Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 20:15, контрольная работа
Социализация – это процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимым и желательным. Агентами социализации выступают люди и социальные институты, включенные в этот процесс, - родители, сиблинги, сверстники, учителя, представители церкви, телевидение и другие СМИ. Хотя все они могут оказывать на ребенка большое влияние, семья, как правило, является наиболее значимой частью мира ребенка.
Детей били, они вырастали
и в свою очередь били собственных
детей. Так повторялось век за
веком. Даже те гуманисты и педагоги,
которые славились своей
Даже принадлежность
к королевской семье не
Большинство средневековых
авторов описывает очень
Детей повсеместно жестоко запугивали, разделяя с ними страхи взрослых перед ведьмами и нечистой силой — в которых явно звучали отголоски психологической памяти о тех временах, когда детей поедали: ведьмы и чудовища из этих карательных фантазий, призванных усмирить ребенка, обычно едят детей.
Детоубийство уже осуждается, но только убийство законных детей. Именно повсеместное убийство незаконнорождённых младенцев породило миф о том, что «в старые добрые времена мораль была выше, и незаконнорождённых детей, если верить переписям, почти не было». Совершенно верно, не было — их просто убивали.
По этой же причине, а не потому, что люди были чище и лучше, не было детских приютов: до детей, гибнущих на улицах, просто никому не было дела. Только в 1740-х появился первый детдом — госпиталь для брошенных детей открытый в Лондоне купцом Томасом Корамом.
Хотя желание слиться
с группой (цехом или церковью)
еще очень велико, у человека
уже появился совершенно
В 18-19 веке отношение к ребенку формулируется так «если ты будешь идеальным, не станешь вызывать у меня никаких искушений и дашь мне полностью контролировать твои чувства и волю, то я позволю тебе быть рядом со мной и буду тебя любить».
Воспитание стало набором последовательных, но очень строгих правил: и вместо людей, объятых тревогой, вырастают люди, не получившие душевного тепла, эмпатии и возможности выражать чувства. Поэтому главными чертами характера стали депрессивность, подавленность, мучительное терзающее чувство вины и психосоматические заболевания. Люди нового времени уже не боялись, что их покарают непредсказуемые божества, поэтому смогли произвести научную, индустриальную и технологическую революцию. Появились более теплые отношения в браке и личной сфере (правда, далеко не повсеместно).
ХХ-ХХI век
Начиная с конца ХIХ века и до наших дней, в Европе (хотя между разными европейскими странами есть в этом смысле существенная разница) и США преобладает социализирующий стиль воспитания детей, в котором последние несколько десятков лет появляются вкрапления поддерживающего, помогающего стиля.
Хотя даже в самых развитых странах хватает людей, обращающихся с детьми «как в старые добрые времена». Позиция «я боялся своего отца, так пусть и мои дети боятся меня» очень распространена. К тому же существует недооцененный феномен зависти к своим детям. Она обычно не осознается, но если вывести это ощущение на сознательный уровень, получается «а почему это ты должен жить лучше, чем жил я?».
В странах СНГ социализирующий стиль тоже достаточно широко распространен, но далеко не повсеместно: побои, моральное и физическое насилие над детьми — в нашей стране скорее правило, чем исключение.
Последовательности
и эмпатии тоже часто не
хватает. Вспомним, сколько родителей
без всяких объяснений меняют
«нельзя» на «можно» и
Социализирующий стиль
У родителей, воспитывающих
дочерей и сыновей в этом
стиле, проекции на детей
Практически вся Европа и США к началу ХХ века уже определились, что бить детей — нехорошо (впрочем, были исключения: например, Германия, где жестокие физические наказания были широко распространены вплоть до Второй мировой войны). Это вовсе не значит, что детей в Европе и Америке в ХХ совсем не били. Били, но обычно с оглядкой: побои либо скрывались, либо родители старались оправдаться совершенной невыносимостью ребёнка.
В наше время контроль над телесными наказаниями детей в западных странах стал гораздо строже. Детоубийство с ХIХ веке вызывает ужас, а сексуальное использование детей — такие тревогу и неприятие, что о нем предпочитают не говорить (из-за этого насилие над детьми часто остается безнаказанным — его боятся замечать и стыдятся преследовать).
Между детьми и
родителями появляется
Дети, получившие социализирующее
воспитание гораздо меньше
Ориентированность
на социальное определяет
С середины ХХ
века Европе очень медленно, буквально
в виде единичных случаев,
Одной из социально-психологических теорией брачного выбора является теория комплементарных потребностей Р.Ф. Уинча. Р. Уинч объясняет причины выбора партнера посредством теории комплементарных потребностей или теории дополняющих потребностей. В ее основе лежит принцип о притяжении противоположностей. По мнению Р. Уинча, каждый человек при выборе партнера отдает предпочтение тому, которого будет способствовать максимальному удовлетворению его потребностей. Партнеры должны не только обладать сходством социальных черт, но и психологически дополнять друг друга.
Основной тезис
этой теории состоит в том,
что люди предпочитают
Список литературы
1. Василькова Ю.В. Василькова Т.А. Социальная педагогика / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. – М.: МИР, 2003. – 213 с.
2. Кон И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон. – М.: Азбука, 2003. – 235 с.
3. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб., 2000. – 341 с.
4. Монсон П. Современная западная социология / П. Монсон. – М.: НАУКА, 1992. – 417 с.
5. Мудрик А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. – М.: НАУКА, 2003. – 389 с.
6. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка / Н. Ньюкомб. – СПб., 2003. –С. 34-56.
7. Антонов А.И. Социология семьи / А.И. Антонов. – М.: МИР, 2005. – 249 с.
8. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М.: Знание, 1998. – 394 с.
9. Ковалев С.В. Психология семейных отношений / С.В. Ковалев. – М., 1986. С. 18-24.
10. Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – М.: Знание, 1996. – 249 с.
11. Кульчинская Е.И. Воспитание чувств детей в семье / Е.И. Кульчинская. – Киев, 1983. – 425 с.
12. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.:МИР, 2006. – 315 с.
13. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания / А.В. Петровский. - М.:Азбука, 1981. – 361 с.
14. Фромм А. Азбука для родителей / А. Фромм. – СПб., 1991. – 419 с.