Психология воображения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 12:17, реферат

Описание работы

Человек постоянно вступает в контакт с окружающей его средой. Ежесекундно на наши органы чувств воздействуют десятки и сотни разнообразных стимулов, многие из которых надолго остаются в памяти человека. Причем одним из самых любопытных феноменов психики человека является то, что полученные в предшествующей практике впечатления от предметов и явлений реального мира не только сохраняются в памяти длительное время, но и подвергаются определенной обработке. Существование данного феномена обусловило возможность человека воздействовать на окружающую среду и целенаправленно изменять ее.

Содержание

Введение
Определение и виды воображения
Функции воображения, его развития
Воображение и личность
Физиологические основы процессов воображения
Воображение и творчество
Методика определения уровня воображения
Заключение

Работа содержит 1 файл

реферат по общей психологии.doc

— 81.50 Кб (Скачать)

  С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температура тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.

        При помощи специальных упражнений и приемов можно развивать воображения. В творческих видах труда- наука, литература, искусство, инженерия и др.- развитие воображения, естественно, происходит в занятиях данными видами деятельности. В аутогенной тренировке нужный результат достигается путем специальной системы упражнений, которые нацелены на то, чтобы усилием воли научиться расслаблять отдельные группы мышц (рук, ног, головы, туловища),произвольно повышать или понижать давление, температуру тела ( в последнем случае упражнения на воображение тепла, холода). [2,с.226]

  Воображение и личность

  Воображение является в типологическом и индивидуально-дифференцирующем отношении чрезвычайно существенным проявлением личности. Прежде всего, для характеристики личности и ее отношения к миру очень показательна степень легкости или трудности, с которой ей вообще дается преобразование данного. Одни до такой степени скованы ситуацией, так подчинены данному, что всякое мысленное преобразование его представляет для них значительные трудности. Им трудно, даже мысленно, сдвинуть что-нибудь  со своего места, даже представить себе, чтобы что-нибудь было не так, как обычно. В них доминирует инертность. Их взаимоотношения с окружающим миром носят печать шаблона и рутины. Для других всякая данная ситуация- это не столько непреложная данность, которая должна быть сохранена в своей неприкосновенности, сколько исходный пункт и материал для преобразующей деятельности личности, и это опять-таки глубоко показательно для характеристики личности и ее отношению к миру.

  У разных людей воображение, далее, проявляется  по преимуществу в различных областях - у одних в одной, у других в другой. Существенную роль в определении направления, по которому идет развитие воображения, играет направленность личности- интересы, создающие связанные с ними специальные очаги эмоциональной восприимчивости. В связи с общим направлением деятельности человека и воображение его может быть наиболее деятельным - у одного в области практической деятельности конструктивного, технического изобретательства, у другого - в области художественного, у третьего - в области научного творчества. В каждом человеке заключен какой-то «кусочек фантазии», но у каждого фантазия и воображение проявляется по-своему. [3, с. 359]

    Физиологические основы процессов  воображения.

        Воображение, как  и все другие психические процессы, является функцией коры больших полушарий. Физиологическую основу памяти составляет замыкание временных нервных связей и их последующая актуализация (возобновление, растормаживание).  Если в процессах памяти замкнувшаяся связь в дальнейшем возобновляется, то в процессе воображения образовавшиеся в течение жизни человека системы связей как бы распадаются и объединяются в новые системы.(4,с.355]

  Это объединение становится возможным  в результате возникновения в  коре мозга достаточно сильного очага  возбуждения, вызванного пробуждением потребности или каким- либо непосредственным  впечатлением. Таким образом,  у фантазирующего человека, говоря упрощенно, группы нервных клеток связываются по новому.  От это зависит характерная новизна образов фантазии по сравнению с образами памяти и в тоже время частичные совпадения их.

  Воображение, как сказано, является функцией коры больших полушарий. Вместе с тем  сложность структуры воображения  и его связь с эмоциями дает основания предполагать, что физиологические  механизмы воображения расположены не только в коре, но в более глубоко залегающих отделах  мозга. Исследования последних лет подтверждают это предположения. Такими глубинными отделами мозга, принимающимися участие, вместе с корой больших полушарий формирование образов фантазии и их включении в процессы деятельности, является гипоталамо- лимбическая система ( гипоталамус в его связях с древней корой и подкорковыми областями, образующими лимб, или границу, в вокруг передней части ствола мозга у входа в полушария головного мозга).

        Экспериментально  выяснено: при повреждении гипоталамо- лимбической системы у человека могут происходить характерные  расстройства психики: возникает впечатления, что его поведение не регулируется определенной программой и состоит  из серии отдельных , изолированных актов, в прочем , самих по себе достаточно сложных и целостных .[4,с.355]

  Воображение и  творчество

    Роль  воображения в творческом процессе трудно переоценить. Творчество тесно связано со всеми психическими процессами, в том числе и с воображением. Степень развития воображения и его особенности имеют для творчества не меньшее значение, чем, скажем, степень развития мышления.[1,с.294]

Психология  творчества проявляется во всех его  конкретных видах: изобретательском, научном, литературном, художественном и т. д Возможность творчества в значительной степени обеспечивается имеющимися у человека знаниями, которые подкреплены соответствующими способностями, и стимулируется целеустремленностью человека. Важнейшим условиям творчества является наличие определенных переживаний, которые создают эмоциональный тон творческой деятельности.

Проблема  творчества всегда была интересна не только для психологов. Вопрос о  том, что позволяет одному человеку творить, а другого лишает этой возможности, волновал умы известных ученых. Долгое время господствовал взгляд о невозможности алгоритмизации и обучения творческому процессу, что было обосновано известным французским психологом Т. Рибо. Он писал: «Что касается до "методов изобретения", по поводу которых было написано много ученых рассуждений, то их на самом деле не существует, так как в противном случае можно было бы фабриковать изобретателей подобно тому, как фабрикуют теперь механиков и часовых дел мастеров». Однако постепенно эта точка зрения стала подвергаться сомнению. На первое место вышла гипотеза о том, что способность к творчеству можно развивать.

       Несмотря на кажущуюся легкость, произвольность, непредсказуемость возникающих образов, творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется определенными способами. Новые представления возникают на основе того, что уже было в сознании, благодаря операциям анализа и синтеза. В конечном счете, процессы воображения состоят в мысленном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т. е. носят аналитико-синтетический характер. Следовательно, творческий процесс опирается на те же механизмы, которые задействованы и при формировании обычных образов воображения.[1,с.296]

Методика  определения уровня воображения

Инструкция: Вам  предлагается 12 вопросов теста. На них  надо отвечать либо «да», либо «нет». Первая цифра в скобках (количество баллов) означает положительный ответ, вторая - отрицательный.

1. Интересуетесь  ли вы живописью? (2, 1).

2. Часто ли  вы скучаете? (1, 2).

3. Рассказывая  какую-либо историю, любите ли  вы украсить ее красочной деталью,  добавленной от себя? (1, 0).

4. Инициативны  ли вы на работе? (2, 1).

5. "Широко" ли вы пишите, много ли занимаете место на бумаге? (1,0).

6. Руководствуетесь  ли вы в выборе одежды законами  моды или собственным вкусом? (2, 1).

7. Любите ли  вы рисовать во время собраний  или лекций на листе бумаги  одни и те же фигурки? (О, 1).

8. Слушая музыку, представляете ли вы какие-либо образы, связанные с ней? (1,0).

9. Любите ли  вы писать длинные письма? (2, 1).

10. Видите ли  вы иногда цветные сны? (1, 0).

11. Любите ли  вы мысленно бывать в тех  снах, которые знаете лишь по  рассказам? (1, 0).

12. Часто ли вы плачете, расстраиваетесь в кино? (1, 0).

Итак, подсчитайте  очки. 14-17 очков: у вас богатое  воображение. Если вы сумеете применить  его в жизни, то добьетесь больших  творческих успехов. 9-13 очков: среднее  воображение. Такое воображение  встречается у очень многих людей. От вас и только от вас зависит, сумеете ли вы развить его. 5-8 очков: вы реалист в полном смысле этого слова. В облаках не витаете. Однако немного фантазии еще никому не вредило. Поэтому задумайтесь о себе.

Заключение

Итак, мы познакомились с самыми общими аспектами развития воображения. Мы увидели, как важна эта функция для общего развития, для становления его личности, для формирования жизненного опыта. В силу важности и значимости воображения необходимо всячески помогать развитию и, одновременно, использовать его для оптимизации учебной деятельности.  
Формирование воображения в раннем возрасте происходит как изменение прирожденной активности в активность преобразующую. Решающим фактором при этом является потребность в новых впечатлениях и общение, открывающим способы получения впечатлений.  
Развитие воображения не является результатом прямого обучения. Оно обусловлено растущей преобразующей активностью ребенка и механизмами саморазвития воображения: противоположной направленностью варьирования и моделирования элементов опыта, схематизации и детализации образов
. 

Литература

1.А.Г. Маклаков,  Общая психология: Учебник для вузов,- СПб, Питер, 2011 г. 583 с.  (Серия «Учебник для вузов»)

2.Р.С. Немов, Психология. Учебник для студентов высш. Пед. Учеб. Заведующий. В 2 кн. Кн.1 Общие основы психологии,  Москва «Просвещение» «Владас» 1994 г, 576 с.

3.С.Л. Рубинштейн, Основы Общей психологии, В 2т. Т1-М.:Педагогика, 1989 г., 488с.-(Труды д. чл. И чл.- кор. АПН СССР)

4.А.В. Петровский , Общая психология, Учеб. Для студентов пед. Институтов, Москва «Просвещение»1986, 464с. 
 
 
 

       

Информация о работе Психология воображения