Психология воображения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 12:17, реферат

Описание работы

Человек постоянно вступает в контакт с окружающей его средой. Ежесекундно на наши органы чувств воздействуют десятки и сотни разнообразных стимулов, многие из которых надолго остаются в памяти человека. Причем одним из самых любопытных феноменов психики человека является то, что полученные в предшествующей практике впечатления от предметов и явлений реального мира не только сохраняются в памяти длительное время, но и подвергаются определенной обработке. Существование данного феномена обусловило возможность человека воздействовать на окружающую среду и целенаправленно изменять ее.

Содержание

Введение
Определение и виды воображения
Функции воображения, его развития
Воображение и личность
Физиологические основы процессов воображения
Воображение и творчество
Методика определения уровня воображения
Заключение

Работа содержит 1 файл

реферат по общей психологии.doc

— 81.50 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ 

ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

ТВЕРСКОЙ  ФИЛИАЛ 
 
 

Факультет «Психологии»

 

Реферат

по  общей психологии

Тема: Психология воображения 
 
 
 

  
 
 
 
 

  
 
 
 

        Оглавление

  1. Введение
  2. Определение и виды воображения
  3. Функции воображения, его развития
  4. Воображение и личность
  5. Физиологические основы процессов воображения
  6. Воображение и творчество
  7. Методика определения уровня воображения
  8. Заключение

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                       Введение

  Человек постоянно вступает в контакт с окружающей его средой. Ежесекундно на наши органы чувств воздействуют десятки и сотни разнообразных стимулов, многие из которых надолго остаются в памяти человека. Причем одним из самых любопытных феноменов психики человека является то, что полученные в предшествующей практике впечатления от предметов и явлений реального мира не только сохраняются в памяти длительное время, но и подвергаются определенной обработке. Существование данного феномена обусловило возможность человека воздействовать на окружающую среду и целенаправленно изменять ее.

Следует отметить, что воздействие животного  на внешнюю среду и изменение  внешней среды человеком имеют  принципиальные различия. В отличие  от животного человек оказывает воздействие на среду планомерно, направляя свои усилия к заранее поставленной цели. Такой характер изменения действительности в процессе труда предполагает предварительное представление в сознании того, что человек хочет получить в результате своей деятельности. Например, паук совершает определенные операции, напоминающие операции ткача, и пчелы постройкой своих восковых ячеек напоминают людей-строителей. Однако любой самый плохой специалист отличается от самой хорошей пчелы или самого искусного паука тем, что он действует по заранее намеченному плану. Любой труд предполагает выработку такого плана, и лишь потом — его воплощение на практике [1,c.283].

                  Определение  и виды воображения

Воображение - особая форма человеческой психики  стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том,  что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «Психическим» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что не в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.

      Благодаря воображению человек творит, разумно  планирует свою деятельность и управляет  ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире.

      Воображение является основой наглядно-образного  мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны).

[ 2,с.221]

        Образы, которыми оперирует человек,  не ограничиваются воспроизведением  непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, чего он не посредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было и даже то, чего в такой именно конкретной форме в действительности и быть не может. Таким образом, не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят как процесс воспроизведения. Собственно каждый образ является в какой то мере и воспроизведении- хотя бы и очень отдаленным, опосредованным, видоизмененным- и преобразованием действительного. Эти две тенденции воспроизведения и преобразования, данные всегда некотором единстве, вместе с тем своей противоположности расходятся друг с другом и если воспроизведение является основой характеристикой памяти, то преобразование становится основной характеристикой воображения. Воображать- это преображать [3.,с.344]

Воображение в собственном, совсем специфическом  смысле слова может быть только у  человека.  Только у человека, который, как субъект общественной практики, реально преобразует мир, развивается  подлинное воображение. В процессе развития оно сначала- следствие, а затем и предпосылка той деятельности человека, посредством которой он реально изменяет действительность. В каждом действии, которым человек изменяет мир, заключен кусочек фантазии, и развитие воображения, как преобразования действительности в сознании, тесно связано с реальным преобразованием ее в практике, хотя часто неизмеримо далеко выходит   за его пределы. [3,с.346]

Всякое  воображение порождает что- то новое, изменяет, преобразует то, что нам  дано в восприятии. Это изменение, преобразование, отклонение от данного может выразиться, во- первых, в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, то есть, создаст, себе картину того, чего в действительности сам он никогда не видел. Например, сообщение о папанинцах побуждает наше воображение рисовать картины фантастической по своей необычности жизни на льдине, дрейфующей у Северного полюса. Это еще совсем не специфическая форма воображения.

      Воображение может, далее, предвосхищая будущее, создать  образ, картину того, чего вообще не было. Так М.В. Водопьянов или Н.Д. Папанин могли  в своем воображении представить себе полет на Северный полюс и высадку на нем тогда ,когда это была только мечта, еще не осуществленная и неизвестно осуществимая ли.

      Воображение может, наконец, совершить и такой отлет от действительности, который создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от действительности. Но и в этом случае оно в какой- то мере отражает эту действительность.  И воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей мере оно, преобразуя действительность, отклоняясь от нее, при этом все же учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты. Таким образом, и в этой форме, отклоняющейся от действительности вплоть до фантастики, воображение не порывает вовсе с действительностью.[3,с.347]

      Многообразные отношения реальной личности к реальным явлениям действительности и порождают  те преобразования, которые более  или менее сознательно подвергаются в психике человека образы, отражающие действительность.

      Воображение, таким образом, не абстрактная функция, а закономерно выступающая сторона сознательной деятельности. На этой основе развивается затем определенная способность по мере того как воображение формируется в какой- нибудь конкретной творческой деятельности.

      Само  восприятие действительности часто преобразует воображением под влиянием чувств, желаний, симпатий и антипатий. Эти преобразования приводят тогда к искажению, а иногда к более глубокому познанию действительности.[3,с.348]

     Воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Принято считать, что воображение зародилось в процессе труда — специфически человеческой деятельности, из-за существования потребности в преобразовании предметов реального мира. Например, имея перед глазами орудие труда, которое по своим характеристикам и свойствам было не совсем совершенным, человек мог представить себе другое орудие, которое соответствует его представлению о том, что необходимо для выполнения той или иной трудовой операции. Но потом, в ходе исторического развития человека, деятельность воображения стала проявляться не только в труде, но и в фантазиях и мечтах человека, т. е. в образах, которые вообще не могли быть созданы на практике в данный момент. Появились крайне сложные формы воображения, необходимые в научном, техническом и художественном творчестве. Однако даже в этих случаях воображение выступает как результат преобразования наших представлений, полученных из реальной действительности.

     Процесс воображения всегда протекает в  неразрывной связи с двумя  другими психическими процессами —  памятью и мышлением. Говоря о  воображении, мы лишь подчеркиваем преобладающее  направление психической деятельности. Если перед человеком стоит задача воспроизвести представления вещей и событий, бывших ранее в его опыте, мы говорим о процессах памяти. Но если те же самые представления воспроизводятся для того, чтобы создать новое сочетание этих представлений или создать из них новые представления, мы говорим о деятельности воображения.

     Следует отметить, что образы воображения  создаются только путем переработки отдельных сторон имеющихся у человека образов реальной действительности. Например, читая фантастические романы, вы, наверное, замечали, что вымышленные герои (инопланетяне, чудовища, несуществующие звери и т. д.) все равно своим обликом полностью или частично похожи на известные нам объекты, т. е. были трансформированы воображением писателя из реальной действительности.

  Говоря  о воображении, нельзя недооценивать его роль в психической деятельности человека, потому что определенная переработка образов действительности происходит даже в самом простом варианте воспроизведения. Так, представляя себе какой-либо предмет или событие, мы очень часто не в состоянии воспроизвести соответствующие факты во всех подробностях и со всеми деталями. Однако вещи и события воспроизводятся не в виде бессвязных фрагментов или разрозненных кадров, а в их целостности и непрерывности. Следовательно, происходит своеобразная переработка материала, выражающаяся в восполнении представлений необходимыми деталями, то есть в процессе воспроизведения начинает проявляться деятельность нашего воображения.[ 1,с.284]

  Воображение может быть четырех основных видов: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное. Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение отличается тем, что просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. В репродуктивном воображение ставиться задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь так же присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.[2,с.222]

  Работа  человеческого воображения, разумеется, не ограничивается литературой и  искусством. В неменьшей степени она проявляется в научном, техническом, других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль. Но есть и другие виды воображения. Это- сновидение, галлюцинации, грезы и мечты. Сновидение можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор неустановленна, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражения и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.

  Галлюцинациями  называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они- результат тех или иных нарушений психики или работы организма- сопровождают многие болезненные состояния.

  Грезы в отличии от галлюцинаций- это  вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Мечта от грез отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, Особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства, вины, агрессивности. [ 2,с.224]

    Функции воображения, его  развития.

  В жизни человека воображение выполняет  ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы  представлять действительность в образах  и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция  воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую им напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция- это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации. [2,с.225]

Информация о работе Психология воображения