Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 22:27, контрольная работа
1. Понятие о способностях.
2. Виды, структура способностей.
3. Формирование способностей в профессиональной деятельности.
Успех в делах вызывает уверенность в своих силах и способностях, пробуждает активность и стремление к самостоятельности в работе. Поэтому, стараясь стимулировать интерес и воспитать у учащихся дисциплинированность, активность и самостоятельность, положительно влияющие на формирование профессиональных способностей, преподаватели должны так обучать учащихся и руководить их учебной деятельностью, чтобы у каждого успехи преобладали над неудачами. Стимулирование интереса учащихся к профессии и их организованность, активность и самостоятельность в учебном процессе имеют большое значение в формировании профессиональных способностей и превращении их в призвание. Но сам процесс этого формирования осуществляется во время выполнения учащимися учебных, производственных и тренировочных упражнений. В процессе выполнения этих упражнений выясняется, что получается удачно и что не получается, в чем и какие допускаются ошибки. Выявляя причины успехов и неудач, можно определить, какие способности или неспособности влияют на деятельность учащегося. Профессиональные способности формируются в процессе анализа учащимся своих действий, выявлении причины допущенных отклонений, неточностей и ошибок.
Следовательно, чтобы изучить способность того или иного учащегося, необходимо изучать различные особенности его личности. Такие черты личности, как аккуратность, настойчивость, трудолюбие, любовь и интерес к своему делу, нужны для любой профессии. А ряд других качеств — не для каждой. Так, отличать красный цвет от зеленого шоферу и железнодорожному машинисту необходимо, а токарю не обязательно. Учащимся художественных училищ нужны способности к рисованию, а будущим поварам-кулинарам — тонкий вкус, вернее, хорошее обоняние, от которого больше зависят вкусовые восприятия, чем от самого вкуса. Высотникам-сварщикам и клепальщикам, так же как и учащимся судостроительных училищ, необходима эмоционально-моторная устойчивость, а радистам и музыкантам — хороший слух. Поэтому надо различать более общие способности и более частные, специфические именно для данной профессии. Кроме того, необходимо различать основные для данной профессии способности, отсутствие которых определяет противопоказания к данной профессии, и дополнительные, которые могут компенсировать отсутствие некоторых основных и наличие противопоказаний.
Способности формируются, а следовательно, и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности. Не наблюдая человека в деятельности нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей. Нельзя говорить о способностях к музыке, если ребенок еще не занимался хотя бы элементарными формами музыкальной деятельности, если его еще не обучали музыке. Только в процессе правильного обучения выяснится, каковы его способности, быстро и легко или медленно и с трудом будут формироваться у него чувства ритма, музыкальная память. В ходе исторического развития человеческого общества возникали новые потребности, люди создавали новые области деятельности, стимулируя развитие новых способностей. В наше время возникла потребность в освоении космического пространства, возник новый вид деятельности человека – деятельность космонавта.
На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что способности (индивидуально-психологические особенности) формируются на основе задатков в результате трудовой деятельности. Роль способностей субъекта профессиональной деятельности чрезвычайно важна. Профессиональная деятельность требует активного участия всех психических функций человека. Любая деятельность осваивается им на основе общих способностей, которые развиваются в этой деятельности.
Задание 1. Разрешается ли перекладывать нож и вилку из рук в руку.
В Северной Америке два различных общепринятых стиля приема пищи.
Первый, американский, распространен среди многих американцев и некоторых канадцев. Согласно этому стилю, разрезая еду, вилку держать в левой руке, а нож – в правой. Затем нож откладывают в сторону, а вилку берут в правую руку и едят ею.
Континентальный стиль принят во всем мире, включая Канаду; его придерживаются и некоторые американцы. Многие считают этот стиль наиболее приемлемым. Вилку держат в левой руке, нож – в правой, чтобы отрезать еду и помогать накладывать ее на вилку. Предметы из рук в руку не перекладывают.
Задание 2. Представляются:
В этикете нет мелочей, поэтому всегда надо стремиться к проявлению максимальной вежливости. Для того, чтобы познакомиться с кем-либо или познакомить кого-то, необходимо представиться (представить), то есть назвать свою фамилию, имя, отчество. Существует ряд общепринятых правил этикета, которые необходимо соблюдать при представлениях и знакомствах. Так, мужчина, независимо от возраста и положения, всегда представляется женщине первым. Младших по возрасту или служебному положению мужчин и женщин следует представлять более старшим, а не наоборот. При равном положении (ранге) более молодой представляется более пожилому, подчиненный – начальнику.
Литература.