Психология старости

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 22:43, реферат

Описание работы

В последнее десятилетие, в связи с увеличением продолжительности жизни человека, заметно возрос интерес к геронтологическим проблемам. Число престарелых граждан во всем мире отличительно растет, а проблемы старости и старения становятся глобальными. Необходимость сохранения активной жизни в пожилом возрасте - одна из актуальных тем современных научных исследований.

Содержание

Введение
1.Нравственные аспекты, периодизация старости и историческое отношение к ней.
2. Развитие личности, субъекта деятельности и индивидуальности.
3. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в старости.
3.1. Пожилой предпенсионный возраст.
3.2. Период выхода на пенсию.
3.3 Период собственно старости.
3.4. Долгожительство
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

рефератец.docx

— 57.47 Кб (Скачать)

План:

Введение

1.Нравственные  аспекты, периодизация  старости  и историческое отношение к  ней.

2. Развитие личности, субъекта деятельности и индивидуальности.

3. Социальная  ситуация развития и ведущая  деятельность в старости.

3.1. Пожилой предпенсионный  возраст.

3.2. Период выхода  на пенсию.

3.3 Период собственно  старости.

3.4. Долгожительство

Заключение

Список использованной литературы 

Введение

В последнее  десятилетие, в связи с увеличением  продолжительности жизни человека, заметно возрос интерес к геронтологическим проблемам. Число престарелых граждан во всем мире отличительно растет, а проблемы старости и старения становятся глобальными. Необходимость сохранения активной жизни в пожилом возрасте - одна из актуальных тем современных научных исследований. Принятие своего возраста через принятие себя в возрасте и возраста других - это проблема отношения к себе и к другим через возраст. Некоторые люди считают старость проклятием, иные благословением. Многие оплакивают старость, лишь некоторые ее воспевают. Существуют проблемы старости, психологии пожилого возраста. Старость характеризуют, прежде всего, некоторые особенности внутреннего и внешнего порядка: близость смерти, физическое и духовное увядание. Слабеют мускулы, притупляется чувствительность, снижается слух и зрение, слабеет память, замедляются рефлексы. В старости в значительной мере утрачивается интеллектуальную гибкость, умение ориентироваться в совершенно непредсказуемых ситуациях, сохраняя дар слова, энциклопедические знания, терпение. Никто не отрицает, что старики медлительны. Но они много на что способны. Вот здесь-то и приходят на ум общеизвестные выражения и поговорки типа «человеку столько лет, на сколько он себя ощущает», кто ведет здоровый образ жизни - тот остается в форме до глубокой старости».  

1.Нравственные аспекты, периодизация старости и историческое отношение к ней.

     Безрадостные аспекты пожилого возраста пугают. Стареть - значит переживать нарастающий физический и психический кризис, сдаться под натиском болезней, страшиться духовной и телесной неполноценности и быть изолированным от окружающих людей. Несмотря на существование этих безрадостных аспектов есть и другой образ - достоинства старости - мудрость старцев. Образ «мудрого старца» и «мудрой пожилой женщины» весьма популярны.

      Первое достоинство старости - мудрость. Мудрость стариков связывают с богатым жизненным опытом. Пожилые владеют сокровищницей профессиональных и личных переживаний. Да и сами они любят напоминать о своем житейском опыте. Вторым достоинством старости принято полагать, что пожилые люди более сознательно смотрят на мир с высоты своего возраста. Однако чтобы быть полезными обществу, - необходимо держать руку на пульсе современности. Возникает вопрос - что же такое мудрость? Или мудрость не является синонимом старости? Не существует теста на мудрость, так как она не поддается точному определению. Тестовые методы позволяют обнаружить удовлетворенность, жизнерадостность, депрессивные качества, оценить способность, выявить стресс, но как быть с мудростью? Образ мудрого старца привлекателен, а черты пожилого возраста вызывают ужас. А может быть образ мудрого старца - компенсация, средство позволяющее избавиться от страха перед старостью, что-то вроде транквилизатора. Люди всегда стремятся компенсировать то, чего они всего более желают и боятся. Индивиды, ведущие чрезмерно упорядоченный образ жизни страдают от страха перед хаосом. Дружелюбные люди нередко скрывают под маской добродушия значительную агрессивность. Ассоциируя мудрость со старостью, мы получаем массу психологических преимуществ и, прежде всего, смягчаем страх перед грядущими старческими болезнями. В этом аспекте образ мудрого старца представляет собой защитный механизм против старости. Бывает, что пожилые люди стремятся любой ценой сохранить свою власть над окружающими. Если им удается сохранить ее – она начинает действовать на пожилых людей как наркотик. Они перестают страдать от страха смерти и превращаются в тиранов, развращенных иллюзиями. Старики теряют способность трезво оценивать свое поведение, не принимая замечаний в свой адрес. Мудрость живет среди людей. Но к старости мудрость не имеет никакого отношения. Мудрыми могут быть люди среднего возраста, старшие и даже дети. Истории феноменально одаренных широко известны. Страх перед старостью уменьшается под воздействием мифа о мудрости пожилых людей. Существует миф о наивных старцах, когда стареющие люди, способные воспринимать «зловещие» аспекты своего возраста (к которым относятся психические и физические недуги, включая старческое слабоумие), начинают пестовать свою душу, что важнее чем пресловутая мудрость.

Отношение к  старости имело свои традиции. После  достижения 60-летнего возраста античные римляне облачались в старческие тоги. В день своего 60-летия японцы отмечали традиционный праздник с переодеванием  в красный детский жилет. Одежда стариков и старух в России приближалась по своему типу к детской. Она носилась без всяких украшений и шилась из материи белого или темного  цвета. Приблизительно начиная с 60-летнего  возраста, человек смирялся с тем, что его считали стариком. Политические традиции государственного отношения  к старости также различны. В «благополучных»  странах финансовая независимость  позволяет пожилым людям больше думать о себе, жить, чтобы жить и  давать жить другим, вместо того, чтобы  стремиться доказать окружающим свою значимость, что они еще в форме. Нередко у людей к старости обнаруживаются дремавшие таланты, нереализованные способности, страсть  к путешествиям, которые они могут  себе позволить. Пожилой человек  нашей действительности ощущает  себя жертвой политики государства. Очень немногие могут сохранять  в наши дни благодушие, добродушие, живость ума и творческую работоспособность  как Солженицын или Лихачев. В  целом современные старики, прошедшие  этап активной политизации, в очередной  раз оказались обманутыми. И поэтому  проблема оставленности, заброшенности, ненужности стариков на сегодняшний  день особенно остра. Главная задача государства в отношении них - милосердие, которого нет в политическом лексиконе. Уничтожены национальные традиции быта, большой семьи, уважения и почтения к старости. Ушли в прошлое колыбельные  песни, как одна из форм передачи традиционного  мировоззрения, как общения поколений  между собой. Во многих пожилых людях  кроется огромный потенциал - они  призваны привносить в жизнь внутреннюю независимость и спокойствие. Старость - это свобода. В истории любого государства существует множество  мифов. К числу малоизученных  относится миф о старости. Каждое общество имеет свое сложившееся  веками традиционное отношение к  возрасту, юности, старости, рождению, возмужанию, умиранию. Это прослеживается в мифах, сказках, пословицах. Необходимость  соответствовать определенным стандартам сегодня, навязываемым общественным мнением, средствами массовой информации, культом  здоровья и молодости - это тоже не более чем мифы. Как относишься к пожилым людям, так будут  относиться и к тебе. И если есть определенные представления о пожилом  возрасте, именно с ними будет резонировать наше подсознание. В этом аспекте  мудрость - это способность разобраться  в системе собственных убеждений, взаимоотношений и представлений. Процесс старения организма начинается с того времени, когда человек сам для себя решает, что достиг среднего возраста. На рубеже ХХ века 50-летний человек считался старым. В конце ХХ века 80-летний возраст не является пределом. В разные периоды истории общества и в разных культурах начало старости определялось следующим образом: Пифагор - 60 лет, китайские ученые - 70 лет, английские физиологи XX века - с выше 50 лет, немецкий физиолог М. Рубнер - 50 лет старость, 70 лет - почтенная старость .

Ю. Б. Тарнавский предлагает весь период позднего возраста делить на отдельные группы: пожилой  возраст (его еще называют инволюционным  или предстарческим) - от 50 до 65 лет; старческий возраст - от 65 и выше. (3)

Е. С. Авербух, отечественный  психиатр условно выделяет возраст 45-60 лет как пост репродуктивный (климактерический) период, предшествующий пожилому (предстарческому - 60-75 лет) и  старческому (75-90 лет) возрастом. По мнению автора людей свыше 90 лет следует  считать долгожителями (4, 5)

В отечественной  науке принята следующая схема  возрастной периодизации:

- Пожилой возраст  60-74 года мужчины, 55-74 года женщины.

- Старческий  возраст 75-90 лет мужчины и женщины.

- Долгожители  - 90 лет и старше мужчины и  женщины. 

2.Развитие  личности, субъекта  деятельности и  индивидуальности. 

Изменение хода онтогенетической эволюции зависит  от степени зрелости человека как  личности и субъекта деятельности. «Влияние жизненного пути человека и  меры его активности на ход онтогенетической эволюции в период старения неизмеримо больше, чем в ранние годы», —  отмечал Б. Г. Ананьев [6, с. 121]. Д. Б. Бромлей [6], в описании процесса старения представил совокупность негативных изменений  в психике при одновременном  выключении личности и субъекта деятельности из общественной и трудовой деятельности.

Между тем имеются  многочисленные данные о сохранении высокой работоспособности не только в пожилом, но и в старческом возрасте. М. Д. Александровой [1; 2] дается обзор работ советских и зарубежных ученых о влиянии образования, общих и специальных способностей, интересов и рода занятий на сохранность и развитие разных сторон интеллекта в период геронтогенеза. От уровня образования зависит успешность ответов по вербальным тестам (словарный запас, информированность, общая осведомленность). При высоком уровне образования не наблюдается спада вербальных функций до глубокой старости. Тесно с уровнем образования связаны показатели скорости речи, эрудиции и логического мышления.

Важным фактором жизнеспособности человека является не только уровень образования, но и род занятий. Лица пенсионного возраста характеризуются высокой сохранностью тех функций, которые выступали у них в качестве существенного психического фактора профессиональной деятельности. Так, у ученых не изменялись с возрастом запас слов и общая эрудиция; у пожилых инженеров — многие невербальные функции; старые бухгалтеры выполняли тест на скорость и точность арифметических действий так же хорошо, как и молодые. В результате экспериментальных исследований М. Д. Александрова [1] пришла к выводу о том, что острота зрения и поле зрения сохраняются на высокое уровне до глубокой старости у водителей, моряков, летчиков. Между тем у лиц, у которых основу профессиональной деятельности составляет восприятие не дальнего, а ближнего пространства (механики, чертежники, швеи), острота зрения с возрастом может значительно снижаться. Высокая сохранность глазомерной функции у престарелых людей определенных профессий является итогом аккумуляции прежнего опыта зрительно-моторной координации. Те функции, которые являются главными компонентами трудоспособности, сенсибилизируются в процессе трудовой деятельности. А. И. Устинова [51], изучавшая чувствительность анализаторов у 185 командиров и вторых пилотов самолетов в возрасте от 25 до 54 лет, наблюдала у них устойчивость цветоощущения, ночного зрения, глубинного глазомера и т. д. Из всего комплекса сенсорных функций ею было обнаружено постепенное снижение с возрастом лишь остроты зрения из-за аномалий рефракции и ослабления аккомодации. Это частичное снижение не сказывалось на общей трудоспособности пилотов.

Трудоспособность  как один из видов человеческих ресурсов входит в систему потенциалов субъекта деятельности. «Предстоят еще поиски связей между общей трудоспособностью и специальными способностями, с одной стороны, и общей жизнеспособностью, — с другой», — считал Б. Г. Ананьев [6, с. 169]. Одним из путей определения трудоспособности, по его мнению, является прямое испытание психофизиологических функций, адаптированных к профессиональным видам труда.

В связи с  изучением факторов травматизма  под нашим руководством было выполнено комплексное исследование [44], в результате которого получены данные о существенных различиях как между отдельными сенсорными показателями, так и между корреляционными структурами сенсорно-перцептивной организации в группах рабочих с разной производственной адаптивностью в цехе холодного проката одного из металлургических заводов. Группа операторов в возрасте 44-57 лет, подверженных травматизму, в отличие от группы операторов того же возраста, но не имеющих производственных травм, характеризуется гораздо большим объемом памяти на отрицательные события, низким уровнем концентрации внимания, низкими показателями глазомерной функции, меньшим объемом поля зрения. В то же время такие элементарные сенсорные функции, как цветовая, проприоцептивная чувствительность, по определенным показателям обнаруживают возрастную сохранность. В результате проведенного исследования было выявлено диагностическое значение психофизиологических показателей как существенных компонентов трудоспособности. В группах лиц предпенсионного возраста, отличающихся высокой адаптированностыо к производственной деятельности, оказываются сохранными те психофизиологические функции, которые обеспечивают успешность профессиональной деятельности. В группах, менее адаптированных к условиям производства, напротив, имеет место значительное ухудшение показателей профессионально значимых функций и возрастная сохранность тех, которые не входят в трудовой потенциал данного профиля. В результате происходит искажение структуры трудоспособности, что оказывает влияние на процесс профессиональной дезадаптации, усиливающейся с возрастом и особенно в период позднего онтогенеза.

Развитие субъекта деятельности и его трудоспособности осуществляется во взаимосвязи с личностными особенностями человека. На тесную связь личности и субъекта деятельности указывал Б. Г. Ананьев, имея в виду молярный уровень человеческой активности. «В единой структуре человека характеристика субъекта деятельности или иначе взаимосвязана с характеристиками человека как личности, т. е. члена определенного общества, класса, сословия, профессиональной группы и т. д.» [6, с. 141]. В позднем онтогенезе усиливается роль личности, ее социального статуса и включенности в систему общественных связей, осознание ею социальной значимости выполняемой деятельности как внутреннего фактора сохранения трудоспособности и структуры субъекта разных видов деятельности.

В результате монографического исследования жизненного пути групп  лиц в возрасте 61-75 лет нами совместно  с Л. Н. Кулешовой были выявлены типы людей, раз чающихся по степени влияния  личностного фактора на формирование их способностей. «Качества личности вопреки неблагоприятным историческим событиям военного времени и при  недостаточных природных данных, сниженной жизнеспособно способствовали не только сохранности трудоспособности, но и ее высокому развит при достижении сравнительно высокого социального  статуса. Случаи недостаточной зрелости личности человека, выразившиеся в  ограниченности социальной активности рамками главным образом семейной сферы, коррелировали с недостаточным  развитием такого важного свойства субъекта, как его трудоспособность, несмотря то, что природные задатки  создавали благоприятные возможности  для ее формирования» [43, с. 58]. В ходе исследования была выявлена регулирующая роль рефлексивных свойств личности, их тесная связь с целями жизни  и деятельности, ценностными ориентациями, установками. Рефлексивные свойства выполняют  функции саморегулирования и  самоконтроля развития, способствуя  тем самым сохранное трудоспособности в позднем онтогенезе. О возрастающей роли личностного фактора в сохранении потенциалов субъекта деятельности и о нарастании противоречий в сфере неформального общения и в сфере труда свидетельствуют результаты, полученные Л. Н. Кулешовой [45] при обследовании на одном из предприятий точного приборостроения рабочих разных возрастных групп. Рабочие 51-59 лет показа высокий уровень субъективного контроля в области производственных отношен и вместе с тем очень низкие показатели интернальности в области межличностных и семейных отношений.

Особое значение в качестве фактора, противостоящего  инволюции человека в целом, имеет  его творческая деятельность. В результате изучения биографий выдающихся людей  была показана их высокая творческая продуктивность в позднем онтогенезе в разных сферах науки и искусства. Выдающиеся ученые и деятели искусства  сохраняли высокую работоспособность  не только в пожилом, но и в старческом возрасте. В исследовании Л. А. Рудкевича [40] содержатся интересные сведения о  творческом долголетии. Согласно его  данным, после 70 лет успешно работали многие известнные ученые: П. Ламарк, М. Эйлер, К. Лаплас, Г. Галилей, Им. Кант и  др. А. Гумбольдт писал «Космос» с 76 до 89 лет, И. П. Павлов создал «Двадцатилетний  опыт» в 73 года, а «Лекции о  работе больших полушарий головного  мозга» — в 77 лет. Среди писателей  и поэтов высоким творческим потенциалом  в поздние годы жизни отличались В. Гюго, Вольтер, Б. Шоу и мн. др. В. Гете создал вторую часть «Фауста» в 70-80 лет. Л. Н. Толстой написал в 71 год «Воскресение», в 72 — «Живой труп», а в 76 лет — «Хаджи Мурат». Многие выдающиеся музыканты, художники  на протяжении всей жизни сохраняли  способность к творчеству, создавая выдающиеся произведения в глубокой старости. Например, Микеланджело успешно  работал вплоть до 79 лет, Клод Мане —  до 86 лет, Огюст Ренуар — до 78 лет, Эль Греко — до 73 лет.

Информация о работе Психология старости