Психологияделовых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 22:27, контрольная работа

Описание работы

1. Понятие о способностях.
2. Виды, структура способностей.
3. Формирование способностей в профессиональной деятельности.

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 33.00 Кб (Скачать)

 

 

1. Понятие о способностях.

2. Виды, структура способностей.

3. Формирование способностей  в профессиональной деятельности.

Задание №1. Разрешается  ли перекладывать нож и вилку  из рук в руку:

а) да

б) нет

Ответ поясните.

Задание №2. Представляются:

а) старший – младшему

б) младший – старшему

в) мужчина – женщине

г) женщина – мужчине

д)человек с более высоким положением – человеку с более низким положением

е) обратное к (д)

Ответ поясните.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие о способностях.

Природа человеческих способностей до сих пор вызывает достаточно бурные споры среди ученых. Одна из господствующих точек зрения, ведущая свою историю еще от Платона, утверждает, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного фонда. Обучение и воспитание может лишь изменять скорость их появления, но они всегда проявятся тем или иным образом. В качестве доказательства врожденности способностей обычно указывают на факты индивидуальных различий, проявляющихся в детском возрасте, когда воздействие обучения и воспитания, казалось бы, еще не могло быть определяющим. Так, например, музыкальная одаренность Моцарта обнаружилась в 3 года, Гайдна - в 4. Талант в живописи и в скульптуре проявляется несколько позднее: у Рафаэля - в 8 лет, у Ван-Дейка - в 10, у Дюрера - в 15 лет. При прочих равных условиях (уровень подготовленности, знания, навыки, умения, затраченное время, умственные и физические усилия) способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми. Наблюдая школьников, учитель не без основания считает, что одни более способны к учению, другие менее способны. Бывает так, что ученик способен к математике, но плохо выражает свои мысли в устной и письменной речи или проявляет способности к языкам, к литературе, вообще к гуманитарным наукам, но ему трудно даются математика, физика, изучение техники.

Способностями называются такие  психические качества, благодаря  которым человек сравнительно легко  приобретает знания, умения и навыки и успешно занимается какой-либо деятельностью. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, хотя проявляются и развиваются  на их основе. Поэтому надо быть очень  осторожными и тактичными в определении  способностей учащихся, чтобы не принять  слабое знание ребенка за отсутствие у него способностей.  Подобные ошибки иногда совершались даже в отношении  будущих крупных ученых, которые  по каким-то причинам плохо учились  в школе. По этой же причине неправомерны выводы о способностях только на основании  некоторых свойств, которые доказывают не низкие способности, а недостаток знаний. В отличие от характера и всех других свойств личности, способность - это качество личности, существующее только относительно той или иной, но обязательно определенной деятельности. Учебник психологии К.К. Платонова дает следующую формулировку понятию «способность»:

Способности - это совокупность таких свойств личности, которые  определяют успешность обучения какой-либо деятельности и совершенствования в ней. А.В.Петровский же в своем учебнике по общей психологии дал такое определение «способности»:

Способности - это такие  психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые  сами к наличию этих знаний, навыков  и умений не сводятся. По отношению к навыкам, умениям и знаниям способности человека выступают как некоторая возможность. Подобно тому, как брошенное в почву зерно является лишь возможностью по отношению к колосу, который может вырасти из этого зерна, но лишь при условии, что структура, состав и влажность почвы, погода и т. д. окажутся благоприятными, способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений. А будут или не будут приобретены эти знания и умения, превратится ли возможность в действительность, зависит от множества условий. В число условий входит, например, следующие: будут ли окружающие люди (в семье, школе, трудовом коллективе) заинтересованы в том, чтобы человек овладел этими знаниями и умениями; как его будут обучать, как будет организована трудовая деятельность, в которой эти умения и навыки понадобятся и закрепятся, и т.д.

Способности - это возможность, а необходимый уровень мастерства в том или ином деле - это действительность. Выявившиеся у ребенка музыкальные  способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок будет  музыкантом. Для того чтобы это  произошло, необходимо специальное  обучение, настойчивость, проявленная  педагогом и ребенком, хорошее  состояние здоровья, наличие музыкального инструмента, нот и многих других условий, без которых способности  могут заглохнуть, так и не развившись.

Идея "каждый человек способен ко всему" неверна. Правильно утверждение, что "каждый человек способен к чему-нибудь полезному для общества". Так, учащийся не способный быть монтажником-высотником, шофёром или наладчиком автоматических линий, может быть не только способным, но и талантливым станочником, оператором или поваром. Неспособность к определенному виду трудовой деятельности значительно сложнее, чем отсутствие способностей. Неспособность как отрицательная способность — это тоже определенная структура личности, в которую входят

отрицательные для данной деятельности ее черты.

 

 

 

 

2. Виды, структура  способностей.

Различные виды деятельности, отличаясь своим содержанием, соответственно   предъявляют   различные требования к личности, к ее способностям. Особенности этих требований состоят не только в том, что для

выполнения одних видов  деятельности необходимо вполне определенное развитие каких-то конкретных психических процессов (например, определенного вида ощущений, сенсомоторной координации, эмоциональной уравновешенности, богатства воображения, распределения внимания, более развитого словесно-логического мышления и т. д.), но и их комплексов. Учебная деятельность, большинство видов квалифицированного труда предъявляют к личности комплекс психологических требований. Различие требований, предъявляемых деятельностями   к   личности,   нашло   отражение   в классификации способностей человека. Наиболее общей классификацией способностей является деление их на две группы: общие и специальные. Каждая из этих групп делится на элементарные и сложные, а внутри них уже выделяются конкретные виды. Все способности человека как психические явления могут быть разделены на четыре группы. Выделяют виды способностей по их направленности, или специализации (общие и специальные способности). Под общими способностями понимается такая система индивидуально-волевых   свойств    личности,    которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности есть следствие как богатого природного дарования, так и всестороннего развития личности.

Под специальными способностями  понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов  в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной, сценической и т. п.

Элементарные общие способности, присущие всем людям, хотя и в разной степени их выраженности, — это основные формы психического отражения: способность ощущать, воспринимать, мыслить, переживать, принимать и осуществлять решения  и  запоминать.

Специальные  элементарные  способности  — это способности,  присущие уже  не  всем  людям,  они предполагают   определенную   выраженность каких-то качественных сторон психических процессов.

Глазомер — это способность  с различной точностью воспринимать, оценивать и сравнивать величины зрительно воспринимаемых объектов, интервалов между ними и расстояний до них, т. е. это определенное качество

зрительного   восприятия.

Музыкальный слух — это  определенное качество слухового восприятия, проявляющееся в способности к различению музыкальных звуков и точному их воспроизведению. Музыкальный слух — это один из компонентов  музыкальных способностей. 

Специальные элементарные способности  развиваются на основе задатков в процессе обучения.

Общие сложные способности  — это способности к общечеловеческим видам деятельности: труду, учению, игре, общению друг с другом. Они присущи в той или иной степени всем людям. Каждая из входящих в эту группу способностей представляет собой сложную структуру свойств личности.

Специальные сложные способности  присущи уже не только в разной степени, но и вообще не всем людям. Они являются способностями к определенным профессиональным деятельностям, возникшим в процессе истории человеческой культуры. Эти способности обычно называют профессиональными.

Совокупность ряда способностей, обусловливающая особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее в тех же условиях, называется одарённостью.

  О способностях человека можно судить, наблюдая за процессом выполнения им новых заданий в измененных условиях, за ходом овладения деятельностью. Практически судить о способностях учащегося можно по совокупности таких показателей, как скорость продвижения учащегося в овладении соответствующей деятельностью, качественный уровень его достижений, склонность к занятиям этой деятельностью,  соотношение успеваемости  и усилий, затрачиваемых для достижения этих результатов. Последний показатель очень важно учитывать, поскольку один учащийся может, например, не успевать потому, что он очень мало самостоятельно занимается по предмету, а другой, хорошо успевающий, возможно, тратит все личное время на подготовку к предмету.

Структура способностей:

Деятельность (трудовая, учебная, спортивная и т. п.), которой овладевает человек, предъявляет высокие требования к его психологическим качествам

(особенностям интеллекта, эмоционально-волевой   сфере,   сенсомоторике).

Этим требованиям не может  удовлетворить одно какое-либо качество, даже если оно достигло очень высокого уровня развития. Мнение, что одно отдельно взятое психическое свойство  может обеспечить  высокую продуктивность деятельности, выступить как эквивалент всех способностей, лишено научной достоверности. Способности представляют собой совокупность психических качеств, имеющих сложную структуру.

Структура совокупности психических  качеств, которая выступает как способность, в конечном счете, определяется требованиями конкретной деятельности и является различной для разных видов деятельности. Так, структура математических способностей, по имеющимся данным, включает ряд частных способностей: способность к обобщению математического материала, способность к свертыванию процесса математического рассуждения и соответствующих математических действий, способность обратимости мыслительного    процесса,     гибкость мыслительных процессов при решении математических задач и др. Структура литературных способностей предполагает высокий уровень развития эстетических чувств, наличие ярких наглядных образов памяти, чувство языка, богатую фантазию,   глубокий  интерес  к психологии  людей, потребность в самовыражении и др. Специфический характер имеет строение музыкальных,  педагогических,  конструкторских, медицинских способностей и многих других.

Среди свойств и особенностей личности, образующих структуру конкретных способностей, некоторые занимают ведущее  положение, некоторые — вспомогательное. Так, в структуре    педагогических   способностей ведущими качествами будут  педагогический такт, наблюдательность, любовь к  детям, сочетаемая с высокой  требовательностью к ним,   потребность   в передаче   знаний,   комплекс организаторских  способностей, входящих сюда на правах подструктуры, и т.д. К вспомогательным качествам относятся: артистичность, ораторские данные и др. Совершенно очевидно, что и ведущие, и вспомогательные компоненты   педагогических   способностей   образуют единство, обеспечивающее   успешность   обучения   и воспитания и вместе с тем его индивидуализацию, связанную с личностью педагога и ее особенностями.

Структура способностей зависит  от развития личности. Выделяют    два уровня    развития    способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять её по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.

       Сочетание  выдающихся способностей, обусловливающих  особенно успешное,  самостоятельное и оригинальное выполнение какой-либо деятельности, называется талантом. Продукты творчества талантливого человека являются важным этапом в развитии той или иной отрасли деятельности. Талантливые люди служат путеводными вехами в развитии человечества, являются историческими личностями.

 

3. Формирование  способностей в профессиональной  деятельности.

Изучение профессиональных способностей нужны для того, чтобы  их дальнейшее формирование было целенаправленным.

Профессиональные способности  — это совокупность (структура) достаточно стойких, хотя, конечно, и изменяющихся под влиянием воспитания, индивидуально-психологических  качеств личности человека, которая  на основе компенсации одних свойств  личности другими определяет успешность обучения определенной трудовой деятельности, выполнения ее и совершенствования в ней. Способности учащегося в каждый момент — это и предпосылки их успешного дальнейшего профессионального обучения, и итог всей предшествующей учебной и трудовой деятельности.

Профессиональные способности  учащихся должны формироваться в  различных видах деятельности и  с первых дней профессионального  обучения. На формирование профессиональных способностей благотворное влияние оказывают: интерес учащихся к избранной профессии и учебным предметам; организованность учебного процесса и обеспеченность необходимыми учебными пособиями; успешность теоретических занятий и производственных упражнений; хорошо подготовленные, организованные и оставляющие хорошие впечатления экскурсии на базовое предприятие; встречи со знатными рабочими данной профессии, особенно с бывшими выпускниками училища, умеющими увлекательно рассказывать о своей работе; систематичность учебного процесса, в частности производственных упражнений; воспитание уверенности в успешности овладения профессий и стремления к преодолению трудностей; стимулирование активности и самостоятельности учащихся в выполнении учебной и производственной работы. Чем сильнее педагог сумеет заинтересовать учащегося выбранной им профессией, тем легче ему будет формировать его профессиональные способности и тем лучше эти способности будут формироваться.

Информация о работе Психологияделовых отношений