Психология семейных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 00:03, реферат

Описание работы

Совместимость — значит близость, похожесть или такая разница, когда характеры, взгляды, привычки не враждебны, а дополняют друг друга. Именно от такой многослойной совместимости — эмоциональной, духовной, моральной, сексуальной — зависит судьба брака: чем полнее эта совместимость, чем больше у мужа и жены близких сторон, тем лучше им друг с другом, чем меньше — тем тусклее их жизнь.

Работа содержит 1 файл

семейная психология.docx

— 34.05 Кб (Скачать)

Несходство характеров является одной из наиболее частых причин разводов. Так распадается  примерно 1/3 семей. И «несходство  характеров» - не только формальная причина  распада семьи. “Эта формулировка имеет  и свое психологическое содержание. Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывается и проявляется в  деятельности и общении, обуславливая типичные для индивида способы поведения. Он всегда индивидуален, поэтому нельзя говорить о полном совпадении характеров, лучше говорить о близости черт характера. Но и близость не является условием гармоничных отношений. Так, двое эгоистов вряд ли будут хорошо ладить, хотя эта  их черта и одинакова.

Одни из главных  черт характера, от которых во многом зависит успех семейной жизни  – отношение к себе, самооценка и отношение к супругу. Человек, слишком хорошо оценивающий себя должен постоянно бороться, чтобы  и другой его тоже оценивал. Он старается  увеличить психологическую «дистанцию»  между собой и другим, постоянно  подчеркивает важность своих интересов, прав, обязанностей, возможностей. Такое  поведение иногда становится обидным  для других. Человек, низко ценящий  себя, ту же самую психологическую  дистанцию создает с другой стороны: он не может принять любовь другого, по его мнению, более  значимого человека. Он начинает искать в этом человеке или недостатки или притворство. Таким образом, можно сделать такой практический вывод: можно прогнозировать, что брак будет удачен, если отношения супругов к самим себе положительны, если они реально оценивают свои достижения”. [6] 

Среди положительных, скрепляющих брачный союз качеств  назывались такие, как умение познавать психологию партнера, считаться с его внутренним миром, отказаться от личных желаний, умение слушать другого, смотреть на жизнь реально, быть веселым, способность радоваться успехам другого, сомневаться в своей правоте. Высоко оценивались порядочность, последовательность в соблюдении принципов, установленных обоими супругами, умение уступать. Мудро заметила одна из опрошенных женщин: «Любовь как цветок, за которым нужно ухаживать каждый день, поливать, заботится о нем, создавать хорошие условия и климат».

Отмечались и  отрицательные черты характера, которые, по мнению опрошенных, наиболее способствуют разрушению брачного союза. Чаще всего в этой связи назывались неуступчивость, привычка жить удобно, сварливость, склонность к ссорам, недовольство, легкомыслие, обидчивость, нервозность, стремление навязать свое мнение другому, сильная эмоциональная зависимость от родителей, самовлюбленность, постоянный контроль за другими, безответственность, неряшливость, притворство, сарказм, высокомерие, скупость”. [7]  
 

Семейно-ролевой  уровень совместимости 

Речь идет о  согласованности в распределении  семейных ролей, о том, какую нагрузку берет на себя каждый из супругов. Это сотрудничество брачных партнеров при реализации семейных функций. Для современной семьи характерны следующие функции: рождение и первичная социализация детей, экономическая поддержка нетрудоспособных, организация бытового потребления, моральная и эмоциональная поддержка, защита и представительство семьи перед более широким социальным окружением, организация досуга. Полнота и благополучие семейной жизни зависит от того, насколько партнеры могут обеспечить выполнение всех семейных функций.

Семейно – ролевая  совместимость имеет два аспекта. Во-первых, согласованность семейных ценностей. Семейные функции, преломляясь  в сознании личности, выступают как  установки относительно семейных ценностей: для чего существует семья, что она  должна приносить. Эти ценности образуют иерархическую шкалу. Рассогласование  школ семейных ценностей – одна из причин семейной дисгармонии супругов. Это рассогласование проявляется  в том, что партнеры критикуют  друг друга за излишнее внимание к  тем или иным сторонам семейной деятельности, пренебрежение к другим, по их мнению, более важным.

Дисгармония семейных ценностей является следствием различий в образовании и воспитании. Семейные ценности формируются под влиянием родительской семьи и являются довольно стойкими установками. Личность стремиться построить уклад собственной  семьи в соответствии с этими установками”. [2]

Модель родительской семьи определяет в главных чертах модель семьи, которую создают впоследствии их дети. Например, у ребенка из патриархальной семьи будет проявляться тенденция  к установлению в своей семье патриархальных отношений, т.е. к реализации усвоенной модели. Например, в браке партнеров из семей, представляющих явно противоположные модели, постоянно происходит борьба за власть (или отмечается их ошибочное поведение). Вероятность гармонического союза тем выше, чем ближе модели семьи, из которых происходят супруги. Врач-психотерапевт может подвести супружескую пару к компромиссной модели союза, в настоящей степени приближающейся к модели отношения их родителей. 

Для гармонического союза в семье каждому из супругов надлежит исполнять определенную обязанность, которая должна ему подходить. Ролей множество, они требуют от человека совсем разных качеств и распределение их происходит не всегда безболезненно. Кто-то должен хозяином в доме, обеспечивать материальный достаток, следить за порядком, кто должен стать лидером в воспитании детей, кто-то поддерживать контакты семьи с родителями и друзьями, кто-то – утешителем и эмоциональной отдушкой”. “Сопротивление партнера, столкновение семейных ценностей супругов мешает им наладить устойчивый уклад семейной жизни.

Итак, второй аспект семейно-ролевой совместимости –  согласованность ролевых представлений  о функциях мужа и жены в семье. Ролевые установки личности проявляются  в том, какие из видов семейной деятельности она берет под свою ответственность и какие адресует партнеру. Ролевое несоответствие выражается в недовольстве мерой и активностью  участия супруга в ведении  домашнего хозяйства, воспитании детей, инициативности при организации  семейного досуга.

Семейно-ролевые  представления также формируются  под влиянием образцов родительской семьи, но испытывают влияние со стороны  ближайшего значимого окружения, рода занятий, режима работы, личных склонностей  человека. Наиболее часты ролевые  конфликты в семье работающих женщин, особенно при творческом и  неофициальном характере их руда; так же ролевые конфликты характерны в первый период рождения детей.

Семейно-ролевое  несоответствие легче поддается  коррекции в молодых семьях, на 1-ых этапах супружества”. [2] 
 

Социокультурный уровень совместимости 

“Социокультурный уровень супружеских отношений позволяет супругам согласовать общую направленность и мотивацию поведения. Духовное общение супругов позволяет им согласовать жизненные позиции, ценностные ориентации, взгляды на окружающий мир и свое место в нем, интересы и мотивы социального поведения. Духовная совместимость проявляется как совпадение вышеназванных установок, оценок, ценностей. Наиболее показательными признаками духовной гармонии являются: высокое взаимопонимание, одобрение жизненных позиций партнера, высокое уважение к нему как к члену общества”.

“Известно, что  супружеская гармония или дисгармония  является результатом взаимодействия множества факторов, которые трудно перечислить в порядке их значимости:

1) Отношение к труду. Люди, проявляющие ответственность при исполнении  служебных обязанностей, в супружеской жизни легче достигают гармонии. Вероятно тот, кто лучше осознает свои возможности и умеет сделать правильный выбор, более удачлив как на работе, так и в личной жизни. Исследования показали, что работники, выполняющие тяжелую физическую работу, чаще бывают довольны своей семейной жизнью. Хорошие супружеские отношения чаще наблюдаются и у тех, чья деятельность требует большого умственного и душевного напряжения. Семья – эмоциональное убежище для таких людей.

2) Удовлетворенность трудовым коллективом. Взаимоотношения в коллективе часто отражаются на атмосфере в семье работника, так же как семейные и другие личные заботы могут отрицательно влиять на его поведение и самочувствие на работе.

3) Отношение к супружеской верности. Люди, соблюдающие принцип супружеской верности, живут в гармоническом браке гораздо чаще, чем те, которые этот принцип нарушают.

4) Реакция на жизненные ситуации. Оптимального супружеского равновесия трудно достигнуть при 2х крайних типах реакции: быстрой и излишне эмоциональной с одной стороны и медлительной, заторможенной с другой. Самые хорошие взаимоотношения оказались у людей, способных решать всевозможные проблемы спокойно и обдуманно (88,7% гармоничных браков). Благоприятная ситуация наблюдалась так же и у тех, кого, по их мнению, невозможно вывести из себя – 81% гармоничных браков.

5) Духовные интересы. Эти интересы обогащают человека, расширяют его кругозор, благоприятно сказываются на его умении создавать хорошие супружеские отношения.

6) Любовь и преданность друг другу. Как показали исследования, самые счастливые браки – те, в которых господствует любовь и преданность друг другу. В группе, где решающим фактором брака была любовь, доля счастливых браков составляет 92,1%, среди тех, у которых основой брака была преданность друг другу – 91,5%, в браках, существующих ради детей – 75,3%, там, где главную роль играет сексуальная гармония, счастливые браки составляют 74,3%. 

Совпадение ценностей  является важнейшим фактором супружеской  гармонии. Здесь важно, с одной  стороны, насколько различны их оценочные  критерии, а с другой – насколько  индивидуальные критерии соответствуют  общепризнанным ценностям. Можно выделить такие варианты как:  

1) «Двойная гармония», т.е. когда ценностные установки супругов совпадают между собой и одновременно  с общепринятой системой ценностей.

Совпадение интересов  только одного из партнеров с общепринятым уровнем ценностей.

Соответствие  ценностных критериев обоих партнеров  при одновременной дифференциации их точек зрения по отношению общепринятым ценностям.

2) «Двойная дифференциация», т.е. когда системы ценностей партнеров расходятся между собой и при этом интересы обоих не отождествляются с общепризнанными критериями”. [7]

3) «Духовное несоответствие» проявляется в 2х видах несоответствия: ценностных ориентаций и способов средств достижения жизненных целей. Выделяют 2 вида конфликтов: 1) терминальный (несогласие по таким вопросам как важное и второстепенное в жизни, престижное и непрестижное, хорошее и плохое).   2)  конфликт инструментальных ценностей (выражается в различиях взглядов на способы достижения жизненных целей: честных и нечестных, достойных и недостойных, порядочных и непорядочных и т.д.).

Особого драматизма духовное несоответствие достигает  у супругов с высоким образовательным уровнем, умственным трудом как родом занятий, у работников сферы искусств, у людей широкой эрудиции и культуры. Обнаружено, что причинами духовной дисгармонии являются различая в образовании супругов, возрасте, культурном развитии.

Проявление духовной дисгармонии: непонимание, неуважение, отсутствие интереса к общению с  партнером, неприятие жизненных  ценностей.

В отличие от других видов супружеской дисгармонии  духовное несоответствие чаще и отчетливее осознается супругами. Поэтому и  корректирующая работа возможна на уровне рациональной терапии: дискуссии между  супругами, в ходе которых происходит сближение взглядов, принятие ценностей  партнера. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

Изучив четыре уровня совместимости партнеров  в супружеской паре, становится очевидным, как много существует критериев, по которым происходит взаимодействие супругов. Естественно, что 100%-я совместимость супругов невозможна – ведь каждая личность обладает исключительным и неповторимым набором психологических, физиологических, духовных, социальных качеств и свойств. Наверное, главное в создании гармоничного супружеского союза – это вовсе не стремление «переделать» партнера. Наоборот, это желание измениться самому, искоренять свои недостатки, а не искать их у партнера, постоянно коря его и придираясь к поступкам, мыслям, словам. Уважение и терпимость к другому человеку позволяет не разрушить брак даже тогда, когда страсть и любовь уйдут. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

1) Рюриков Ю. Любовь и семья на сломе времен. – Аврора, 1987, №10-12 

2)  Обозов Н.Н., Обозова А.И. ст. «Диагностика супружеских затруднений»: Психологический журнал том 3 №2 1982. – М: Наука, 1982 

3) Старшинбаум Г.В. Любовь против одиночества – М: Знание, 1991 

4) Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний: пер. с чешск. – М: Медицина, 1991 

5) Олейник Ю.Н. ст. «Исследование уровней совместимости в молодой семье»: Психологический журнал, том 7 №2, 1986 – М: Наука, 1986 

6) Навайтис Г. Семья и психология. – Калининград: Изд-во полиграфическое объединение, 1996 

Информация о работе Психология семейных отношений