Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 14:08, курсовая работа
Психология здоровья – новое научное направление в отечественной психологии, которое переживает период своего становления, определяет приоритеты своих научных интересов, связи со смежными областями научного знания. Центральной проблемой психологии здоровья является сохранение, укрепление и развитие здоровья с опорой на его психологическую составляющую, когда само здоровье в единстве его духовной, социальной и соматической компонент становится реальным условием для полного раскрытия потенциалов человека, его саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации и самопознания.
Введение
1. Общие вопросы психологии здоровья
2. Здоровый образ жизни и его составляющие
3. Психологические вопросы физической культуры
Заключение
Список использованной литературы
Закаливание. Широко известны различные способы закаливания - от воздушных ванн до обливания холодной водой. Полезность этих процедур не вызывает сомнений. С незапамятных времен известно, что ходьба босиком - замечательное закаливающее средство. Зимнее плавание - высшая форма закаливания. Чтобы ее достичь, человек должен пройти все ступени закаливания.
Эффективность закаливания
возрастает при использовании специальных
температурных воздействий и
процедур. Основные принципы их правильного
применения должны знать все: систематичность
и последовательность; учет индивидуальных
особенностей, состояния здоровья и
эмоциональные реакции на процедуру.
Еще одним действенным
Закаливание - мощное оздоровительное
средство. Оно позволяет избежать
многих болезней, продлить жизнь на
долгие годы, сохранить высокую
Способ достижения гармонии человека один - систематическое выполнение физических упражнений. Кроме того, экспериментально доказано, что регулярные занятия физкультурой, которые рационально входят в режим труда и отдыха, способствуют не только укреплению здоровья, но и существенно повышают эффективность производственной деятельности. Однако не все двигательные действия, выполняемые в быту и процессе работы, являются физическими упражнениями. Ими могут быть только движения, специально подбираемые для воздействия на различные органы и системы, развития физических качеств, коррекции дефектов телосложения.
Установлено, что школьники, систематически занимающиеся спортом, физически более развиты, чем их сверстники, которые не занимаются спортом. Они выше ростом, имеют больший вес и окружность грудной клетки, мышечная сила и жизненная емкость легких у них выше. Рост юношей 16 лет, занимающихся спортом, в среднем 170,4 см, а у остальных он равен 163,6 см, вес соответственно — 62,3 и 52,8 кг. Занятия физкультурой и спортом тренируют сердечно-сосудистую систему, делают ее выносливой к большим нагрузкам. Физическая нагрузка способствует развитию костно-мышечной системы.
Физические упражнения окажут положительное воздействие, если при занятиях будут соблюдаться определенные правила. Необходимо следить за состоянием здоровья - это нужно для того, чтобы не причинить себе вреда, занимаясь физическими упражнениями. Если имеются нарушения со стороны сердечнососудистой системы, упражнения, требующие существенного напряжения, могут привести к ухудшению деятельности сердца. Не следует заниматься сразу после болезни. Нужно выдержать определенный период, чтобы функции организма восстановились, - только тогда физкультура принесет пользу.
При выполнении физических упражнений организм человека реагирует на заданную нагрузку ответными реакциями. Активизируется деятельность всех органов и систем, в результате чего расходуются энергетические ресурсы, повышается подвижность нервных процессов, укрепляются мышечная и костно-связочная системы. Таким образом, улучшается физическая подготовленность занимающихся и в результате этого достигается такое состояние организма, когда нагрузки переносятся легко, а бывшие ранее недоступными результаты в разных видах физических упражнений становятся нормой. У вас всегда хорошее самочувствие, желание заниматься, приподнятое настроение и хороший сон. При правильных и регулярных занятиях физическими упражнениями тренированность улучшается из года в год, а вы будете в хорошей форме на протяжении длительного времени. [10]
Кому из молодых людей
не хочется быть сильным, ловким, выносливым,
иметь гармонично развитое тело и
хорошую координацию движений? Хорошее
физическое состояние — залог
успешной учебы и плодотворной работы.
Физически подготовленному
Далеко не всем людям дарует эти качества природа. Однако их можно приобрести, если дружить с физической культурой и приобщиться к ней с детского возраста.
Физическая культура —
составная часть общей
Особенно большое значение
физкультура и спорт
Неоценимую услугу физкультура
и спорт оказывают и в
3. Психологические вопросы физической культуры
Современный стиль жизни населения, особенно городского, включает в себя целый ряд отрицательных составляющих, в том числе и резкое уменьшение двигательной активности – гипокинезию. Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье. Роль физических упражнений в повышении физической работоспособности человека изучена достаточно подробно и в данном случае не требует специального обсуждения. Что же касается психического здоровья, то еще в начале ХХ века Ч. Фере, В.М. Бехтеревым и другими было показано, что легкая мышечная работа благотворно воздействует на психическую деятельность, а тяжелая – угнетает её. Поздними исследованиями было выяснено, что память и внимание наиболее чувствительны к воздействию физических нагрузок. Перцептивные процессы улучшаются после кратковременных привычных нагрузок, но ухудшаются после непривычных физических нагрузок. Потребность человека в двигательной активности является врожденной, генетически детерминированной. По многочисленным наблюдениям педиатров двигательная активность адекватно усиливает умственное развитие у детей. У взрослых физическая активность также стимулирует продуктивную умственную деятельность.
Чрезмерный, интенсивный
физический труд наоборот угнетает продуктивную
работу мозга. В частности это
связано с феноменом “
Человек должен ежедневно
двигаться столько, сколько
Физическую культуру в настоящее время принято делить на три составляющие:
1.Спорт высоких достижений;
2.Физическое воспитание;
3.Рекреационная физкультура (лат. recreatio – восстановление).
Спорт, начиная с середины ХХ века, практически не имеет ничего общего с физической культурой. Это характерно для всех стран и наша страна не является здесь исключением. Спорт стал существенной частью пропагандистской машины, которая доказывала всему миру преимущества социалистического строя, а поэтому перестал быть средством укрепления здоровья. И.В. Сталин, напутствуя олимпийскую команду СССР, сказал, что в мирное время воюют дипломаты и спортсмены. С тех пор спортсмены и воюют, испытывая сверхвысокие нагрузки, используя стимуляторы и неспортивные приемы, заканчивая свою жизнь инвалидами. Девиз Пьера де Кубертена “Главное – не победа, а участие” стал формальным девизом современного олимпийского движения, в котором ведущей является установка “престижности” национального спорта. Эта установка доводит до исступления и агрессии болельщиков-фанатов, чьё уродливое отношение к спорту проявляется антисоциальным поведением.
В связи с этим физическое воспитание, обязательное в учебных заведениях всех рангов, в советское время также рассматривалось в качестве плацдарма для спорта высоких достижений, где лозунг “от массовости к мастерству” сводил показатели здоровья, физического и психического развития к числу второстепенных и выражался в формальных отчетах о количестве физкультурников и сдавших нормы ГТО. Критерии оценки успешности физического воспитания отражались достигаемыми спортивными результатами и не более. Знания о том, как приобрести или поддержать здоровье, умение это делать выпали из оценочных критериев успешности физического воспитания населения. Все это происходило на фоне лживой декларации государственной заботы о гармоничном развитии личности. Именно поэтому данные о том, что 62,5% детей по окончании начальной школы имеют нарушения осанки, а главной причиной здесь является слабое физическое развитие, фактически составляли государственную тайну и были обнародованы лишь впервые в годы “перестройки”. В настоящее время показатели здоровья населения, физического и психического развития вообще не учитываются. Негативные тенденции в спорте и физической культуре привели к быстрому упадку массового спорта, оттоку молодежи из спортивных секций. Современные социально-экономические условия в России окончательно разрушили и ту формальную систему государственной поддержки, поставив на коммерческие рельсы физкультуру и спорт, которые стали недоступны большинству населения.
В этой ситуации, казалось бы, должна возрасти роль физического воспитания по месту учебы подрастающего поколения, но это звено принадлежит всей порочной цепи, а поэтому имеет свои неразрешимые проблемы. С одной стороны, уроки физкультуры, как и по остальным предметам, должны быть теоретическими, давать учащимся знания о физической культуре в контексте решения проблемы индивидуального физического и психического здоровья. С другой стороны, необходимость выполнения учащимися нормативных требований вынуждает учителей превращать уроки в микротренировки по гимнастике, спортивным играм, легкой атлетике и др. Все это требует овладения техникой упражнений, развития физических качеств силы, быстроты, выносливости, координированности, гибкости. На практике же получается, что, пытаясь решить обе задачи, учитель не добивается ни одной из них. Смысл этих занятий сводится к получению формальной оценки или зачета, что вместо закрепления интереса к физическому воспитанию полностью отбивает желание заниматься физкультурой. Низкая эффективность уроков физкультуры приводит к разочарованию обеих сторон, участвующих в педагогическом процессе.
По данным Е.Г. Еделевой интерес школьников к урокам физкультуры неуклонно снижается от младших классов (80-90%) к старшим (40-50%). В то же время отношение к физкультуре как к учебному предмету остается у большинства учащихся (90-100%) положительным на протяжении всего времени обучения в школе. Обнаруживается явное расхождение желаемого с действительным, и дело, очевидно, в том, что и как предлагается выполнять ученикам на уроках физкультуры, какие результаты из этого получаются. Не случайно у многих учащихся неудовлетворенность уроками физкультуры проявляется на фоне положительного отношения к предмету.
Многие учителя физкультуры
высказывают мнение о том, что
в данном виде физическое
Становится очевидным, что задачу приобщения подрастающего поколения к физической культуре и через неё к здоровому стилю жизни – физическое воспитание в школе выполняет плохо. На то имеются и экономические причины: плохое материальное обеспечение, недостаточное количество часов отводимых на занятия физкультурой и др. Главным же остается то, что учащиеся не имеют возможности выбирать тот вид занятий физкультурой, который нравится, отсутствует возможность заниматься физкультурой вне сетки учебных часов (для этого необходимы дополнительные учительские ставки, хорошие залы, бассейны, спортплощадки). Во время обучения в школе у человека не формируется убеждение в пользе физкультуры, а без такого убеждения привычку к физической нагрузке выработать трудно. В то же время именно физическая культура (Е.П. Ильин, 1994) могла бы сыграть роль интегратора учебных дисциплин, помогающих формировать представление о здоровом стиле жизни. И первыми пропагандистами здесь могли бы стать именно преподаватели физкультуры, получающие в вузе солидные знания по анатомии и физиологии, психологии, гигиене, медицинской подготовке, владеющие умением обучать молодежь основному средству здорового стиля жизни – физическим упражнениям. Физкультура могла бы стать составной частью уроков здоровья, на которых учащиеся получали бы системные знания и навыки для осуществления здорового стиля жизни. [1]