Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 22:43, реферат
В последнее десятилетие, в связи с увеличением продолжительности жизни человека, заметно возрос интерес к геронтологическим проблемам. Число престарелых граждан во всем мире отличительно растет, а проблемы старости и старения становятся глобальными. Необходимость сохранения активной жизни в пожилом возрасте - одна из актуальных тем современных научных исследований.
Введение
1.Нравственные аспекты, периодизация старости и историческое отношение к ней.
2. Развитие личности, субъекта деятельности и индивидуальности.
3. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в старости.
3.1. Пожилой предпенсионный возраст.
3.2. Период выхода на пенсию.
3.3 Период собственно старости.
3.4. Долгожительство
Заключение
Список использованной литературы
Высокий творческий
потенциал в период геронтогенеза
обусловлен целым рядом факторов,
в том числе психологических,
которые действуют на протяжении
всего жизненного пути человека. К
числу характерных
Интерес представляет и другой пример М. Д. Александровой — исследование жизни композитора Иоганна Себастьяна Баха (1685-1750). Творчество композитора отличалось исключительным разнообразием. Он писал духовную, оркестровую, камерную и танцевальную музыку, сочинял произведения для органа и хора, органа и сольного пения, для клавира, скрипки с оркестром. И. С. Бах писал фуги, сонаты, прелюдии, кантаты, хоралы, концерты. Уменьшение количества сочинений в последние годы жизни композитора связано с их монументальностью. Музыковеды особенно выделяют, пишет М. Д. Александрова, написанные в эти годы сочинения, которые являются вершиной творчества зрелого мастера: «Музыкальные приношения», «Искусство фуги» и др. Уменьшение количества произведений в эти годы связано также с его педагогической и литературной деятельностью. В преклонные годы И. С. Бах пишет не только музыку, но и о музыке, выступая в качестве музыковеда.
Приведенные примеры демонстрируют разнообразие и широту интересов творческих личностей. Их интересы носят активный характер, реализуясь не только в различных формах профессиональной деятельности, но и в других социально значимых сферах, что способствует реализации разнообразных потенциальных возможностей личности в период геронтогенеза.
Другая существенная черта пожилых людей, занимающихся творчеством, заключается в специфике мотивации их деятельности. Американские ученые Д. Пельц и Ф. Эндрюс [33] отмечают, что спад продуктивности труда выражен слабее у тех научных работников, которым присущи внутренняя мотивированность, большой интерес непосредственно к самой работе, к процессу творчества. Важной чертой творческих людей является целеустремленность, направленность на реализацию своих творческих планов и новых идей, желание достигнуть поставленной цели подчас в ущерб здоровью. Их целенаправленность на воплощение своих оригинальных смыслов отличается огромной побудительной силой, способной увлечь целые коллективы на реализацию этих замыслов. Поэтому нередко крупные ученые и деятели искусства становятся основателями целых школ и новых направлений в своей области. Высокоразвитая самоорганизация также присуща творческому человеку и усиливается, в поздний период его жизни. В мыслительной деятельности саморегуляция выражена в высокоразвитой критичности по отношению к результатам своей работы, в адекватной, самооценке и в то же время в гибкости ума, отсутствии косности мышления. При обследовании научных работников в возрасте от 23 до 69 лет В. Р. Пятрулис в своей диссертации, выполненной под нашим руководством [37], выявил особенности рефлексии креативности в связи с их творческой продуктивностью с помощью специально разработанных опросников. Был сделан важный вывод о том, что уровень рефлексируемой креативности в целом не зависит от пола и возраста научных работников. Структура рефлексии собственной креативности у научных работников целостная: между ее элементами (рефлексия интуитивности, фантазии, стремления к новизне, гибкости, оригинальности, критичности, инверсивности, т. е. склонности к переходам от одного состояния к другому и «ребячливости») имеется множество умеренных положительных связей. Тот факт, что не существует прямой зависимости креативности от пола и возраста, свидетельствует о ведущей роли деятельностного фактора в раскрытии потенциальных возможностей человека. Сильно выраженные мотивы творчества и целеустремленность наиболее полно реализуются в деятельности лишь при условии развитых личностных качеств, таких, как трудолюбие, упорство, организованность.
Ранее уже отмечалось
повышение или отсутствие спада
показателей интеллектуальных функций,
включенных в профессиональную деятельность
людей, тех функций, которые тренируются,
сенсибилизируются, становятся устойчивыми
к старению. Остальные же функции,
не включенные в активную деятельность,
инволюционируют в той или
иной степени и с различной
скоростью. У лиц, занимающихся творческим
трудом, происходит мобилизация различных
функций, включен в общую структуру
интеллекта как целостного образования,
устойчиво противостоящего
Творчество предполагает выраженное в максимальной степени единство личности и субъекта деятельности. Непосредственный интерес к процессу творчеств конвергирует с социальной направленностью, включенностью в общественные отношения, что определяет личностный смысл самого творчества. Оценка деятельности ученого художника со стороны общества может не совпадать с теми критериями, которыми руководствуется творческая личность, но она всегда ориентирована на вклад, пол не отдельным группам, а обществу в целом, и чем масштабнее личность, тем в большей степени выражена ее ориентация на будущее, на социальный прогресс. «Художник верит в будущее, ибо живет в нем», — говорил М. П. Мусоргский.
Однонаправленность
личности и субъекта деятельности непосредственно
творчество, на социально полезный
результат собственной
Повторяемость творческого цикла в поисках решения все новых задач, установка на новизну приводят к использованию разнообразных форм деятельности, что отличает в высокой степени одаренных людей. Общим эффектом сочетания в человеке социально зрелой личности и субъекта творческой деятельности является формирование такого свойства, как обучаемость. Она становится важнейшим внутренним фактором непрерывного развития человека как индивидуальности. Действие этого фактора усиливается с возрастом, в поздние годы онтогенеза. После 70 лет среди ученых, выдающихся деятелей науки и искусства редко встречается та или иная форма старческой деменции. Творческая деятельность в известной мере выступает в качестве фактора не только психологического и социального, но и биологического долголетия [22; 32; 40].
Возрастная динамика старения может развиваться в двух противоположных направлениях: конвергентного развития регуляторных систем и дивергентного их развития. «Общеизвестно, что именно в глубокой старости наиболее контрастны индивидуально-типические особенности в смысле общего жизненного тонуса и умственной сохранности» [4, с. 273]. Дивергентный тип развития, по мнению Б. Г. Ананьева, возможен в поздних фазах онтогенеза, где главную компенсаторную роль выполняет механизм билатерального регулирования, сочетающий управление информационными и энергетическими потоками. Иными словами, развитие субъекта творческой деятельности в период позднего онтогенеза противостоит биологическому геронтогенезу и может вступать в сложные противоречивые отношения с процессом старения индивида. Потенциалы личности и субъекта творчества в это время оказываются не только не исчерпанными, но, напротив, усиливаются в процессе самой деятельности. Этому также способствует интегрированность субъекта общения, познания, творчества и личностных свойств, направленная на самоорганизацию жизнедеятельности, что способствует долголетию и сохранности индивидных свойств в структуре человека. Самоорганизация жизнедеятельности имеет первостепенное значение в период позднего онтогенеза как одно из важнейших условий долголетия человека и дальнейшего развития его индивидуальности.
Итак, период геронтогенеза
является итогом всего жизненного пути
человека как индивида, личности и
субъекта деятельности. Характерной
чертой этого периода жизни является
усиление действия онтогенетических законов
гетерохронности, неравномерности и стадиальности,
что означает нарастание противоречивости
в развитии различных подструктур человека.
Наряду с инволюционными процессами на
всех уровнях его организации происходят
изменения и новообразования прогрессивного
характера, направленные на преодоление
деструктивных явлений геронтогенеза.
Активному долголетию пожилого человека
способствует развитие его как социально
активной личности, как субъекта творческой
деятельности и яркой индивидуальности.
И здесь огромную роль играет высокий
уровень самоорганизации, сознательной
саморегуляции своего образа жизни и жизнедеятельности.
3. Социальная ситуация развития и ведущая
деятельность
в старости
Центральная характеристика социальной ситуации развития в старости связана со сменой общественной позиции, с выходом на пенсию и удалением от активного участия в производительном труде. Существующий в обществе ограниченный и негативный характер ≪культурных эталонов≫ старости и неопределенность социальных ожиданий в отношении пожилого человека в семье не позволяют рассматривать социальную ситуацию жизни пожилого человека как полноценную ситуацию развития. Уходя на пенсию, человек сталкивается с необходимостью важного, трудного и абсолютно самостоятельного выбора в решении вопроса: ≪Как быть старым?≫ На первый план выдвигается активный, творческий подход самого человека к собственному старению. Превращение социальной ситуации жизни в ситуацию развития —это в настоящее время индивидуальная личностная задача каждого пожилого человека1.
Подготовка к выходу на пенсию, рассматриваемая как выработка готовности к смене социальной позиции, —необходимый момент психического развития в старости, как направленность на школьное обучение в пяти-шестилетнем возрасте или как профориентация, профессиональное самоопределение в юности. Решение общечеловеческой проблемы ≪проживания/переживания старости≫, выбора стратегии старения не рассматривается узко, как некое одномоментное действие, это растянутый, может быть, на годы процесс, связанный с преодолением нескольких личностных кризисов. На пороге старости человек решает для себя вопрос: пытаться ли ему сохранять старые, а также создавать новые социальные связи или перейти к жизни в кругу интересов близких и своих собственных проблем, т.е. перейти к жизни в целом индивидуальной. Этот выбор определяет ту или иную стратегию адаптации —сохранение себя как личности и сохранение себя как индивида.
В соответствии с этим выбором и, соответственно, стратегией адаптации ведущая деятельность в старости может быть направлена либо на сохранение личности человека (поддержание и развитие его социальных связей), либо на обособление, индивидуализацию и ≪выживание≫ его как индивида на фоне постепенного угасания психофизиологических функций. Оба варианта старения подчиняются законам адаптации, но обеспечивают различное качество жизни и даже ее продолжительность.
Стратегия адаптации ≪по типу замкнутого контура≫ проявляется в общем снижении интересов и притязаний к внешнему миру, эгоцентризме, снижении эмоционального контроля, в желании спрятаться, в чувстве неполноценности, раздражительности, которая со временем сменяется равнодушием к окружающим. Примерно о такой модели старения говорят, описывая ≪пассивное старение≫, поведение по типу ≪эгоистической стагнации≫, потерю социального интереса.
Альтернатива
состоит в поддержании и
В 1999 г. (в Международный год пожилого человека в Москве) в галерее наивного искусства ≪Дар≫ в рамках проекта ≪Никогда не поздно быть наивным≫ состоялись выставки пяти художников России. Там были представлены произведения лучших, официально признанных так называемых ≪наивных художников≫: Александра Суворова, Павла Леонова, Василия Григорьева, Любови Майковой, Елены Волковой. Каждый из них начал писать либо раскрылся как художник именно в пожилом возрасте. Например, Любовь Майкова впервые взяла кисть в руки в 79 лет. И их картины, яркие, истинно ≪живописные≫, —проявление потребности в ≪чистом≫ искусстве, проявление мудрости и индивидуальности, особого глубокого внутреннего мира, который состоялся в душах очень простых людей. Это тот идеал творческой деятельности в старости, тот высокий образец полноты жизни и цельности, который не всем доступен, но к которому следовало бы стремиться. Сохранение себя как личности предполагает возможность посильно трудиться, иметь разносторонние интересы, стараться быть нужным близким людям, ощущать ≪вовлеченность в жизнь≫.