Психология семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 20:15, контрольная работа

Описание работы

Социализация – это процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимым и желательным. Агентами социализации выступают люди и социальные институты, включенные в этот процесс, - родители, сиблинги, сверстники, учителя, представители церкви, телевидение и другие СМИ. Хотя все они могут оказывать на ребенка большое влияние, семья, как правило, является наиболее значимой частью мира ребенка.

Работа содержит 1 файл

Кр -пс.семьи.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

Міністерство освіти і науки, молоді та спорту України

Східноукраїнський національний університет ім. Володимира Даля

 

 

Філософський факультет

Кафедра психології

 

 

 

Контрольна робота

 

 

 

З дисципліни: “Психологія сім’ї ”

Варіант №2

 

Виконав: слухач групи  ПС-11       Вереіна І.І.

Керівник роботи: викладач                 Третьяченко В.О.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Луганськ  - 2013

 

 

 

 

  1. Роль семьи в процессе социализации личности.

Социализация – это  процесс, посредством которого ребенок  усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимым и желательным. Агентами социализации выступают люди и социальные институты, включенные в этот процесс, - родители, сиблинги, сверстники, учителя, представители церкви, телевидение и другие СМИ. Хотя все они могут оказывать на ребенка большое влияние, семья, как правило, является наиболее значимой частью мира ребенка. По этой причине она обычно рассматривается как первичный и наиболее мощный агент социализации, играющий ключевую роль в формировании личностных черт и мотивов; в руководстве социальным поведением; в передаче ценностей, веры и норм, свойственных данной культуре.

Социализация- это процесс  усвоения индивидом на протяжении его  жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит.

Цель социализации есть личностные качества, которые должен приобрести ребенок, и социальное поведение, которое он должен усвоить.

В самом общем виде социализацию определяют как влияние  среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей.

Ведущим социальным институтом для социализации личности ребёнка  является семья. Семья это «дом», объединяющий людей, где закладывается основа человеческих отношений, первая социализация  личности.

Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Это персональная среда жизни  и развития ребёнка, качество которой  определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребёнка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином этапе играет семья. Семья вводит ребёнка в общество, именно в семье ребёнок получает социальное воспитание, становится личностью. В младенчестве его кормят, за ним ухаживают, в младшем возрасте с ним занимаются, а в дошкольном ему открывают мир. Младшему школьнику, помогают в учении, а подростку и юноше правильно выбрать жизненный путь. В семье укрепляют здоровье детей, развивают их задатки и способности, заботятся об образовании, развитии ума, воспитании гражданина, решают их судьбу и будущее. В семье закладываются гуманные черты характера, доброта и сердечность ребёнка, он учится отвечать за свои поступки, приучается трудиться и выбирает профессию. Семейная жизнь для ребёнка то же, что для нас общественная.

Если в основу классификации  семьи положить социализацию личности, то можно выделить три основных ее типа: семья традиционная, семья государственная, семья персонифицированная.

В традиционной семье  вся организация воспитания молодого поколения построена на традициях  патриархальности. Такая семья готовит  своих детей для жизни в  каком-либо коллективе или родовой общине под началом главы семейства. Жизнь в коллективе традиционной семьи приучает воспитанников к коллективной общественной жизни, к полному подчинению и зависимости от старших членов семьи. В такой семье формируется потребительское отношение к жизни, главное условие проживания в ней - опора не на себя, а на семейные связи, на семейный клан, род и т.п. Индивидуальность членов семейного рода подавляется, а их жизнь оказывается регламентированной.

В государственном типе семьи молодое поколение полагается не на семейный род или общину, а на государство. Вся жизнь устроена так, чтобы готовить молодежь к карьере. Главное - заниматься той деятельностью, которая необходима государству. В государственном типе семьи детей учат не тому, что им нужно будет в реальной жизни, а тому, на что имеется социальный заказ. Задача обучения в этом случае состоит в том, чтобы "сдать экзамен", "получить диплом", "теплое место", но не овладеть профессиональными знаниями, умениями и навыками. В итоге из лона семьи выходят циники, невежды, формалисты, бюрократы, люди поверхностные, с неустойчивыми взглядами, не приученные к повиновению авторитетам и самостоятельному, ответственному поведению. Общество, где живут эти люди, - бюрократическое, с широко развитым аппаратом государственной власти. Управляют таким обществом чиновники.

Общественный строй, основанный на государственном типе семьи, крайне неустойчив. Члены такой семьи  подвержены политическим страстям, они  радикальны и революционны. Такой  тип семьи имеют большинство стран Западной и Восточной Европы, например, Германия, Россия, Франция.

В персонифицированных  семьях родители стараются выработать у детей самостоятельность, как  можно раньше отдалить их от себя, сделать  независимыми. Родители во взаимодействии с детьми используют позицию "рядом", то есть признают их права, держатся с ними на равных и требуют от них выполнения обязанностей. Для родителей детство их детей не есть подготовка к жизни, а есть сама жизнь. В этом случае воспитанники не повторяют путь родителей, а выбирают свой. Для такой жизни необходимо здоровье и жизненный опыт, поэтому в персонифицированных семьях детей с ранних лет приучают к физическим упражнениям и физическому труду, причем в детских играх и забавах воспитанники должны полагаться только на самих себя. Такой подход обеспечивает не только здоровье и самостоятельность ребенка, но и овладение им широким социальным опытом. С другой стороны, такой независимый подход к ребенку обеспечивает ему достаточную свободу и одновременно требует изменения всего содержания обучения. Образование должно быть рациональным, обеспечивать молодое поколение суммой знаний, умений и навыков, которые понадобятся ему в жизни. Отсюда следует, что образование является социальным заказом не государства, а всего общества и может быть реализовано только через систему частных школ, начиная от низших и кончая высшими учебными заведениями.

Итак, из персонифицированных  семей выходят свободолюбивые, энергичные, творческие личности. А народ, в среде  которого указанный тип преобладает, становится самоуправляемым, законопослушным. Здесь торжествует демократия, права и свободы личности не нарушаются, а государство исполняет волю народа: не народ для государства, а государство для народа! Персонифицированная семья является основой для процветания и благополучия всего общества и социального строя.

Стили воспитания в разных культурах различаются по степени  дисциплинарного контроля. В европейском  стиле принято больше контролировать в младшем возрасте  и предоставлять  больше свободы в юношеском. В других культурах, например, у японцев, маленьким детям предоставляют максимум свободы, а с возрастом дисциплинарный контроль возрастает.

Эксперименты М.И. Лисиной  показали, что источник искажений  и отклонений в представлении  ребенка о самом себе, кроется в его взаимоотношениях с близкими взрослыми, А.И. Захаров  в результате своих исследований приходит к выводу, что неблагоприятные типы воспитания могут способствовать развитию напряженной и неустойчивой внутренней позиции ребенка, которая, в свою очередь, приводит к появлению у него невротических состояний. Наиболее чувствительными к внутрисемейным отношениям оказываются стержневые образования личности ребенка – его самоотношение и самооценка.

По мнению Костицыной, использование  таких неблагоприятных типов воспитания как сверхтребовательность, противоречивость, непоследовательность приводит к формированию у ребенка неадекватного, диффузного образа  «Я».

Ценностное отношение к ребенку  с высокой рефлексией и ответственностью за него – наиболее эффективный стиль воспитания. Здесь ребенку выражают любовь и доброжелательность, с ним играют и разговаривают на интересующие его темы. При этом его не сажают себе на голову  и не заставляют считаться с другими. Он знает что такое «надо», и умеет дисциплинировать себя. В такой семье растет полноценный человек с чувством собственного достоинства и ответственностью за близких. В школе ребенок из такой семьи быстро обретает самостоятельность, он умеет строить отношения с одноклассниками, сохраняя чувство собственного достоинства, и знает что такое дисциплина.

Дети с завышенной самооценкой  воспитываются по принципу кумира семьи, в обстановке некритичности и  рано осознают свою исключительность. В семьях, где растут дети с высокой, но не завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетается с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной (необязательно очень низкой) самооценкой пользуются дома большей свободой, но это свобода, по сути,- бесконтрольность, следствие равнодушия родителей к детям и друг другу. Родители таких детей включаются в их жизнь тогда, когда возникают конкретные проблемы, в частности с успеваемостью, а обычно мало интересуются их занятиями и переживаниями.

Перечисленные стили общения в  семье при всех их различиях имеют  общее -  родители не равнодушны к  своим детям. Они любят своих  детей, а стиль воспитания часто  является преемственным, передаваемым в семье из поколения в поколение. Лишь семья, обладающая способностью к рефлексии на особенности ребенка, сознательно ищет наиболее эффективный стиль  его индивидуального воспитания.

Семейная обстановка и  опыт, полученный в семье, способствуют степени когнитивного, эмоционального и социального развития, компетентности и благополучию.

Социализация личности зависит  от деятельности ребенка, его участия  в труде, от того, какое влияние  оказывает окружающая среда на расширение его кругозора, как заботятся  общество и государство о будущем поколении. Учитываются ли возрастные и индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения, может ли он самостоятельно решать свои проблемы, насколько поощряется его самостоятельность, как развивается его уверенность в своих силах. Эти качества личности воспитываются в семье, в школе.

Подводя итоги надо сказать, что  от того, в какой степени семья  социально благополучна, от того, в  какой степени семья занималась ребенком, зависит будущая личность человека, а значит его будущая жизнь.

 

  1. Отношение к детям в семье от древности до наших дней.

Каждый стиль воспитания формирует свой тип характера, с  присущими ему психологическими особенностями и проблемами. Поэтому  общепринятое отношение к детям  в конкретном обществе формирует  то, какие люди будут составлять это общество спустя 20 лет и позже.

Архаическое общество

 О том, как обращались с  детьми люди первобытной культуры, мы можем судить как по археологическим  данным, так и по тому, как ведут  себя с детьми сегодня австралийские,  африканские и другие племена охотников и собирателей. В архаическом обществе детоубийство — широко распространенное явление, обыденная норма, а ребенок просто не считается человеком до того, как в подростковом возрасте пройдет кровавый обряд инициации (во время которого совершенно не обязательно сможет выжить). Ребенок — это нечто не имеющее ни чувств, ни прав.

 Каким вырастет  ребенок, в воспитании которого  нет никакой последовательности? До душевных потребностей которого  никому нет дела? Которого не  считают человеком? Став взрослым, так выращенный человек живет в постоянном страхе перед жестоким и непредсказуемым миром. Он придумывает себе чудовищных божеств, которых надо подкупать человеческими жертвами — они символизируют его непоследовательных и жестоких родителей. Он вынужден постоянно совершать магические обряды, чтобы хоть немного уменьшить мучительную тревогу.

 

 Радость его всегда  омрачается страхом расплаты, поэтому,  когда происходит что-то хорошее,  нужно срочно умилостивить жестоких  божеств, а то отнимут: именно так поступали с этим человеком его родители.

 Насилие для него  норма: жизнь первобытных племен  полна кровавых обрядов и традиций (инициации, каннибализм, охота  за головами и т.д.). Он не  знает ни вины, ни ответственности.  Он предпочитает суровые условия жизни и вечные лишения, так как это соответствует его внутренней жизни. Он жесток к своим детям.

 Античное  и раннее христианское общество (до 4 века н.э.)

 Появились жестокие  наказания «по поводу» — в  этом были зачатки последовательности  и внимания к детям (пусть и отрицательного), что, как ни странно, было шагом вперёд. Ребенок считался собственностью родителей, с которой можно законно делать всё, что захочется: детоубийство оставалось нормой. Убивали почти всех незаконнорождённых и огромный процент законных детей; девочек — гораздо чаще, чем мальчиков.

 Как писал Посейдипп  «даже богатые люди почти всегда  бросают дочь». «Бросают» —  это вовсе не «отдают в приют», «бросают» — это убивают или  выбрасывают. Если брошенный ребенок  выживал, то обычно становился рабом или храмовой проституткой.

Легальным было принесение детей в жертву для религиозных  обрядов и других нужд (например, замуровывание в стену при  закладке здания). Сексуальное использование  детей, в том числе самых маленьких, считалось нормальным и законным — упоминаниями об этом полны античные переписка, мемуары и философские трактаты.

С 4 по 13 век  нашей эры 

 В Европе сказывается  влияние христианства: детоубийства  становились не такими распространенными  и считались незаконными (хотя  детская смертность всё ещё очень высока, в частности потому, что о безопасности детей очень мало заботятся). С первых дней жизни детей отсылали на несколько лет кормилицам (все, кому позволял доход), а потом в услужение, в заложники (в дворянских семьях), в монастыри или просто на воспитание в другие семьи.

 Характер людей  в это время меняется. В прежние  времена главным страхом детства  было то, что тебя убьют, а  теперь, что тебя покинут: родители, а потом и Бог, на которого  средневековые люди проецировали  свой детский страх оставленности. С этим связаны тоска, страхи и агрессия человека этой эпохи.

 Чтобы справляться  с этими переживаниями люди  объединялись в группы, символизировавшие  родство и близость: феодальные  структуры (король или сюзерен  начинают восприниматься как отец), монастырские и цеховые братства.

Информация о работе Психология семьи