Психология следователя и следственной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 19:40, контрольная работа

Описание работы

Данная работа посвящена теме психология личности следователя. Работа правоохранительных органов всегда являлась актуальной с момента появления общества, государства и права, но на следователей возложена особая задача поиска правонарушителей и преступников. Совершенно очевидно, что перед следователем стоит сугубо практическая задача - расследование конкретного уголовного дела. Но наряду с этим существует множество негативных условий профессиональной деятельности следователя, они характеризуются повышенной психической напряженностью, возможной экстремальностью в связи с:

Содержание

Введение…………………………………………………………………...2
1. Структура профессиограммы следователя…………………………...4
2. Психологические особенности личности следователя………..……12
2.1 Темперамент и характер…………………………………………….12
2.2 Морально-волевая характеристика…………………………………13
2.3 Мышление следователя……………………………………………..17
Заключение……………………………………………………………...20
Список использованной литературы…

Работа содержит 1 файл

kontrolnaya.docx

— 42.95 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………...2

1. Структура профессиограммы следователя…………………………...4

2. Психологические особенности личности следователя………..……12

2.1 Темперамент и характер…………………………………………….12

2.2 Морально-волевая характеристика…………………………………13

2.3 Мышление следователя……………………………………………..17

 Заключение……………………………………………………………...20

Список использованной литературы…………………………………..22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Данная работа посвящена  теме психология личности следователя. Работа правоохранительных органов  всегда являлась актуальной с момента  появления общества, государства  и права, но на следователей возложена  особая задача поиска правонарушителей и преступников. Совершенно очевидно, что перед следователем стоит  сугубо практическая задача - расследование  конкретного уголовного дела. Но наряду с этим существует множество негативных условий профессиональной деятельности следователя, они характеризуются  повышенной психической напряженностью, возможной экстремальностью в связи  с:

– процессуальной регламентированностью  средств и сроков следствия, а  следовательно они работают в  условиях дефицита времени (дефицит  времени выражается в строгом  временном режиме не только общих  сроков расследования, но и сроков, связанных с процессуальными  этапами движения уголовного дела);

– преодолением возможного противодействия заинтересованных лиц;

– недостаточностью в ряде случаев исходной информации;

– трудностями проведения некоторых следственных действий (например, судебных экспертиз в связи с  экономическими трудностями);

– повышенной социальной ответственностью принимаемых решений, в связи  с наличием властных полномочий и  процессуальной самостоятельности;

– наличием ситуаций или  факторов профессионального риска: ситуация получения (приобретения) каких-либо благ (предметов) с отступлением от установленного порядка, когда эти  блага предоставляются якобы "просто так", "из уважения", ситуация передачи взятки следователю. Это делается для  налаживания неформальных отношений  с целью получения выгодного  результата; ситуации возможных провокаций (в местах общественного питания, кафе, ресторанах, гостиницах, допрос свидетеля  или потерпевшего в его квартире), вовлечение следователя в конфликт, поступление на него жалоб клеветнического  характера с целью оказания давления или его дискредитации.

Профессия следователя является типично юридической, поскольку  эта деятельность дает возможность  выявить психологические закономерности, в той или иной мере характерные  для юридической деятельности вообще.

Повышение эффективности  следственной деятельности невозможно без учета индивидуально-психологических  особенностей личности следователя  и соответствия его личностных качеств  объективным требованиям данной профессии.

Предполагая выполнение конкретной работы в определенных условиях и  с определенным эффектом, профессия  требует от человека настойчивости  или внимательности, осторожности или  подвижности, усидчивости или терпения. Сам характер, процесс работы не позволяет уклониться от выполнения этих требований, ибо тогда невозможен успех, не гарантирована определенный уровень производительности труда.

Поэтому в данной работе с помощью закономерностей психической  деятельности в следственной работе, будет раскрыто психологическое  своеобразие этой деятельности, охарактеризована психологическая сторона профессиональных качеств, необходимых следователю, указаны пути их формирования и совершенствования.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Структура профессиограммы следователя.

Профессиограмма следователя  представляет собой сложную иерархическую  структуру, в которой все стороны  профессиональной деятельности, а также  личностные качества, навыки и умения представлены во взаимной связи или зависимости.

Каждая из сторон профессиограммы  отражает, во-первых, определенный цикл профессиональной деятельности, а во-вторых, в ней реализуются личностные качества, навыки, умения, а также  знания, которые обеспечивают профессиональный успех на этом уровне деятельности. 

В основе профессиограммы  лежит поисковая сторона деятельности, которая реализует стремление к  раскрытию преступления и заключается  в собирании исходной информации для решения профессиональных задач.

Особое значение поисковая  сторона деятельности следователя  имеет на первом этапе расследования. Сущность ее заключается в вычленении из окружающей среды криминалистически  значимой информации (следы преступника, потерпевшего, оружия или орудий преступления и т. д.), которая дает возможность  с достоверностью реконструировать событие преступления с такой  степенью точности, как этого требует  закон.

Осматривая место происшествия, следователь ищет ответы на вопросы: что здесь произошло, какие следы  оставило это событие? В правильном решении этих задач велика роль личностных факторов: во-первых, это задатки  и способности следопыта, далее  имеют значение криминалистические знания (учение о следах, способах совершения преступлений), профессиональный опыт (навыки вычленения опорных точек  и построения контура события), жизненный  опыт. Эффективность процесса сбора  доказательств в значительной степени  зависит от знания следователем информационных свойств различных материальных объектов, от его индивидуального  информационного запаса.

Следующий уровень — это  коммуникативная сторона деятельности, в процессе которой следователь  должен получить необходимую для  раскрытия преступления информацию от людей путем общения с ними.

Следователь должен уметь  организовать свое психическое состояние. Хороший следователь обладает навыками управления своей волевой и эмоциональной  сферой и — в рамках закона —  эмоциями допрашиваемого.

Вся информация, полученная в результате поисковой и коммуникативной  деятельности следователя или дознавателя, в процессе удостоверительной деятельности преобразуется в специальные  предусмотренные законом формы: протоколы, постановления и т. д. Для этого следователь должен хорошо владеть письменной речью, иметь  навыки быстрого перевода устной речи в письменную.

На следующем уровне следователь  выступает как организатор расследования. Принимая ответственные решения, он добивается их реализации и при этом выступает в качестве организатора деятельности многих людей.

На следующем уровне находится  реконструктивная сторона деятельности следователя. Говоря языком кибернетики, это блок переработки информации и принятия решения. Важное значение на этом уровне имеет общий и специальный  интеллект следователя. Современный  следователь должен очень многое знать: уголовное право, уголовный  процесс, криминалистику и педагогику, бухгалтерский учет и судебную баллистику. Это далеко не полный перечень научных  дисциплин, на которые опирается  специальный интеллект следователя  при переработке исходной информации, выдвижении гипотез, версий и разработке планов расследования.

Завершает структуру профессиограммы  социальная сторона, в которой следователь  предстает как организатор борьбы с преступлениями в своем районе или на участке. Центр тяжести  в борьбе с преступностью переносится  им на выяснение ее причин и условий  и принятия мер к их ликвидации. Восприятие следователя всегда целенаправленно, планомерно, осмысленно. Это связано с профессиональным опытом и с особенностями мышления.

Наблюдение как определенный вид человеческой деятельности связано  с преднамеренным восприятием предметов  и явлений внешнего мира.

Особое место в процессе наблюдения занимает установка на определенную активность, которая зависит от конкретной потребности и объективной возможности  удовлетворения.

Понятие установки тесно  связано с проблемой единства и целостности деятельности.

Созданная следователем система  определяется «выделением» им события  преступления. Это более или менее  образная динамическая картина событий, которая представляет собой форму  существования версий.

Криминалистическая наблюдательность при осмотре места происшествия — то планомерное, целенаправленное, продуманное восприятие обстановки. Такое восприятие в психологии называется наблюдением. Чтобы оно было максимально  эффективным, надо соблюдать определенные правила. До начала осмотра важно  получить общее представление о  случившемся. Хотя первоначальная информация нередко весьма противоречива и  впоследствии может не подтвердиться, это тем не менее дает возможность  следователю наметить план осмотра, приступить к построению мысленной  модели случившегося.

Анализ успешных осмотров свидетельствует, что на первоначальной стадии у следователей, производивших  этих осмотры, преобладало симультанное (цельное) восприятие предметов и  явлений. Сукцессивные тенденции (последовательное описание «всех» предметов, попадающих в поле зрения, по часовой стрелке  или против нее без попытки  вычленения следов события преступления) лишали следователя творческого  подхода и не создавали предпосылок  для выявления наиболее важных носителей  криминалистически значимой информации.

Эффективность поисковой  деятельности в значительной степени  зависит от ряда личностных качеств  и навыков следователя, обеспечивающих выделение именно тех объектов, которые  являются носителями криминалистически  значимой информации: выделение картины  прошлого (преступного события) по следам, оставленным в настоящем.

Следующий этап — «вычленение» из окружающей среды «опорных точек» (следов насилия на трупе, следов проникновения  преступника в помещение, следов потерпевшего, оружия или его следов, орудия преступления или их следов и т. д.). Выделенные опорные точки (сигналы) включаются в «построение  контура» предполагаемого события (преступления).

Выделение контура совпадает  с выдвижением гипотезы, объясняющей  данное происшествие. Одновременно следователь  продолжает отыскивать другие опорные  точки, содержащие информацию, входящую в предмет доказывания (личность преступника и личность потерпевшего, их взаимоотношения, мотивы преступления, время его совершения и т. д.).

Все это требует высокого уровня развития наблюдательности, которая  является свойством личности и предполагает способность замечать в воспринимаемом малозаметные, но существенные для  определенной цели детали в качестве «фигур» на малозначимом фоне.

Высокий уровень наблюдательности следователя обусловлен следующим:

- установкой на восприятие  информации, имеющей значение для  раскрытия преступления и расследования  уголовного дела; эта установка  помогает преодолеть брезгливость (например, при осмотре разлагающегося  трупа), усталость и апатию (при  длительном безрезультатном обыске  и т. д.);

- специфическим концентрированием  внимания именно на тех объектах  и их свойствах, которые могут  дать необходимую информацию; обнаружение  следов сопротивления на трупе  потерпевшего, следов подделки при  осмотре документов, констатации  улик поведения при наблюдении  за допрашиваемым и т. д; 

- длительным сохранением  устойчивого внимания, обеспечивающего  готовность всех систем следователя  к восприятию в нужный момент  необходимой исходной информации (особенно при длительных обысках,  осмотрах мест происшествия и  длительных допросах).

При анализе различных  уровней следственной деятельности, образующих ее структуру, выделяется коммуникативная  сторона. Исследование ее структуры, познание психологических закономерностей  общения в особых условиях уголовно-процессуального  регулирования дает возможность  разработать рекомендации, направленные на повышение эффективности труда  следователя на этом уровне.

Есть большая группа профессий  «человек—человек». Это профессии  педагога и врача, актера и судьи, продавца и администратора. Следователь  относится к этой же категории. Коммуникативный  аспект в деятельности этих людей  является одним из доминирующих. Следователь, пожалуй, в первую очередь должен иметь незаурядные способности  собеседника, который ведет беседу в особо трудных условиях.

Рассматривая допрос как  беседу и взаимодействие двух людей, в силу правового регулирования  их деятельности можно определить особенности  ролевой позиции каждого собеседника.

Успешное взаимодействие двух систем — следователя и допрашиваемого — зависит от психологического контакта между ними.

Глубина контакта обычно связана  с тем, на каком уровне он осуществляется. Опытные следователи интуитивно и осознанно меняют различные  параметры беседы, применяют те или  иные тактические приемы в зависимости  от индивидуальных особенностей личности допрашиваемого. Одна из важнейших  проблем психологии допроса —  проблема регулирования тех отношений, которые в ходе допроса возникают  между допрашиваемым и допрашивающим  и в определенной мере влияют на разрешение последним целей допроса. Правильное решение этой проблемы зависит  во многом от уровня знаний, профессионального  опыта и навыков следователя. Это — социально-психологические  закономерности ролевого положения  допрашиваемого и допрашивающего в  возникающих в результате этого  отношениях.

Допрос — это борьба за истину. Силы в этой борьбе следователю  дают различные научные знания, в  том числе знание психологии.

Информация о работе Психология следователя и следственной деятельности