Автор: Роман Варонин, 06 Июня 2010 в 10:20, шпаргалка
1. Определение психологии как науки, предмет и задачи психологии.
Психология – научное исследование умственной деятельности и поведения, а также научное применение приобретённых знаний. Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Психология – наука о душе, о внутреннем мире человека, о психике. Задачи псих-ии: 1) научиться понимать сущность психич. явлений и их закономерностей; 2) научиться управлять психич. явлениями; 3) использовать полученные знания с целью повышения эффективности деят-ти; 4) быть теоретической основой практики психологич. службы. Предмет психологии: человек, его внутренний мир и поведение; душевные, психич. явления, сознание.
2. Основные этапы развития психологии.
«Психо»- душа. Психология начала свой путь с определения её как наука о душе, более 2 тыс. лет назад с труда Аристотеля трактат «О душе». В научном употреблении термин «психология» появился впервые в 16 веке. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Таким образом, психология в 16-18 вв. была наукой о сознании. Позднее, в 17-19 вв. сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека. В 1879г. в Лейпцигском университете создана первая экспериментальная психологическая лаборатория (Вильгельм Вундт). В 1885 г. – лаборатория Бехтерева. Так наука о сознании стала наукой о поведении. В 20 в. Психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. Психология – наука об объективных закономерностях проявления и механизмов психики.
11. Виды мышления. Мыслительный процесс.
Мышление
– психич. процесс познания, связанный
с открытием субъективно нового знания,
с решением задач, с творческим преобразованием
действительности. Итогом мышления является
не образ, а некоторая мысль, идея. Основные
виды мышления: 1) Теоретическое понятийное
мышление – мышление, пользуясь которым
человек в процессе решения задачи обращается
к понятиям, выполняет действия в уме,
не имея дела с опытом, полученным при
помощи органов чувств. 2) Теоретическое
образное мышление – отличается от понятийного
тем, что материалом, который здесь использует
человек для решения задачи, являются
не понятия, суждения или умозаключения,
а образы. 3) Наглядно- образное мышление
– мыслит. процесс, который непосредственно
связан с восприятием мыслящим человеком
окружающей действительности и без него
совершаться не может. Мысля наглядно-образно,
человек привязан к действительности,
а сами необходимые для мышления образы
представлены в его кратковременной и
оперативной памяти. 4) Наглядно-действенное
мышление – сам процесс мышления представляет
собой практическую преобразовательную
деятельность, осуществляемую человеком
с реальными предметами. Основным решением
задачи в данном случае являются правильные
действия с соответствующими предметами.
Процессы мышления: 1) Анализ – выделение
в объекте тех или иных его сторон, элементов,
свойств, связей или отношений. 2) Синтез
– объединение выделенных анализом компонентов
целого. 3) Обобщение – процесс, который
позволяет делать вывод. 4) Абстрагирование
– мысленное отвлечение от конкретных
предметов. 5) Классификация – выделение
частей с последующим расчленением или
объединением. 6) Конкретизация – выделение
признака из общего или целого. 7) Систематизация
– процесс разложения по определённому
порядку. Формы мыш-я: 1) Понятие – мысль,
выраженная в слове. 2) Суждение – основная
форма результата мыслит. процесса; бывают
истинными и ложными. 3) Умозаключения
– процесс логич. вывода из суждений
и понятий.
12. Память, её виды. Способы развития памяти. Мнемотехника.
Память – процесс запоминания, сохранения, воспроизведения, переработки и забывания человеком разнообразной информации. Основные функции памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание информации. Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти: 1) деление памяти по времени сохранения материала; 2) по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В 1 случае выделяют: 1) мгновенную (связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств без к.-л. переработки полученной информации; длительность от 0,1 до о,5 с. Это память-образ). 2) кратковременную ( способ хранения ин-ии в течение короткого промежутка времени; длительность ~ 20 с. Сохраняется не полный, а обобщенный образ воспринятого). 3) оперативную (память, рассчитанная на хранение ин-ии в течение определённого, заранее заданного срока; в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней; срок хранений сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи; этот вид –промежуточный между кратковременной и долговременной памятью). 4) долговременную (память, способная хранить ин-ю в течение практически неопределенного срока; ин-я, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты). 5) генетическую (память, в которой ин-я хранится в генотипе, передаётся и воспроизводится по наследству; единственная память, на которую невозможно оказать влияние через обучение и воспитание). Во 2 случае говорят о: 1) зрительной (память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов; предполагает развитую у человека способность к воображению). 2) слуховой (хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков). 3) двигательной (представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение многообразных сложных движений). 4) эмоциональной (память на переживания; участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеч. отношениях; то, что у человека вызывает эмоцион-е переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок). 5) осязательная, 6) обонятельная и 7) вкусовая память (особой роли в жизни человека не играют; их роль сводится к удовлетворению биологич. потребностей человека, связанных с безопасностью и самосохранением). По характеру участия воли память делят на непроизвольную и произвольную. Способы наилучшего запоминания: 1) повторение; 2) временное кодирование (отражение запоминаемого материала в виде определенных, последовательно расположенных символов); 3) осмысление и группировка материала; 4) сравнение; 5) ассоциации.
13. Личность и её структура в системе социальных отношений.
Личность – социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в рез-те усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества. Структура личности по К.Платонову: 1) биологич. подструктура (задатки, особенности высшей нервной деят-ти, св-ва темперамента; половые, возрастные св-ва личности и т.д.) формируется путём тренировки; 2) подструктура форм отражения (познават. процессы, психич. фун-ии) формируется путём упражнения; 3) подструктура опыта (знания, умения, навыки, привычки) приобретается путём обучения; 4) направленность личности – понятие, обозначающее совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление её поведения (включает в себя направленность, отношения, моральные черты, мотивацию; формируется путём воспитания). Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта, системы соц. связей и отношений. Стадии социализации: 1) первичная социализация – стадия адаптации; 2) стадия индивидуализации; 3) стадия интеграции; 4) трудовая стадия; 5) послетрудовая стадия.
14. Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность».
Человек – биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями, способное создавать орудие труда и пользоваться ими в процессе жизнедеятельности. В понятии «индивид» воплощена родовая принадлежность человека; это понятие характеризует отдельно взятого человека; в процессе социальных отношений индивид превращается в личность. Личность – человек в совокупности социальных приобретённых качеств. Личность - социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в рез-те усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества. Индивидуальность – неповторимость, уникальность свойств человека, которая выражается в наличие разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях темперамента и характера.
15. Темперамент и тип высшей нервной деятельности.
Темперамент –
те врождённые особенности человека,
которые обуславливают
уровень нейротизма
МЕЛАНХОЛИКИ +13 ХОЛЕ+РИКИ
АМБАВЕРТЫ
ИНТРОВЕРСИЯ 12 17 + ЭКСТРАВЕРСИЯ
ФЛЕГМАТИКИ
(эмоц. устойчивые)
Холерик – слабая нервная система, эмоц. неустойчивый тип, открытый, коммуникабельный; неуравновешен; трудоспособный, агрессивный, подвижный. По Гиппократу: желчь. Сангвиник – сильный тип нервной системы, уравновешенный; мало что воспринимает близко к сердцу. По Гиппократу: кровь. Флегматик по Гиппократу: слизь. Меланхолик По Гиппократу: черная желчь.
И т.д.
16. Характер, типология характера.
Характер - это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении и включает в себя то, что придаёт поведению человека специфический, характерный для него оттенок. Характер человека-это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая ещё в начале XX века была предложена немецким психиатром и психологом Э.Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предприняли его американский коллега У.Шелдон, а в наши дни – Э.Фромм, К.Лионгард, А.Е.Личко и ряд других учёных. Э.Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречающихся типа строения тела или конституции человека: астенический, атлетический и пикнический. Каждый из них он связал с особым типом характера: 1) Астенический тип, по Кречмеру, характеризует небольшая толщина тела в профиль при среднем или выше среднего росте. Астеник-это обычно худой и тонкий человек, из-за своей худобы кажущийся несколько выше, чем он есть на самом деле. 2) Атлетическому типу свойственен сильно развитый скелет и мускулатура. Такой человек обычно среднего или высокого роста, с широкими плечами, мощной грудной клеткой. У него плотная, высокая голова. 3) Пикнический тип отличается сильно развитыми внутренними полостями тела. Такой человек среднего роста с короткой шеей, сидящей между плечами. Типология характеров, предложенная немецким учёным К.Леогардом основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми и представляет как самостоятельные следующие типы характеров: 1) Гипертимный тип. Его характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выражение жестов, мимики, пантомимики. Он часто спонтанно отклоняется от первоначальной темы разговора. Положительные черты людей этого типа – энергичность, жажда деятельности, оптимизм, инициативность. Отталкивают люди этого типа обычно своим легкомыслием, склонностью к аморальным поступкам, повышенной раздражительностью, недостаточно серьёзным отношением к своим обязанностям. 2) Дистимный тип. Его характеризует низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение. Такие люди являются обычно домоседами, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты с окружающими, ведут замкнутый образ жизни. Отталкивают эти люди обычно своей пассивностью, замедленностью мышления, неповоротливостью, индивидуализмом. 3) Циклоидный тип. Ему свойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми. В период повышенного настроения они являются общительными, а в период подавленного – замкнутыми. 4) Возбудимый тип. Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Нередко они занудливы и угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье. 5) Застревающий тип. Его характеризуют умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Особо чувствителен к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен. Иногда чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив, предъявляет непомерные требования к близким и подчинённым на работе. 6) Педантичный тип. На службе ведёт себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Вместе с тем с охотой уступает лидерство другим людям. Его привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьёзность, надёжность в делах, а отталкивающие и способствующие возникновению конфликтов - формализм, занудливость, брюзжание. 7) Тревожный тип. Людям данного типа свойственны низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение. Нередко располагают следующими привлекательными чертами - дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. 8) Эмотивный тип. Эти люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают «с полуслова». Обиды носят в себе, не «выплёскивая» их наружу. Привлекательные черты - доброта, сострадательность, обострённое чувство долга, исполнительность. Отталкивающие черты - чрезмерная чувствительность, слезливость. 9) Демонстративный тип. Этот тип людей характеризуется лёгкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Он демонстрирует высокую приспособляемость к людям и, вместе с тем, склонность к интригам. 10) Экзальтированный тип. Ему свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Они альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. 11) Экстравертированный тип. Отличается высокой контактностью, у таких людей масса друзей и знакомых, они словоохотливы до болтливости, открыты для любой информации. Располагают такими привлекательными чертами, как готовность внимательно выслушать другого, сделать то, о чём просят, исполнительность. Отталкивающие особенности – подверженность влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к развлечениям, к участию в распространение сплетен и слухов. 12) Интровертированный тип. Его характеризует очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию. Такие люди любят одиночество; редко вступают в конфликты с окружающими, только при попытках бесцеремонного вмешательства в их личную жизнь.
17. Понятия: мотив и мотивация.
Мотив (побуждение к действиям) – предмет потр-ти, побуждающий деят-ть и определяющий её направленность. Виды мотивов: мотив достижения успехов, мотив избегания неудач, тревожность, потребность в общении (аффиляция), мотив власти, мотив оказания помощи другим людям (альтруизм), агрессивность, самооценка. МОТИВАЦИЯ – это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними (мотивы, потребности, намерения, желания, интересы), так и внешними (стимулы, исходящие из сложившихся ситуаций) причинами. Все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Мотивация поведения человека может быть бессознательной и сознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет.
18. Основные зарубежные теории личности.
Наиболее известные
зарубежные теории личности: 1) типологические(строят
типологии); 2) теории черт личности; 3) структурные
теории – психоаналитические (изучают
человека желающего), когнитивные (изучают
человека думающего), гуманистические
(изучают человека самоактуализировавшегося);
4) опосредованные (рассматривают личность
как момент деятельности, как её продукт).
Первыми собственно мотивационными, психологическими
теориями следует считать возникшие
в XVII-XVIII вв. теорию принятия решений, объясняющую
на рационалистической основе поведение
человека, и теорию автомата, объясняющую
на иррационалистической основе поведение
животного. Одним из первых проявлений
крайней, иррационалистической точки
зрения на поведение человека стали
теории инстинктов З.Фрейда и У.Макдауголла,
предложенные в конце XIX и разработанные
в начале XX в. В теории З.Фрейда таких
инстинктов было три: инстинкт жизни, инстинкт
смерти и инстинкт агрессивности. У.Макдауголл
предложил набор из десяти инстинктов:
инстинкт изобретательства, строительства,
любопытства, бегства, стадности, драчливости,
репродуктивный, отвращения, самоунижения,
самоутверждения. В начале XX в. возникли
ещё два новых направления, стимулированные
не только эволюционным учением Ч.Дарвина,
но также открытиями И.П.Павлова. Это поведенческая
(бихевиористская) теория мотивации и
теория нервной высшей деятельности.
Иная классификация
человеческих потребностей
по иерархически построенным
группам была предложена
А.Маслоу. У человека, согласно его
концепции, с рождения последовательно
проявляются и сопровождают личностное
взросление следующие 7 классов потребностей:
1) Потребности физиологические (органические).
2) Потребности в безопасности. 3) Потребности
в принадлежности и любви (социальные).
4) Потребности в уважении (почитании).
5) Познавательные потребности. 6) Эстетические
потребности. 7)Потребности в самоактуализации.
Самоактуализация – использование
и развитие человеком имеющихся у него
задатков, их превращение в способности;
это – стремление к самосовершенствованию.
Особенности, присущие
самоактуализирующейся
личности: 1) полное принятие реальности
и комфортное отношение к ней; 2) принятие
себя и других; 3) проф. увлечённость
любимым делом; 4) автономность и независимость
от соц. среды; 5) способность к пониманию
других людей; 6) различение цели и средства;
7) спонтанность и естественность поведения;
8) чувство юмора; 9) стремление к саморазвитию;
10) готовность к решению новых проблем
и задач.
19. Виды общения. Техника и приёмы общения.
Общение – специфическая
форма взаимодействия человека с другими
людьми, в которой реализуются социальные
отношения людей. Средства
общения: 1) язык
– система слов, выражений и правил их
соединения в осмысленные высказывания,
используемые для общения; 2) интонация
и эмоц. выразительность; 3) расстояние
– в процедуре общения выделяют различную
дистанцию. Виды общения: 1) «контакт
масок» - формальное общение, когда отсутствует
стремление понять собеседника; 2) примитивное
общение – происходит оценка друг друга,
при этом мы оцениваем собеседника как
ненужный или мешающий объект; 3) формально-ролевое
общение – регламентированы содержание
общения, средства общения; учитывается
только социальная роль человека; 4) деловое
общение; 5) светское общение; 6) манипулятивное
общение; 7) духовное общение. Техника
общения – способы преднастройки человека
на общение с людьми: на 1 этапе – принятие
определённой позы, выражения лица, выбор
начальных слов и тона высказываний, направленных
на преднастройку, определённое восприятие
сообщаемого. Приёмы
общения: вербальные, невербальные,
ролевое общение (руководитель-подчинённый,
родитель-ребёнок) и т.д.
20. Классификация малых групп. Динамические процессы в малой группе.
Группа– совокупность
людей, выделенная на основе к.-л. одного
или нескольких, общих для них признаков.
Малая группа – небольшая по численности
совокупность людей, включающая от 2-3 до
20-30 человек, занятых общим делом и имеющих
прямые личные контакты друг с другом.
Виды малых групп: 1) Условные (номинальные)
– группы, которые объединяют людей, не
входящих в состав ни одной малой гр., случайное
объединение людей, не имеющих ни постоянных
контактов друг с другом, ни общей цели.
2) Реальные (действительные) – полностью
отвечающие определению малой гр.Þ
I. Лабораторные (создаются с целью
проведения к.-л. научного исследования,
проверки выдвинутой гипотезы; существуют
временно - только в лаборатории); II. Естественные
(складываются сами по себе, независимо
от желания экспериментатора) Þ а) 1. формальные (официальные)
– создаются и сущ-т лишь в рамках официально
признанных орг-ий); 2. неформальные
(неофициальные) – возникают и действуют
как бы вне рамок орг-ий. б) 1. слаборазвитые
– нет достаточной психологич. общности,
налаженных деловых и личных взаимоотношений,
чёткого распределения обязанностей,
признанного лидера, эффективной совместной
работы; 2. высокоразвитые (коллективы,
корпорации, н-р). Малые группы могут быть
референтными (любая условная или реальная
малая гр., к которой человек добровольно
себя причисляет или членом которой он
хотел бы стать) и нереферентными (такая
малая гр., психология и поведение которой
чужды для индивида или безразличны для
него). Динамические
процессы в малой группе: возникновение,
функционирование и развитие малых групп.
Коллектив – высокоразвитая малая
гр. людей, отношения в которой строятся
на позитивных нормах морали.