Психология семьи и семейного воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 17:41, контрольная работа

Описание работы

По определению Соловьева Н. Я. , семья “ малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениями между мужем и женой, родителями и детьми братьями и сестрами и другими родственниками живущими вместе и ведущими одно хозяйство”.
Функции семьи. Это сферы жизнедеятельности семьи непосредственно связанные с удовлетворением определенных её потребностей её членов. Охарактеризуем личностное и общественное значение важнейших функций семь в обществе.

Содержание

Теоретическая часть:
Понятие и функции семьи.
Жизненный цикл семьи.
Семейные конфликты и пути их решения.
Практическая часть: анализ рисунка семьи Войцеховской П.
Список литературы……………………………………………………

Работа содержит 1 файл

психология семьи.docx

— 53.96 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Кафедра возрастной педагогики и психологии

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине

«Психология семьи и семейного  воспитания»

 

                                                                                                            

  Выполнил:

 

 

                                                                                                                 Проверил:

 

 

 

 

 

Нижний Тагил

 

2012 год

 

 

План

Теоретическая часть:

  1. Понятие и функции семьи.
  2. Жизненный цикл семьи.
  3. Семейные конфликты и пути их решения.

Практическая часть: анализ рисунка семьи Войцеховской П.

Список литературы……………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и функции семьи.

 

По определению Соловьева Н. Я. , семья “ малая социальная группа общества, важнейшая форма  организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных  связях, т.е. отношениями между мужем  и женой, родителями и детьми братьями и сестрами и другими родственниками живущими вместе и ведущими одно хозяйство”.

Функции семьи. Это сферы жизнедеятельности семьи непосредственно связанные с удовлетворением определенных её потребностей её членов. Охарактеризуем личностное и общественное значение важнейших функций семь в обществе.

1 воспитательная функция состоит удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве материнстве в воспитании детей и самореализации детях. По отношению к обществу эта функция, реализуемая семьей обеспечивает социализацию подрастающего поколения

2 хозяйственная функция заключается в удовлетворении материальных потребностей семьи. В этом смысле семья обеспечивает восстановление затраченных при физическом труде сил.

3. эмоциональная функция. Реализуется в удовлетворении потребностей семьи в симпатии уважении признании эмоциональной поддержке, психологической защите. Эта функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, содействует сохранению их психического здоровья.

4. духовного общения – эта функция проявляется в удовлетворении потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении и играет важную роль в духовном развитии членов общества. 

5 функция первичного социального контроля обеспечивает выполнение социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто не обладает в достаточной степени способностью строить своё поведении в полном соответствии с социальными нормами.

Это касается пожилых людей, детей  и тех членов семьи, которые страдают каким- либо физическим недугом.

6. сексуально-эротическая функция реализуется в сексуально эротических потребностях членов семьи семья в этом смысле осуществляет регулирование сексуально эротической направленности поведения членов семьи, а также обеспечивает биологическое воспроизводство общества.

Со времени происходит в содержании и значимости различных функций  семьи в зависимости от социальных условий. В современной семье  значительно возросло значение таких  функций, как эмоциональная, духовного общения, сексуально-эротическая и воспитательная. Брак рассматривается в наше время как союз, основанный на эмоциональных связях больше чем на хозяйственно материальных. [2]

  1. Жизненный цикл семьи.

Структура и функции семьи изменяются на различных этапах жизнедеятельности  семьи. Существуют несколько периодизаций жизненного цикла семьи на основе наличия или отсутствия детей  в семье, а также их возраста. У  нас получила большое распространение  периодизация Э. К. Васильевой, которая  включает пять стадий жизненного цикла:[2]

Зарождение семьи (с момента заключения брака до появления первого ребенка). Важнейшие задачи, решаемые на этом этапе: психологическая адаптация супругов к условиям семейной жизни и психологическим особенностям друг друга; Приобретение жилья и совместного имущества; формирование отношений с родственниками. Сложный процесс формирования внутрисемейных и вне семейных отношений, сближения привычек, представлений, ценностей на данном этапе протекает весьма интенсивно и напряженно. Косвенное отражение всех этих трудностей – количество и причины разводов.

Рождение и воспитание детей это косвенный этап жизненного цикла – сложившаяся зрелая семья, включающая в свой состав несовершеннолетних детей. В жизни семьи это время наибольшей хозяйственно-бытовой активности и активного преобразования функции духовного общения и эмоциональной функции. Перед супругами возникает задача сохранения эмоционально - духовной общности в новых условиях, отличающихся от тех, в которых создавалась семья. Формирование взаимоотношений происходило в сфере досуга, развлечений. В условиях же загруженности обоих супругов бытовыми и профессиональными обязанностями духовно –эмоциональная общность гораздо в большей мере проявляется в стремлении помочь друг другу, взаимном сочувствии и эмоциональной поддержке. Особо значима на этом этапе воспитательная функция. Обеспечение физического и духовного развития детей ощущается членами семьи как наиболее важная задача в этот период.

На этом этапе возникают различные  проблемы и нарушения. Основными  источниками нарушения жизнедеятельности  семьи являются

·     -перегрузка одного из супругов или обоих перенапряжение их физических и морально-нравственных сил

·     необходимость перестройки эмоционально духовных отношений

Именно на этом этапе особо часто  наблюдаются различные появления  эмоционального остывания супружеские  измены, сексуальные дисгармонии  и разводы по причине “разочарования в характере’’ и любви к  другому человеку. Основные нарушения  здесь связаны воспитательными  трудностями.

Завершение жизнедеятельности  семьи. Этот период включает в себя следующие моменты: окончание выполнения семьёй воспитательной функции, начало трудовой деятельности детей, начало самостоятельной семейной жизни детей и забота старшего поколения о подрастающем. все эти процессы обуславливают качественное содержание жизни семьи. Особенно очевидны сдвиги в повседневной жизни, связанные с особенностями возврата. Постепенное ослабление физических сил увеличивает роль восстановительных функций быта, отдых приобретает важное значение. С ухудшением состояния здоровья проблемы связанные с ним выходят на первый план. Члены семь приобретают активное участие в домашнем труде и уходе за детьми. появляются новые роли ‘‘бабушек и дедушек‘‘ особенно в первые годы жизни внуков. Часть проблем с которыми сталкиваются дети на первых этапах своей 2й- семейной жизни перекладывается на старшее поколение. завершение основного жизненного цикла, трудовой деятельности, выход на пенсию, сужение круга общения и возможностей заостряет потребность у старшего поколения в признании со стороны детей. Особо заметную роль на этом этапе играет чувство своей нужности, значимости для детей и близких.

  1. Семейные конфликты и пути их решения.

А теперь рассмотрим основные моменты  характерные для возникновения  и проявления семейного конфликта. Все трудности, с которыми сталкивается семья можно разделить по длительности и силе их действия.

·     сверхсильные раздражители. Например, смерть одного из членов социального статуса. Болезнь близкого и т. п.

·     длительные (хронические раздражители). К таким трудностям относятся, например физическая и психическая нагрузка в быту, на производстве, трудности в связи с решением жилищных проблем, длительный и устойчивый конфликт между членами семьи

выделяются еще два типа

·     Трудности, связанные с резкой сменой образа жизни семьи. Это психические трудности, которые возникают на границе смены этапов жизненного цикла, о которых говорилось выше. Такие переходы сопровождаются резким изменением образа жизни.

·     Трудности связанные с их суммированием и наложением друг на друга. Например, необходимость практического решения проблеме в начале второго этапа то есть после появления в семье первого ребенка, завершение образования, освоение профессии, уход за ребенком, первичное обзаведение имуществом, решение семейной проблемы.  

По источнику возникновения  семейные проблемы разделяют на три  типа.

Связанные с этапами жизни семьи, то есть трудности первичные, которые  переживаются всеми семьями в  более или менее острой форме, адаптация к друг другу, формирование отношений с родственниками на первом этапе; проблемы воспитания и ухода  за ребенком ведение трудоемкого  домашнего хозяйства на втором. Эти  трудности в определенные моменты  жизни семьи приводят к кризисам. Первый кризис возможен в конце первого года совместной жизни. Второй между третьим и седьмым годами. Третий между семнадцатью и двадцатью пятью годами.

Трудности, обусловленные неблагоприятными вариантами жизненного цикла - это, те которые возникают при отсутствии в семье одного из её членов (супругов, детей). Причинами могут быть развод, длительная разлука супругов, наличие  внебрачного ребёнка.

Ситуационные нарушения - это трудности, относительно краткие по длительности, которые создают угрозу функционированию семьи (серьёзные заболевания членов семьи, крупные имущественные потери). Особую роль при этом играет фактор внезапности (неподготовленность членов семьи тому или иному событию), исключительности, ощущение беспомощности ( еуверенность в том что семь может обеспечить безопасное будущее).

Самое главное последствие всех этих нарушений – это неблагоприятное  влияние на психическое здоровье индивидов которое в последствии  только усугубляет нежизнеспособность семьи, состояние неудовлетворенности, нервно психического напряжения и тормозит развитие личности. 

Любая семья стремится противодействовать и предотвратить неблагоприятные  последствия. иногда трудности оказывают  мобилизирующее, интегрирующее воздействия, а иногда ослабляют, усиливают противоречие. Такая неодинаковая устойчивость семей по отношению к трудностям объясняется по разному. [2]

Чаще всего рассматривают механизм решения проблем в отношении  семей, умеющих делать это( опознать их, осознать, выдвинуть наиболее подходящее решение)

Также выделяют группы семей, которые  легко приспосабливаются к неблагоприятным  условиям. Способствует этому гибкость взаимоотношений, не слишком жесткая  и не слишком "расплывчатая" степень  четкости в формулировке ролевых  ожиданий, сплоченности семьи, открытость в восприятии окружающего мира действительно  способность разрешать трудности  зависит от умения членов семьи осознавать и решать проблему, но при этом не учитывается характер проблем. однако решение семейной проблемы - это  самоограничение каждого из её членов, снижения уровня потребления и ограничение  потребностей, взятие на себя большой  физической и психологической нагрузки. А эти проблемы не ограничиваются лишь механизмом решения проблемы. Здесь надо учитывать то что семья  реагирует на трудности как единая система. Это касается первого подхода  гибкость и открытость также благоприятствуют решению семейных проблем.

Ещё один взгляд на проблему устойчивости семьи по отношению к разным трудностям связан с понятием латентного нарушения  функционирования семьи. Латентное  нарушение- это такое, которое в  нормальных условиях практически не оказывает сколько-нибудь значительного  негативного воздействия на её жизнь. Однако при попадании семьи в  экстремальные условия оно играет важную роль определяя неспособность  семьи противостоять таким условиям. Как в обычных условиях так  и в условиях небольших нарушений, члены семьи общаются, испытывая  разнообразные чувства к друг другу, выполняют роли, несут на себе определенные обязательства. Не слишком  значительные нарушения взаимопонимания, умеренный уровень конфликтности, пониженная способность членов семьи  регулировать уровень своих требований друг к другу в таких условиях не оказывают значительного влияния  на жизнь семьи. Иное дело трудные  условия. здесь возникает разница  в реакции семь на трудности. В  семьях где латентных нарушений  мало, мобилизация семьи для преодоления  трудностей, усиление её сплоченности, активизация совместных действий возможно. В такой ситуации эти семьи  начинают функционировать лучше, а  те, у которых латентные нарушения  многочисленнее начинают функционировать  хуже. Благодаря рассмотрению латентных  нарушений, трудности выступают  не просто как фактор, нарушающий жизнедеятельность  семьи, а позволяет обнаружить слабые места в той или иной семье

Методы коррекции семейных отношений

В этом разделе мы попытаемся охарактеризовать основные виды психотерапевтических техник, наиболее широко применяемых в семейной психотерапии. В нашем случае методика (техника)- это типовая совокупнось  действий, с помощью которых психотерпавт решает определенную психотерапевтическую задачу. Выделяют следующие типы методик:[2] стр 424

Указания –это высказывания психотерапевта о необходимости определенных действвий при этом конкретно и прямо указывается на то, что нужно сделать, чтобы добиться выздоровления, решения проблемы, разрешения конфликта в той или иной семье. Дерективы делятся на прямые и парадоксальные. В основе этого деления лежит разница в способе воздействия на поведение членов семьи. В случае парадоксальной дерективы истинная её цель противоположна провозглашаемой. Психотерапевт требует поступить определенным образом, рассчитывая, что члены их семей поступят как раз наоборот.

Изучение семьи. В основе любой директивы лежит психологический расчет, учитывающихй огромный набор фактов. Внимание, уделяемое семье в целом и отдельным ее участникам, в процессе изучения может оказывать позитивное воздействие.

Информация о работе Психология семьи и семейного воспитания