Психология взрослости: Особенности, кризисы, возможности развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 22:27, контрольная работа

Описание работы

Возрастная психология – это наука, изучающая процессы развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека. Рассматривает факты и закономерности психического развития здорового индивида.

Содержание

Особенности стадий взрослости…………………………………………………3
Критерии достижения взрослости ………………………………………………4
Молодость. Характеристика периода……………………………………………5
Зрелость. Характеристика периода………………………………………………6
Кризисы периодов взрослости……………………………………………………7
Психология развития……………………………………………………………...9
Гендерные различия в развитии…………………………………………………10
Список литературы……………………………

Работа содержит 1 файл

Психология Word.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

                Период зрелости обычно делят на два самостоятельных периода: 

- ранней зрелости (40 - 45-49 лет); 

- поздней зрелости (45-49 - 60 лет). 

 Для психологии ранней зрелости характерно такое явление как                                                                          

                                      «кризис середины жизни»  

- попытка подвести первые итоги жизни (мысль человека начинает все реже концентрироваться на будущем и больше сосредотачиваться на настоящем и прошлом); 

- переосмысление  прожитого опыта; 

- осознание ограниченности  своих возможностей, в т.ч. - по  времени и по здоровью; 

- корректировка  жизненных планов. 

Как правило, такая  корректировка идет в сторону  уменьшения притязаний, но не всегда. Глубина  кризиса данного возраста часто  зависит от того, совпадает ли идеальное  представление человека о жизни  с ее реальностью. 

Для периода  ранней зрелости также характерно некоторое  снижение самооценки и новое психологическое  восприятие возраста. Человек начинает вновь чувствовать себя «молодым», психологически вновь начинать ощущать  себя «в начале жизни». 

Поздняя зрелость (45-49 - 60 лет) - время максимального раскрытия внутреннего потенциала человека.  

                      Для психологии зрелой взрослости характерны: 

- окончательное  избавление от комплексов;

- адекватное  и полное осознание своих интересов,  приоритетов, своего места в жизни;

- стремление  максимально полно реализовать  себя и ощутить окружающий мир.              

                        В период взрослости существует 3 кризиса:

- кризис 30 лет;

- кризис 40 лет;

- пенсионный  кризис. 
 

                                                 

                                               Кризис 30 лет: 

Приблизительно  в возрасте тридцати лет, иногда несколько  позже, большинство людей переживают кризисное состояние. Оно выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни.

Кризис тридцати лет нередко называют кризисом смысла жизни. Действительно, именно с периодом кризиса тридцати лет (границы которого иногда могут сдвигаться в ту или другую сторону) обычно связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зрелости. В то же время проблема смысла жизни возникает не только в рассматриваемом кризисном периоде. Зачастую она появляется уже в начале молодости, а иногда, при личностной развитости, даже в подростковом возрасте. Довольно часто стоит эта проблема и в период зрелости. 

                                                 Кризис 40 лет: 

У некоторых  людей в зрелом возрасте бывает еще  один, «внеплановый» кризис, приуроченный не к границе двух стабильных периодов жизни, а возникающий внутри данного  периода. Это так называемый кризис сорока лет. Это как бы повторение кризиса тридцати лет. Оно происходит тогда, когда кризис тридцати лет не привел к должному решению экзистенциальных проблем. 

Кризис сорока лет - это период критической самооценки: анализируется аутентичность образа жизни; решаются проблемы морали; человек  испытывает неудовлетворенность брачными отношениями, беспокойство о покидающих дом детях и недовольство уровнем служебного роста. Человек остро переживает неудовлетворенность своей жизнью, расхождение между жизненными планами и их реализацией. 

Кризис среднего возраста также связан со страхом старения и осознания того, что достигнуто иногда значительно меньше, чем предполагалось, и является недолгим пиковым периодом, за которым следует постепенное уменьшение

физической силы и остроты ума. Человеку присуща  преувеличенная озабоченность собственным существованием и отношениями с окружающими. Физические признаки старения становятся все очевиднее и переживаются индивидом как утрата красоты, привлекательности, физических сил и сексуальной энергии. Все данные проявления и на личностном и на социальном уровне оценивается негативно. 

                                             

                                           
 
 

                                            Пенсионный кризис: 

Для большинства  людей уход на пенсию - это одно из самых значительных изменений статуса, происходящих в поздней взрослости.

Работа обеспечивает человека структурой для планирования своих повседневных дел. Ею определяется круг регулярно встречаемых людей, роли и функции человека. Она вносит вклад в формирование его идентичности. Поэтому уход на пенсию может быть связан с необходимостью значительной перестройки личности и всего образа жизни. Время окончания профессиональной деятельности связано не только с появлением большого количества свободного времени. Людям необходимо вырабатывать способы совладания с трудностями, соответствующие их личной системе ценностей, решения проблемы создания собственной социальной реальности. Легкость, с которой человек принимает новую роль, зависит от ряда факторов: физического здоровья , экономического положения, отношения окружающих, потребности в

удовлетворении, даваемом работой, и др. Обычно, если уход на пенсию связан с резкими  изменениями в жизни человека или если его идентичность тесно  связана с профессиональной ролью, перемены переносятся тяжело. 

               

                        Задачи и функции психологии  развития:  

Задачи  и функции психологии развития широки и многозначны. В настоящее время эта отрасль психологии приобрела статус научно-практической дисциплины, в связи с чем среди ее задач следует выделить задачи теоретические и практические. К числу теоретических задач психологии развития можно отнести изучение основных психологических критериев и характеристик Детства, Юности, Взрослости (Зрелости), Старости как социальных явлений и последовательных состояний общества, исследование возрастной динамики психических процессов и личностного развития в зависимости от культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий, различных видов воспитания и обучения, исследования дифференциально-психологических различий (половозрелых и типологических свойств человека), исследования процесса взросления во всей его полноте и многообразных проявлениях. 

К числу  научно-практических задач, стоящих перед психологией развития, относится создание методической базы для контроля за ходом, полноценностью содержания и условиями психического развития на разных этапах онтогенеза, организация оптимальных форм деятельности и общения в детстве и юности, а также организация психологической помощи в периоды возрастных кризисов, в зрелом возрасте и старости.

Л. Монтада  предлагает выделять 6 основных задач, относящихся к сфере применения психологии развития на практике. 
 

                                  

Гендерные различия в развитии: 
 

Сегодня педагоги большинства цивилизованных стран  не сомневаются в том, что мальчиков  и девочек, юношей и девушек необходимо воспитывать по разному, потому что в жизни им придется выполнять неодинаковые роли.

Подробно изучены физиологические, интеллектуальные, нравственные, эмоциональные, поведенческие различия мужчин и женщин. Опираясь на результаты многочисленных исследований, сегодня можно создать полные и подробные портреты мужчин и женщин во все периоды их развития и формирования.

                                   Общие видовые характеристики:  

Генетические  программы мужчины и женщины  отличаются между собой. Очевидные  физиологические различия обнаружены в сфере зрения, слуха, осязания, обоняния, протекания познавательных и эмоциональных процессов.

Зрение. Женщины  ярче воспринимают цвета. Женский глаз по сравнению с мужским имеет  большую площадь белка, что обеспечивает ему большую возможность воспринимать и отправлять сигналы. Женщины способны охватить взглядом сектор в 45° со всех сторон. У мужчин «туннельное» зрение, объясняющее их способность четко и ясно видеть то, что расположено перед ними.

                    Слух 

Программы слуха  у женщин функционируют лучше, чем  у мужчин, и настроены на восприятие высоких частот. Однако мужчины могут безошибочно определить, откуда доносится звук. Женский мозг обладает способностью классифицировать звуки и принимать решение относительно каждого из них, поэтому женщины могут одновременно слышать все звуки своих детей, разговаривать между собой, варить обед и следить за передачей по телевизору.

              Осязание 

С момента рождения девочки гораздо более чувствительны  к прикосновениям, чем мальчики. Чувствительность кожи взрослой женщины  в десять раз превышает чувствительность кожи мужчины.

Обоняние. Женщина  может протестировать состояние  иммунной системы мужчины в течение трех секунд после встречи с ним. Ее нос определяет наличие феромонов (половых гормонов) и особый мужской запах.   

                                                           Мозг 

Мозг мужчины  на 200-350 граммов тяжелее женского. В мужском мозге содержится в  среднем на 4 млн. больше мозговых клеток. 
 
 
 

 Однако тесты  IQ показывают, что мужчина и женщина  имеют примерно одинаковый средний  балл интеллекта — около 120. Степень умственной одаренности у женщин примерно на 3% выше, чем у мужчин. Этот признак указывает на то, что темпы усвоения различных наук и разделов программы мальчиками и девочками могут существенно различаться.

От 15 до 20% мужчин имеют феминизированный мозг. У 10% женщин мужской склад ума.

В мозге мужчины  правое и левое полушария отвечают за различные, четко определенные функции. У женщин разница между полушариями  выражена не столь однозначно, их функции  менее дифференцированы.

Женский мозг в  некоторых участках так называемого мозолистого тела (отвечающего за межполушарные связи) имеет больше нервных клеток. Это дает основание предположить, что у женщин лучше происходит синтез информации. Синтез лежит в основе интуиции, анализ — в основе логики. Женщины наделены тонкой интуицией.

На генетическом уровне мужчины имеют более развитое правое полушарие, отвечающее за распознавание  и анализ зрительных и слуховых образов, форм и структуры предметов, за сознательную ориентацию в пространстве, что позволяет  мыслить абстрактно, формировать отвлеченные понятия.

На генетическом уровне женщины имеют более развитое левое плушарие, отвечающее за образное восприятие, обеспечивающее регуляцию  речи, письма, счета, интуитивного мышления.

 

У мужчин программа  «язык» и программа «эмоции» не находятся в постоянной взаимосвязи между собой, включение одной не тянет автоматически активизацию другой, как у женщин. Это позволяет мужчинам разделять профессиональную деятельность и сферу чувств.

Мужские программы  поведения в большей степени снабжены «оперативно-практической» информацией. Они настроены на достижение цели, построение карьеры, завоевание социального статуса, власти.

В программе  жизни женщины больше места отводится  родовой, «консервативной» памяти, домашнему  очагу, общению, любви и гармонии в семье.

Генетические  программы в части продолжительности  жизни мужчины и женщины идентичны. Различная средняя длительность их жизни обусловлена условиями  и способом жизни.

Назначение мужчины  — обеспечить пространство и условия  для жизни. Поэтому мужчины агрессивны, в их организме содержится больше веществ, вызывающих гнев.

Женщины более  чувствительны к боли, но и более  терпеливы.

У женщин ярче выражена социальная ориентация.

Мужчины более  склонны к обособлению.

Женский организм требует сна в среднем на 1 час больше, чем мужской.  
 
 

Мужской мозг, в  отличие от женского, не настроен на то, чтобы замечать детали и анализировать  визуальные сигналы.

Мужчины превосходят  женщин по скорости и координации  движений, ориентации в пространстве.

У женщин более  ловкие руки, больше скорость восприятия, счета, памяти, а также беглость речи.

Информация о работе Психология взрослости: Особенности, кризисы, возможности развития