Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями интеллекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 13:30, реферат

Описание работы

Интеллект (от лат. intellectus — понимание, познание) — это разум, рассудок, умственные способности: учиться из опыта, приспосабливаться, адаптироваться к новым ситуациям, применять знание, чтобы управлять окружающей средой или мыслить абстрактно. Общая способность к познанию и решению проблем, которая объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.

Работа содержит 1 файл

Коррекционная программа.docx

— 36.40 Кб (Скачать)

 

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями  интеллекта.

 

Интеллект (от лат. intellectus — понимание, познание) — это разум, рассудок, умственные способности: учиться из опыта, приспосабливаться, адаптироваться к новым ситуациям, применять знание, чтобы управлять окружающей средой или мыслить абстрактно. Общая способность к познанию и решению проблем, которая объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.

Дети с ограниченными  возможностями, с точки зрения педагогики, являются детьми «с особыми образовательными потребностями», для обучения которых  необходимо создание специальных условий, специальной образовательной среды.

 

Причины снижения уровня интеллекта детей.

Дисгармоничное развитие личности, в основе которого лежат  такие этиологические факторы, как  особенности внутриутробного развития, перинатальные патологии различной  степени тяжести, эндокринные нарушения, генетические патологии влияют на замедленный  биологический возраст у детей, который обусловлен перинатальными вредностями, ведущими к недостаточному морфофункциональному созреванию организма  в тех социальных условиях, в которых  живет и воспитывается ребенок - внутрисемейные отношения, личные качества учителей и воспитателей. Например, каждый специалист знает, какое отрицательное  влияние на весь процесс развития личности, на обучение, на поведение  оказывают неблагоприятные семейные отношения. Имеющиеся наблюдения и  нейропсихологические исследования показывают, что при недоразвитии лобных долей  неизменно отмечается нарушение  личностных компонентов. Морфологической  основой нарушения высших психических  функций, в частности мышления, может  служить недоразвитие лобной системы коры больших полушарий мозга.

При предъявлении детям картины с изображением нелепых ситуаций (нелепость изображенного им понятна) не отмечается выраженных эмоциональных проявлений, подобных тем, которые наблюдаются у детей с нормальным интеллектом. Это объясняется не только различиями их эмоциональных реакций, но и пассивностью процесса восприятия. Они не умеют вглядываться, не умеют самостоятельно рассматривать, увидев какую-то одну нелепость, они не переходят к поискам остальных, им требуется постоянное побуждение. В учебной деятельности это приводит к тому, что дети без стимулирующих вопросов педагога не могут выполнить доступное их пониманию задание.

Из-за непосильности предъявляемых требований у некоторых детей развивается негативизм, упрямство.

 

Психологическая коррекция развития детей с нарушениями интеллекта

 

Психологическая помощь детям  с нарушениями интеллекта является комплексным процессом, включающим в себя два основных блока:

- адаптация ребенка к имеющемуся дефекту;

- обучение родителей адекватному способу поведения с ребенком.

 

Важное значение в процессе адаптации ребенка играет целенаправленная психокоррекционная работа. При составлении психокоррекционной программы необходимо учитывать причину психического недоразвития и степень тяжести нарушения психических функций. Психическое недоразвитие — это тип дизонтогенеза, для которого характерно раннее время поражение мозговых систем и тотальное их недоразвитие. Первичный дефект при этой форме аномалии развития интеллектуальный и обязательным признаком является недоразвитие высших форм мыслительной деятельности — абстрактного мышления, недоразвитие образования понятий, низкий уровень обобщения.

 

Занятия по зрительному восприятию формы должны проводиться поэтапно от простого к сложному:

  1. Предметно-практические манипуляции с объемными формами.

Цель занятий: учить ребенка соотносить плоскостные и объемные формы в практическом действии с предметами, пользоваться методом проб и ошибок, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные. Психотехнические игры: «Закрой коробки», «Чей домик», «Найди окошко», «Почтовый ящик». Ребенку предлагаются эталонные геометрические фигуры, которые он должен соотнести с местом.

Оборудование:

- коробки с крышками разной формы;

- объемные геометрические формы, по объему подходящие к прорези;

- доски с прорезями, изображающими геометрические фигуры, и предметы из геометрических форм.

 

2. Зрительное восприятие  формы без предметно-практических  манипуляций

Цель занятий: обучение ребенка зрительному сопоставлению формы без предметно-практической ориентировки. Психотехнические игры: «Найди свою пару», «Лото», «Угадай, что нарисовано», «Магазин». Ребенка учат вычленять контур предмета, соотносить объемные и плоские формы, узнавать предметы в рисунках, знать их названия.

Оборудование:

- карточки с изображением геометрических форм;

- парные плоскостные или объемные формы;

- предметы и игрушки разной формы;

 

3. Запоминание форм.

Цель занятий: научить детей запоминать воспринятые формы; мысленно по представлению сопоставлять объемную форму с плоскостной; закрепить названия «круглый», «квадратный», «овальный», «треугольный». Психотехнические игры: «Узнай и запомни», «Найди похожую», «Угадай, чего не стало».

Оборудование:

- карточки с геометрическими формами разной величины и цвета;

- объемные игрушки разной формы (например, шар, неваляшки, телевизор и пр.);

- плоскостные формы-образцы (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник).

Обучение восприятию величины предметов, так же как и формы, проводится в контексте предметно-практических манипуляций. В процессе действий с  игрушками ребенок начинает выделять величину зрительно. На основе длительного  применения проб и примеривания у ребенка может появиться полноценное зрительное восприятие величины, умение вычленять ее, соотносить предметы по величине.

Занятия состоят из трех этапов.

1. Практическое выделение  величины.

Цель занятий: научить детей ориентироваться в величине предметов, соотносить действия рук с величиной предметов, соотносить по величине плоские и объемные фигуры, обучать детей составлению сериационного ряда. Психотехнические игры: «Составление двух и трехместных матрешек», «Найди место для предмета», «Построй башню», «Найди кровать для куклы» и пр.

Оборудование:

- матрешки (двух, трех и четырехместные);

- бруски разной величины;

- куклы и машинки разной величины;

- игрушечная мебель разной величины.

2. Зрительное восприятие  величины.

Цель занятий: научить различать зрительно предметы различной величины, соотносить зрительный образ со словом. Психотехнические игры: «Лото» (определение предметов по величине) «Закончи узор» (с учетом величины детали), «Построй башни» (с учетом разной высоты) и пр.

Оборудование:

- карточки с изображением предметов разной величины;

- большие и маленькие круги, квадраты и контурные узоры;

- фломастеры;

- трафареты с изображением предметов и животных разной величины.

3. Запоминание предметов с учетом их величины.

Цель занятий: научить детей удерживать в представлении и мысленно соотносить между собой величины разных предметов, осуществлять выбор по представлению и словесному обозначению величины предметов. Психотехнические игры: «Запомни и найди», «Найди, где спрятано», «Угадай, какое платье нужно кукле» и пр.

Оборудование:

- карточки-лото с изображением предметов разной величины;

- предметы разной величины;

- картонные геометрические фигуры трех величин.

 

Психологическая коррекция должна строиться в следующих направлениях:

- обучение детей многообразным предметно-практическим манипуляциям с предметами различной формы, величины, цвета;

- обучение детей использованию вспомогательных предметов (орудийные действия);

- формирование наглядно-образного мышления в процессе конструктивной и изобразительной деятельности.

 

Важным принципом психокоррекции детей с психическим недоразвитием является деятельностный подход. Сам процесс психокоррекции должен проходить с использованием того вида деятельности, который доступен ребенку с интеллектуальной недостаточностью. Если у ребенка не сформирована игровая деятельность, то психокоррекцию необходимо проводить в предметно-практическом контексте. Вторым, не менее важным, принципом является комплексный подход к психокоррекции детей с психическим недоразвитием. Соблюдение этого принципа требует тесного контакта психолога с педагогом-дефектологом, логопедом, врачом, воспитателем и родителями. Третьим, наиважнейшим, является иерархический принцип. Психолог в процессе коррекции доложен ориентироваться не только на уровень актуального развития ребенка, но и на его потенциальные возможности.

 

Психологическая помощь семье, имеющей ребёнка с  нарушением интеллекта

 

Семьи, воспитывающие ребёнка с нарушением интеллекта, характеризуются следующими признаками:

• родители испытывают нервно-психическую  и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в  отношении будущего ребёнка;

• личностные проявления и  поведение ребёнка не отвечают ожиданиям  родителей, и как следствие, вызывают у них раздражение, горечь, неудовлетворённость;

• семейные взаимоотношения  нарушаются и искажаются;

• социальный статус семьи  снижается – возникающие проблемы затрагивают не только внутрисемейные взаимоотношения, но приводят к изменениям в её ближайшем окружении;

• родители стараются скрыть факт отклонения в развитии у ребёнка  от друзей и знакомых, соответственно круг внесемейного функционирования сужается;

• «особый психологический  конфликт» возникает в семье, как результат столкновения с  общественным мнением, не всегда адекватно  оценивающим усилия родителей по воспитанию и лечению такого ребёнка.

Развитие ребёнка в  огромной степени зависит от семейного  благополучия, участия родителей  в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий. В связи с этим необходимо проводить  целенаправленную работу с родителями, которая включает обследование внутреннего  состояния родителей, выявление  наиболее трудных в психологическом  плане моментов жизни семьи, оказание консультативной и практической помощи.

Работа с родителями направлена как на профилактику возможных нарушений, так и на коррекцию неправильных, травмирующих ребенка стилей воспитания. Работа может проводиться в виде тематических семинаров для родителей, а также совместных вечеров вместе с детьми.

Главная цель — обучение родителей эффективным навыкам  коммуникации и способам выражения  своей любви к ребенку.

 

Общепризнанно, что следующие  компоненты эффективного общения родителей  с детьми являются необходимыми.

1. Контакт глаз. Это прямой взгляд в глаза другому человеку. Большинство людей неосознанно используют его как основное средство передачи своих чувств, в том числе и любви, особенно к детям. Ребенок использует контакт глаз с родителями и другими людьми для эмоциональной подпитки (как уже было указано выше, избегание контакта глаз служит одним из первых признаков эмоционального неблагополучия ребенка). Ласковый взгляд снижает уровень тревожности и уменьшает страхи у ребенка, укрепляет в нем чувство безопасности и уверенности в себе. Часто бывает, что родители используют контакт глаз, только когда упрекают ребенка, ругают, настаивают на своем. В результате на фоне внешней покорности и послушания у ребенка может развиться депрессия и невроз. Родители должны знать о действенности этого контакта, как созидательного, так и разрушительного.

2. Физический контакт. Речь идет о любом физическом контакте: прикосновение к руке ребенка, поглаживание по голове, легкое объятие и т. п. В каждодневном общении ребенок должен обязательно чувствовать такие нежные прикосновения. Эта форма общения должна быть естественной, не быть демонстративной и чрезмерной. Тогда ребенок будет чувствовать себя уверенно и спокойно и с самим собой, и с другими. Ему будет легко общаться с людьми и, следовательно, он будет пользоваться симпатией, у него будет положительная самооценка. Можно сказать, что соответствующий возрасту постоянный физический контакт — это эффективный способ заполнить «эмоциональный резервуар» ребенка и помочь ему развиваться наилучшим образом.

3. Пристальное внимание. Ребенок должен чувствовать неподдельный интерес к нему со стороны родителей, заботливую сосредоточенность, готовность прийти на помощь в нужный момент. Пристальное внимание — жизненно важная, насущная потребность каждого ребенка. Не получая достаточно пристального внимания, ребенок испытывает беспокойство: он мало что значит, все на свете важнее его. В результате ребенок не чувствует себя в безопасности, нарушается его психическое и эмоциональное развитие. Такой ребенок обычно более замкнут, чем остальные дети, ему труднее общаться со сверстниками. Он хуже справляется с любой конфликтной ситуацией. В детском саду он часто демонстрирует крайне зависимое поведение от воспитателя детского сада и других взрослых, с которыми общается. Некоторые дети в таких обстоятельствах компенсируют дефицит внимания крайней назойливостью и навязчивостью.

Информация о работе Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями интеллекта