить «муху» с поля. В игре участвуют 2-3 человека. Проигрывает тот, кто допускает ход, выводящий «муху» за пределы игрового поля. Вначале игра «идёт с полем», пальцем фиксировать движение «мухи» нельзя. Далее игра продолжается, и игроки ориентируются на своё зрительное представление. 

Информация о работе Психолого-педагогические особенности работы с одарёнными детьми