Психология в рамках схоластики. Психологическая система Фомы Аквинского

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 21:24, контрольная работа

Описание работы

Схоластика - это тип религиозной философии, для которого характерно принципиальное господства примата теологии над всеми другими формами познания, знания. Истоки схоластики можно найти в позднеантичный философии, прежде всего - в Прокла, который абсолютизировал дедуктивизм , искал ответы на все вопросы, исходя из текстов Платона. Схоластику разделяют на раннюю и позднюю.

Содержание

Краткая биография Фомы Аквинского.
Основы томизма.
Анализ работы De natura verbi intellectus.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа ИП.doc

— 119.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Рязанский Государственный университет

имени С.А. Есенина

Институт  психологии, педагогики и социальной работы

Кафедра общей психологии. 
 
 
 
 

Контрольная работа

Психология  в рамках схоластики. Психологическая  система Фомы Аквинского. 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студентка  3 курса 33 группы

Бондаренко  Юлия Александровна 

специальность Педагогика и психология 

Проверил: к.п.н., доцент Горохова Е.Н. 
 
 
 
 
 
 

Рязань, 2010

Содержание. 

  1. Краткая биография  Фомы Аквинского.
  2. Основы томизма.
  3. Анализ работы De natura verbi intellectus.

Список литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Схоластика - это тип религиозной философии, для которого характерно принципиальное господства примата теологии над всеми другими формами познания, знания. Истоки схоластики можно найти в позднеантичный философии, прежде всего - в Прокла, который абсолютизировал дедуктивизм , искал ответы на все вопросы, исходя из текстов Платона. Схоластику разделяют на раннюю и позднюю. Ранняя схоластика (XI-XII вв.) сложилась в условиях становления феодального строя в Европе и папской власти Рима, она полностью находилась под влиянием августиновского платонизма (Ансельм Кентерберийский). В этот период схоластика часто имела оппозиционный характер, и не только благодаря учению отдельных еретиков. В принципах отдельных признанных направлений так же можно найти идеи, противоречащие учению поборников чистой веры (принципы схоластического рационализма противостоят учению Петра Даминиани, Ланфранка, Бернара Клервоского и др.)

Между ранней и поздней схоластикой  выделяют период зрелой схоластики (XII-XIII века), которая развивалась в средневековых  университетах, ее центром был признан Парижский университет, где культивировался платонизм, который постепенно вытеснялся аристотелизмом (Альберт Великий, Фома Аквинский).

Поздняя схоластика (XIII-XIV вв.) развивалась под влиянием обострения идейных противоречий эпохи развитого феодализма. Иоанн Дунс Скот противопоставлял интеллектуализму учения Фомы Аквинского свой волюнтаризм, отказ от законченной теоретической системы в пользу индивидуализма. Развивался тезис о существовании двойственной истины, разрушающей "гармонию" веры и разума, утвержденную в предыдущий период развития схоластики приматом теологии.

 В конце XII — начале XIII вв. западноевропейская схоластика получила новый импульс для своего развития. Связано это было, прежде всего, с тем, что в этот период произошло самое широкое знакомство европейцев с культурой арабоязычного Востока. Европейский мир в это время постоянно сталкивался с арабами — во время крестовых походов, в Испании, которую захватили арабы и т.д. Для западноевропейской философии встреча с арабской культурой сыграла огромную роль. Дело в том, что в арабском мире были крайне популярны учения античных философов, и, в первую очередь, учение Аристотеля. На арабский язык были переведены практически все его сочинения, при этом аристотелевские произведения были подробно прокомментированы арабскими мыслителями, арабские философы опирались на положения Аристотеля в своих учениях.  

 В Европе же Аристотель был известен далеко не полностью. Более того, так как  идеи Аристотеля использовали многие христианские теологи, считавшиеся  еретиками, распространение и изучение аристотелизма официально запрещалось. Так, изучение естественнонаучных сочинений Аристотеля и его "Метафизики" было запрещено папскими декретами 1210 и 1215 гг.

 Однако  аристотелизм постепенно получал все более широкое распространение, особенно, в нецерковных школах. На латинский язык были переведены почти все его произведения — сначала с арабского, а потом и непосредственно с греческого языков. И в католической Церкви с течением времени утвердилось мнение, что использование системы доказательств истинности христианских догматов с опорой на Аристотеля является насущной необходимостью, ибо неоплатонизм, на который опирались "отцы Церкви " и, в первую очередь, Аврелий Августин, не мог дать ответы на все возникающие вопросы.

 В 1231 г. папа Григорий IX обновил декреты 1210 и 1215 гг., но одновременно создал комиссию для проверки аристотелевских произведений. И уже в 1245г. изучение Аристотеля было разрешено без всяких ограничений, а позднее в 50–60-х гг. XIII в. Рим официально поручает нескольким христианским философам заняться переработкой учения Аристотеля в христианско-католическом духе. Центральное место в этой работе занял Фома Аквинский (1225/1226—1274 гг.).

Философ и теолог, систематизатор схоластики на базе христианского аристотелизма; доминиканец. Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Первый провел четкую границу между верой и знанием. Основные сочинения: "Сумма теологии", "Сумма

против  язычников". Учение Фомы Аквинского лежит в основе томизма и неотомизма.

Родиной Фомы была Италия. Родился он в конце 1225 или в начале 1226 года в замке Роккасекка, близ Аквино (отсюда - Аквинат), в королевстве Неаполитанском. Отец Фомы и еще семи сыновей, граф Ландольф, находившийся в родстве с Гогенштауфенами, был феодалом и в качестве рыцаря, принадлежавшего к близкому окружению Фридриха II, принимал участие в разрушении известного монастыря бенедиктинцев в Монте Кассино. Мать Фомы, Теодора, происходила из богатого неаполитанского рода Фома с самого раннего детства питал непонятное отвращение к рыцарским забавам. Мальчик он был тихий, толстый, серьезный и на редкость молчаливый, зато уж если открывал рот, прямо спрашивал учителя. "А что такое Бог?" Неизвестно, что отвечал учитель, вернее всего, мальчик искал ответа сам. Конечно, такой человек годился только для церкви, особенно - для монастыря. На пятом году жизни Фому и определяют учиться в монастырь бенедиктинцев в Монте Кассино, где он проводит около девяти лет, проходя классическую школу tnvium, из которой выносит прекрасное знание латинского языка. В связи с изгнанием бенедиктинцев из Монте Кассино Фридрихом II Фома в 1239 году возвращается в родной дом, сняв монашескую рясу. Осенью того же года он отправляется в Неаполь, где обучается в университете под руководством наставников Мартина и Петра

Ирландского.

Все шло  к тому, что Фома пострижется - вроде бы он этого и сам хотел, - а со временем станет настоятелем. В 1244 году Фома принимает решение вступить в орден доминиканцев, отказавшись тем самым от должности аббата Монте Кассино. Насколько можно судить по довольно скудным и спорным сведениям, юный Фома пошел к отцу и спокойно сказал, что уже стал монахом нового, доминиканского ордена. Это решение вызвало протест семьи. Не так просто проследить, как развивалась семейная ссора и как разбилась она об упорство молодого монаха. По одним источникам, мать противилась недолго и заняла его сторону. Но правители Европы, почти все - его родня, были очень недовольны, попросили даже папу вмешаться и одно время надеялись, что Фома будет носить одежду доминиканца в бенедиктинском монастыре Монте Кассино. Многим это показалось очень тактичным компромиссом, но иного мнения придерживался Фома. Он резко ответил, что хочет быть нищим не на карнавале, а в нищенствующем ордене, и дипломатичное предложение провалилось. Приняв постриг, Фома несколько месяцев жил в монастыре в Неаполе, откуда генерал ордена доминиканцев Иоанн Тевтонский забрал его с собой в Болонью, отправляясь на капитул. Глава доминиканцев, вероятно, знал о попытках удержать Фому и понимал, как тому трудно бороться с родными. Вместе с другими доминиканцами он отправил Фому в Парижский университет, являвшийся тогда центром католической мысли. Даже в первом шаге бродячего учителя наций было что-то пророческое, ибо Париж стал целью его духовного пути, там защищал он миноритов и Аристотеля. Когда монахи дошли до источника у поворота дороги, севернее Рима, на них напала целая кавалькада. Всадники схватили Фому, связали и увезли, хотя были они не разбойники, а его чрезмерно взволнованные братья, которые служили в то время в императорской армии в Ломбардии. Захваченный в плен, Фома был возвращен в отцовский замок в Роккасекка и здесь заключен в башню, в которой находился более года. В дальнейшем семья, не пренебрегая никакими средствами, пыталась заставить сына отказаться от принятого решения. Заточению Фома подчинился со всем спокойствием, видимо, ему было не так важно, где размышлять - в башне или в келье. Только один раз он вышел из себя, ни раньше, ни позже он так не гневался. Есть сведения о том, что братья Фомы, желая совратить его с избранного пути, провели в принадлежавшую ему комнату красивую куртизанку, полагая, что он подвергнется искушению или будет скомпрометирован. Фома впал в неистовство, выхватил из камина тлеющее полено и стал им размахивать, угрожая поджечь замок. Перепуганная девица закричала и выбежала из комнаты. Он мог поджечь дом, но только с грохотом захлопнул дверь и, дважды ударив головней, начертал на ней большой крест. После происшествия с головней и блудницей Фома, по преданию, видел во сне, что два ангела оскопили его огненной веревкой. Это было ужасно больно, но дало ему огромную силу, и он проснулся от своего крика. Нетрудно проанализировать этот сон и свести его к деталям прошлого: веревка монашеских одеяний, огонь головни. Но сон святого Фомы стал явью. Святой и впрямь исключительно мало интересовался житейской стороной жизни. Во всяком случае, у Фомы было очень мало искушений. Тут дело не в добродетели, которая всегда связана с волей. Ему не нужно было противоядие, ибо он не ведал этой отравы. Многое объяснить трудно, это - тайны благодати, но, вероятно, есть истина и в идее сублимации. Все искушения просто сгорали в горниле его ума.

Мать, видя, что сын не изменил решения, смирилась  с судьбой, и Фома летом 1245 года получил свободу, а осенью того же года отправился наконец в Париж. Во время пребывания в Парижском университете (1245-1248) он слушал лекции Альберта из Кельна, позже прозванного Альбертом Великим, который оказал на Фому огромное влияние

В 1248 году Фома вместе с Альбертом отправляется в Кельн с целью организации там Studium generale - центра по изучению теологии. Здесь будущий создатель томистской философии обучается под руководством своего наставника в течение последующих четырех лет. Фома был медлительный, очень кроткий и великодушный, но не слишком общительный. Товарищи прозвали его Немым Быком. В довершение, отличаясь от всех других высоким ростом, чрезмерной полнотой и неповоротливостью, он получил кличку Сицилийский Бык, хотя родился не на Сицилии, а под Неаполем. Аквинат любил книги, он ими жил; вероятно, предпочел бы сотню книг об Аристотеле всем сокровищам на свете. Когда его спросили, за что он больше всего благодарен Богу, Фома ответил: "Я понял каждую страницу, которую читал". Тем не менее, Альберт Великий, разглядевший гениальные способности ученика, произнес пророческие слова: "Вы зовете его Немым Быком. Говорю вам, бык взревет так громко, что рев его оглушит мир".

После почти четырехлетнего пребывания в  Кёльне Фома в 1252 году возвращается в Парижский университет, где последовательно проходит все ступени, необходимые для получения степени магистра теологии и лиценциата, после чего преподает в Париже теологию вплоть до 1259 года. Здесь из-под его пера выходит ряд комментариев, трудов и так называемых университетских диспутов, а среди них и комментарии к священному писанию (1254-1256). Здесь он также начинает работу над "Философской суммой" ("Против язычников").

В 1259 году папа Урбан IV вызвает его в Рим, пребывание в котором длилось вплоть до осени 1268 года. Появление Фомы при папском дворе не было случайным. Римская курия усмотрела в Аквинате человека, который способен дать трактовку аристотелизма в духе католицизма. Здесь Фома завершает начатую еще в Париже "Философскую сумму" (1259-1264), пишет ряд работ Он приступает также к работе над главным трудом своей жизни - "Теологической суммой".

Осенью 1269 года по указанию римской курии  Фома второй раз отправляется в Париж.

 Здесь стоит напомнить мнение Жильсона о мотивах его решения. Он пишет следующее:

"Парижский университет в то время вновь становится ареной борьбы, на этот раз уже не между корпорациями (то есть между светским и монашеским духовенством), а между сторонниками различных доктрин. Именно в этот период св. Фома, с одной стороны, одержал победу над Сигером Брабантским и латинскими аверроистами, с другой же - над некоторыми французскими теологами, которые хотели сохранить в неизменном виде принципы августиновской теологии".

В этот период Аквинат пишет вторую часть "Теологической суммы" (1269- 1272), комментарии к трудам Аристотеля и много других работ. За время пребывания в Парижском университете Фома, поглощенный борьбой с аверроистами и работой над своими произведениями, не бывал ни на каких приемах, которыми славился тогдашний Париж. Однако доминиканское руководство рекомендовало ему принять приглашение ко двору французского короля Людовика IX. Отправился он неохотно и, если можно применить это слово к столь кроткому человеку, угрюмо. Когда он вошел в Париж, ему показали с холма сверкание шпилей, и кто-то сказал: "Какое счастье владеть всем этим"; а Фома тихо произнес: "Я бы предпочел рукопись Златоуста, никак ее не раздобуду" Упирающуюся громаду, погруженную в раздумье, доставили в конце концов ко двору, в королевский пиршественный зал. Можно предположить, что Фома был изысканно- любезен с теми, кто к нему обращался, но говорил мало, и скоро о нем забыли за самой блестящей и шумной болтовней на свете - французской болтовней. Наверное, и он обо всех забыл; но паузы бывают даже во французской болтовне. Наступила такая пауза и тут.

Вдруг кубки подпрыгнули, тяжелый стол пошатнулся - монах опустил на него кулак, подобный каменной палице, и взревел, словно очнувшись: "Вот что образумит манихеев!"

В королевских  дворцах есть свои условности, даже если король – святой.. Все испуганно смотрели на грозный трон. Но Людовик, при всей своей простоте, был не только образцом рыцарской чести и источником милости - в нем жили и французская галантность, и французский юмор. Он тихо сказал придворным, чтобы они подсели к философу и записали мысль, пришедшую ему в голову, - наверное, она очень хорошая, а он, не дай Бог, ее забудет.

В 1272 году Фома возвращается в Италию. Он преподает  теологию в Неаполе, где продолжает работу над третьей частью "Теологической суммы", которую заканчивает в 1273 году.

Спустя  два года Фома покидает Неаполь, чтобы  принять участие в созванном  папой Григорием X соборе в Лионе. Фома отправился в путь вместе с другом, думая заночевать у сестры, которую очень любил; но когда пришел к ней, внезапно слег. По дороге у него случился сердечный приступ. Его перевезли в Цистерцианский монастырь близ Фоссануовы. Он попросил читать ему "Песнь песней", с начала и до конца. Затем исповедался и причастился. Священник, который был с Фомой, выбежал из кельи и, словно в испуге, тихо сказал, что исповедался он, как пятилетний ребенок.

Умер Фома Аквинский 7 марта 1274 года. 

Информация о работе Психология в рамках схоластики. Психологическая система Фомы Аквинского