Психология в медицине

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 00:18, реферат

Описание работы

Цель исследования: изучение психологического смысла болезни, особенностей личности врача и больного (изучение внутренней картины болезни), психологии больного при неизлечимых болезнях и психологических основ клинического мышления.
Практическая значимость исследования: сделать общие выводы по психо-эмоциональному состоянию больного при неизлечимых болезнях.

Содержание

Введение
Часть 1. Теоретические проблемы исследования
1.1. Психологический смысл болезни
1.2. Особенности личности врача
1.3. Особенности личности больного: проблема внутренней картины болезни
1.4. Психология больного при неизлечимых болезнях
1.5. Психологические основы клинического мышления
Часть 2. Экспериментальные исследования особенностей личности больного
2.1. Задачи и методы исследования
2.2. Описание результатов
Выводы
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

учебно-исследовательская_работа_по_психологии.doc

— 156.50 Кб (Скачать)

Министерство здравоохранения  Республики Беларусь

УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов

Медицинский университет»

 

 

                              Кафедра психологии и педагогики

 

 

 

 

Психология в  медицине

 

 

 

Учебно-исследовательское  задание по психологии

 

                                 

 

 

 

 

 

                                                          Подготовил:

                              студент 1 курса

                                                       лечебного факультета 19 группы

                                                Симончик Евгений Владимирович

Проверила:

Касьян О.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Витебск, 2011

 

 

Учебно-исследовательское задание  состоит из введения, двух частей (теоретической  и эмпирической), выводов, списка использованных источников (включает 9 наименований) и приложения. Объем работы составляет 15 страниц печатного текста.

Ключевые слова: психологический смысл болезни, личность врача, личность больного, внутренняя картина болезни, неизлечимые болезни, клиническое мышление.

Объект исследования: практикующие врачи-онкологи, больные.

Цель исследования: изучение психологического смысла болезни, особенностей личности врача и больного (изучение внутренней картины болезни), психологии больного при неизлечимых болезнях и психологических основ клинического мышления.

Практическая значимость исследования: сделать общие выводы по психо-эмоциональному состоянию больного при неизлечимых болезнях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        

 Содержание

Введение

Часть 1. Теоретические проблемы исследования

    1. Психологический смысл болезни
    2. Особенности личности врача
    3. Особенности личности больного: проблема внутренней картины болезни
    4. Психология больного при неизлечимых болезнях
    5. Психологические основы клинического мышления

Часть 2. Экспериментальные исследования особенностей личности больного

2.1. Задачи и  методы исследования

2.2. Описание  результатов

Выводы

Список использованных источников

Приложение 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Слово…это не только наш  злейший враг, но и наш лекарь. Сколько полезного дает нам умение хорошо владеть словом. Однако это умение способно гораздо больше влиять на людей, нежели мы думаем.

Сколько книг, научных  работ написано на эту тему…вот и мне хотелось бы поделиться кусочком своего понимания в этой сфере  познания человека. Это, по большому счету, область человеческих знаний о том, как стать свободным. Свободным от глубинных страхов, от страхов перед болью, которая является неизбежным компонентом жизни.

Каждый из нас - социальный объект. Мы связаны друг с другом невидимыми нитями, которые просто необходимо укреплять, как-бы выращивая из них канаты связей. Поэтому умение разбираться в механизмах и побудительных мотивах действия собеседника (в данном случае пациента) делает жизнь и нашу работу, работу врача, более эффективной.

В первую очередь, данный проект хотелось бы посвятить врачам общего профиля и более узких  медицинских специальностей, поскольку  зачастую именно они и не имеют  так необходимого квалифицированного специального психотерапевтического  образования.

Медицинская психология до сих пор по-разному понимается специалистами, так как никто так и не решил, чем она является больше психологией или медициной. Я считаю, что она изучает проблемы медицины в психологическом аспекте и методами психологии.

Во многих странах распространено понятие клинической психологии, а не медицинской. Там она включает в себя психотерапию, консультативную психологию, психогигиену, реабилитацию, психосоматику и т.д., тем самым, открывая новые грани в общении пациента и больного, позволяя гораздо глубже понять смысл самого заболевания.

В данной работе также  можно будет сделать выводы о  том, как эмпирический метод исследования помогает студенту, да и врачу лучше  усвоить материал. Будут описаны  и систематизированы отдельные  факты, а также приобретены навыки организации и проведения психологического исследования.

 

 

 

 

 

 

Часть 1. Теоретические  проблемы исследования

1.1. Психологический смысл болезни

Болезнь является одним из наиболее частых и драматических событий  человеческой жизни. Телесные недуги (соматические заболевания) сопровождают человека от рождения до смерти. Без преувеличения можно сказать, что вся история человечества может быть представлена как история изучения заболеваний и поиска средств борьбы с ними с целью продления полноценной человеческой жизни, повышения ее качества и удовлетворенности человека собственной жизнью.

При рассмотрении проблемы сознательности отношения к болезни, важно обратить внимание на то, что при психологическом  анализе проблемы «личность –  больной» под болезнью следует понимать не объективно существующий патологический процесс в организме, а болезнь как событие в жизни личности. Человек может быть болен уже продолжительное время, но если факт наличия заболевания ему самому неизвестен, то болезнь не существует для него психологически, т.е. в субъективном мире больного. Любая болезнь в той или иной мере всегда фрустрирует личность, т.к. любая болезнь в большой или меньшей степени ограничивает возможности человека в удовлетворении потребностей личности в широком их понимании. В целом болезнь фрустрирует личность настолько, насколько личностный смысл болезни, как события жизни, угрожает наличному и потенциальному ценностному миру человека.

Каждая фрустрирующая ситуация содержит угрозу личности, требует  устранения этой угрозы. Преодоление фрустрации, ее устранение связано с решением жизненных проблем, обусловивших блокаду потребностей. Достичь этого возможно путем конструктивных действий по изменению самих ситуаций, вызвавших фрустрацию. В то же время возможен другой путь преодоления фрустрации. В этом случае происходят изменения личностного смысла фрустрирующего события или ситуации без их объективного изменения, т.е. первоначальный смысл события изменяется таким образом, чтобы изменить или исключить угрозу для личности (угроза существованию, угрозу достижению поставленных целей, угрозу удовлетворению потребностей и т.п.).

Такое изменение смысла может быть достигнуто посредством разных психологических  механизмов, которые получили название защитных. Именно к таким механизмам относится, в частности, вытеснение из сознания фрустрирующего события. Конечно, не все, что составляет фрустрирующее событие и что с ним связано, может быть вытеснено. Из сознания могут быть устранены лишь отдельные фрагменты реальности, связанные с фрустрирующим событием. Однако устранения этих отдельных фрагментов из смыслового контекста фрустрирующего события изменяет этот контекст и тем самым изменяет смысл самого события. Все отмеченное выше относится ко всем событиям, фрустрирующим личность. В полной мере это относится и к такому сильному фрустрирующему событию, как болезнь.

Больной может использовать факт болезни. Так, например, больной может использовать свою болезнь в семейных отношениях для получения привилегированного положения, дополнительного внимания, оправдания своего недостаточного участия в семейных делах и т.п.; по отношению к социуму болезнь может быть использована для отказа от труда, при получении дополнительных социальных пособий.

Birne D. (1982) полагает, что реакция  на болезнь зависит от характера и прогноза заболевания. Выделяют восемь типов: фиксация на болезни, психосоциальные переживания, аффективный срыв, аффективное торможение, осмысление болезни, субъективное напряжение, уход в болезнь, вера во врача.

Развитие реабилитационного направления в современной медицине предъявляет особые требования к изучению роли личности больного, его позиции по отношению к своему заболеванию, лечению, нарушенным системам социальных связей в связи с заболеванием и прогнозу. Отношение к болезни, по – существу, интегрирует все психологические категории, в рамках которых анализируется понятие «внутренняя картина болезни». Это и знание о болезни, ее осознание личностью, понимание роли и влияния болезни на жизненное функционирование, и эмоциональные, и поведенческие реакции, связанные с болезнью.

 

 

1.2. Особенности  личности врача

 

Проникновение в сферу медицинского обслуживания передовых технологий, широкое использование новейшей техники, а так же применение эффективных  принципов управления настоятельно требуют учёта личностных факторов, как в процессе профессиональной подготовки, так и на протяжении всего профессионального пути субъекта врачебной деятельности. Сегодня есть достаточно оснований рассматривать профессиональное становление субъекта труда как двуединый процесс, включающий формирование совокупности знаний, умений и навыков - с одной стороны, и профессионально значимых личностных психологических качеств - с другой. Первой из названных составляющих традиционно уделяется существенное внимание, подтверждением чего в последнее время стала реализация концепции непрерывного медицинского образования, однако проблема методологии психологического сопровождения личности врача на всех этапах его профессионального развития разработана, к сожалению, слабо.  
Принадлежа к профессиям субъектно-субъектного типа, деятельность врача проходит в условиях повышенных социо-психологических требований и связана с высоким умственным и психоэмоциональным напряжением. Активность врача в условиях профессионального стресса, особенности эмоционального реагирования на различные ситуации профессиональной деятельности, факторы, влияющие на профессионально-личностное развитие субъекта лечебного процесса, индивидуально-психологические особенности, присущие врачам различных специализаций - проблемы, недостаточно изученные, несмотря на высокую степень востребованности их научно-практического осмысления. Можно сказать, что вопросы психологии труда и личности врача стоят в ряду важнейших и малоизученных проблем теоретической и прикладной психологии в целом и отдельных ее отраслей, в частности.  
Подавляющее большинство упоминаний о личности врача встречается в деонтологической медицинской литературе. Этот традиционно деонтологическии подход является хронологически первым и не утратившим значения до настоящего времени. Его можно обозначить как нормативно-регулирующий, так как он содержит основные требования к личности врача, выработанные обществом. Основные деонтологические требования к врачебной деятельности и личности врача сформулированы еще в известных заповедях Гиппократа, которые врачи принимают как профессиональную Клятву. В основе этих требований лежит традиционное представление о ролевых отношениях "врач - больной", являющихся элементом структуры общественных отношений. В этих отношениях врачу предписывается оказывать помощь больному, который вправе ожидать этой помощи. Для эффективного выполнения предписанной обществом роли врач должен обладать не только квалификацией и опытом, но и определенными личностными особенностями, способствующими установлению контакта с больным и обеспечивающими авторитет у больного.  
В связи с тем, что объектом деятельности является человек, требования к моральным, гражданским, интеллектуальным качествам специалиста всегда были повышенными по сравнению с другими категориями профессий. Однако ни в одном из предписаний не содержится требования: "Будь здоров сам!" (исключение - перечень заболеваний, являющихся противопоказанием к врачебной деятельности), хотя ни у кого не вызывает сомнения, что только при условии субъективного физического, психического благополучия врач способен эффективно решать задачи профессиональной деятельности, которая уже своим содержанием изначально создает "фон" для формирования состояний дезадаптации, профессионального "выгорания" субъекта.  
Надо признать, что деятельность врача в условиях профессионального стресса недостаточно изучена в научно-исследовательской литературе. Одним из важных вопросов, исследуемых ею, является вопрос об определении психологических критериев профессиональной пригодности субъекта к получению медицинского образования, а затем - к профессиональной деятельности. Однако к настоящему времени имеется лишь одна достаточно полная психограмма практикующего врача, разработанная в 1922 году Ф. Баумгартен. В ней сформулированы требования не только к личности, профессионально значимым психологическим качествам врача-клинициста,  
но и к его психике в целом.  
К.К. Платонову принадлежит эмпирическая типология личности врача, в основу которой положена степень совпадения функций, соответствующих статусу врача, с его реальными личностно-характерологическими особенностями. В зависимости от направленности личности автор определяет три типа врачей-специалистов:  
• врач, ориентированный на разнообразные ценности;  
• врач, для которого ориентация на профессиональные, морально-этические ценности носит внешний, формальный характер;  
• врач, дезориентированный в отношении личностных ценностей, в силу низкого духовного и нравственного уровня.  
Предложенная К.К. Платоновым типология личности врача основана на преобладавшем в советской психологии периода 70-х годов методологическом принципе исследования и оценки личности как носителя определенных морально-этических норм, активность которой определяется ее социально-идеологической направленностью. В целом, следует отметить, что работа К.К. Платонова была первой научной попыткой исследовать специфику психологических особенностей врача как субъекта профессиональной деятельности с позиций личностного подхода.  
Интерес представляет опыт формирования эталонной модели личности врача путем опроса экспертов - представителей врачебной профессии. Среди таких работ выделяются два исследования: опрос, проведенный в 1987 году на медицинском факультете университета им. Гумбольдта (ГДР) среди студентов различных курсов  и исследование, выполненное в 1987 году в Ленинградском университете. В первом случае представлены обобщенные результаты интервью, которое выявило относительно стабильные представления об эталонных характеристиках врача, а в исследовании психологов ЛГУ была сделана попытка определить основные личностные характеристики врача и среднего медицинского персонала с точки зрения самих медицинских работников, выступавших в роли респондентов-экспертов. Как вывод из проведенных исследований, авторы справедливо заявляют о необходимости создания социально-психологических методик для аттестации медработников различного должностного статуса и различных лечебно-профилактических учреждений. Можно характеризовать работу ленинградских ученых психологов как одно из первых тщательно выполненных экспериментальных исследований в области психографии труда медицинских работников. Однако обращает на себя внимание неопределенность критериев эталона, являющегося центральным объектом данного исследования. Известно, что термин "эталон" используется в естественных науках как эквивалент точной меры. В психологических исследованиях и экспериментах предполагается условность в использовании данного понятия, при этом подразумеваются русские синонимы: "образец", "пример". Утверждение о возможности рассматривать субъективно сформированные представления медицинских работников о модели личности врача в качестве меры, образца, то есть эталона, достаточно спорно, а, следовательно, и система требований к личности врача, основанная на таком подходе, нуждается в экспериментально- исследовательском обосновании. Приведенная работа, на мой взгляд, отражает экспертный тип исследования проблемы, который дает, несомненно, ценный материал для сравнительного анализа психологических компонентов и особенностей развивающейся личности медицинского работника.  
Таким образом, рассмотренные подходы различаются механизмом формирования предъявляемых к личности врача требований: нормативно-регулирующий, психографический, общепсихологический, экспертный. Объединяет их общность концептуального подхода: рассмотрение динамики и детерминирующих факторов развития личности врача дистанцированно от исследования субъекта медицинского труда. В результате, выводы о тех или иных требуемых психологических свойствах личности врача, их процессуальное™ носят декларативный характер, ибо не имеют под собою "фундамента" аналитических исследований психологических особенностей многогранной, разноуровневой и динамичной профессиональной деятельности врача. Как следствие, из рассмотрения фактически исключаются процессы формирования потребностей, мотивов, индивидуального стиля профессиональной деятельности, условий и тенденций развития личности врача как субъекта лечебного процесса на этапах жизненного и профессионального пути, соотнесенные к объективным требованиям профессиональной врачебной деятельности. Результатом такого подхода является отсутствие до настоящего времени объективно обоснованных психографических характеристик врачебной деятельности.  
Очевидно, что исходной концептуальной основой названных исследований является своеобразная этическая парадигма, пришедшая из древних заповедей врачевания: "Светя другим, сгораю сам!". Гуманистический подход к анализу процессов профессионализации личности врача делает объективно востребованной иную этико-психологическую модель. Позволим обозначить ее так: «Светя другим, прекрасен сам!».  
Высокая социальная значимость медицинского труда, связанного с факторами дестабилизирующего влияния на личность врача - с одной стороны, и отсутствие научно обоснованной системы психологического обеспечения развития субъекта врачебного труда на всех этапах его профессионального и жизненного пути - с другой, есть суть проблемной ситуации, обусловливающей назревшую социальную потребность определения психологической специфики профессиональной деятельности врача и формирования на этой основе концепции последовательного психологического сопровождения развития личности профессионала. Иными словами: очевидна теоретическая, методологическая и практическая востребованность системного психологического исследования медицинского труда как направления современной психологии труда. Без опоры на системные представления о психологической специфике медицинского труда и профессиогенеза личности врача в основных областях (специальностях) и предметах (специализациях) врачебной деятельности невозможно решать вопросы повышения качества подготовки специалистов и медицинских услуг, сочетания профессионально-личностной успешности и удовлетворенности субъекта реализуемой профессиональной деятельностью.

 

 

1.3. Особенности  личности больного: проблема внутренней  картины болезни

 

 

1.5. Психологические основы клинического мышления

Общей задачей высшей медицинской  школы является подготовка практического  врача, способного к диагностике, к  лечению и профилактике заболевания. Не секрет, что до сих пор эта  задача решается эмпирически. Мы плохо представляем, какие требования к интеллекту предъявляет деятельность врача, какие качества ума необходимо развивать у него и как это делать. Поэтому уровень подготовки врачей сегодня не соответствует современным требованиям. Профессионализм многих из них настолько низкий, что они не в состоянии зачастую квалифицированно поставить диагноз и обеспечить правильное лечение. Вместе с тем исследование особенностей профессионального мышления позволило бы разработать научные рекомендации о путях и методах его формирования у будущих медиков. При характеристике профессионального мышления врача принято чаще всего употреблять термины «клиническое», «врачебное», «медицинское» мышление. Следует отметить отсутствие однозначной трактовки данных терминов, а также расплывчатость и неопределенность раскрытия сущности профессионального мышления врача. Мы считаем, что обязательным моментом мышления врача является выявление и установление сущности патологических процессов в организме человека, считаем, что врачебное мышление является творческим. В клинической практике врач очень часто встречается с трудно объяснимыми, не описанными в руководствах явлениями, а не только с бесспорными фактами. Не случайно у опытных врачей-профессионалов со временем возникает критическое отношение к классическим описаниям болезней. Они на практике убеждаются в том, что все описываемые в руководствах характерные симптомы заболевания обнаруживаются крайне редко. Вместе с тем надо учитывать и наличие новых, ранее неизвестных сторон болезни, отсутствующих в медицинской литературе, но раскрываемых клинической наукой. Это говорит об ограниченности первоначальных данных о сущности того или иного заболевания. Патологические процессы и состояния всегда подвижны, изменчивы, и, сколько их ни изучай, рано или поздно обязательно натолкнешься на какую-нибудь неожиданность, противоречие, их непредвиденные стороны. Именно при столкновении с атипичностью, нестандартностью, противоречивостью картины болезни врачебное мышление алгоритмического типа «теряется», «пасует». Ошибки в диагностике при этом оправдываются, как правило, ссылкой на их атипичность.

Современный врач должен обладать гибким, пластичным мышлением, проявляющимся  в быстроте преобразования, изменения  способа, тактики лечения, диагностических  заключений в соответстствии с изменениями объективной ситуации (изменения течения болезни или состояния больного, атипичность картины болезни и т. д.). Это предполагает выделение существенных сторон таких изменений, возможность отхода от привычных действий, от стереотипа и нахождение новых путей решения, комбинации элементов прошлого опыта.

Информация о работе Психология в медицине