Психология семьи и семейного воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 17:41, контрольная работа

Описание работы

По определению Соловьева Н. Я. , семья “ малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениями между мужем и женой, родителями и детьми братьями и сестрами и другими родственниками живущими вместе и ведущими одно хозяйство”.
Функции семьи. Это сферы жизнедеятельности семьи непосредственно связанные с удовлетворением определенных её потребностей её членов. Охарактеризуем личностное и общественное значение важнейших функций семь в обществе.

Содержание

Теоретическая часть:
Понятие и функции семьи.
Жизненный цикл семьи.
Семейные конфликты и пути их решения.
Практическая часть: анализ рисунка семьи Войцеховской П.
Список литературы……………………………………………………

Работа содержит 1 файл

психология семьи.docx

— 53.96 Кб (Скачать)

Воздействие примером. В ходе семейной психотерапии неожиданно возникает значительное число разнообразных проблем, ситуаций, положений. Члены семьи семьи реагируют на них, комментируют, ищут выход из ситуации. При этом “выплывают” проблемные для них аспекты взаимоотношений. Психотерапевт же обяхан выхватить из потока событий эти моменты, обратить на них внимание членов семьи и показать, как можно их решить. 

Семейная дискуссия. В этом случае речь идет об обсуждении членами семьи широкого круга проблем, касающихся их жизни, а также способов решения различных семейных вопросов. Дискуссия преследует многочисленные цели:

4. 1) коррекция неправленных представлений  о различных аспектах семейных  взаимоотношений. В ходе дискуссии  пациенты начинают сомневаться  в правильности и незыблемости  своих убеждений, которые раньше  представлялись им единственно  возможным ии очевидными;

4. 2) обучение членов семьи методам  дискуссии. Приведем некоторые  правила ведения дискуссии:

а) “цель дискуссии не доказать свою правоту, а совместно найти  истину”;

б) “дискуссия – не соревнование и  не способ выявления того, кто умней”;

в) “цель дискуссии – не прийти к соглашению, а найти истину”;

г) “прежде, чем возражать, подумай, в чем все-таки прав тот, кому готовишься возразить, попробуй развить то, в  чем прав другой”;

4. 3) обучение членов семьи объективности.  При этом не малую роль играет  коррекция семейных взаимоотношений,  препятствующих формированию адекватного  представления членов семьи по  тому или инлму вопросу.

При коррекции особое значение приобретает  интерес членов семьи к семейной дискуссии.

Особенно важно при управлении семейной дискуссией искусство психотерапевта. J. Peres предложил основные приемы, используемые терапевтом для ведения этой процедуры:

·     молчание;

·     обучение с помощью опросов;

·     повторение (резюмирование);

·     обобщение;

·     наблюдение за эмоциональным состоянием членов семьи и т. д.

Обусловленное обобщение. Сюда относяться методические приемы, заключающиеся в том, что в обычные семейные отношения вводится новый элемент. Цель такого введения – дать возможность членам семьи осуществить коррекцию нарушений в данном отношении. Один из приемов – обмен записками. Для улучшения коммуникации и взаимной эмпатии между супругами используется цветовая сигнализация. Каждый цвет обозначает определенные чувства. Один из супругов обращается к партнету с различными вопросами, а тот – предъявляет тот цвет, который соответствует чувству, испытываемому в данной ситуации. Нередко в качестве нового элемента вводятся новые правила. Такова, разработанная G. Bach и модифицированная S. Kratochvil, техника “честной борьбы” или “конструктивного спора”. Техника включает набор правил поведения, которые вступают в силу, когда супруги испытывают потребность в агрессии:

а) спор может проводить только после предварительного обучения и  согласия обеих сторон; выяснять отношения  следует как можно быстрее  после возникновения конфликтной  ситуации;

б) начинающий спор должен ясно представлять цель, к которой стремится;

в) все стороны должны быть активными  в споре;

г) спор должен касаться только предмета спора, не переходить на личности;

д) применение аргументов, болезненных  для одного из участников спора (указание на психические болезни, физические уродства, сексуальные неудачи и  т. п. ) запрещено.

Всеми этими правилами члены  семьи должны овладеть на специальных  занятиях и затем включать в свои повседневные отношения.

Формирование умения и  навыки. Особенность методик данной группы в том, что перед пациентами становится определенная задача, ему сообщается об умении или навыке, которые он должен сформировать. Сообщается так же критерий, с помощью которого он может судить, в какой мере ему это удалось.

Проигрывание семейных ролей. Эти методики включают проигрывание ролей в различного рода играх, символизирующихсемейные отношения (например игра в “зверинуюсемью”, в которой участвуют папа-кот и мама-кошка), “обмен ролями” (игры, в которых родители и дети меняются местами или супруги между собой), “живые скульптуры” (члены семьи изображают различные аспекты своих взаимоотношений).  

 

 

1. Понятие семьи 
 
Существует множество определений семьи в социологии А.Г. Харчев определял семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Семья- это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, как малой группы, связанной брачными или родственными отношениями. 
Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак- это исторически меняющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которого общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские права и обязанности. Однако, семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. объединяет не только супругов, их детей, но и других родственников. Семья это общность людей, основанная на триединых отношениях "супружества - родительства - родства". Это основной тип семьи, насчитывает в России 60-70% из общего числа вступивших в брак. Бездетные молодожёны -15-20% и бездетные супруги -10-15%. 
Поэтому семью, в строгом смысле слова, не следует сводить только к супружеству, sex-партнёрству, или сожительству. Их чаще называют "семейные группы". Семья - не брачная группа, а социальный институт, т.е. система связей и взаимодействий между членами семьи, выполняющих функцию воспроизводства населения и регуляции отношений между полами, родителями и детьми [4, с. 199]. 
Понятие семьи имеет социальный, а не юридический характер. В связи с этим в правовых актах понятие семьи связано с установлением круга лиц, образующих ее состав. Установление же круга членов семьи в свою очередь зависит от того, какое содержание вкладывается в понятие "член семьи". Круг членов семьи, связанных правами и обязанностями, по-разному определяется в зависимости от целей правового регулирования в различных отраслях права - семейном, гражданском, трудовом и т.д. Он различен и в разных правовых институтах одной отрасли права (например, в жилищном и наследственном праве). 
В СК РФ нет общего определения семьи по причине, указанной выше. В силу различного определения семьи в различных отраслях законодательства включение определения понятия "семья" в СК РФ и установление исчерпывающего перечня членов семьи могло бы привести к нарушению их прав либо к необоснованному расширению круга членов семьи. Однако термины "семья", "член семьи" часто употребляется в СК РФ. 
Термины брак и семья как в обыденной речи, так и в научных публикациях находятся рядом, что действительно правомерно, поскольку реальности, обозначаемые этими терминами, тесно взаимосвязаны. Однако брак и семья- не одно и тоже, это не тождественные, а скорее пересекающиеся понятия, ведь семья может существовать без брака, а брак без семьи. 
Семьёй называют социальные объединения, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. По существу семья представляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющих исторически определённую организацию [5]. 
Иными словами, семья – это новый объект, с новыми свойствами, где старые свойства семьи могут таинственным образом исчезнуть. Семья - это прежде всего отношения между её лицами. Мы зачастую не понимаем, что создать семью – это означает не только найти человека и поставить соответствующий штампик в паспорт. Создать семью – это значит построить отношения любви, взаимопонимания и поддержки. 
Семья–ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем вше культура общества, следовательно тем выше культура семьи. 
 
2. Общие функции семьи 
 
Формы семьи варьируются от общества к обществу, от эпохи к эпохе. Культурные нормы, помимо всего прочего, предписывают число супругов, которое может иметь один человек, правила выбора брачных партнёров, роль главы семейства и права и обязанности родственников. 
Универсальность семьи как института раскрывается в понятии функции семьи. Под социальными функциями подразумеваются базисные потребности общества и людей, которые удовлетворяет семья. На каждом историческом этапе та или иная функция семьи обретала различную значимость – большую или меньшую. В то же время все функции постоянно находились во взаимосвязи, часто помогая одна другой, а иногда, впрочем, и мешая друг другу. Очень трудно разграничить одну семейную функцию от другой. Например, выполнение материальных функций оказывается в определённых условиях необходимым для осуществления семьёй духовных функций (обучение, воспитание детей), но реализация духовных функций является непременным условием осуществления материально-производственных функций. 
Материальная деятельность семьи на разных этапах её развития выражалась через такие функции, как организация непосредственного процесса производства, накопления частной собственности, организация потребления. Вместе с тем экономическая, материально-производственная, хозяйственно-бытовая функция на разных стадиях развития общества в значительной мере выступала также средством социального, профессионального, нравственного, политического и правового воспитания подрастающего поколения. Производственный труд в то время не выходил ещё за рамки семьи, происходил на глазах детей. Поэтому уже сама трудовая деятельность родителей резко повышала родительский авторитет в глазах детей. Следующая функция, присущая ей с древнейших времён,- репродуктивная функция, то есть функция деторождения, воспроизводства населения. Прежде всего, естественно, биологического его производства. Собственно, даже внебрачное рождение женщиной ребёнка уже создаёт семью – пусть и не полную. Однако воспроизводство населения имеет не только биологический, но и социальный момент, то есть не только рождение, но и воспитание и обучение его. Данная функция является функция социализации. Новое поколение, приходящее на смену старого, способна научиться социальным ролям только в процессе социализации. Семья – ячейка первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный опыт, прививают хорошие манеры, обучают ремеслам. Именно в тёплой благоприятной атмосфере семьи ребёнок естественным образом получают первую социализацию своей личности, обретает основы собственной личности. Конечно же, ныне редко какая семья может дать своему ребёнку ту подготовку, какую может дать ему общество, социальные институты. И потому уже с шести-семи лет наш ребёнок уходит в школу, потом в техникум или в высшее учебное заведение. Но, как правило, тот нравственно-психологический потенциал, который заложен ребёнку семьёй, остаётся на долгие годы и играет заметную роль в дальнейшем профессиональном росте. [10]  
Следующая функция – регулирование сексуальных отношении. Брак и семья упорядочивают сексуальные отношения благодаря тому, что законодательство или обычаи предписывают, кто с кем и при каких условиях должны вступать в половые отношения. 
К функциям семьи относят воспитательную. Она тесно связана с репродуктивной, когда речь идёт о социальном воспроизводстве населения. Семья прививает ребёнку основы определённых идейно-политических взглядов, мировоззренческих установок, в семье он познаёт и осваивает нравственные нормы, здесь у него вырабатываются первичные навыки и образцы поведения. Да и фундамент физического здоровья и развития закладываются в семье. Это происходит прежде всего благодаря воспитательной деятельности семьи, т.е. целенаправленному воздействию на ребёнка с целью привития ему определённых заранее заданных качеств с учётом требований общества. Воспитание осуществляется в процессе повседневного общения ребёнка с членами семьи. Да и в период учёбы ребёнка в школе, затем в высшем или среднем учебном заведении, во время работы на производстве воспитательная функция семьи не отмирает, воспитательное воздействие семьи на юное поколение не прекращается. 
Семья обеспечивает своим членам опёку, защиту, социальную безопасность. Дети нуждаются не только в крыше над головой, пище и одежде, им необходима эмоциональная поддержка отца и матери в тот период жизни, когда никто другой подобной защиты и поддержки им не предлагает. Семья поддерживает тех, кто по инвалидности, старости или юным годам не может позаботиться о себе. Таким образом ещё одна функция семьи - это забота и защита. [8] 
Следующая функция семьи – рекреативная (восстановительная). Известно, что сформировавшаяся личность реализует себя, прежде всего в общественно полезной деятельности. Повседневным, основным рекреационным институтом является всё-таки семья. Здесь мы получаем и физическую, и материальную, и моральную, и психологическую помощь друг от друга, сбрасываем с себя то напряжение, которым зарядились в обществе, в своём личностном, должностном, профессиональном функционировании. Именно от семьи, прежде всего, зависит наше социальное здоровье. 
Коммуникативная функция семьи заключается в удовлетворении потребности человека в двух противоположных явлениях – общении и уединении. Извне навязанное, вынужденное общение ( на улице, на работе ) чаще всего не столько удовлетворяет наши потребности в общении, сколько перегружает их. В обыденной жизни индивид очень часто испытывает дискомфорт от необходимости общения с несимпатичными ему людьми. Иное дело домашняя обстановка, где мы общаемся с людьми социально и психологически близкими, и где более деликатно относятся к нашей личности. Здесь удовлетворяется потребность в желательном общении. Само собой понятно, что такую функцию может выполнять только здоровая семья. 
Некоторые социологи выделяют так же регулятивную функцию семьи. Она включает в себя систему регуляции отношений каждого члена семьи друг с другом, с другими людьми, со всем обществом. Уже чувство принадлежности семье в значительной мере корректирует поведение взрослых людей на работе. Семейный человек более осмотрителен в своих действиях, таким его делает чувство ответственности за семью [6]. 
Также семье характерна функция социального самоопределения. Узаконивание рождения человека означает его юридическое и социальное определение. Благодаря семье человек получает фамилию, имя и отчество. Он принадлежит тому же классу, расе, этносу и религиозной группе, к которым принадлежит родительская семья.  
Кроме перечисленных важнейшими функциями семьи считаются организация быта, личного потребления, психологическая поддержка и материально-бытовая пожилых, инвалидов, нетрудоспособных членов семьи. [8]

Основные  функции семьи:

- репродуктивная (продолжение рода);

- воспитательная;

- хозяйственно-экономическая;

- рекреативная (взаимная моральная и материальная  поддержка);

- коммуникативная  (общение).

Исследователи единодушны, в том, что  функции отражают исторический характер связи между семьёй и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах[24]. Современная семья утратила многие функции, цементировавшие её в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Под функцией семьи следует понимать внешние проявления свойств какого-либо субъекта в данной системе отношений (семье), определённые действия по реализации потребностей. Функция отражает связь семейной группы с обществом, а также направленность её деятельности Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям, в этом смысле их можно назвать традиционными. К ним можно отнести следующие функции:

а) репродуктивная — в любой семье важнейшей является проблема деторождения. Цельность сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства делает невозможным отделение одного от другого. Супружеская любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторождения, самим детям;

б) хозяйственно-экономическая — включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета;

в) регенеративная — (лат. regeneratio — возрождение, возобновление). Означает наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей;[25]

вовсе необязательно буквально понимать под «драгоценностями» ювелирные  украшения, их можно передать любому постороннему, а вот такую драгоценность, как альбом с фотографиями, чужому человеку не передашь — только своему, родному

г) образовательно-воспитательная — (социализация). Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;[26]

Семейное  и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определённых границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны  и ни при каких условиях не могут  стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо  «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям;

д) сфера первоначального социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

е) рекреативная — (лат. recreatio — восстановление). Связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.

ж) духовного общения — развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

з) социально-статусная — предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

и) психотерапевтическая — позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

В то время как традиционные функции  стали резко ослабляться, возникла эта новая, ранее неизвестная — психотерапевтическая функция.[25]

 

Жизненный цикл семьи 
 
         

Стадия социализационного  родительства 
          Стадии семейного цикла Стадия бездетности, предроди-тельства Стадия репродуктивного родительства Стадия прароди-тельства          Возможно, слово цикл здесь излишне, поскольку в жизни отдельной семьи никакой цикличности нет. Цикл возникает только в массе семей, в процессе смены поколений, когда одни и те же стадии становления, функционирования и распада семьи как социально-психологической целостности повторяются в разных семьях вновь и вновь. В отдельно же взятой семье наблюдается последовательная смена семейных событий ("история семьи"). 
          Но в отличие от динамики взаимоотношений членов семьи, быстрых изменений состояния "семейной атмосферы" термин "цикл семейной жизни" удобно применять как характеристику продолжительности существования семейной общности. В узком смысле можно, например, с полным правом говорить о репродуктивном цикле, который характеризует повторяемость, цикличность таких событий, как coitus (половые сношения), зачатие и его предупреждение, беременность и ее прерывание 
          В англоязычной литературе для характеристики последовательности возрастных стадий и смены возрастных ролей человека на протяжении всей его жизни часто используется понятие "life course" ("курс жизни"). Часто даже говорят о "социологии курса жизни", ведя ее происхождение от классической работы У. Томаса и Ф. Знанецкого "Польский крестьянин в Европе и Америке" (1918-1920). Известны исследования Клаусена, Элдера, Рилли о последствиях изменений календаря главных событий жизни человека и семьи в контексте общественных перемен. Исследования такого рода реализуются или с помощью лонгитьюдного анализа жизни отдельных семей или личностей, выяснения их жизненных историй, а также ценностных ориентаций (в том числе и установок на сроки личной жизни) или с помощью анализа жизни целых поколений или любых других когорт (совокупностей индивидов или семей, имеющих некоторое общее для них всех семейное событие, которое произошло у них у всех в одно и то же время, точнее, в одном и том же году). 
          Исторически сложилось так, что семейные процессы, "развитие семьи" рассматривались параллельно с индивидуальным возрастным развитием, причем подобный изоморфизм индивидуального и семейного циклов иногда считается даже обязательным атрибутом всех работ по изучению "курса жизни". Однако в рамках этой концепции (известной в социологии как дивелопменталистская) высказывались и другие точки зрения. Высказывается мнение, например, о неплодотворности переноса данных индивидуального уровня на уровень семейный. Более того, редукция семейного цикла жизни к индивидуальному может служить индикатором кризиса семьи как на микро-. так и на макроуровне анализа. Разработка схем семейного цикла и соответствующих семейных структур является самостоятельной задачей социологии семьи. 
          Семейный цикл определяется стадиями родительства и начинается с предродительства – периода от заключения брака и до рождения первенца. Затем наступает стадия репродуктивного родительства – период между рождениями первого и последнего детей. Эта стадия частично пересекается (а в случае единственного ребенка – полностью исчезает) со стадией социализационного родительства, т.е. периодом от рождения первенца до выделения из семьи (чаще всего через вступление в брак) последнего ребенка. Завершается семейный цикл стадией прародительства – периодом от рождения первого внука до смерти одного из прародителей. Разумеется, сказанное выше относится только к так называемому полному циклу. Естественно, этот полный цикл в любой момент может стать неполным из-за выпадения одной из его стадий или прерваться из-за развода или смерти одного из супругов. Стадия репродуктивного родительства включает в себя репродуктивный цикл, который упоминался выше и будет подробно рассматриваться в главе о репродуктивном поведении. 
          Семейный цикл может выделяться по самым разным основаниям и насчитывать неодинаковое число фаз, учитывающих все возможные события в семье (болезни, разлуки, смерти, разводы и т.д. и т.п.), а не только те, о которых шла речь выше. 
          В зависимости от оснований выделения стадий семейного цикла и его содержания может меняться и семейная структура, могут возникать новые типы семей и основанные на них семейные типологии. Все это, повторим еще раз, является самостоятельной и важнейшей задачей микросоциологии семьи. 
          Таковы основные типы семейных структур. Разумеется, их число не ограничивается приведенными здесь. В принципе любой мыслимый критерий может стать основой выделения и анализа той или иной семейной структуры. Но те структуры, которые мы подробно анализировали выше, относятся к числу наиболее важных, поскольку именно с ними теснее всего связано выполнение семьей ее основных социальных функций. 
          С другой стороны, именно в их трансформации наиболее наглядно проявляется кризис семьи, утраты ею места и роли в обществе, а также в жизни отдельных его членов. 
          Семейные структуры, о которых мы рассказывали в этой главе, их изменения являются, с одной стороны, результатом и выражением нарастания функциональной некомпетентности семьи, а с другой, – факторами и условиями этого нарастания, стимулирующими углубление неблагоприятных явлений в семейной динамике, рост дезорганизации общества. 
Семейный цикл


С позиций воспроизводства  населения весьма важным критерием  построения демографической типологии  семей является стадия жизненного цикла  семьи. Семейный цикл определяется следующими стадиями родительства:

  • предродительство — период от заключения брака и до рождения первенца
  • репродуктивное родительство — период между рождениями первого и последнего детей
  • социализационное родительство — период от рождения первенца до выделения из семьи (чаще всего через вступление в брак) последнего ребёнка (в случае одного ребёнка в семье совпадает с предыдущей стадией)
  • прародительство — период от рождения первого внука до смерти одного из прародителей

 

 

 

 

 

Семейная ситуация благоприятна для ребенка. Хорошие отношения  в семье, положительный эмоциональный  климат. Самый значимый человек для  Вики: мама, затем отец. Далее следуют: сама Вика, потом бабушка. Нарисованы все члены семьи, живущие с  ребенком. По мнению ребенка, самый  главный человек в семье –  папа, за ним следует мама. По мнению Вики, они с бабушкой равноправные члены семьи – возможно, с этим связаны и конфликты между  ними. Ребенка беспокоят конфликты  с бабушкой. Наиболее желаем для  общения отец. Возможно, Вике также  не хватает его внимания.

Основные характеристики

    • Самый значимый человек для ребенка: мама, затем отец. Далее следуют: сама Вика, потом бабушка. Нарисованы все члены семьи, живущие с ребенком.
    • Наиболее крупная фигура: папа, потом мама. Вика и бабушка на одном уровне –так, по мнению ребенка, распределяется главенство в семье.
    • Ближе всего к ребенку отец – он наиболее желаем в общении.
    • Нет рта у отца – проблемы в общении с ним, может быть, не хватает внимания.
    • Цветок между Викой и бабушкой - барьер, конфликт в отношениях. Штриховка, прорисовка пола под бабушкой – беспокоят конфликты с ней.
    • Веселые лица, красивые платья, солнышко, цветы – хорошие отношения в семье, положительный эмоциональный климат.
    • тревожность (по мнению Вики, ей уделяется мало внимания).

 

 
          Литература

  1. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: Владос-Пресс, 2003. – 160 с.
  2. Шевченко М. Психологическое рисуночные тесты для детей и взрослых. – Екатеринбург: У-Фактория; М.: АСТ Москва; Владимир: ВКТ, 2009. – 128 с.

Информация о работе Психология семьи и семейного воспитания