Психология-как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 17:15, контрольная работа

Описание работы

На протяжении веков человек является предметом изучения многих и многих поколений ученых. Человечество познает собственную историю, происхождение, биологическую природу, языки и обычаи, и в этом познании психологии принадлежит совершенно особое место.
В настоящее время невозможно осуществление многих видов деятельности на производстве, в науке, медицине, искусстве, преподавании, в игре и спорте без знания и понимания психологических закономерностей. Система научных знаний о законах развития человека, его потенциальных возможностях необходима для всего общественного развития.
В системе наук психологии должно быть отведено совершенно особое место, и вот по каким причинам.

Работа содержит 1 файл

ира психология.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

                                            Введение  

     На  протяжении веков человек является предметом изучения многих и многих поколений ученых. Человечество познает  собственную историю, происхождение, биологическую природу, языки и  обычаи, и в этом познании психологии принадлежит совершенно особое место.

     В настоящее время невозможно осуществление  многих видов деятельности на производстве, в науке, медицине, искусстве, преподавании, в игре и спорте без знания и  понимания психологических закономерностей. Система научных знаний о законах развития человека, его потенциальных возможностях необходима для всего общественного развития.

     В системе наук психологии должно быть отведено совершенно особое место, и  вот по каким причинам.

     Во-первых, это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика - это "свойство высокоорганизованной материи". Если же иметь в виду психику человека, то к словам "высокоорганизованная материя" нужно прибавить слово "самая": ведь мозг человека - это самая высокоорганизованная материя, известная нам.

     Знаменательно, что с той же мысли начинает свой трактат "О душе" выдающийся древнегреческий философ Аристотель. Он считает, что среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести  одно из первых мест, так как "оно - знание о наиболее возвышенном и удивительном".

     Во-вторых, психология находится в особом положении  потому, что в ней как бы сливаются  объект и субъект познания.

     Итак, задачи психологии несоизмеримо сложнее  задач любой другой науки, ибо  только в ней мысль совершает поворот на себя. Только в ней научное сознание человека становится его научным самосознанием.

     Наконец, в-третьих, особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях.

     Психология  уже сейчас накопила много фактов, показывающих, как новое знание человека о себе делает его другим: меняет его отношения, цели, его состояния и переживания. Если же снова перейти к масштабу всего человечества, то можно сказать, что психология - это наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.

     И хотя это мнение не является сейчас общепринятым, в последнее время  все громче звучат голоса, призывающие  осмыслить эту особенность психологии, которая делает ее наукой особого  типа.

     Таким образом, сегодня актуальным является вопрос совершенствования теоретико-методологической базы психологии как науки. Это необходимо для достижение эффективности во всех видах социальной деятельности, т.к. главным субъектом этой деятельности является человек.

     Цель  контрольной работы: рассмотрение психологии как науки.

     Задача  контрольной работы:

     изучить предмет психологии;

     рассмотреть отрасли и методы современной психологии;  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Предмет, объект и методы психологии

     Предметом психологии являются: психика, ее механизмы и закономерности как специфическая форма отражения действительности, формирование психологических особенностей личности человека как сознательного субъекта деятельности.

     В истории науки сложились разные представления о предмете психологии:

     ♦ душа как предмет психологии признавалась всеми исследователями до начала XVII в., до того как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Представления о душе были и идеалистическими, и материалистическими. Наиболее интересной работой этого направления представляется трактат Р. Декарта «Страсти души»;

     ♦ в XVIII в. место души заняли явления сознания, т. е. явления, которые человек фактически наблюдает в отношении себя, – это мысли, желания, чувства, воспоминания, известные каждому по личному опыту. Основоположником такого понимания можно считать Дж. Локка;

     ♦ в начале XX в. появился и получил распространение бихевиоризм, или поведенческая психология, предметом которой стало поведение;

     ♦ согласно учению З. Фрейда действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Эти глубинные побуждения, по мнению психологов – последователей 3. Фрейда, и должны быть предметом психологической науки;

     ♦ процессы переработки информации и результаты этих процессов как предмет психологии рассматривают когнитивная психология и гештальт-психология;

     ♦ личный опыт человека предметом психологии считает гуманистическая психология.

     В качестве основного объекта психологии выступают социальные субъекты, их жизнедеятельностные связи и отношения, а также субъективные и объективные факторы, содействующие или препятствующие достижению ими вершин в жизни и творческой деятельности.

     Прежде  чем говорить о методах психологии, необходимо дать определение и краткое описание понятий «методология», «метод» и «методика».

     Методология – наиболее общая система принципов и способов организации научного исследования, определяющая способы достижения и построения теоретического знания, а также способы организации практической деятельности. Методология является основой для построения исследования, отражает мировоззрение исследователя, его философскую позицию и взгляды.

     Метод – это совокупность более частных, конкретных приемов, средств, способов, с помощью которых получают сведения, необходимые для построения научной теории и вынесения практических рекомендаций.

     Любой метод реализуется в конкретной методике, которая представляет собой совокупность правил для конкретного исследования, описывает набор используемых в конкретных обстоятельствах инструментов и предметов, а также регламентирует последовательность действий исследователя. В психологии конкретная методика учитывает еще пол, возраст, этническую, конфессиональную, профессиональную принадлежность испытуемого.

     Явления, изучаемые психологией, настолько  сложны и многообразны, настолько трудны для научного познания, что на протяжении всего развития психологической науки ее успехи зависели непосредственно от степени совершенства применяемых методов исследования. Психология выделилась в самостоятельную науку лишь в середине XIX в., поэтому она очень часто опирается на методы других наук – философии, математики, физики, физиологии, медицины, филологии, истории. Кроме того, в психологии используют методы современных наук, таких, как информатика, кибернетика.

Рассмотрим  основные методы психологических исследований:

Наблюдение является одним наиболее часто используемых в психологии исследовательских методов. Наблюдение может применяться в качестве самостоятельного метода, но обычно оно органически включается в состав других методов исследования, таких, как беседа, изучение продуктов деятельности, различные типы эксперимента и т.д.

     Наблюдением и самонаблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация  объекта и является старейшим психологическим методом.

     Различают несистематическое и систематическое наблюдение:

     ·  несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии. Для исследователя, проводящего несистематическое наблюдение, важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях;

     ·  систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифицирует условия внешней среды. План систематического наблюдения соответствует корреляционному исследованию (о нем речь пойдет далее).  
Различают "сплошное" и выборочное наблюдение:

     ·  в первом случае исследователь фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения.

     ·  во втором случае он обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов, например, фиксирует только частоту проявления агрессии либо время взаимодействия матери и ребенка в течение дня и т.п.

     Наблюдение  может проводиться непосредственно, либо с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов. К числу их относятся: аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т.д.

     Фиксация  результатов наблюдения может производиться  в процессе наблюдения либо отсрочено. Особое значение имеет проблема наблюдателя. Поведение человека или группы людей  изменяется, если они знают, что за ними наблюдают со стороны. Включенное наблюдение предполагает, что наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует. При исследовании индивида, например ребенка, наблюдатель находится в постоянном, естественном общении с ним.

     В любом случае важнейшую роль играет личность психолога - его профессионально важные качества. При открытом наблюдении через определенное время люди привыкают к психологу и начинают вести себя естественно, если он сам не провоцирует "особое" отношение к себе. Наблюдение является незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя.

     Анкетирование, как и наблюдение, является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.

     Беседа - специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. Психологи различных школ и направлений широко используют ее в своих исследованиях.

     К диагностическим исследовательским  методам относятся различные  тесты, т.е. методы, позволяющие исследователю давать количественную квалификацию изучаемому явлению, а также различные приемы качественной диагностики, при помощи которых выявляются, например, различные уровни развития психологических свойств и характеристик испытуемых.

     Тест - стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом - количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами.

     В отличие от неэкспериментальных  и диагностических методов "психологический  эксперимент" предполагает возможность  активного вмешательства исследователя  в деятельность испытуемого с целью создания условий, отчетливо выявляющих психологический факт. Специфика экспериментальных методов состоит, таким образом, в том, что они предполагают:

     ·  а) организацию специальных условий деятельности, влияющих на исследуемые психологические особенности испытуемых;

     ·  б) изменение этих условий в ходе исследования. 
В психологии существуют три типа собственно экспериментального метода:

     ·  естественный эксперимент;

     ·  моделирующий эксперимент;

     ·  лабораторный эксперимент.

     Естественный (полевой) эксперимент , как говорит само название этого метода, наиболее приближен к неэкспериментальным исследовательским методам. Условия используемые при проведении естественного эксперимента, организует не экспериментатор, а сама жизнь (в высшем учебном заведении, например, они органично включены в учебно-воспитательный процесс). Экспериментатор в данном случае пользуется лишь сочетанием различных (контрастных, как правило) условий деятельности испытуемых и фиксирует при помощи неэкспериментальных или диагностических методик исследуемые психологические особенности испытуемых.

Информация о работе Психология-как наука