Автор: Роман Варонин, 06 Июня 2010 в 10:20, шпаргалка
1. Определение психологии как науки, предмет и задачи психологии.
Психология – научное исследование умственной деятельности и поведения, а также научное применение приобретённых знаний. Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Психология – наука о душе, о внутреннем мире человека, о психике. Задачи псих-ии: 1) научиться понимать сущность психич. явлений и их закономерностей; 2) научиться управлять психич. явлениями; 3) использовать полученные знания с целью повышения эффективности деят-ти; 4) быть теоретической основой практики психологич. службы. Предмет психологии: человек, его внутренний мир и поведение; душевные, психич. явления, сознание.
2. Основные этапы развития психологии.
«Психо»- душа. Психология начала свой путь с определения её как наука о душе, более 2 тыс. лет назад с труда Аристотеля трактат «О душе». В научном употреблении термин «психология» появился впервые в 16 веке. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Таким образом, психология в 16-18 вв. была наукой о сознании. Позднее, в 17-19 вв. сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека. В 1879г. в Лейпцигском университете создана первая экспериментальная психологическая лаборатория (Вильгельм Вундт). В 1885 г. – лаборатория Бехтерева. Так наука о сознании стала наукой о поведении. В 20 в. Психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. Психология – наука об объективных закономерностях проявления и механизмов психики.
26.Воспитательные
функции руководителя.
27. Содержание нравственного идеала воспитания (по Сухомлинскому).
1) глубокий гуманизм,
доброе отношение к людям; 2) любовь и уважение
к труду; 3) неравнодушие к злу, борьба против
зла, обмана, несправедливости и т.д. Сухомлинский
утверждает, что «утвердить в каждом человеке
доброту, сердечность, отзывчивость, готовность
прийти другому на помощь, чуткость ко
всему живому – элементарная, азбучная
истина школьного воспитания». Чтобы не
было плохого, надо учить только хорошему.
Формирование идейных нравственных убеждений
– активный процесс, в котором воспитываемый
является не пассивным объектом воспитания,
а активным борцом за то, что утверждается
в его душе. Труд – могучее средство
формирования идейных убеждений, но только
при том условии, когда своим трудом человек
что-то доказывает, утверждает идею, ставшую
неотъемлемой частицей его души. Огромное
значение Сухомлинский придаёт воспитанию
нравственно-эстетический отношений юношей
и девушек.
28. Установление
субъект-объектных отношений
как одна из целей педагогической
деятельности (по Макаренко).
29. Психологический
взрыв как педагогическое
воздействие.
30. Приёмы педагогического воздействия.
Метод
воздействия на личность - это система
педагогических приемов, позволяющих
решать те или иные педагогические задачи.
Прием выступает как элементарное звено
педагогического процесса, как практический
акт реализации того или иного метода
в различных педагогических ситуациях.
Беседа, диспут, разъяснение - это примеры
приемов убеждения. Одобрение, похвала,
благодарность - приемы поощрения.