Психология здоровья

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 17:31, реферат

Описание работы

Психология здоровья сейчас только начинает развиваться.

1. Первым обратил внимание на психологию здоровья Бехтерев. Он говорил, что важное и самое главное условие развития личности - это природа организма, наследие и те антропологические особенности, которые составляют почву для развития личности.

2. Следующий фактор связан с условиями зачатия и развития человеческого организма. Неблагоприятный фактор, условие зачатия личности влекут за собой дегенеративные особенности потомства (плохая наследственность, болезнь матери во время беременности и во время зачатия). Всё это влияет на то, что организм ребёнка является уязвимым и развивается очень слабо. Если не обеспечить достаточно правильного питания, то нарушается процесс полноценного развития.

3. Экономические условия оказывают влияние на личность.

4. алкоголизм несёт реальную угрозу для нашей нации.

5. Трудолюбивая, умеренная жизнь. Надо вести здоровый образ жизни.

Содержание

Введение проблем……………………………………....3-4

1. Понятие психологии здоровья………………………4-6

2. Возрастные особенности……………………………6-12

3. Проблемы диагностики……………………………12-13

4. Психология здоровья в подростковом возрасте….13-16

Заключение……………………………………………16-17

Список использованной литературы……………….....18

Работа содержит 1 файл

Психология здоровья.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - реализуемый в разных формах контроль над деятельностью субъекта с  позиции выполнения им принятых норм и правил. Различаются внешние формы контроля, обеспечивающие возложение ответственности за результаты его деятельности (подотчетность, наказуемость и пр.), и внутренние формы саморегуляции его деятельности (чувство ответственности, чувство долга). 

Ответственность личности перед обществом характеризуется  сознательным соблюдением моральных принципов и правовых норм. Ответственность как черта личности формируется в ходе деятельности совместной как результат интериоризации социальных ценностей, норм и правил. 

В работах отечественных  психологов подчеркивается, что существенное влияние на принятие ответственности за успех или неудачу в деятельности совместной оказывают уровень развития группы и ее сплоченность (развитие групповое: уровень; сплоченность групповая), близость ценностных ориентации, идентификация эмоциональная. Доказывается принципиальная возможность целенаправленного влияния на формирование у членов коллектива самокритичной и адекватной оценки степени личной ответственности за общее дело. 

ОТКАЗ - факт (индикатор), свидетельствующий, что какое-то влечение не может быть удовлетворено (=> запрет; лишение). 

ВЫНУЖДЕННЫЙ ОТКАЗ - акт и переживание отказа от удовлетворения влечений, порождаемые неблагоприятными внутрипсихическими или внешними обстоятельствами, или же их комбинацией. 

ВЫНУЖДЕННЫЙ РЕАЛЬНЫЙ ОТКАЗ - собирательное понятие, означающее разнообразные негативные условия и факторы, содействующие появлению заболевания. К ним могут относиться: недостаток любви в жизни, материальный недостаток, семейные раздоры, несчастливое супружество, неблагоприятные социальные условия, строгость нравственных требований к личности. 

ОТНОШЕНИЕ - субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой. В психологии - в самом  общем виде - взаиморасположение объектов и их свойств. Отношение может  наличествовать как между меняющимися объектами, явлениями и свойствами (например, любой закон как сущностное отношение между явлениями), так и в случае выделенного неизменного объекта в его связях с другими объектами, явлениями и свойствами (например, отношение субъекта. 

3. Проблема диагностики 

Цель данной работы - выявление группы риска  и проведение психопрофилактических  мероприятий, адаптирующих подростков к обстановке. Работа проводилась  совместно с подростковым отделением по следующему плану: психодиагностическое тестирование (тест СМОЛ), результаты которого подросток обсуждал с психологом. При необходимости психолог направлял подростка к психотерапевту для проведения психокоррекции и назначения медикаментозной терапии. Повторное посещение психотерапевта и проведение контрольного тестирования проводилось в сроки от 1 месяца до полугода. Следует отметить, что в период наблюдения за подростком активное участие в работе принимали родители, чаще матери, с которыми проводилась семейная психотерапия.

Поликлиника МЦ 

В 2004 г. обследовано 92 подростка. Данные клинического и психологического обследований позволили выделить следующие группы: 

а) с нормальной психологической реакцией - 50 подростков; 

б) с расстройствами приспособительных реакций, которые  проявлялись беспокойством, напряжённостью, повышенной утомляемостью, ощущением неспособности справиться с ситуацией, симптомами вегетативной дисфункции, нарушениями сна, - 34 подростка; 

в) с расстройством  адаптации и наличием более выраженных депрессивных нарушений - 5 подростков; 

г) с психоорганическим  синдромом - 3 подростка. 

Расстройство  приспособительных реакций всегда было связано с психотравмирующим  фактором и расценивалось как  неврастеническое состояние.  
 

4. Психология здоровья  в подростковом  возрасте 
 

Термин “психическое здоровье” был введен в 1979г. Эксперты определили психическое здоровье как определенный резерв сил человека, благодаря которому он может преодолевать неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах. Также есть и другое определение: психическое здоровье - состояние, способствующее наиболее полному физическому, умственному и эмоциональному развитию человека  

Психическое здоровье включает в себя высокое сознание, развитое мышление, большую внутреннюю моральную силу, побуждающую к созидательной деятельности и т.д. На сегодняшний день существует много определений термина “ психическое здоровье”. Нам ближе точка зрения, согласно которой психическое здоровье - это состояние равновесия различных психических свойств и процессов, умение ими владеть, адекватно использовать и развивать, это позволяет человеку гармонично функционировать в социуме. 

Проблема психического здоровья привлекала и привлекает многих исследователей из самых разных областей науки и практики, поэтому изучение факторов, влияющих на психическое и общее здоровье детей и подростков, является одной из актуальнейших проблем современности. Глубокая и точная диагностика факторов  влияющих на психическое здоровье детей и подростков на сегодня помогает определить наиболее целесообразный путь их позитивного изменения, выбрать оптимальные методы, эффективные технологии воздействия, обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к различным категориям несовершеннолетних и семьям, влияющим на психическое здоровье детей и подростков. 

Данные выборочного  изучения  детей и подростков из более ста семей учащихся школы - интернат показали, что у 55 % детей  и подростков психическое здоровье зависит от условий и образа жизни  семьи, у 25% - от воспитания, у 15%- от генных особенностей и лишь у 5% - от деятельности учреждений здравоохранения. 

Изучение причин, вызывающих отклонение от психического здоровья показывает, что у 98% воспитанников  наблюдалась дисгармония в семейных отношениях. Очень часто ссоры  между родителями воспринимаются ребенком как тревожное событие, ситуация опасности. Такие конфликты вызывают у детей постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоциональное напряжение. Особенно тяжелыми бывают последствия, когда взрослые вовлекают ребенка в свои сложные взаимоотношения и длительные конфликты, что делает бракоразводный процесс бесконечно долгим. Родители просто живут рядом, не испытывая друг к другу позитивных чувств и эмоций. Дети наблюдают эти ситуации и вынуждены принимать позицию матери или отца. Поэтому для их психики создается невыносимая ситуация, когда один из родителей порочит другого, стремится вызвать его осуждение. 

В 100 % семей наблюдается  дисгармония в сфере детско-родительских отношений, выражающаяся: 45% - эмоциональном  отвержением ребенка - неприятие, присутствие жестких регламентирующих и контролирующих мер, навязывание ребенку определенного типа поведения в соответствии с родительскими понятиями о “хороших детях”; 25% - гипоопеке, в равнодушии, попустительстве и отсутствие контроля со стороны родителей, недостатке ласки, теплоты постоянного общения. Приобретенные таким ребенком знания весьма хаотичны и непоследовательны, речевой запас беден, нравственные принципы не стойки, недостаток знаний и навыков, скупость духовных запросов, отсутствие трудовых навыков приводят весьма рано к нарушениям поведения. Не обучившись сдерживать свои чувства, такой ребенок по малейшему поводу может вспылить, проявить недовольство, устраивает шумные скандалы, жестоко избивая своих “недругов”; 8%- гиперсоциализирующее - тревожно-мнительное отношение родителей к здоровью, успехам в обучении своего ребенка, его статусу среди сверстников, а также чрезмерной озабоченности его будущим; 5% - эгоцентрическое - чрезмерное внимание к ребенку всех членов семьи, присвоение ему роли “кумира семьи”, “смысла жизни”; 17% - “Золушка” - чрезмерное суровое, директивное воспитание по типу “неприятия” ребенка. В семье такой ребенок подвергается частым и незаслуженным оскорблениям, жестоким побоям, противопоставляется остальным. Вся его деятельность сводится к домашним делам, не оставляя времени для самостоятельного чтения, выхода в кино, прогулок на свежем воздухе. В подобных условиях дети вырастают робкими, забитыми, нерешительными или, наоборот, раздражительными, недовольными всем и вся, пронося через жизнь озлобление и ненависть к своим воспитателям. 

Итак, проблема психического здоровья детей и подростков и ее последствия - одна из важнейших  проблем любого общества. Последствия  психического здоровья могут иметь  для детей и подростков необратимый характер, приводить к все большим аномалиям психики и поведения. Поэтому так важно  своевременное выявление и оказание психологической помощи.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: 
 

Психология здоровья в своем становлении продолжает намеченный гуманистической психологией принципиально иной путь развития психологической науки - путь к созданию новой науки "психологии с человеческим и человечным лицом". Именно гуманистическая психология разрабатывает целостный подход к здоровью, в котором физическое и психическое здоровье представляется связанным с высшими ценностями, целями и потребностями человека. Жизнеспособность психологии здоровья, возможно, определяется не столько анализом глубин человеческого поведения, сколько изучением высот, которых каждый индивидуум способен достичь.  

Для построения индивидуальной стратегии достижения здоровья необходимо развивать психологическую  компетентность в отношении здоровья и, возможно, радикально изменить качество собственной жизни - интегрального  показателя психологического, физического и эмоционального благополучия в субъективном восприятии. Важным показателем качества жизни являются индивидуальные переживания человека относительно социальной обстановки вокруг него, поэтому качество жизни выступает некоей глобальной системой, включающей в себя качество культуры, качество экологии, качество образования, качество социальной, экономической и политической организации общества, качество человека. При исследовании качества жизни как интегративной характеристики объективных и субъективных показателей условий жизни человека выявляется особая значимость для здоровье сбережения именно субъективной оценки качества жизни.  

Отношение к  здоровью представляет собой систему  индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или, наоборот, угрожающими здоровью людей, а также определенную оценку индивидом своего физического и психического состояния.  

Содержательный  анализ проблемы выявил разрозненный характер концепций, поэтому дальнейшая проработка теоретических концепций, проведение эмпирических исследований будут способствовать построению комплексной психологической модели здоровье сбережения человека. В целом же психологическим индикатором здоровье сбережения и качества жизни человека выступают степень удовлетворенности разными сферами жизни и положительная согласованность с психической адекватностью личности.  
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы: 

  1. 2. Введение  в психологию здоровья Г. С.  Никифоров 2002г.
 
  1. Психология  здоровья В.А. Ананьев 2001г.
 
  1. Психология  здоровья Г. С. Никифоров 2002 г.
 
  1. Под ред. Никифоровой  «Психология здоровья», Учебник  для ВУЗов. 2005г.
 
  1. Куликов Л.В. Психогигиена личности: Основные понятия  и проблемы. (Учеб. пособие). СПб, 2000.
 
  1. Диагностика психологии здоровья. Холодков Е.И 2006г.
 
  1. Гурвич  И.Н. Социальная психология здоровья. СПб., 2002.
 
  1. Психология  здоровья: Учебник /Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 2003.

Информация о работе Психология здоровья