Психология следователя и следственной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 19:40, контрольная работа

Описание работы

Данная работа посвящена теме психология личности следователя. Работа правоохранительных органов всегда являлась актуальной с момента появления общества, государства и права, но на следователей возложена особая задача поиска правонарушителей и преступников. Совершенно очевидно, что перед следователем стоит сугубо практическая задача - расследование конкретного уголовного дела. Но наряду с этим существует множество негативных условий профессиональной деятельности следователя, они характеризуются повышенной психической напряженностью, возможной экстремальностью в связи с:

Содержание

Введение…………………………………………………………………...2
1. Структура профессиограммы следователя…………………………...4
2. Психологические особенности личности следователя………..……12
2.1 Темперамент и характер…………………………………………….12
2.2 Морально-волевая характеристика…………………………………13
2.3 Мышление следователя……………………………………………..17
Заключение……………………………………………………………...20
Список использованной литературы…

Работа содержит 1 файл

kontrolnaya.docx

— 42.95 Кб (Скачать)

Сущность удостоверительной  деятельности заключается в переводе добытой следователем информации в  новую, преимущественно письменную форму. Следователь получает исходную информацию в виде конкретных образов (осмотр, обыск и др.), устной человеческой речи (допрос, очная ставка и др.), а также в виде письменной речи (документы, протоколы и т. д.). Всю  полученную информацию следователь  после ее анализа и отбора в  результате удостоверительной деятельности фиксирует в специальных, предусмотренных  законом формах: протоколах, постановлениях и т. д.

Для третьего уровня характерно преобразование (перекодирование) полученной информации, т. е. устранение семантической  неопределенности, что дает протокольное описание.

В последнее время в  психологии высказывается мнение о  том, что знак имеет не только информационную функцию, определяемую как его связь  с обозначенным объектом, но и структурирующую, преобразующую функцию, которая  связана с воздействием на субъект. Знаки играют двоякую роль в деятельности человека: с одной стороны, они  участвуют в управлении преобразованием  объекта, с другой — организуют психическую, мыслительную деятельность субъекта. Это обусловлено еще и тем, что знак всегда функционирует не изолированно, а лишь как элемент  определенной знаковой системы.

Протокол допроса должен удовлетворять следующим требованиям.

Язык его должен отвечать нескольким критериям: грамматическому, стилистическому и юридическому. Он должен быть точным и достаточно понятным для тех, кто будет читать протокол.

В протоколе следует сохранять  лексические особенности речи допрашиваемого. Протокол должен полностью соответствовать требованиям процессуального закона по внешнему оформлению и по самому его содержанию. Протокол (если это рукопись) должен быть написан разборчивым почерком.

В настоящее время в  следствии активно применяются  средства фиксации показаний: компьютер, машинопись, магнитофонная запись, в иных случаях — стенография. Эти средства, повышая культуру следователя, одновременно требуют от него более  высокого мастерства и специальных  технических навыков при проведении допроса. Диктофон удобно применять  при осмотре местности в плохих погодных условиях, исключающих непосредственное составление протокола (сильный  мороз, дождь, ветер и т. д.), когда  необходимо быстро фиксировать информацию, получаемую из различных источников (судебно-медицинский эксперт, криминалист, пожарник, кинолог, потерпевший в  тяжелом состоянии).

Обладая большой процессуальной самостоятельностью, следователь сам  принимает решение, реализует его, распоряжается рабочим временем, выбирает пути и средства для раскрытия  преступления и т. п.

В соответствии с нормами  уголовно-процессуального закона официальным  лидером при взаимодействии является следователь. Закон именно его наделяет правом давать поручения, обязательные для исполнения органами дознания; следователь определяет самую потребность  во взаимодействии, цели и направления  расследования преступления. В связи  со своим процессуальным положением следователь имеет больше шансов выдвинуться на роль фактического, делового лидера, и в этом случае в его лице официальный и неофициальный (фактический) лидеры совмещаются.

В процессе расследования  по большинству дел необходимо взаимодействие с милицией, с ее оперативно-розыскными возможностями, специальными научно-техническими и транспортными средствами, предназначенными для закрепления следов преступления и розыска преступников.

Практика показывает, что  для раскрытия преступления умелое сочетание следственных действий с  оперативно-розыскными мероприятиями  особенно важно.

Искусство расследования  — это в значительной степени  умение видеть и понимать мелочи. Однако видение отдельных деталей ничего не дает без обобщения и перехода к событию в целом. А это  требует элементов конкретного  и абстрактного в следственном мышлении, которые позволяют воссоздать картину  в целом и увидеть отдельные  ее штрихи. Здесь работа мышления идет как минимум на двух уровнях обобщенности, а при их отсутствии (т. е. при наличии  лишь одного уровня обобщенности) истинного  понимания нет.

Талантливого следователя  характеризуют:

- экономное (симультанное) вычленение криминалистически значимой  информации на месте происшествия  и в других условиях;

- быстрый перевод (перекодирование)  этой информации в знаковую  систему криминалистических понятий; 

- переработка полученной  информации в закодированном  виде, создание гипотез; 

- проверка выдвинутых  гипотез путем раскодирования  информации на предметном уровне, а также построение при подтверждении  гипотезы версии в закодированном  виде и создание на ее основе  плана расследования; 

- высокий уровень самопроверки: детекция ошибок, заключающаяся  в периодическом сопоставлении  выдвинутой версии с реальными  обстоятельствами (для этого необходим  механизм перекодирования, раскодирования  и быстрого перехода от одной  кодовой системы к другой, а  также на уровне: «предмет—образ  предмета—знак—предмет»).

Личность следователя  формируется под воздействием ряда социальных систем: сначала это семья  и школа, затем система профориентации, профконсультации, система различных  добровольных организаций, оказывающих  помощь правоохранительным органам (народные дружины, общественные помощники следователя  и т. д.), система профотбора, обучения и воспитания в юридическом вузе и, наконец, система стажировки молодого специалиста в следственном органе.1

 

  1. Психологические особенности личности следователя.

Следственная работа относится  к тем видам деятельности, успех  и даже выдающиеся достижения, в  которых более связаны с общим  высоким развитием личности, чем  со специальными способностями.

Для того, что бы быть следователем, не требуются какие-то специальные  природные задатки. Все же способности, которые необходимы для данной работы, являются благоприобретенными. Неспособность  же к ней обусловлена не отсутствием  задатков, а особенностями воспитания, в ходе которого не были сформированы необходимые качества.

    1. Темперамент и характер.

В связи со сказанным представляется необоснованной постановка вопроса  о наиболее предпочтительном для  следственной работы типа высшей нервной  деятельности или темперамента. Так, Т. Богдан полагает, что холерический и меланхолический темпераменты принципиально противоположны для  судебно-следственной работы. Следует  отметить, что на следствии успешно  работают следователи с различными темпераментами. Свойства темперамента служат основой для выработки  индивидуальных стилей работы следователя, который с одной стороны приспосабливает  свою психику к условиям работы, а с другой стороны приспосабливает  условия работы к своей психике. Отличия в характере способностей появляются при производстве различных  следственных действий, применении тактических  приемов. Один следователь лучше  допрашивает, но хуже работает с документами. Другой возмещает ограниченность своих  способностей отличной работой с  вещественными доказательствами, острой наблюдательностью при осмотре  и обыске. Обладая посредственными  способностями в поисках, первый следователь предпочтет добиться от самого обвиняемого показаний о  месте сокрытия нужных предметов  и т.д. Склонность следователя к  выполнению определенного вида работы, расследованию определенной категории  дел, в которых полнее всего проявляются  его способности, нельзя игнорировать.

 

 

    1.  Морально-волевая характеристика

В моральную характеристику личности следователя входит правосознание - одна из форм общественного сознания, которая играет решающую роль в практическом применении правовых норм. Как правовая идеология - это система правовых знаний, взглядов и идей, как правовая психология - это совокупность сознательных чувств, переживаний, привычек, связанных  с действием права. Говоря о правовой психологии, мы имеем в виду все виды отражения правовых явлений в психике человека, его отношение к этим явлениям. Следовательно, следователю постоянно приходится испытывать на себе массу посторонних влияний, противостоять различным, в том числе и неправомерным воздействиям, преодолевать противодействие заинтересованных лиц, действовать под угрозой многих нежелательных последствий, иногда в неблагоприятной обстановке, в условиях перегрузки и крайнего напряжения нервных и физических сил. Поэтому в общем, психическом складе личности следователя волевые качества играют важнейшую роль. Повышенные требования к волевой сфере следователя делают обязательным наличие ряда свойств, образующих силу воли. Наиболее ярко проявляются волевые качества в сложных ситуациях, при решении трудных задач следственной работы. Следовательская работа формирует и укрепляет многие волевые качества, но вместе с тем длительное занятие этой профессией, накладывая на личность своеобразный отпечаток, порой приводит к профессиональной деформации. Одной из наиболее существенных черт в морально-волевом облике следователя является такое качество, как принципиальность - наличие твердых убеждений и активного стремления к их реализации, проведению в жизнь, невзирая на препятствия и угрозы личному благополучию. В сложных конфликтных ситуациях следователь обязан оставаться хозяином своих чувств и стремлений, сохранять верность нравственным принципам. Расследование преступлений неизбежно сталкивается с ложными заявлениями и доводами, ошибочными утверждениями и выводами, неправильными оценками и суждениями. Сложность состоит в том, что распознать, где правда, а где ложь, где истина, а где заблуждение. Поэтому жизненной необходимостью для следователя является приличность - постоянная готовность строго и объективно оценивать факты, события, действия и высказывания людей, не доверяясь внешнему впечатлению, привычное стремление увидеть и раскрыть в каждом явлении его подлинную сущность. В основе критичности лежит сложный психический акт сомнения. В совокупности с предусмотрительностью и осторожностью в поступках и суждениях критичность образует весьма необходимое для следователя качество воли и ума бдительность. Одностороннее влияние опыта порой приводит к тому, что следователь вообще утрачивает веру в людей, готов подозревать всех и каждого. Подозрительность - один из наиболее опасных видов профессиональной деформации. Предубежденность, тенденциозноcть, обвинительный уклон противоречат самой идее правосудия. Даже при рассмотрении отрицательных действий и поступков нужно искать и уметь находить в людях положительные стороны. Наличие властных полномочий, самостоятельность и независимость следователя, ограниченная гласность расследования, отсутствие публичной критики таит возможность следственных ошибок. Поэтому строгое соблюдение законности в следственной работе во многом зависит от самокритичности следователя. Формирование этой черты - задача морально-политического воспитателя и профессионального обучения, в ходе которого следователь должен быть приучен к систематическому разбору и объективной оценке своего решения и действия, промахов и упущений. Следователь не имеет права на ошибку. Готовность быстро принять решение и привести его в исполнение абсолютно необходима следователю, который нередко бывает, обязан срочно реагировать на возникшую ситуацию, принять неотложные меры, чтобы пресечь преступление, сохранить его следы, оказать помощь пострадавшим, восстановить нарушенный порядок, задержать преступника и т.д. Следственная деятельность требует трудолюбия, усидчивости, высокой работоспособности, напряжения воли. Настойчивость - стержневое качество воли - выражается в постоянной готовности преодолевать препятствия, способности длительное время удерживать в сознании определенную цель, мобилизуя все силы для ее достижения. Она тесно связана с моральным обликом следователя и такими свойствами характера, как организованность и стойкость. Невозможно заранее предусмотреть все детали предстоящей работы, частое возникновение таких ситуаций, когда следователь вынужден отложить текущие дела для выполнения неотложных мероприятий, связанные с этим перегрузки, делают особенно острой проблему рациональной организации труда следователя. При этом одним из решающих факторов становится его организованность. Основа организационной деятельности - способность точно ориентироваться в действительности, в частности, в начальной стадии, качествах людей и их возможностях. В. Н. Васильев включает в содержание организаторской деятельности мобилизацию или самоорганизацию следователя, расстановку и использование сил, взаимодействие следователя с работниками органов дознания. Для следственной работы необходимы прежде всего такие организационные качества:

1) Настойчивость, энергичность, самоорганизованность, заключающаяся  в быстром ориентировании в  создавшейся обстановке и людях,  формирование задачи, расчленение  ее на этапы и планирование  своей деятельности.

2) Находчивость, ответственность,  требовательность, умение хранить  тайну, организационные способности,  обеспечивающие руководство различными  группами людей в ходе расследования  уголовного дела.

3) Выдержка, дисциплинированность, самокритичность, чувство собственного  достоинства в отношениях с  коллегами и руководством.

Наличие у следователя  периодических перегрузок зачастую приводит к тому, что они приучаются работать рывками, с особым напряжением  в конце месяца или при истечении  срока ведения дела. Нормативный  характер следственной работы при неблагоприятном  сочетании некоторых свойств  личности вырабатывают формализм, стойкую  привычку действовать по шаблону, прикрываясь  соответствующим пунктом инструкции или распоряжением начальника. Умение и способность проявить творчество и самостоятельность в труде связаны с высоким развитием воли и мышления. Инициативность как закрепившееся волевое качество профессионально необходимо следователю, труд которого чаще всего индивидуален, связан с большой служебной самостоятельностью и процессуальной независимостью. "Решай и делай сам", - на этой основе формируется инициативность и ответственное отношение к порученному делу. Ответственность выполняемой работы, риск нежелательных последствий, вид человеческих страданий, многочисленные трудности и препятствия делают обычным для следователя состояние напряжения. При этом в первую очередь страдает тормозной процесс, чаще возникает неупорядоченная активность, эмоциональные вспышки, срывы, поспешность, неосмотрительность, узость. Умение владеть собой в сложной обстановке, рассудочно-волевая направленность помогают следователю снимать напряжение, стойко переносить трудности. Большое значение в следственной деятельности имеют выдержка, сознательный контроль над собой, своей речью, настроением и поведением. При этом многие криминалисты справедливо подчеркивают необходимость для следователя терпения, умения владеть своими чувствами, сдержанности во многих проявлениях. Зная особенности собственной психики, ее сильные и слабые стороны, помня об опасностях, которыми чреваты те или иные свойства его личности, следователь должен постоянно корректировать свои оценки, решения и действия с учетом собственных возможностей, подобно тому, как водитель, управляя автомашиной, строит свои расчеты, помня о скорости собственной реакции, глазомере и т.п. Случайный наблюдатель замечает лишь то, что бросается в глаза, следователь же должен видеть все. В психологии были приняты попытки подсчитать количество впечатлений, получаемых человеком от внешнего мира за короткое время одним каким-либо органом чувств. Подсчеты показали, что даже в течение одного дня человек переживает десятки тысяч различных впечатлений. Ясно, что следователь может и должен видеть именно то, что ему нужно. Это достигается в результате внимания, то есть направленности нашего сознания на восприятие, понимание, запоминание или воспроизведениеопределенных явлений действительности. Применительно к следователю чрезвычайно трудно выделить такие стороны "службы внимания", которые имели бы преимущественное значение в его работе. Внимание как психический процесс, будучи фиксированным, переходит впсихическое состояние человека, а закрепляясь в определенных чертах,становится свойством личности - внимательностью . Для следователя оченьважно воспитать в себе целенаправленное, произвольное внимание.

 

 

 

 

    1.  Мышление следователя

Практическое мышление в  процессе трудовой деятельности именуют  оперативным. Термин "оперативный" допускает различные толкования: оперативной можно назвать деятельность, состоящую из ряда операций либо протекающую  особенно быстро, а если иметь в  виду, что в переводе с латинского "opera" значит труд, то оперативным  можно назвать мышление, непосредственно  вплетенное в трудовой процесс. Все  эти оттенки применимы и к  мышлению следователя.

Различая наглядно-действенное, образное и абстрактное мышление, в психологии иногда неправомерно связывали  практический интеллект с наглядно-действенным  мышлением как с генетически  ранней и более элементарной формой умственной работы. При этом предполагалось, что наиболее высокие требования к уму предъявляет теоретическая  деятельность, которая связана только с абстрактным мышлением, практический же ум, даже на самых высоких его  ступенях, расценивался как менее  квалифицированный. В современных  условиях уже бесспорно, что высшие проявления человеческого разума в  одинаковой мере присущи как теоретикам, так и практикам.

Вряд ли можно говорить о преобладании в деятельности следователя  наглядно-действенного, образного или  абстрактного мышления. Все эти виды здесь взаимодействуют и непрерывно переходят друг в друга. В самом  наглядно-действенном мышлении существуют разные уровни от простейших манипуляций  до сложнейших умственных действий с  конкретными образами и обобщенными  представлениями, которые свойственны  интеллектуальной работе следователя.

Да и абстрактное мышление обозначает две разновидности умственной работы: во-первых, оперирование готовыми абстрактными категориями; во-вторых, самостоятельное абстрагирование, необходимое для перехода к действию с этими отвлеченными понятиями. Вторая разновидность, тесно связанная  с наглядно-действенным и образным мышлением, значительно сложней. Следователю, который имеет дело с конкретными  предметами и явлениями, оторваться от чувственных данных бывает труднее, чем оперировать готовыми идеями.

Различая ум конкретный и  ум абстрактный, обычно считают, что  конкретный "видит" детали, проявляя внимание к мелочам, от которых абстрактный  ум отвлекается как от несущественного.

Искусство расследования  – это в значительной степени  умение видеть и понимать мелочи. Полная очевидность события – дело довольно редкое, чаще следователю достаются  скрытые и малозаметные следы, при  помощи которых достигается опосредованное познание расследуемого события. Однако видение этих отдельных деталей  ничего не дает без обобщения и  скачкообразного перехода к событию  в целом, а это требует равновесия конкретного и абстрактного в  следственном мышлении, которое должно и охватить картину в целом, и  видеть штрихи, ее образующие.

Информация о работе Психология следователя и следственной деятельности