Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 00:18, реферат
Цель исследования: изучение психологического смысла болезни, особенностей личности врача и больного (изучение внутренней картины болезни), психологии больного при неизлечимых болезнях и психологических основ клинического мышления.
Практическая значимость исследования: сделать общие выводы по психо-эмоциональному состоянию больного при неизлечимых болезнях.
Введение
Часть 1. Теоретические проблемы исследования
1.1. Психологический смысл болезни
1.2. Особенности личности врача
1.3. Особенности личности больного: проблема внутренней картины болезни
1.4. Психология больного при неизлечимых болезнях
1.5. Психологические основы клинического мышления
Часть 2. Экспериментальные исследования особенностей личности больного
2.1. Задачи и методы исследования
2.2. Описание результатов
Выводы
Список использованных источников
Таким образом, мы считаем, что настоящая клиническая работа является всегда творческим делом. Основная цель профессионального обучения врача — это формирование творческого (рефлексивного) врачебного мышления как основы профессиональной творческой деятельности. При врачевании необходимо раскрыть сущность столь сложного процесса, как заболевание человека, а это доступно профессиональному мышлению содержательно-постигающего (теоретического) типа. Потребность в таком мышлении возникает из самой клинической практики.
Мы полагаем, что подлинный профессионализм врача связан прежде всего с теоретическим, рефлексивным, типом мышления. Именно оно (а не алгоритмизированное) дает огромные преимущества врачу при решении диагностических, лечебных и профилактических профессиональных задач. Поэтому формой профессионального мышления врача для нас является структура теоретического мышления, проявляющаяся на материале врачебной деятельности.
Естественно, профессиональная деятельность врача-клинициста может быть основана и на рассудочно-эмпирическом мышлении. Известно, что в клинике широко используются эмпирическое обобщение и абстракция, позволяющие действовать в относительно узком круге ситуаций и задач, чаще всего благодаря накоплению и обобщению опыта путем проб и ошибок. Поэтому врач, например, вместо конкретного анализа, изучения клинической картины болезни стремится по внешним, поверхностно осознаваемым признакам доказать, что симптомы болезни данного больного полностью совпадают с «классической» картиной болезни. В этом случае диагностика и лечение проводятся формально, а ошибки в диагностике оправдываются ссылкой на атипичность симптомов болезни. Еще раз подчеркнем, что врач с эмпирическим типом профессионального мышления может быть блестящим исполнителем благодаря накопленному клиническому опыту, но только в рамках четко определенных типовых, стандартных задач, алгоритмов.
Часть 2. Экспериментальные исследования психологии в медицине
В данной работе довольно проблематично повести какой-либо эмпирический эксперимент, поскольку речь идет о людях, страдающих неизлечимыми заболеваниями. Но все-таки, какой ряд вопросов встает у нас, у здоровых людей перед смертельно больным человеком…В ходе эмпирического исследования я не вел опрос данных больных, а попытался придти к сути через здорового человека, выяснить его отношение к данной ситуации, встречались ли такие случаи среди близких и знакомых, по возможности узнавая реакции и поведение людей как окружающих больного, так и самих заболевших.
Все оказалось гораздо труднее в ходе опроса, нежели я думал, прежде чем приступить к данной работе. Мной было опрошено около 20 человек. Среди них были люди как среднего возраста(20-30 лет) так и пожилого. Количественного соотношения между опрошенными мужчинами и женщинами не проводилось. Средний возраст опрошенных составляет 36 лет.
Был подобран ряд вопросов, который позволил реализовать поставленные задачи моей практической работы. К перечню данных вопросов относятся:
5.Что хотели сделать больные в оставшийся период их жизни?
6.Проводилась ли с больным какая-либо психологическая и/или консультативная работа?
По данному перечню вопросов были получены следующие комментарии.
Опрошенные люди по порядку |
Кем является больной опрошенному человеку |
Возраст больного |
1 |
родственник |
23 |
2 |
родственник |
57 |
3 |
родственник |
81 |
4 |
родственник |
----- |
5 |
родственник |
----- |
6 |
родственник |
----- |
7 |
родственник |
45,67 |
8 |
родственник |
78 |
9 |
родственник |
67 |
10 |
родственник |
25 |
11 |
родственник |
15 |
12 |
родственник |
42 |
13 |
знакомый |
33,41 |
14 |
знакомый |
54,29 |
15 |
знакомый |
47,89 |
16 |
знакомый |
38,63 |
17 |
знакомый |
69,56 |
18 |
знакомый |
61 |
19 |
знакомый |
17 |
20 |
знакомый |
49 |
Средний возраст представленных больных составляет ~ 53 года. Самому молодому больному 15 лет, самому старшему-89.
Ответ на первый пункт я просил отмечать опрашиваемых по 10 бальной шкале. Вот какие результаты были получены.
График зависимости восприятия смертельной болезни больным со слов опрашиваемых в зависимости от возраста:
По данной диаграмме можем сделать вывод о том, как влияет возраст больного на восприятие им информации о своем заболевании. Наблюдается практически прямая зависимость.
По второму пункту - разница по полу - я не получил каких-либо четких отличий в восприятии больными вести о своем заболевании от опрошенных, однако прослеживалась четкая тенденция формирования совершенно иного поведения и восприятия какой-либо информации в дальнейшем больным человеком.
Третий пункт или вопрос, касающийся
материального статуса
Все-таки я попробую обобщить ответы на вопрос о влиянии характера в восприятии картины болезни с летальным исходом. Сделать это будет наиболее проблематично, так как мы знаем, что каждый из нас индивидуален и неповторим, следовательно, и неповторимы наши черты характера, откуда и реакция на изменения происходящие вокруг нас у каждого индивидуальны. Разделить на относительно схожие группы можно что угодно, даже особенности характера. Мне бы этого делать не хотелось. Подводя черту под данным вопросам, расставлю акценты на том, что исходя из особенностей характера больного с ним должна проводиться необходимая индивидуальная специализированная психологическая беседа. Именно в этот период жизни человека он ни в коем случае не должен чувствовать себя одиноким и оставаться со своей проблемой один на один. Забегая вперед, скажу, что одинокие люди, оставшиеся со своей болезнью, либо заканчивали жизнь самоубийством, либо их болезнь прогрессировала еще больше. В тех случаях, когда человека окружали близкие и любящие его люди - могло произойти, в прямом смысле этого слова, волшебство, человек выздоравливал вопреки диагнозам врачей.
6.Ответы на вопрос о том, что хотели сделать больные в оставшийся промежуток жизни, звучали неоднозначно. Однако их можно легко объединить в две группы. К первой группе можно отнести мнения, суть которых в том, что больные в этот период безудержно пытались сделать все то, что они не успели или когда-то сделали плохо или неправильно, а ко второй- мнения о том, что необходимо жизнь ввести в состояние анабиоза и ждать своего конца. Полное отсутствие реакции могло говорить лишь о том, что человек либо просто сдерживал свои эмоции внутри себя, либо был просто шокирован известием, т.к. любой информационный источник, каким бы он не был, вызывает эмоцию.
В ходе опроса я заметил еще один маленький нюанс: практически каждый больной первое время полностью отрицал свой диагноз, некоторые требовали повторного обследования, что также говорит о сработавшей защитной реакции психики на действующий стрессовый фактор.
7.Последний мной заданный
Выводы
После проделанной мной работы, хотелось бы подвести некоторые итоги учебно-исследовательского задания. Как вы уже успели заметить, на сегодняшний день, это очень актуальная и злободневная тема, которая в той или иной степени касается каждого из нас, тем более, если учитывать тот нюанс, что мы будущие врачи и по специфике нашей работы будим сталкиваться с такими больными.
Нам и нашим коллегам для работы с такими больными необходимо отработать некий план общения. Он должен отвечать таким требованиям, которые бы могли подойти каждому больному и одновременно учитывали бы индивидуальные особенности личности человека в отдельности. Это несомненно тяжелый труд, но он должен быть проделан, отработан и налажен как четкий механизм. Механический труд в профессии врача просто недопустим, он губителен.
Список использованных источников:
1. Калиновский П. Переход. // Последняя болезнь, смерть и после. Екатеринбург, 1994. С. 125.
2.Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. // Информационный бюллетень ОВЦС Московского Патриархата. 2000. № 8. С. 82.
3. Монах Агапий. Божественное пламя, зажженное в моем сердце старцем Порфирием. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2000. С. 56.
4.Митрополит Антоний Сурожский. Исцеление тела и спасение души. // Человек. 1995. № 5. С. 113.
5.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
6.Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.
7.Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. М., 1967.
8.А.Г. Чернявская. Психотерапия. Учебно-практическое руководство. Минск ТетраСистемс 2005.
9.С.Л. Соловьева. Медицинская психология. Конспект лекций. Москва Санкт-Петербург 2004