Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 22:27, контрольная работа
Возрастная психология – это наука, изучающая процессы развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека. Рассматривает факты и закономерности психического развития здорового индивида.
Особенности стадий взрослости…………………………………………………3
Критерии достижения взрослости ………………………………………………4
Молодость. Характеристика периода……………………………………………5
Зрелость. Характеристика периода………………………………………………6
Кризисы периодов взрослости……………………………………………………7
Психология развития……………………………………………………………...9
Гендерные различия в развитии…………………………………………………10
Список литературы……………………………
Период зрелости обычно делят на два самостоятельных
периода:
- ранней зрелости
(40 - 45-49 лет);
- поздней зрелости
(45-49 - 60 лет).
Для психологии
ранней зрелости характерно такое явление
как
- попытка подвести
первые итоги жизни (мысль человека начинает
все реже концентрироваться на будущем
и больше сосредотачиваться на настоящем
и прошлом);
- переосмысление
прожитого опыта;
- осознание ограниченности
своих возможностей, в т.ч. - по
времени и по здоровью;
- корректировка
жизненных планов.
Как правило, такая
корректировка идет в сторону
уменьшения притязаний, но не всегда. Глубина
кризиса данного возраста часто
зависит от того, совпадает ли идеальное
представление человека о жизни
с ее реальностью.
Для периода
ранней зрелости также характерно некоторое
снижение самооценки и новое психологическое
восприятие возраста. Человек начинает
вновь чувствовать себя «молодым»,
психологически вновь начинать ощущать
себя «в начале жизни».
Поздняя зрелость
(45-49 - 60 лет) - время максимального раскрытия
внутреннего потенциала человека.
Для психологии зрелой взрослости характерны:
- окончательное избавление от комплексов;
- адекватное
и полное осознание своих
- стремление максимально полно реализовать себя и ощутить окружающий мир.
В период взрослости существует 3 кризиса:
- кризис 30 лет;
- кризис 40 лет;
- пенсионный
кризис.
Приблизительно в возрасте тридцати лет, иногда несколько позже, большинство людей переживают кризисное состояние. Оно выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни.
Кризис тридцати
лет нередко называют кризисом смысла
жизни. Действительно, именно с периодом
кризиса тридцати лет (границы которого
иногда могут сдвигаться в ту или другую
сторону) обычно связаны поиски смысла
существования. Эти поиски, как и весь
кризис в целом, знаменуют переход от молодости
к зрелости. В то же время проблема смысла
жизни возникает не только в рассматриваемом
кризисном периоде. Зачастую она появляется
уже в начале молодости, а иногда, при личностной
развитости, даже в подростковом возрасте.
Довольно часто стоит эта проблема и в
период зрелости.
Кризис 40 лет:
У некоторых
людей в зрелом возрасте бывает еще
один, «внеплановый» кризис, приуроченный
не к границе двух стабильных периодов
жизни, а возникающий внутри данного
периода. Это так называемый кризис
сорока лет. Это как бы повторение
кризиса тридцати лет. Оно происходит
тогда, когда кризис тридцати лет не привел
к должному решению экзистенциальных
проблем.
Кризис сорока
лет - это период критической самооценки:
анализируется аутентичность
Кризис среднего возраста также связан со страхом старения и осознания того, что достигнуто иногда значительно меньше, чем предполагалось, и является недолгим пиковым периодом, за которым следует постепенное уменьшение
физической силы
и остроты ума. Человеку присуща
преувеличенная озабоченность собственным
существованием и отношениями с окружающими.
Физические признаки старения становятся
все очевиднее и переживаются индивидом
как утрата красоты, привлекательности,
физических сил и сексуальной энергии.
Все данные проявления и на личностном
и на социальном уровне оценивается негативно.
Для большинства людей уход на пенсию - это одно из самых значительных изменений статуса, происходящих в поздней взрослости.
Работа обеспечивает человека структурой для планирования своих повседневных дел. Ею определяется круг регулярно встречаемых людей, роли и функции человека. Она вносит вклад в формирование его идентичности. Поэтому уход на пенсию может быть связан с необходимостью значительной перестройки личности и всего образа жизни. Время окончания профессиональной деятельности связано не только с появлением большого количества свободного времени. Людям необходимо вырабатывать способы совладания с трудностями, соответствующие их личной системе ценностей, решения проблемы создания собственной социальной реальности. Легкость, с которой человек принимает новую роль, зависит от ряда факторов: физического здоровья , экономического положения, отношения окружающих, потребности в
удовлетворении,
даваемом работой, и др. Обычно, если
уход на пенсию связан с резкими
изменениями в жизни человека
или если его идентичность тесно
связана с профессиональной ролью,
перемены переносятся тяжело.
Задачи и функции психологии
развития:
Задачи
и функции психологии развития широки
и многозначны. В настоящее время эта отрасль
психологии приобрела статус научно-практической
дисциплины, в связи с чем среди ее задач
следует выделить задачи теоретические
и практические. К числу теоретических
задач психологии развития можно отнести
изучение основных психологических критериев
и характеристик Детства, Юности, Взрослости
(Зрелости), Старости как социальных явлений
и последовательных состояний общества,
исследование возрастной динамики психических
процессов и личностного развития в зависимости
от культурно-исторических, этнических
и социально-экономических условий, различных
видов воспитания и обучения, исследования
дифференциально-
К числу научно-практических задач, стоящих перед психологией развития, относится создание методической базы для контроля за ходом, полноценностью содержания и условиями психического развития на разных этапах онтогенеза, организация оптимальных форм деятельности и общения в детстве и юности, а также организация психологической помощи в периоды возрастных кризисов, в зрелом возрасте и старости.
Л. Монтада
предлагает выделять 6 основных
задач, относящихся к сфере применения
психологии развития на практике.
Гендерные
различия в развитии:
Сегодня педагоги большинства цивилизованных стран не сомневаются в том, что мальчиков и девочек, юношей и девушек необходимо воспитывать по разному, потому что в жизни им придется выполнять неодинаковые роли.
Подробно изучены физиологические, интеллектуальные, нравственные, эмоциональные, поведенческие различия мужчин и женщин. Опираясь на результаты многочисленных исследований, сегодня можно создать полные и подробные портреты мужчин и женщин во все периоды их развития и формирования.
Генетические программы мужчины и женщины отличаются между собой. Очевидные физиологические различия обнаружены в сфере зрения, слуха, осязания, обоняния, протекания познавательных и эмоциональных процессов.
Зрение. Женщины
ярче воспринимают цвета. Женский глаз
по сравнению с мужским имеет
большую площадь белка, что обеспечивает
ему большую возможность
Слух
Программы слуха у женщин функционируют лучше, чем у мужчин, и настроены на восприятие высоких частот. Однако мужчины могут безошибочно определить, откуда доносится звук. Женский мозг обладает способностью классифицировать звуки и принимать решение относительно каждого из них, поэтому женщины могут одновременно слышать все звуки своих детей, разговаривать между собой, варить обед и следить за передачей по телевизору.
Осязание
С момента рождения
девочки гораздо более
Обоняние. Женщина
может протестировать состояние
иммунной системы мужчины в течение трех
секунд после встречи с ним. Ее нос определяет
наличие феромонов (половых гормонов)
и особый мужской запах.
Мозг мужчины
на 200-350 граммов тяжелее женского.
В мужском мозге содержится в
среднем на 4 млн. больше мозговых клеток.
Однако тесты
IQ показывают, что мужчина и женщина
имеют примерно одинаковый
От 15 до 20% мужчин имеют феминизированный мозг. У 10% женщин мужской склад ума.
В мозге мужчины правое и левое полушария отвечают за различные, четко определенные функции. У женщин разница между полушариями выражена не столь однозначно, их функции менее дифференцированы.
Женский мозг в некоторых участках так называемого мозолистого тела (отвечающего за межполушарные связи) имеет больше нервных клеток. Это дает основание предположить, что у женщин лучше происходит синтез информации. Синтез лежит в основе интуиции, анализ — в основе логики. Женщины наделены тонкой интуицией.
На генетическом уровне мужчины имеют более развитое правое полушарие, отвечающее за распознавание и анализ зрительных и слуховых образов, форм и структуры предметов, за сознательную ориентацию в пространстве, что позволяет мыслить абстрактно, формировать отвлеченные понятия.
На генетическом уровне женщины имеют более развитое левое плушарие, отвечающее за образное восприятие, обеспечивающее регуляцию речи, письма, счета, интуитивного мышления.
У мужчин программа «язык» и программа «эмоции» не находятся в постоянной взаимосвязи между собой, включение одной не тянет автоматически активизацию другой, как у женщин. Это позволяет мужчинам разделять профессиональную деятельность и сферу чувств.
Мужские программы поведения в большей степени снабжены «оперативно-практической» информацией. Они настроены на достижение цели, построение карьеры, завоевание социального статуса, власти.
В программе жизни женщины больше места отводится родовой, «консервативной» памяти, домашнему очагу, общению, любви и гармонии в семье.
Генетические
программы в части
Назначение мужчины — обеспечить пространство и условия для жизни. Поэтому мужчины агрессивны, в их организме содержится больше веществ, вызывающих гнев.
Женщины более чувствительны к боли, но и более терпеливы.
У женщин ярче выражена социальная ориентация.
Мужчины более склонны к обособлению.
Женский организм
требует сна в среднем на 1 час больше,
чем мужской.
Мужской мозг, в отличие от женского, не настроен на то, чтобы замечать детали и анализировать визуальные сигналы.
Мужчины превосходят женщин по скорости и координации движений, ориентации в пространстве.
У женщин более ловкие руки, больше скорость восприятия, счета, памяти, а также беглость речи.
Информация о работе Психология взрослости: Особенности, кризисы, возможности развития