Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 00:03, реферат
Совместимость — значит близость, похожесть или такая разница, когда характеры, взгляды, привычки не враждебны, а дополняют друг друга. Именно от такой многослойной совместимости — эмоциональной, духовной, моральной, сексуальной — зависит судьба брака: чем полнее эта совместимость, чем больше у мужа и жены близких сторон, тем лучше им друг с другом, чем меньше — тем тусклее их жизнь.
Несходство характеров является одной из наиболее частых причин разводов. Так распадается примерно 1/3 семей. И «несходство характеров» - не только формальная причина распада семьи. “Эта формулировка имеет и свое психологическое содержание. Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывается и проявляется в деятельности и общении, обуславливая типичные для индивида способы поведения. Он всегда индивидуален, поэтому нельзя говорить о полном совпадении характеров, лучше говорить о близости черт характера. Но и близость не является условием гармоничных отношений. Так, двое эгоистов вряд ли будут хорошо ладить, хотя эта их черта и одинакова.
Одни из главных
черт характера, от которых во многом
зависит успех семейной жизни
– отношение к себе, самооценка
и отношение к супругу. Человек,
слишком хорошо оценивающий себя
должен постоянно бороться, чтобы
и другой его тоже оценивал. Он старается
увеличить психологическую «
Среди положительных, скрепляющих брачный союз качеств назывались такие, как умение познавать психологию партнера, считаться с его внутренним миром, отказаться от личных желаний, умение слушать другого, смотреть на жизнь реально, быть веселым, способность радоваться успехам другого, сомневаться в своей правоте. Высоко оценивались порядочность, последовательность в соблюдении принципов, установленных обоими супругами, умение уступать. Мудро заметила одна из опрошенных женщин: «Любовь как цветок, за которым нужно ухаживать каждый день, поливать, заботится о нем, создавать хорошие условия и климат».
Отмечались и
отрицательные черты характера,
которые, по мнению опрошенных, наиболее
способствуют разрушению брачного союза.
Чаще всего в этой связи назывались неуступчивость,
привычка жить удобно, сварливость, склонность
к ссорам, недовольство, легкомыслие, обидчивость,
нервозность, стремление навязать свое
мнение другому, сильная эмоциональная
зависимость от родителей, самовлюбленность,
постоянный контроль за другими, безответственность,
неряшливость, притворство, сарказм, высокомерие,
скупость”. [7]
Семейно-ролевой
уровень совместимости
Речь идет о
согласованности в
Семейно – ролевая
совместимость имеет два
Дисгармония семейных ценностей является следствием различий в образовании и воспитании. Семейные ценности формируются под влиянием родительской семьи и являются довольно стойкими установками. Личность стремиться построить уклад собственной семьи в соответствии с этими установками”. [2]
Модель родительской
семьи определяет в главных чертах
модель семьи, которую создают впоследствии
их дети. Например, у ребенка из патриархальной
семьи будет проявляться
Для гармонического союза в семье каждому из супругов надлежит исполнять определенную обязанность, которая должна ему подходить. Ролей множество, они требуют от человека совсем разных качеств и распределение их происходит не всегда безболезненно. Кто-то должен хозяином в доме, обеспечивать материальный достаток, следить за порядком, кто должен стать лидером в воспитании детей, кто-то поддерживать контакты семьи с родителями и друзьями, кто-то – утешителем и эмоциональной отдушкой”. “Сопротивление партнера, столкновение семейных ценностей супругов мешает им наладить устойчивый уклад семейной жизни.
Итак, второй аспект
семейно-ролевой совместимости
Семейно-ролевые
представления также
Семейно-ролевое
несоответствие легче поддается
коррекции в молодых семьях, на 1-ых
этапах супружества”. [2]
Социокультурный
уровень совместимости
“Социокультурный уровень супружеских отношений позволяет супругам согласовать общую направленность и мотивацию поведения. Духовное общение супругов позволяет им согласовать жизненные позиции, ценностные ориентации, взгляды на окружающий мир и свое место в нем, интересы и мотивы социального поведения. Духовная совместимость проявляется как совпадение вышеназванных установок, оценок, ценностей. Наиболее показательными признаками духовной гармонии являются: высокое взаимопонимание, одобрение жизненных позиций партнера, высокое уважение к нему как к члену общества”.
“Известно, что супружеская гармония или дисгармония является результатом взаимодействия множества факторов, которые трудно перечислить в порядке их значимости:
1) Отношение к труду. Люди, проявляющие ответственность при исполнении служебных обязанностей, в супружеской жизни легче достигают гармонии. Вероятно тот, кто лучше осознает свои возможности и умеет сделать правильный выбор, более удачлив как на работе, так и в личной жизни. Исследования показали, что работники, выполняющие тяжелую физическую работу, чаще бывают довольны своей семейной жизнью. Хорошие супружеские отношения чаще наблюдаются и у тех, чья деятельность требует большого умственного и душевного напряжения. Семья – эмоциональное убежище для таких людей.
2) Удовлетворенность трудовым коллективом. Взаимоотношения в коллективе часто отражаются на атмосфере в семье работника, так же как семейные и другие личные заботы могут отрицательно влиять на его поведение и самочувствие на работе.
3) Отношение к супружеской верности. Люди, соблюдающие принцип супружеской верности, живут в гармоническом браке гораздо чаще, чем те, которые этот принцип нарушают.
4) Реакция на жизненные ситуации. Оптимального супружеского равновесия трудно достигнуть при 2х крайних типах реакции: быстрой и излишне эмоциональной с одной стороны и медлительной, заторможенной с другой. Самые хорошие взаимоотношения оказались у людей, способных решать всевозможные проблемы спокойно и обдуманно (88,7% гармоничных браков). Благоприятная ситуация наблюдалась так же и у тех, кого, по их мнению, невозможно вывести из себя – 81% гармоничных браков.
5) Духовные интересы. Эти интересы обогащают человека, расширяют его кругозор, благоприятно сказываются на его умении создавать хорошие супружеские отношения.
6) Любовь и преданность друг другу. Как показали исследования, самые счастливые браки – те, в которых господствует любовь и преданность друг другу. В группе, где решающим фактором брака была любовь, доля счастливых браков составляет 92,1%, среди тех, у которых основой брака была преданность друг другу – 91,5%, в браках, существующих ради детей – 75,3%, там, где главную роль играет сексуальная гармония, счастливые браки составляют 74,3%.
Совпадение ценностей
является важнейшим фактором супружеской
гармонии. Здесь важно, с одной
стороны, насколько различны их оценочные
критерии, а с другой – насколько
индивидуальные критерии соответствуют
общепризнанным ценностям. Можно выделить
такие варианты как:
1) «Двойная гармония», т.е. когда ценностные установки супругов совпадают между собой и одновременно с общепринятой системой ценностей.
Совпадение интересов только одного из партнеров с общепринятым уровнем ценностей.
Соответствие
ценностных критериев обоих партнеров
при одновременной
2) «Двойная дифференциация», т.е. когда системы ценностей партнеров расходятся между собой и при этом интересы обоих не отождествляются с общепризнанными критериями”. [7]
3) «Духовное несоответствие» проявляется в 2х видах несоответствия: ценностных ориентаций и способов средств достижения жизненных целей. Выделяют 2 вида конфликтов: 1) терминальный (несогласие по таким вопросам как важное и второстепенное в жизни, престижное и непрестижное, хорошее и плохое). 2) конфликт инструментальных ценностей (выражается в различиях взглядов на способы достижения жизненных целей: честных и нечестных, достойных и недостойных, порядочных и непорядочных и т.д.).
Особого драматизма духовное несоответствие достигает у супругов с высоким образовательным уровнем, умственным трудом как родом занятий, у работников сферы искусств, у людей широкой эрудиции и культуры. Обнаружено, что причинами духовной дисгармонии являются различая в образовании супругов, возрасте, культурном развитии.
Проявление духовной дисгармонии: непонимание, неуважение, отсутствие интереса к общению с партнером, неприятие жизненных ценностей.
В отличие от
других видов супружеской дисгармонии
духовное несоответствие чаще и отчетливее
осознается супругами. Поэтому и
корректирующая работа возможна на уровне
рациональной терапии: дискуссии между
супругами, в ходе которых происходит
сближение взглядов, принятие ценностей
партнера.
Заключение
Изучив четыре
уровня совместимости партнеров
в супружеской паре, становится очевидным,
как много существует критериев, по которым
происходит взаимодействие супругов.
Естественно, что 100%-я совместимость супругов
невозможна – ведь каждая личность обладает
исключительным и неповторимым набором
психологических, физиологических, духовных,
социальных качеств и свойств. Наверное,
главное в создании гармоничного супружеского
союза – это вовсе не стремление «переделать»
партнера. Наоборот, это желание измениться
самому, искоренять свои недостатки, а
не искать их у партнера, постоянно коря
его и придираясь к поступкам, мыслям,
словам. Уважение и терпимость к другому
человеку позволяет не разрушить брак
даже тогда, когда страсть и любовь уйдут.
Список литературы:
1) Рюриков Ю. Любовь
и семья на сломе времен. – Аврора, 1987,
№10-12
2) Обозов Н.Н., Обозова
А.И. ст. «Диагностика супружеских затруднений»:
Психологический журнал том 3 №2 1982. –
М: Наука, 1982
3) Старшинбаум Г.В.
Любовь против одиночества – М: Знание,
1991
4) Кратохвил С. Психотерапия
семейно-сексуальных дисгармоний: пер.
с чешск. – М: Медицина, 1991
5) Олейник Ю.Н. ст.
«Исследование уровней совместимости
в молодой семье»: Психологический журнал,
том 7 №2, 1986 – М: Наука, 1986
6)
Навайтис Г. Семья и психология. – Калининград:
Изд-во полиграфическое объединение, 1996