Психология труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 21:53, контрольная работа

Описание работы

Методы психологии труда
Профессиограмма клинического психолога
Психические регуляторы и психологические признаки труда как метод оценки уровня сформировавшегося специалиста (на конкретных примерах)
Психологические признаки труда
Множество эргатических функций клинического психолога (на примере курсовой работы)
Индивидуальный стиль деятельности (ИСД) как средство адаптации человека в деятельности
Методы психологии труда

Работа содержит 1 файл

психология труда 2.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

Психология труда - Контрольные работы

Методы психологии труда 

Профессиограмма клинического психолога 

Психические регуляторы и психологические признаки труда  как метод оценки уровня сформировавшегося  специалиста (на конкретных примерах)

Психологические признаки труда

Множество эргатических функций клинического психолога (на примере курсовой работы)

Индивидуальный  стиль деятельности (ИСД) как средство адаптации человека в деятельности  

Методы психологии труда 

Ю. В. Котелова приводит следующую классификацию методов психологии труда. Она разделяет всё разнообразие методов на три больших раздела А, Б и В.  

Раздел А, в  свою очередь, подразделяется на три  блока. К первому относятся различные  варианты метода наблюдения.  

I.Метод наблюдения 

Метод непосредственного наблюдения профессиональной деятельности;

Трудовой метод  – участие самого психолога в  конкретном виде труда.  

В связи с  трудностью применения этих методов, к  ним прилагаются вспомогательные  методы и средства.

Измерения различных  параметров процесса труда;

Алгоритмический способ описания трудовой деятельности;

Анализ продуктов  трудовой деятельности;

Анализ ошибочных  действий, несчастных случаев и аварий;

Экспериментально -психологические и физиологические  пробы в ходе протекания профессиональной деятельности.

Второй блок раздела А содержит разновидности  метода опроса  

I. Метод опроса 

Беседа;

Устный опрос (интервью);

Письменный опрос (Анкета);

Биографические  и автобиографические данные (психологический  анализ);

Метод обобщения  независимых характеристик  

Третий блок методик раздела А – это  анализ различной производственной документации помогает в работе методикам  из I и II блока.  

Далее в классификации  методов идёт раздел Б, содержащий виды экспериментальных методик.  

I.Лабораторный  эксперимент

Абстрактный;

Модель отдельных  элементов трудового процесса;

Модели профессиональной деятельности в целом;

Реальная трудовая деятельность в условиях лаборатории;

Метод тестов

Производственный  эксперимент 

Внесение разнообразных  изменений в оборудование, технологию, приёмы, темп и ритм работы.

Метод искусственной  деавтоматизации.  

К разделу В  Котелова Ю. В. относит разнообразные  статистические методы работы с данными. Этот раздел динамично связывает  разделы А и Б.  

Е. А. Климов в  своей классификации методов психологии труда к уже перечисленным эмпирико-познавательным методам из классификации Ю. В. Котеловой добавляет  

Методы построения теории

Методы построения простых и сложных теоретических  объектов;

Методы интерпретации;

Номологизации;

Определения;

Верификации;

Доказательства;

Объяснения.  

Преобразующие или конструктивные методы психологии труда:

методы обучения, развития субъекта труда, развития профессионально-важных свойств (тренажеры, деловые игры);

консультирование  – метод обогащения и преобразования знаний и представлений человека о себе, о профессиях, о соотношении своих возможностей и интересов с определенной группой или несколькими группами профессий

методы коррекции  поведения, состояния субъекта труда;

методы реконструкции - преобразования рабочего пространства, органов управления и средств индикации, режима труда и отдыха, способов планирования труда, нормирования и контроля (в рамках организационного проектирования и реконструкции трудовых задач и форм организации труда).  

Профессиограмма клинического психолога 

1.Что делают  клинические психологи. 

В чем состоит  продукт (изделие, произведение; вклад, «лепта» — какая и во что).

Задача клинического психолога – не только забота о  здоровье человека, но и создание оптимальных условий его жизнедеятельности. Объект клинического психолога является человек с трудностями адаптации и саморазвития, связанными с его здоровьем.

Особенности практической деятельности и перечень исполнительных действий.

Клинический психолог является, по сравнению с другими психологами, максимально практическим психологом. Особенности практической деятельности клинического психолога состоят в том, что он работает с индивидуальными психическими характеристиками человека.  

Практическая  деятельность клинического психолога

диагностическая;

формы психологического воздействия;

участие в разных экспертных задачах;

реабилитация;

профилактика  заболеваний 

консультирование;

научная работа.

особенности познавательной деятельности и перечень гностических действий.

Клинический психолог имеет дело со страждущими людьми – людьми, нуждающимися в понимании. Поскольку лечат не болезнь, а  больного, то клинический психолог познаёт не только болезнь, но и психические  особенности больного.  

2. Перечень и  особенностей знаний, элементов опыта, умений успешных клинических психологов  

Клинический психолог познаёт симптом – единичный  признак проявления болезни, синдром  – набор закономерно сочетаемых симптомов, нозологию – набор  синдромов. Клинический психолог должен владеть как разносторонними психологическими знаниями, так и определенной медицинской подготовкой, в частности – в области психиатрии и неврологии. Должен быть знаком с педагогикой. Необходимо умение вести клиническую беседу с пациентом. Специалист должен также уметь вести сбор необходимых эмпирических материалов неэкспериментальными и экспериментальными методами, обрабатывать современными методами полученные материалы, научно их интерпретировать и делать обоснованные заключения о конкретных ситуациях наблюдаемой клинической картины пациента, собирать и упорядоченно хранить научно-информационные материалы, составлять отчеты о выполненных работах, вести научную документацию, содействовать повышению эффективности и социального признания своего профессионального сообщества и своего профессионального коллектива.  

3. Каковы особенности  и качества исполнительно-двигательных  процессов, проявлений (движения, их  точность, координированность, сила, дозировка  усилий; поведение, выразительные  движения, наружность).  

Движения клинического психолога, впрочем как и любого другого, являются основным проводником взаимодействия его с внешней средой. В зависимости от характера этого взаимодействия (в его физических и психологических аспектах), определяемого как внешними, так и внутренними факторами, задается структура и динамика двигательного акта, которая может быть самой разнообразной. Дозировка усилий у клинического психолога должна быть достаточной, но не чрезмерной, чтобы не причинить пациенту вред в замен надлежащей пользы. Поведение в целом, как непременный атрибут, должно соответствовать профессиональной подготовке клинического психолога и быть строго дозированным согласно конкретной ситуации. Подчас существует потребность у клинического психолога в выразительных движениях и наружности. Особенно это касается психологов, работающих с детьми. В этих случаях для психологического влияния хороша наглядная демонстрация, что часто и применяться.  

4. Каковы особенности  и качества познавательных процессов  (внимание, ощущения, восприятия, память, воображение, мышление—их виды и свойства)  

При работе с  пациентами для клинического психолога  важна правильная организация процесса и состояния на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных клинических задач, т.е. внимания. Поэтому и в теоретическом и в операциональном плане внимание у клинического психолога должно характеризоваться достаточно высоким уровнем (интенсивностью, концентрацией), объемом (широтой, распределением), скоростью переключения (перемещения), длительностью и устойчивостью.  

Среди процессов  памяти для клинического психолога  по особенному важно — запоминание, которое определяет полноту и  точность воспроизведения клинического материала, прочность и длительность его сохранения. Условия продуктивности запоминания в работе связаны ещё и с тем, что протекает оно в форме как непроизвольного, так и произвольного процесса.  

Восприятие клинического психолога во многом зависит от прошлого опыта, накопленного клинического материала, содержания и задач выполняемой  клинической деятельности, психических состояний и индивидуальных особенностей психолога (потребностей, склонностей, интересов, мотивов, эмоционального состояния и т. д.). Под влиянием этих факторов и создается характерная для каждого человека апперцепция, обусловливающая значительные различия при восприятии одних и тех же вопросов обычными людьми и клиническими психологами.  

Необходимо для  клинического психолога развитое воображение  как универсальная человеческая способность к построению новых  целостных образов действительности с помощью переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового клинического опыта.  

Мышление в  работе клинического психолога находит  целенаправленное использование в  развитии и приращении знаний, поскольку в мышление важнейшую роль играет понимание людьми друг друга, средств и предметов их совместной деятельности.  

5. Каковы особенности  содержания и динамики эмоционально-волевых  процессов, эмоциональных особенностей  индивидуальности  

Чтобы быть способным  успешно выполнять обязанности  клинического психолога специалист должен действовать в направлении  сознательно поставленной цели, преодолевая  при этом внутренние препятствия (т. е. свои непосредственные желания и  стремления) – для чего необходима развитая эмоционально-волевая регуляция. При этом внутренний интеллектуальный план направлен на поиск тех действий, которые при данных конкретных условиях могут привести к достижению поставленной цели. Специфичным является наличие внутреннего интеллектуального плана, организующего все имеющиеся у психолога в данный момент побуждения в направлении такого их упорядочивания, при которой ведущим мотивом становится сознательно поставленная цель.  

В множестве  эмоциональных процессов для  клинического психолога важен особый вид –собственно эмоций, которые в отличие от аффектов могут слабо проявляться внешне. Они имеют отчетливо выраженный ситуативный характер, т. е. выражают оценочное отношение психолога к складывающимся или возможным ситуациям клинической практики, к своей деятельности и своим проявлениям в этих ситуациях.  

6. Каковы особенности  отношений личности (к окружающему,  к людям, к деятельности, к труду,  к вещам, к себе)  

Работник в  области клинической психологии должен иметь выраженный интерес к человеку и его внутреннему миру, к тонким особенностям межлюдских отношений, профессионально положительное отношение к людям независимо от их социального, соматического и психического статуса, возрастно-половых и индивидуальных особенностей; он должен иметь систему профессиональных убеждений (в центре которой находятся идеи о бесконечных возможностях положительного развития человека) в сочетании с готовностью приходить стороннему человеку как члену общества на помощь с соответствующими профессиональными средствами (такими, как консультирование, психологическое просвещение, психотренинг, проектирование деятельности, ее внутренних средств, участие в проектирование внешних средств и условий, коррекция индивидуального стиля, активизация самопознания и саморегуляции человека).  

Информация о работе Психология труда