Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями интеллекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 13:30, реферат

Описание работы

Интеллект (от лат. intellectus — понимание, познание) — это разум, рассудок, умственные способности: учиться из опыта, приспосабливаться, адаптироваться к новым ситуациям, применять знание, чтобы управлять окружающей средой или мыслить абстрактно. Общая способность к познанию и решению проблем, которая объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.

Работа содержит 1 файл

Коррекционная программа.docx

— 36.40 Кб (Скачать)

4. Дисциплина. Предполагается, что уверенный в любви и поддержке со стороны взрослых ребенок должен уметь подчиняться определенному алгоритму деятельности, соблюдать принятые на себя обязательства. Важно, чтобы родители понимали, что «наказание» и «дисциплина» суть не одно и то же. Наказание предполагает, что в системе отношений со взрослым у ребенка не был выбран четкий алгоритм взаимной ответственности.

Коррекционная работа с родителями должна быть направлена на преодоление  ими неправильных, ведущих к искажению  психосоциального развития ребенка  стилей воспитания. Педагог в состоянии  справиться с данной задачей только вместе с родителями, а для этого  он должен уметь определить ее и  учесть в своей работе, разъясняя  родителям негативные последствия  неправильного воспитания.

 

Диагностика качества интеллекта методом индивидуального  тестирования

 

Опираясь на экспериментальные исследования вербального, невербального и общего интеллекта Д. Векслер установил следующее:

 

IQ-показатель

Уровень интеллектуального  развития

Выявление, %

(по выборке 1,7 тыс. лиц  от 16 до 64 лет)

 

130 и выше

Весьма высокий интеллект

2,2

 

120 - 129

Высокий интеллект

6,7

 

110 - 119

«Хорошая» норма

16,1

 

90 - 109

Средний уровень

50,0

 

80 - 89

Сниженная норма

16,1

 

70 - 79

Пограничный уровень

6,7

 

69 и ниже

Умственный дефект

2,2

 
       

 

Ключевое значение в тестах имеют критерии, по которым определяется качество (уровень) интеллекта (в тестовых методиках они выражены шкалами).

Многие психологи (ученые и практики) считают, что интеллектуальные тесты не дают абсолютно точного  представления о реальном уровне (качестве) интеллекта, в том числе  в них слабо учитываются особенности  «левополушарных» и «правополушарных» индивидов и преобладающих у них форм мышления и интеллекта, а также характерологические особенности, влияние социальной среды и воспитания и многое другое, вплоть до наличия или отсутствия личного опыта и навыка тестирования. Современная психология отказывается от практики «наклеивания ярлыков» и жесткой дифференциации испытуемых по уровням IQ, поскольку, четкой границы между данными уровнями не существует. Вместе с тем интеллектуальные тесты являются важными и полезными методами управления и самоуправления интеллектуальным развитием, выявления и ликвидации проблем умственного развития и др.

Интеллект-карты для старшеклассников

(9 -11 классы, 15-18 лет) 

- это специальная программа, направленная на дальнейшее развитие интеллекта

старшеклассников, развитие творческого мышления и креативности.

Главная цель курса: дальнейшее всестороннее повышение эффективности учебной деятельности.

 

Программа Интеллект-карты поможет старшеклассникам:

  1. Повысить качество запоминания учебного материала: точнее (точность запоминания), полнее (объём запоминания) и быстрее (скорость).
  2. Освоить приёмы запоминания логически связанной информации (например, приёмы запоминания предметных текстов путем выделения мыслей, построения структуры текста)
  3. Овладеть приёмами запоминания логически несвязанной информации (например, построение мнемотехнического рассказа с использованием зрительных образов)
  4. Приобрести навыки рационального конспектирования (устной речи и учебных текстов): составлять различные виды конспектов, сокращать информацию, развивать способность отделять существенную информацию от несущественной.

Особенности курса:

- обучение навыкам рациональной работы с большими объемами печатной информации происходит на текстах по базовым предметам школьной программы

- специальными упражнениями вырабатывается установка на уверенное запоминание после однократного прочтения текстов

- при выполнении всех требуемых упражнений учащиеся повышают качество усвоения прочитываемых текстов до 75-95%

- полученные навыки конспектирования позволяют фиксировать текст за время, примерно в 2 раза меньшее, чем учащиеся затрачивали ранее, при этом степень полноты фиксации увеличивается на 15-25%

Тест интеллекта (Айзенк)

 

Цель. Методика предназначена для оценки интеллектуальных способностей, определения того, в какой мере испытуемый обладает нестандартным мышлением. Для исследования людей от 18 до 50 лет, имеющих образование не ниже среднего.

Материалы. Бланк теста.

Инструкция. «Вашему вниманию предлагается ряд заданий, которые вам предстоит решить. Время ограничено. Вам дается ровно 30 минут на выполнение всех заданий, поэтому не задерживайтесь слишком долго над одним заданием. Быть может, вы находитесь на ложном пути и лучше перейти к следующей задаче. Но и не сдавайтесь слишком легко: большинство заданий поддается решению, если вы проявите немного настойчивости. Продолжать размышлять над заданием или отказаться от попыток и перейти к следующему — подскажет здравый смысл. Помните при этом, что к концу серии задания становятся, в общем, труднее. Всякий человек в силах решить часть предлагаемых заданий, но никто не в состоянии справиться со всеми заданиями за полчаса. Ответ на задание состоит из одного числа, буквы или слова. Иногда нужно произвести выбор из нескольких возможностей, иногда вы сами должны придумать ответ. Ответ напишите в указанном месте. Если вы не в состоянии решить задачу — не следует писать ответ наугад. Если же у вас есть идея, но вы не уверены в ней, то ответ все-таки проставьте. Тест не содержит «каверзных» заданий, но всегда приходится рассмотреть несколько путей решения. Прежде чем приступить к решению, удостоверьтесь, что вы правильно поняли, что от вас требуется. Вы напрасно потеряете время, если возьметесь за решение, не уяснив, в чем состоит задача. Вы готовы? Начали!»  

 

1. Вставьте слово, которое  означало бы то же, что и  слова, стоящие вне скобок.

ТКАНЬ (...) СОСТОЯНИЕ ВЕЩЕСТВА

2. Вставьте слово, которое  служило бы окончанием первого  слова и началом второго. 

ГО (...) КОТ

(Точки обозначают количество  букв в пропущенном слове. Для решения некоторых заданий потребуется использовать последовательность букв русского алфавита без буквы «ё»).

3. Решите анаграммы и  исключите лишнее слово. 

КОХЙЕК   СНИНЕТ   ОЖИВТ   ЛУФОБТ

4. Найдите общее окончание  для всех перечисленных слов.

ДР–   М –   ТР –   Ц – (…)   Щ –   ЯГ -

5. Вставьте слово, которое  означало бы то же, что и  слова, стоящие вне скобок.

ЖИВОТНОЕ(....)МОНАХ

6. Вставьте слово, которое  служило бы окончанием первого  слова и началом второго.    СНА(...)ОВОЙ

7. Исключите лишнее слово. 

ОЗУКРА   НИШПАЯЛ   НИБОВОС   НИШКУП

8.Найдите общее начало  для трех следующих слов:

(…..)- БУРКА      -ГОРЕЦ         - КНИЖНИК

9. Вставьте слово, которое  означало бы то же, что и  слова, стоящие вне скобок. РОДНИК (....) ОТМЫЧКА

10. Вставьте слово, которое  служило бы окончанием первого  слова и началом второго. ПЕ(...)ОЛ

11 . Исключите лишнее слово. 

АЧТПО   АИДРО   ФАГРЕЛТЕ   КТЕВИНЦ

12. Найдите общее начало  для трех следующих слов.

- ВОЗ     (….) – НОС     - РАЗДЕЛ

13. Найдите слово, которое  служило бы окончанием первого  слова и началом второго. 

ТА(...)АТ

14. Найдите слово, которое  означало бы то же, что и  слова, стоящие вне скобок. БИТВА (.....) РУГАНЬ

15. Исключите лишнее слово.

АПНИСЕЛЬ    ЯШВИН    ТАСУПАК   АКАЧКБО   ШУРГА 

16. Вставьте слово, которое  служило бы окончанием первого  слова и началом второго.  БАЛ (...) ЕДА

17. Найдите общее окончание  для следующих слов:

В –    Г –   Д –    К –    М  – (..)    П –    СТ –    Т –    УГ –    УК –    Ф –

18. Исключите лишнее слово. 

ЮКИЛТ   ЛЮТАНЬП   АЛИФАК   ОЗАР   ЛСТУ

19. Найдите общее окончание  для всех перечисленных слов.

АТ –    БР –    ГН –    Д –    ГР –   К – (..)    Л –    Р –    С –    Т –    ХР –

20. Вставьте слово, которое  означало бы то же, что и  слова, стоящие вне скобок.

РЫБА (....) НАКЛОННАЯ ПОВЕРХНОСТЬ

И так далее, приблизительно 50 заданий.

Ключ

1. ГАЗ. 
2. БОЙ. 
3. ЖИВОТ. (Все остальные слова обозначают спортивные игры: хоккей, теннис, футбол.) 
4. ЕЛЬ. 
5. ЛАМА. 
6. РЯД. 
7.ПУШКИН. (Все остальные слова — фамилии певцов: Собинов, Шаляпин, Карузо.) 
8. ЧЕРНО. 
9. КЛЮЧ. 
10. СОК. 
11. ЦВЕТНИК, (Все остальные слова обозначают средства связи: почта, радио, телеграф.) 
12. ВОДО. 
13. ПИР. 
14. БРАНЬ. 
15. ВИШНЯ. (Все остальные слова содержат букву А: апельсин, капуста, кабачок, груша.) 
16. БЕС. 
17. ОЛ. 
18. СТУЛ. (Все остальные слова обозначают цветы: лютик, тюльпан, фиалка, роза.) 
19. ОМ. 
20. СКАТ. 

Оценка результатов.

Отложите на горизонтальной линии соответствующего графика  количество правильно решенных задач. Затем проведите вертикаль до пересечения с диагональной линией. От точки пересечения проведите  горизонтальную линию влево. Точка  на вертикальной оси соответствует  вашему 1р. Наиболее достоверные и надежные результаты, свидетельствующие о ваших способностях, получаются в диапазоне от 100 до 130 баллов, вне этих пределов оценка результатов недостаточно надежна.

Обработка данных и интерпретация результатов

Результаты тестирования сверяются  с ключом. Затем подсчитывается количество правильных ответов по каждому тесту  и их общая сумма в первой и  второй части методики. Суммы баллов обеих частей также складываются, полученный результат является сырым  баллом, который переводится в  стандартную оценку 1р при помощи таблицы возрастных норм. Считается, что средняя норма находится  в пределах от 90 до 110 баллов. Показатели выше этого уровня могут свидетельствовать  об одаренности испытуемого, ниже него — об отставании в умственном развитии.

 


Информация о работе Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями интеллекта