Психолого-педагогическая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 10:15, контрольная работа

Описание работы

1. Основные виды деятельности педагога-психолога.
2. Особенности профессиональной деятельности психолога.
Основными видами деятельности педагога-психолога являются коррекционно-развивающая, преподавательская, научно-методическая, социально-педагогическая, воспитательная, культурно-просветительская и управленческая.
Коррекционно-развивающая деятельность. Коррекция в буквальном переводе с латинского означает «изменение, исправление»; развитие - это движение по восходящей линии, от простого к сложному, от низшего к высшему. Для того чтобы осуществлять работу по коррекции или развитию того или иного качества, необходимо провести изучение (диагностику) уровня развития умений, знаний, навыков, особенностей личности, так как диагностика является неотъемлемым элементом коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога. В его работе она является не самоцелью, а средством, способствующим более эффективной организации работы.

Работа содержит 1 файл

Света контр. педагог-психолог 2011.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

    Характер  взаимодействия выделенных целей, образующих два уровня работы психолога —  уровень понимания явления и  уровень управления им, — определяется, прежде всего, особым характером предметной сферы его практической деятельности. Дело в том, что психологические явления не лежат на поверхности. В большинстве случаев задачей психолога является не только различение психологического явления в обыденной жизни, но и определение соответствия его состояния известным нормам по основным критериям, поиск и применение адекватных способов и средств психологического воздействия на него. Все это предполагает сочетание в деятельности психолога исследовательских и управляющих процедур. 
 

    I. Уровень понимания.

    На  этом уровне решаются следующие задачи теоретико-исследовательского содержания.

    Фиксация  существования социально-психологического явления. Содержание деятельности психолога: увидеть явление, заметить его, различить в психологически нерасчлененной для непрофессионала обыденной жизни. Если явление выступило как очевидная проблема, то содержанием деятельности психолога-практика становится принятие данной проблемы в качестве задачи его психологической работы со всеми вытекающими профессиональными, в том числе и этическими, последствиями.

    Описание  явления. Содержание — дать развернутую  характеристику как на языке обыденного общения, понятного непрофессионалу, так и с помощью категорий  психологического языка, выделяющего  тонкие детали, особенности и уже  известные закономерности.

    Исследование  — т. е. целенаправленное наблюдение явления, его анализ, экспертиза, обобщение полученной достоверной социально-психологической информации.

    Объяснение  — интерпретация исследовательских  данных, построение концептуальных моделей, позволяющих объяснить механизмы явления: его структуру, факторы возникновения и динамики, зависимости между различными параметрами-характеристиками, показатели и критерии оптимального или нормативного состояния социально-психологических характеристик. Объяснение фактически представляет собой обоснованное описание.

    Прогнозирование — это построение психологом динамических моделей перспективного состояния коллектива или работника, его деятельности и взаимоотношений при тех или иных условиях управления. 
Практико-методические рекомендации, т.е. система обоснованных предложений организационно-управленческого характера для специалистов-профессионалов, имеющих отношение к организационной системе в связи с решаемой проблемой, для руководителей, специалистов ОК и СУП, юристов, медиков и др.

    II. Уровень управления.

    Этот  уровень психологической работы предполагает практическое воздействие  на параметры коллектива и характеристики (свойства, состояния) отдельного работника. Реализуются следующие задачи. 
Учет результатов понимания в управляющем воздействии — в процессе общения с руководителями и членами коллективов, в построении коррекционно-формирующих программ, в процессе психологического консультирования.

    Коррекция развития, т.е. система компетентных профессиональных действий организационно-управленческого, психолого-педагогического, психотерапевтического плана, осуществляемых как самим психологом, так и другими специалистами по его рекомендациям в отношении к отклонениям в поведении отдельных работников и коллектива в целом. Корректирующее 
воздействие предполагает обоснованное знание соответствующей нормы.

    Направленное  формирование. Содержание данного аспекта  деятельности — устранение отклонения от нормы, понимаемого как известный дефицит значимых знаний, умений, навыков, мотивации и личностно-групповых свойств, необходимых для успешного выполнения профессиональных задач. Формами работы могут быть, например, организация мероприятий психологической подготовки к деятельности, социально-психологический тренинг общения и пр.

    Содействие  саморазвитию. Жизнь коллектива предполагает его саморазвитие, самостоятельное  преодоление возникающих проблем. Роль психолога состоит, прежде всего, в квалифицированном психологическом консультировании руководителя и отдельных работников в случаях их обращения за советом, помощью, а также в текущем психологическом просвещении и образовании членов коллектива.

    Профессиональная  деятельность психолога разнопланова и полифункциональна по своему характеру и содержанию. Выполняя функциональные обязанности, психолог использует разнообразные методы, техники и технологии, объединенные по их характеру в отдельные виды деятельности.

    Основные виды и методы деятельности психолога.

    Организационно-методическая работа. В рамках данного вида деятельности решаются задачи планирования и подготовки различного рода мероприятий, ведения документации, обработки получаемой в ходе исследований информации, подготовки и совершенствования необходимой для проведения мероприятий психологической работы материально-технической базы, подготовки формализованных документов (справки, обзоры, служебные записки и т.п.) для представления их 
должностным лицам, инструктирования и обучения других субъектов психологической работы практике использования психологических 
знаний, а также непосредственным действиям при проведении мероприятий психологической работы.

    Совершенствование профессиональной компетентности. Данный вид деятельности предполагает как самостоятельное, так и специально организованное в различных формах изучение новейших сведений из различных сфер психологической науки и практики, пополнение и освоение необходимых для выполнения профессиональных обязанностей и дальнейшего профессионального роста знаний, навыков и умений. 
Психодиагностика представляет собой комплекс мероприятий, проводимых психологом, по выявлению, измерению и оценке индивидуально-психологических особенностей личности, социально-психологических характеристик деятельности коллективов в соответствии с имеющимися нормами и критериями, а также факторов, снижающих эффективность служебной деятельности. Все мероприятия осуществляются в целях: 
прогноза дальнейшего развития объекта обследования; 
поиска наиболее эффективных способов работы с ним; 
разработки конкретных рекомендаций для обследуемого, а также для должностных лиц по дальнейшей оптимизации существующих форм, методов и средств профессиональной деятельности, режима жизнедеятельности.

    Психологическая помощь. Под психологической помощью понимается система мероприятий, проводимых психологом средствами практической психологии и направленных на предупреждение, смягчение или преодоление различного рода психологических затруднений у работников, на решение психологических проблем, возникающих у отдельного человека или группы людей. В зависимости от объекта психологического воздействия выделяются следующие формы оказания психологической помощи: индивидуальная и групповая.

    Основными видами и методами психологической  помощи являются:

  • психопрофилактика и психогигиена,
  • психологическое консультирование,
  • психологическое обучение и просвещение,
  • психотерапия,
  • психокоррекция,
  • психореабилитация.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованной литературы 

  1. Бордовская, Н.В.Психология и педагогика / Н.В.Бордовская, А.А.Реан. – СПб, 2007.
  2. Григорович, Л.А. Педагогика и психология/ Л.А.Григорович, Т.Д.Марцинковская. – М.: Гардарики, 2008. – 408 с.
  3. Крысько, В.Г. Психология и педагогика /В.Г.Крысько. – М.: Омега –Л, 2009. – 336 с.
  4. Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого. –М., 2008. – 640 с.
  5. Педагогика/В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко,Ю Е.Н.Шиянов. –М.: Школа-пресс, 2008. – 512 с. 
  6. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов/Под ред. А.А.Радугина. – М., 2007.- 336 с.
  7. Психология и педагогика: Учебное пособие/Под ред. А.А.Бодалева, В.И.Жукова, Л.Г.Лаптева, В.А.Сластенина. –М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2007. – 585 с.
  8. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 320 с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Основные  качества профессиональной деятельности квалифицированного психолога и их отличия от деятельности неквалифицированного.

    Опыт  работы практических психологов позволяет  выделить и описать десять основных качеств работы квалифицированного психолога, которые существенно отличают его профессиональную деятельность от работы неквалифицированного психолога.

    Предлагаемое  ниже описание основных качеств профессиональной деятельности практического психолога  позволяет, на наш взгляд, уточнить представление о месте индивидуальных характеристик психолога, его Я-концепции как в процессе профессиональной подготовки, так и в практической деятельности.

    Итак, основные качества профессиональной деятельности квалифицированного психолога и  их отличия от деятельности неквалифицированного психолога:

    1. Цели психологической помощи

    Квалифицированный психолог ориентирует клиента в  его целях, дает человеку возможность  найти максимально возможное  число вариантов поведения. Квалифицированный  психолог рассматривает своего клиента  и его цели как цели потенциально культурно-продуктивной личности, то есть личности, способной к жизни в контексте культуры, обладающей чувством перспективы, необходимым уровнем рефлексии для проявления разнообразных подходов к проблемам своей жизни. Неквалифицированный психолог преследует свои цели, использует клиента для реализации своих склонностей. Например, психолог может демонстрировать клиенту свою исключительность как носителя профессии, подчеркивая постоянно свою компетентность как психолога.

    2. Отклики или реакции практического психолога в ситуации профессиональной деятельности

    Квалифицированный психолог может найти множество  реакций -- вербальных и невербальных -- на широкий спектр ситуаций и проблем.

    Неквалифицированный психолог обладает типичным стилем поведения, не имеет адекватного ситуации отклика, склонен фиксироваться на одном или нескольких откликах.

    Квалифицированный психолог, реагируя на ситуацию, избегает оценочных суждений по поводу действий клиента. Для неквалифицированного психолога существуют шаблонные оценки действий клиента.

    3. Мировоззрение (концепция) практического  психолога

    Квалифицированный психолог понимает сложность предмета своего исследования и воздействия  на индивидуальность человека, понимает невозможность описания и исследования его в рамках одной концепции, поэтому стремится понять и использовать в работе множество концепций. Неквалифицированный психолог не имеет ясной концепции, не рефлексирует на предмет своей практической деятельности, ограничивает свою работу рамками какой-то одной концепции.

    4. Культурная продуктивность практического  психолога

    Квалифицированный психолог способен к выработке множества  мыслей, слов и моделей поведения  в своей культуре и в рамках других культур. Его индивидуальная и культурная эмпатия, наблюдательность являются основой для культурной продуктивности. Таким образом, квалифицированный психолог осуществляет культурную продуктивность не на основе своей Я-концепции, а на основе своего отношения к профессии практического психолога, которая предполагает высокую культурную продуктивность за счет рефлексии на содержание профессионального взаимодействия с клиентом.

    Неквалифицированный психолог способен работать только в  рамках одной культуры, которую он понимает через содержание своей  Я-концепции, себя, свою культурную продуктивность неквалифицированный психолог рассматривает как проявление общекультурной нормы, стандарта поведения.

    5. Конфиденциальность в работе  квалифицированного психолога есть  всегда. Он четко рефлексирует  на содержание психологической  информации и ее значимость для клиента. Он может и должен проводить четкое разграничение Заказчика психологической информации, Клиента и Пользователя психологической информации. Квалифицированный психолог понимает меру ответственности всех участников ситуации его профессиональной деятельности и владеет юридическими нормами регуляции ответственности. Неквалифицированный психолог нарушает правило конфиденциальности, склонен к распространению психологической информации, не заботится о ее хранении и передаче.

    6. Ограничения в деятельности практического психолога

    Квалифицированный психолог постоянно рефлексирует на содержание своей профессиональной деятельности, реально оценивает  свои возможности и Уровень квалификации, понимает и принимает ограничения  своих возможностей, проводит совместную работу с коллегами и представителями смежных специальностей --психиатрами, врачами-терапевтами, психоневрологами, нейропсихологами и др. Квалифицированный психолог свое отношение к профессиональной деятельности не отождествляет с собственной Я-концепцией. Квалифицированный психолог адекватно относится к проблеме профессионального роста как к необходимости постоянного профессионального взаимодействия с коллегами.

Информация о работе Психолого-педагогическая деятельность