Психология толпы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:27, реферат

Описание работы

С политической точки зрения, как в зарубежной литературе, так и в отечественной, толпа рассматривается как любое массовое проявление протеста несанкционированное властями, что не совсем верно. Например, несанкционированный митинг бывает вполне организован, упорядочен и дисциплинирован. Хотя поведение людской массы изменчиво и, при определенных случайных или специально подготовленных кем-то обстоятельствах, она может начать вести себя по иррациональным законам толпы.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
1. Понятие толпы, её типы и основные характеристики....……..5
2. Управление и манипуляция толпой…………………………....15
Заключение…………………………………………………………...25
Список литературы………………………………………………….27

Работа содержит 1 файл

инфр толпа.docx

— 102.87 Кб (Скачать)

Введение………………………………………………………………..3

1. Понятие толпы, её типы и  основные характеристики....……..5

2. Управление и манипуляция толпой…………………………....15

Заключение…………………………………………………………...25

Список литературы………………………………………………….27  

 

 

  

 

Введение

«Судьбы народов определяются их характером, а никак не правительствами…Тщательное сочинение конституции представляется совсем ненужным упражнением в риторике, так как время и нужда сами позаботятся о том, чтобы выработать подходящую форму конституции...»                                                                      

 Г. ЛЕБОН, 
«Психология толп».

Прежде всего, необходимо внести ясность в вопрос о том, что понимать толпой. Здесь четко  вырисовываются традиционные различия между интерпретацией явления толпы  с политической точки зрения, с  одной стороны, и с социологической  с другой.

С политической точки зрения, как в зарубежной литературе, так  и в отечественной, толпа рассматривается  как любое массовое проявление протеста несанкционированное властями, что  не совсем верно. Например, несанкционированный  митинг бывает вполне организован, упорядочен и дисциплинирован. Хотя поведение  людской массы изменчиво и, при  определенных случайных или специально подготовленных кем-то обстоятельствах, она может начать вести себя по иррациональным законам толпы.

С социологической точки  зрения  под толпой следует понимать изначально неорганизованное или потерявшее организованность скопление людей, не имеющее общей осознанной цели или утратившее ее, и, как правило, находящееся в состоянии эмоционального возбуждения.

Основоположник социологии Г.Спенсер предполагал, что в толпе проявляется простая арифметическая сумма или же среднее арифметическое характеров собравшихся индивидов. У толпы есть универсальный способ вовлекать в себя людей - это приобретение каждым ощущения своей силы из-за многочисленности собравшихся.  Это явление Г. Лебон причисляет к типу гипнотических состояний, связывая этот процесс с существованием бессознательной сферы психики отдельного человека.

Толпа как социально-психологический  феномен является объектом пристального внимания социологов, психологов, политиков, юристов. Актуальность данной темы определяется реальным пересечением теории и практики, что особенно явно ощущают сотрудники правоохранительных органов. В связи  с этим теоретический анализ феномена толпы, для меня как для будущего юриста, имеет весьма важное значение.

Задачи данной работы заключаются  в том, чтобы понять что такое  «толпа», каковы её характеристики и  виды проявления, определить какие  силы движут поведением людей внутри этого феномена, а также выявить   приемы и способы манипуляции этой стихийной массы индивидов.  

 

1.Понятие толпы и её типы.

 

Толпа - это универсальное средство "усреднения людей". Стоит большому (или не очень) количеству людей собраться в одном месте, как сразу же происходит процесс усреднения, т.е. люди с более высокой социально-психологической организацией опускаются до низкого, примитивного уровня. В толпе исчезает личность, чувства и мысли индивидов толпы нивелируются, она обладает как бы единой душой (этот принцип выражается в "законе духовного единства толпы").

Индивиды толпы не обязательно  должны присутствовать в одном месте. Достаточно, чтобы они обладали единообразием  мыслей и чувств. Например, толпу  может составлять целый народ. Образование  толпы не зависит от количества составляющих элементов. Толпу могут составить  и несколько человек, а вот, если нет необходимых условий, то и  сто человек не превращаются в  толпу. Жизнь толпы также весьма различна по продолжительности –  от нескольких минут до нескольких месяцев. Коллективная душа толпы по мнению Лебона бессознательна, и хотя это слово у него достаточно неопределенно однако он полагает, что в бессознательном главную роль играют расовые наследственные компоненты. Именно благодаря им индивиды и могут объединяться в толпу, сознательное же их разъединяет.

Поскольку в толпе доминируют бессознательные составляющие, толпа  заурядна, попросту говоря, глупа, хотя может состоять из умных и образованных людей. "В толпе может происходить  накопление только глупости, а не ума. "Весь мир", как это часто  принято говорить, никак не может  быть умнее Вольтера, а наоборот, - Вольтер умнее, нежели "весь мир", если под этим словом надо понимать толпу"[1]. В толпе индивид, с одной стороны, вследствие численности массы, приобретает "сознание непреодолимой силы", а с другой - поскольку толпа анонимна - теряет чувство ответственности.

В толпе индивиды "заражают" друг друга своими чувствами, мыслями  и действиями, механизм этого в  гипнозе и внушении. Восприимчивость  к внушению в толпе приводит к  тому, что у индивидов как бы исчезает, "засыпает" сознательная личность и они становятся автоматами, готовыми на любые действия, в том числе на самопожертвование. Индивиды в толпе напоминают первобытных людей - им свойственны буйство, свирепость, энтузиазм, героизм, хотя в изолированном состоянии каждый индивид и может быть вполне разумным. Например, присяжные иной раз выносят приговоры, противоречащие здравому смыслу, в отдельности же каждый из них не принял бы такого абсурдного решения. Впрочем толпа способна не только на злые поступки, она способна и на героизм - все зависит от того, какое внушение ей было сделано.

Таковы общие характеристики толпы, данные Лебоном, хотя он сознает, что созданная им схема толпы - идеальна, это абстракция, и в абсолютной полноте данные свойства не проявляются. Однако в качестве абстрактного объекта данная схема вполне пригодна. Г.Лебон предлагает следующую классификацию толпы:[2]

1. Разнородная толпа.

1)     Анонимная толпа (например, уличная);

2)     Неанонимная (присяжные, парламентские собрания и т.п.).

2. Однородная толпа.

1)     Секты (политические, религиозные и пр.).

2)     Касты (военные, духовенство, рабочие и т.д.).

3)     Классы (буржуазия, крестьянство и т.п.).

Рассмотрим более подробно характеристики толпы.   

 Разнородная толпа  собирается из индивидов, имеющих  разные профессии, образование,  интеллект и пр. Поскольку главный  фактор, с точки зрения Лебона, влияющий на характеристики толпы - раса, то существенно отличается разнородная толпа одной расы и толпа той же разновидности, но состоящая из представителей разных рас. Например, касательно политических вопросов, латинская толпа обнаруживает стремление к централизации и "цезаризму", тогда как английская или американская толпа предпочитает деятельности государства частную инициативу. Французы больше ориентированы на ценности равенства, англичане - свободы. Анонимная толпа отличается от не анонимной чувством ответственности, совершенно отсутствующем в первом случае, и несколько развитом во втором (хотя мы помним, что ответственное отношение к делу для толпы, в целом, нехарактерно). 
              Однородная толпа по степени организации подразделяется на секты и касты. Секта объединяет индивидов различных профессий, воспитания, социального положения на основе общности верований, например, религиозных и политических. Каста - высшая степень организации, доступная толпе. В состав касты входят индивиды одной профессии, которая и определяет характер воспитания и общественного положения. Что касается класса, то он возникает в силу общности социального положения, образа жизни, воспитания и интересов. К классу могут относиться люди разных профессий и верований.    

 По этой классификации,  оценивая характер поведения  людей, выделяется, прежде всего,  пассивные и активные типы  характера толпы.        

 Пассивная толпа - стихийное  скопление людей с отсутствием  стимулов, к какому либо недовольству. Толпа пассивного характера быстро  собирается и также быстро  рассеивается. Эмоциональный компонент  в этой толпе почти не выражен  и проявляется в своего рода лишь "заражении" любопытством.

Активная толпа  обязательно имеет сильно выраженный эмоциональный заряд, а на что он будет направлен, зависит от обстоятельств. 

Одним из наиболее опасных  вариантов является толпа агрессивная. Этот вид толпы, которая пытается решить те или иные социально назревшие  проблемы насильственным путем, при  этом теряет рациональную основу для  своих действий и вымещает, чувство  гнева и неудовлетворенности  на совершенно случайных объектах.[3]

Спасающаяся толпа легко  превращается в паническую, если доступ людей к средствам и способам спасения оказывается неопределенным или ограниченным.

Стяжательская толпа - это  скопление людей, движимых стремлением  к грабежу, разворовыванию материальных ценностей, которые стали неожиданно доступными в силу тех или иных условий. Не следует в этих случаях  сваливать вину только на "уголовный  элемент".[4] Анализ поведения при стихийных бедствиях показывает, что обычно и добропорядочные люди при определенных обстоятельствах, когда им кажется, что не перед кем отвечать, включаются в толпу мародеров. Тенденция к "рационализации", т.е. к оправдыванию перед самим собой своих действий (все равно имущество пропало бы; его украл бы кто-нибудь другой; хозяева имущества, видимо, погибли и т.п.), составляет тот психологический механизм, который использует человек, чувствуя всё-таки ответственность за содеянное преступление. Это - тоже феномен толпы.

Одним из наиболее принципиальных является вопрос об условиях возникновения  тех массовых проявлений, которые  можно назвать феноменом толпы. Исследователи справедливо выделяют два типа таких условий: долговременного  и ситуативного характера. К первым относятся любые экономические, социальные, политические и другие факторы, относительно длительного  действия, которые создают высокий  уровень напряженности в обществе, формируют и нагнетают чувства  неудовлетворенности, беспомощности  и отчаяния.[5] Факторов социальной напряженности в нашем обществе в течение всей его истории было немало. Период перестройки, а в дальнейшем и рынка с одной стороны, открыл возможность для массовых выступлений, а с другой - добавил новые, усиливающие напряжённую обстановку факторы в виде обострения национальных противоречий и связанных с ними последствий.

Таким образом, возникло то необходимое  сочетание обстоятельств, при которых  социальные взрывы происходят по любым  поводам. Эти поводы и составляют ситуативные условия, как массовых проявлений вообще, так и феномена агрессивной толпы.

Необходимо подчеркнуть, что главная роль всегда принадлежит  условиям долговременного характера, а ситуативные поводы приобретают  смысл лишь в контексте первых. Поэтому их конкретное содержание не имеет самостоятельного значения и  может выразиться в чем угодно - от какого-то политического события  до простого бытового эпизода или  даже слуха. К этому следует добавить, что запоздалые или неадекватные действия властей нередко являются ситуативными условиями, обостряющие  события.

Как социальный феномен толпа  обладает рядом общих характеристик, которые следует рассмотреть  более подробно.

Толпа импульсивна. Она не в состоянии сдерживать свои влечения. Они настолько сильны, что их не может подавить даже инстинкт самосохранения. Но влечения толпы и возбудители, действующие на нее, весьма разнородны, поэтому ей свойственно непостоянство, изменчивость. Внезапно она может  переходить от кровожадности к великодушию  и наоборот. Толпа похожа на листья, поднимаемые ураганом и разносимые в разные стороны, а затем падающие на землю. Руководить толпой из-за ее ветрености трудно, еще труднее, если часть власти находится у самой толпы. Однако существует все же и естественный регулятор желаний массы: обыденные  нужды, несколько стабилизирующие  этот кипящий котел. Поскольку толпа  не может сдерживать свои инстинкты и численность индивидов рождают в них ощущение могущества, для толпы отсутствуют представления о преградах, о чем-то невозможном. Изолированный индивид (за исключением преступника) сам не пойдет грабить магазин, даже если почувствует стремление это сделать. В толпе же достаточно внушить эту мысль, чтобы она реализовалась быстро и неудержимо. Объективные препятствия приводят толпу в ярость.

Толпа внушаема. Чаще всего  она находится в состоянии  выжидательного внимания, что делает ее подверженной внушению. С помощью  психического заражения внушенные  конструкции передаются всем индивидам. Поскольку толпа лишена критического мышления, она чрезвычайно легковерна, "невероятное для нее не существует". Самое обычное явление принимает для толпы гипертрофированный размер, поскольку она "мыслит" образами, а не понятиями. Не различает толпа объективное и субъективное, часто принимая собственные образы за реальность. Поэтому и возникают коллективные галлюцинации, причем на их появление не влияет степень образованности индивида, если он принадлежит к толпе и поддался ее влиянию. Так, анализируя феномен толпы, Лебон делает практический вывод для судопроизводства и исторической науки: "Коллективные наблюдения - самые ошибочные из всех и чаще всего представляют не что иное, как иллюзию одного индивида, распространившуюся путем заразы и вызвавшую внушение". Поэтому совершенно неправильно поступают те, кто полагает, что массовое присутствие свидетелей полностью удостоверяет некоторый факт. "Самые сомнительные события - это именно те, которые наблюдались наибольшим числом людей"[6].

Максимализм толпы. Она не знает оттенков, видит все преимущественно  в черно-белом изображении. Подозрение сразу же приобретает качество очевидности, антипатия - ненависти. К сожалению, преувеличение чаще всего обнаруживается в отрицательных чувствах толпы, что проявляется как агрессивность, выливающаяся в насилие. Максимализм  толпы требует и ораторских сильных  выражений, и экспрессивной эмоциональности, и повышенной двигательной активности.

Информация о работе Психология толпы