Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 22:27, контрольная работа
Возрастная психология – это наука, изучающая процессы развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека. Рассматривает факты и закономерности психического развития здорового индивида.
Особенности стадий взрослости…………………………………………………3
Критерии достижения взрослости ………………………………………………4
Молодость. Характеристика периода……………………………………………5
Зрелость. Характеристика периода………………………………………………6
Кризисы периодов взрослости……………………………………………………7
Психология развития……………………………………………………………...9
Гендерные различия в развитии…………………………………………………10
Список литературы……………………………
Сибирская академия управления и массовых
коммуникаций.
«Психология взрослости:
Особенности,
кризисы, возможности развития »
Доцент кафедры
Новосибирск 2011 год.
Особенности стадий взрослости…………………………………………………3
Критерии достижения взрослости ………………………………………………4
Молодость. Характеристика периода……………………………………………5
Зрелость. Характеристика периода………………………………………………6
Кризисы периодов
взрослости……………………………………………………
Психология развития……………………………
Гендерные различия в развитии…………………………………………………10
Список литературы…………………………………
Возрастная психология – это наука, изучающая процессы развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека. Рассматривает факты и закономерности психического развития здорового индивида.
В науке существуют
разногласия по поводу начала периода
взрослости и его окончания. Большая
часть исследователей относят начало
данного периода к моменту окончания юности
- к 18 - 19 годам, а конец к возрасту 55 - 60 лет.
В дополнение к этому, выделяются стадии:
1. Ранняя взрослость
(20-23 - 30 лет).
2. Средняя взрослость
(30 - 45 лет).
3. Поздняя взрослость
(45 - 55 лет).
4. Предпенсионный
возраст (50 - 55 лет для женщин, 55
- 60 лет для мужчин).
При этом для каждой из стадий отмечаются
особенности:
Так, для стадии
ранней взрослости характерно овладение
ролью взрослого человека, получение
избирательного права, полная юридическая
и экономическая
Средняя взрослость - это период достижения совершенства в выполнении профессиональной роли и старшинства, а иногда и лидерства среди многих товарищей по работе, относительная материальная самостоятельность и сравнительно широкий круг социальных связей, а также наличие и
удовлетворение
интересов вне рамок
Поздняя взрослость
характеризуется
достижением пика
в должностном статусе, а также некоторым
снижением социальной активности. Во многих
случаях в это время происходит уход от
семьи выросших детей.
Предпенсионный
возраст - это период, когда налицо
очевидное снижение физических и
умственных функций. В основной области
труда наблюдается спад профессиональных
притязаний, и происходят существенные
изменения во всей мотивационной сфере
в связи с подготовкой к предстоящему
пенсионному образу жизни. Вместе с тем
- это годы, благоприятные для занятия
наиболее видного положения в своем социальном
кругу.
В отечественной
психологии разработка проблемы возрастов
принадлежит Л.С. Выготскому, в своих трудах
он выделял основные характеристики возраста:
- социальная
ситуация развития;
- ведущая деятельность
ребенка;
- психологические
новообразования.
Каждому возрасту
присуща своя задача, решение которой
связано с переходом на новую
возрастную ступень и влияет на все
дальнейшее развитие личности.
Средний возраст
(25 - 39 лет) - время окончательного вхождения
человека во взрослую жизнь. Это - самый
важный возраст в жизни человека, поскольку
человек от накопления знаний и опыта
переходит к их активной реализации, поиску
своего места в жизни. Очень часто от действий
человека в этом возрасте зависит вся
его последующая жизнь.
Критерии достижения взрослости:
1. Новый характер
развития теперь в меньшей
степени связанный с
2. Способность
реализовать на изменения и
успешно приспосабливаться к новым условиям.
Позитивно разрешать противоречия и трудности.
3. Преодоление
зависимости и способность
4. Некоторые
черты характера (твердость,
5. Социальные
и культурные ориентиры,
Период молодости и его характеристика:
Молодость часто
называют возрастом любви. Для нее
характерно оптимальное сочетание
психологических, физиологических, социальных
и других факторов, благоприятствующих
выбору спутника жизни и созданию
семьи. В этот период подавляющее большинство
людей заключают первые браки, это обычно
возраст наибольшей половой активности,
время, когда организм женщины лучше всего
приспособлен к рождению первого ребенка.
В молодости люди легче всего знакомятся
и узнают друг друга, легче адаптируются
к условиям совместной жизни.
Социальная ситуация
развития предполагает активное включение
человека в сферу общественного
производства, а такая ситуация в
создании собственной семьи и
воспитания детей.
Создание семьи
чрезвычайно важно для личностного развития.
Человек реализует очень значимую для
себя и других сторону своего предназначения,
приобретает новый общественный статус,
связанный с ответственностью за продолжение
рода и воспитание будущего поколения,
вступает в новый этап своего жизненного
устройства. Одновременно он удовлетворяет
одну из своих главных потребностей (для
многих - главную) в сфере отношений с другими
людьми. От того, как складывается семейная
жизнь, во многом зависит общее развитие
человека - его духовный рост, развитие
способностей и т.д.
Особенно большое
значение имеет рождение детей. С
появлением ребенка родители уже
не просто женщина и мужчина, они
становятся матерью и отцом. Созданная
ими семья приобретает новое
качество, получает окончательное завершение
как важнейший институт продолжения человеческого
рода и преемственности поколений. Меняется
весь строй и уклад семейной жизни, у супругов
появляются новые обязанности, новые аспекты
ответственности друг перед другом и новая
общая ответственность за судьбу человека,
которому они дали жизнь.
Выбор спутника
жизни и создание семьи - одна из
сторон социальной ситуации развития
в молодости. Соответствующая этой
ситуации деятельность является одной
из главных сторон жизни.
С внутренней стороны
социальной ситуация развития определяется
стремлением к самостоятельности, независимости
и отношением к ответственности.
Осознание личной
ответственности за свою жизнь и
жизнь близких, готовность принять
эту ответственность, есть ключевое
переживание социальной ситуации развития
данного периода.
Ведущим видом
деятельности является труд, успешная
профессиональная деятельность, обеспечивающая
самоактуализацию личности.
Специфика молодости
как возрастного этапа не исчерпывается
выбором спутника жизни и созданием
семьи. Вторая сторона социальной ситуации
развития в этот период - овладение выбранной
профессией.
Особенности психологии среднего возраста:
- психологическая
«стабилизация» личности;
- осознание своих
главных интересов в жизни;
- уход от родительской
опеки, самостоятельность
- устремление в будущее (в этом возрасте люди обычно часто думают о будущем, которое часто представляется в идеальных тонах, оптимистически).
Как правило, в
период среднего возраста человек окончательно
определяется с профессиональным выбором
и создает семью.
Период зрелости:
Зрелость (40 - 60 лет) - как правило, время, когда человек достигает пика своего профессионального и личностного развития. В этот период обычно
психологическое
развитие человека «консервируется» и
остается на стабильном уровне.
Ведущим видом деятельности
является труд, который оказывает развивающее
воздействие на личность в совокупности
с такими факторами, как возраст и образование.
Воздействующие на человека факторы сами
подвержены изменениям. Интенсивность
влияния разнородных явлений на психофизиологические
функции и психические процессы изменяется
в ходе онтогенеза.
Зрелость (по Шаковаленко) - самый социально активный и продуктивный период жизнедеятельности. Это период взрослости, когда может осуществляться тенденция к достижению наивысшего уровня развития
интеллекта и личности.
Центральными
возрастными новообразованиями
этого периода можно считать
семейные отношения и чувство
профессиональной компетентности.
Информация о работе Психология взрослости: Особенности, кризисы, возможности развития