Психология умственно отсталого ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 17:07, контрольная работа

Описание работы

Понятие «умственно отсталый ребенок», принятое в отечественной и в зарубежной дефектологии, относится к весьма разнообразной по составу массе детей (они составляют более 2% от общей детской популяции), которых объединяет наличие органического поражения мозга, имеющего диффузный, т.е. широко распространенный, как бы развитой характер.

Работа содержит 1 файл

Психология умственно отсталого ребенка.docx

— 25.03 Кб (Скачать)
  1. ПСИХОЛОГИЯ  УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО РЕБЕНКА
 

     Понятие «умственно отсталый ребенок», принятое в отечественной и в зарубежной дефектологии, относится к весьма разнообразной по составу массе  детей (они составляют более 2% от общей  детской популяции), которых объединяет наличие органического поражения  мозга, имеющего диффузный, т.е. широко распространенный, как бы развитой характер.

Морфологические изменения, хоть и с неодинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга, нарушая  их строение и функции.

     Зарубежные  психологи, занимающиеся дефектологическими проблемами, говоря об умственной отсталости, обычно расширяют это понятие, включая  в него и умственную недостаточность, возникновение которой бывает, обусловлено  резко неблагоприятными социальными  условиями развития ребенка в  раннем детстве. Имеется в виду дефицит  эмоциональных и интеллектуальных контактов с окружающими людьми, регулярное недоедание и т.п.

     В настоящее время в Росси делаются попытки вместо термина «умственно отсталый» использовать его синонимы, поскольку данный термин говорит, прежде всего, о неадекватности ребенка  в умственном плане, а он имеет  отклонения и моторики, и эмоционально-волевой  сферы, и личности в целом. Поиск  более приемлемого термина пока не привел к успеху.

     Умственно отсталые дети обучаются в большинстве  своем обучаются в школах и  школах-интернатах, которые до конца  ХХ в., назывались вспомогательными, а  в настоящее время - специальными (коррекционными) общеобразовательными школами VIII вида. Некоторая часть  умственно отсталых детей посещают классы коррекционно-развивающего обучения, организованные при массовых общеобразовательных  школах, а также обучаются индивидуально  в домашних условиях.

Большую часть умственно отсталых детей  составляют олигофрены ( от греч. оligos - мало, phrenos - ум). Поражение мозговых систем, главным образом наиболее сложных и поздно формирующихся  структур мозга, обусловливающее недоразвитие и нарушения психики, возникает  уже на ранних этапах развития: во внутриутробном периоде, при рождении или в первый год-полтора жизни, т.е. до появления  речи. При олигофрении органическая недостаточность мозга носит  резидуальный (остаточный), нерпогредиентный (неусуглубляющийся) характер. Ребенок  оказывается практически здоровым. Хотя его развитие осуществляется на дефективной основе, есть основания  для оптимистического прогноза.

     Умственная  отсталость, возникшая в более  поздний период жизни ребенка, встречается  относительно редко. Особыми являются случаи, при которых имеющееся  у ребенка интеллектуальное недоразвитие сочетается с текущим психическим  заболеванием - эпилепсией, шизофренией, деменцией и др.

     Наиболее  многочисленной, разносторонне изученной  и перспективной в плане развития категорией является дети с легкой и умеренной степенью олигофрении.

     Дети - олигофрены характеризуются стойкими нарушениями и недоразвитием  сфере познавательной деятельности (особенно в плане словесно-логического  мышления) и личностной сфере.

Причины появления на свет умственно отсталого  ребенка различны. Обычно выделяют эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешнесредовые) факторы. Установлено, что преобладают генетические формы  умственной отсталости, которые относятся  к числу врожденных. Однако существенную роль в возникновении нарушений  играют вирусные заболевания матери (краснуха), отравление плода алкоголем, наркотиками, неумеренное употребление лекарств, эндокринные заболевания  матери, хромосомные нарушения. Определенное значение имеют травмы головного  мозга ребенка, которые он может  получить во внутриутробном периоде  развития, Во время родов или в первый год жизни. В настоящее время все большую роль начинает играть ухудшение экологической и экономической обстановки, наблюдаемое в нашей стране. 

    2 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ 

     Личность - это конкретный человек, занимающийся определенными видами деятельности, осознающий свое отношение к окружающей среде и имеющий свои индивидуальные особенности. Личность развивается  в процессе деятельности и общения  с другими людьми.

Развитие  личности в онтогенезе происходит по двум взаимодополняющим линиям: линии  социализации (присвоение общественного  опыта) и линии индивидуализации(приобретение самостоятельности).

     Уровень развития личности, степень ее зрелости определяется гармоничностью сочетания  данных линий в процессе индивидуального  развития человека. В процессе личностного  развития формируются определенные социальные ориентиры по отношению  к себе и другим.

Условием  нормального врастания ребенка  в цивилизацию является единство двух планов развития - естественного (биологического и социального (культурного).

     Под развитой человеческой личностью подразумевают  обычно личность, обладающую определенным мировоззрением, осознающую свое место  в обществе, свои жизненные цели, умеющую самостоятельно действовать  для реализации этих целей.

     Таким образом, задержка или отклонения в  становлении личностного уровня развития могут быть обусловлены  как нарушениями психофизической  организации детского организма, так  и отклонениями, выражаясь словами  Л, С, Выготского, в собственно культурном развитии ребенка. В результате неблагоприятных  условий воспитания, часто на фоне легких нарушений функционирования ЦНС, к подростковому возрасту может наблюдаться формирование специфического вида дизонтогенеза ребенка, определяемого как патохарактерологическое формирование личности. Основным негативным последствием патологического уровня личностного развития является наличие выраженных затруднений в социально-психологической адаптации, проявляющейся во взаимодействии личности с социумом и с самим собой.

     Говоря  об отклонениях в становлении  личностного уровня регуляции поведения  и деятельности в дошкольном возрасте, следует также иметь в виду, что несвоевременное развитие любых  психических процессов, включая  личностные характеристики, будет, прежде всего, сказываться на уровне социально-психологической  адаптации ребенка.

     Все аспекты личностной сферы формируются  у умственно отсталых дошкольников также замедленно и с большими отклонениями. Детям свойственно  резко выраженное отставание в развитии эмоций, нестабильность чувств, ограничение  диапазона переживаний, крайний  характер проявлений радости, огорчения, веселья.

     Проявление  эмоций не зависит от качественного  своеобразия структуры дефекта, т.е. от принадлежности ребенка к  определенной клинической группе. Развитие эмоций умственно отсталых дошкольников в значительной мере определяется правильной организацией всей их жизни и наличием специального педагогического воздействия, осуществляемого родителями и педагогом. Благоприятные условия способствуют сглаживанию импульсивных проявлений гнева, обиды, радости, вырабатыванию  правильного бытового поведения, закреплению  необходимых для жизни в семье  или в детском учреждении навыков  и привычек, а также позволяют  детям сделать первые шаги в направлении  контроля за своими эмоциональными проявлениями. Первое в России исследование личности умственно отсталых детей (так называемого  феномена «психического насыщения») было осуществлено в 1930-е гг. И.М. Соловьевым, результаты его нашли отражение в сборнике «Умственно отсталый ребенок».

     В 1936 г. Л.В. Занков опубликовал результаты психологического анализа личности умственно отсталых детей, страдающих разной глубиной дефекта, а в других, когда «проявления эмоций не могут  быть пропущены через фильтр обобщений, возникает лжеобщение, лжекомпенсация…»

     В данной работе описывается, как удалось  сделать общение с окружающими  более адекватным, нейтрализовать импульсивные проявления радости, злобы, обиды у 11-летнего ребенка с умственной отсталостью в степени имбецильности  через воспитание привычных стереотипов  и склонность к повышенному, часто  бессмысленному говорению. Резкие появления  негативизма по незначительным поводам  у умственно отсталого ребенка  с легкой степенью психического недоразвития были преодолены за счет стимулирования развития рефлексии, т.е. еще раз  был подтвержден тезис Л.С. Выготского о том, что «в виде общего правила  можно сказать: чем дальше отстоит  синдром с точки зрения своего возникновения и места, занимаемого  им в структуре, от первопричины, от самого дефекта, тем легче он при  прочих условиях может быть устранен с помощью психотерапевтических и лечебно-педагогических приемов.

     Дошкольники старших групп детского сада с  удовольствием слушают выразительно читаемые или рассказываемые доступные  для их понимания простейшие тексты, включающие эмоционально окрашенные компоненты. Мимикой, жестами и словесными реакциями  они выражают сочувствие слабым и  добрым героям и отрицательное отношение  к их обидчикам. В понятной для  него ситуации умственно отсталый ребенок  способен к сопереживанию, к эмоциональному отклику на переживания другого  человека.

     Тем более дети проявляют отчетливо  выпаженное эмоциональное отношение  к своим родным и близким. Они  любят своих родителей и воспитателей и обнаруживают это со всей очевидностью.

Волевая сфера умственно отсталых дошкольников находится на самых начальных  этапах формирования. Ее становление  непосредственно связано с появлением ре6чи, которая позволяет ребенку  понять необходимость того или иного  способа действия.

     Побудителями  поведения ребенка и одним  из значимых критериев социальной активности личности являются его интересы. Мотивационно-потребностная  сфера умственно отсталых дошкольников находится на начальной стадии становления. Их интересы тесно связаны с занимательностью выполняемой деятельности, мало интенсивны, неглубоки, ситуативны, неустойчивы, вызываются преимущественно физиологическими потребностями. Дети руководствуются, как правило, ближайшими мотивами. Многие исследователи отмечают как характерную  черту умственно отсталого ребенка  отсутствие у него интереса к познанию.

     Особые  трудности вызывает формирование у  ребенка правильного поведения. Присущая ему интеллектуальная недостаточность  и скудный жизненный опыт затрудняют понимание и адекватное оценивание ситуаций, в которых он оказывается. Инертность нервных процессов способствует стереотипности реакций, которые часто  не соответствуют создавшейся обстановке.

     Некоторые дети в незнакомой обстановке бегают, кричат, кривляются. Другие, напротив, молчат, испуганно смотрят по сторонам , прячутся за родителей, не вступают в  контакт с врачом или педагогом. В связи с этим они кажутся  более отсталыми, чем это есть на самом деле.

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Проблема формирования личности умственно отсталого ребенка относится к числу наименее разработанных.

     Умственно отсталые дети в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью  усвоения общих понятий и закономерностей  сравнительно поздно начинают разбираться  в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо, в младшем школьном возрасте носят довольно поверхностный  характер.  

     Незрелость  личности, неразвитость самообладания  и разумной переработки текущих  внешних впечатлений приводят к  обилию примитивных, непосредственных реакций на внешние впечатления.

     Многие  авторы отмечают недостаток инициативы у умственно отсталых детей. Примеры  безволия умственно отсталых детей  широко представлены в литературе и  хорошо известны каждому учителю. Слабость воли обнаруживается у умственно  отсталых не всегда и не во всем. Она  отчетливо выступает лишь в тех  случаях, когда дети знают, как надо действовать, но при этом не испытывают в этом потребности.

     Знакомство  с психологией умственно отсталого  ребенка дает возможность увидеть  то путь, следуя по которому воспитатель  сможет оказывать прямое и опосредованное воздействие на эмоциональную сферу  своих воспитанников с целью  ее развития, сглаживания и коррекции  имеющихся недостатков.

     Организованное  в стране обучение предполагает коррекцию  недостатков психофизического развития умственно отсталого ребенка, сообщение  ему определенного круга знаний, выработку практических умений, воспитание положительных черт личности открывает  перспективу самостоятельной трудовой жизни и интеграции в общество.

Информация о работе Психология умственно отсталого ребенка