Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 00:03, реферат
Совместимость — значит близость, похожесть или такая разница, когда характеры, взгляды, привычки не враждебны, а дополняют друг друга. Именно от такой многослойной совместимости — эмоциональной, духовной, моральной, сексуальной — зависит судьба брака: чем полнее эта совместимость, чем больше у мужа и жены близких сторон, тем лучше им друг с другом, чем меньше — тем тусклее их жизнь.
Введение
Совместимость — значит близость, похожесть или такая разница, когда характеры, взгляды, привычки не враждебны, а дополняют друг друга. Именно от такой многослойной совместимости — эмоциональной, духовной, моральной, сексуальной — зависит судьба брака: чем полнее эта совместимость, чем больше у мужа и жены близких сторон, тем лучше им друг с другом, чем меньше — тем тусклее их жизнь.
Слово «совместимость» родилось в биологии и медицине. Чтобы ткань, которую пересаживают в другой организм, прижилась (оказалась совместимой), ей нужно почти близнецовое родство с этим организмом. Для психологической совместимости важно не родство, а сходство, душевные «общие знаменатели»: достаточно, чтобы люди хотя бы в чем-то главном дополняли друг друга или были похожи друг на друга, как похожи березы разных пород, как похожи рифмующиеся слова. То есть надо, чтобы разные свойства людей не враждовали, а уживались между собой.
Такое
уживание исключительно важно для семейной
жизни, потому что полюбить можно разных
людей, а сохранить любовь (или влечение)
— только к совместимому человеку. И чем
индивидуальнее люди, чем глубже их своеобразие,
тем больше граней совместимости нужно
их психологии, подсознанию.
“В 20-е гг. XIX в Теодор Ван де Велде, немецкий сексолог, писал: «Статистика показывает, что … выбор супруга совершается под знаком контраста, дополнения». В 60-е гг. французские психологи Андре ле Талл и Сюзанна Симон, авторы труда «Характеры и супружеское счастье», отстаивали ‘закон дополнительности’ в выборе пары. По всеобщему мнению, говорили они, два существа притягиваются своей непохожестью, их влечет то, чем они дополняют друг друга. Именно эта разница, как у кремня и огнива, рождает в людях искру любви”. [1]
“Концепция
совместимости членов семьи –
сторонники этого подхода пытаются
выяснить соотношение
Уровни совместимости
Обычно в психологической литературе различают 3-4 уровня совместимости. Много информации по определению этих уровней мы находим в трудах Н. Н. Обозова. Он выделяет следующие уровни:
1) психофизиологический;
2) психологический;
3) социально-психологический (семейно-ролевой);
4) социокультурный.
“Всесторонняя совместимость бывает
очень редко. Куда чаще встречается неполная
совместимость, и ее обычно хватает для
хороших отношений, если только бережно
к ней относиться”. Таким образом, брачная
пара – это союз:
· хозяйственно-бытовой
(функция потребления и бытового обслуживания);
· сексуальный (функция полового удовлетворения);
· психологический (функция моральной
и эмоциональной поддержки, организации
досуга и создания среды для самореализации
и развития личности);
· семейный (функция рождения и воспитания
детей)”.
“Американский писатель Вуд писал: «удачный
брак это нечто гораздо большее, чем умение
найти подходящего человека, это и способность
самому быть таким человеком»”.
“Любовь – стихийная сила, она приходит
и уходит сама. Совместимость – чаще всего
плод нашей воли и чувств, сознания и поведения.
Создавать ее приходится без перерывов:
ведь люди все время меняются, делается
другими уклад жизни, привычки, характеры,
взгляды, пристрастия, и ко всем этим переменам
надо приспосабливаться”.
Рассмотрим подробнее каждый из этих уровней
супружеской совместимости, а так же проблемы,
возникающие на каждом из уровней.
Психофизиологический уровень совместимости
“Выходит за
рамки непосредственного
Старменбаум в своей книге «Любовь против одиночества» приводит следующие варианты комбинаций личностей супругов:
1) Женщина-мать и маленький сын.
Она увлекается слабыми, больными, неудачниками, стремится их опекать. Он психически и физически инфантильный, зависимый, часто тревожный, капризный.
2) Агрессивная жена и муж-подкаблучник.
Мужеподобная
женщина, любит одерживать верх над
мужчинами, язвительна, носит мужскую
прическу, любит одеваться по-мужски.
3) Мужчина, склонный идеализировать свою
приниженность, ищет приказов, наказаний
от нее.
4) Мазохистка и садист.
Ее идеал – «сильный мужчина». Он склонен к элементам насилия, его суждения безапелляционны, ласки грубы. Он любит причинять боль, страдания.
5) Мужчина – отец и папина дочка.
Он интересный, импозантный, имеющий большой жизненный опыт. Она инфантильная, восторженная, склонная к идеализации Его, которого обожает; в ласках предпочитает искусство, а не силу, любит «отдаваться», склонна к психологически возбудимым влияниям; речевым, музыкальным. [3]
“Психофизиологическая
дисгармония выражается в двух видах
нарушений: сексуальной жизни (физиологический
аспект) и эротических контактов
(психологический аспект). Если в
первом случае пара нуждается в помощи
квалифицированного сексолога, то во втором
– нередко нередко досаточно помощи
психолога”. [2]
Психологический
уровень совместимости
Предполагает
совмещение темпераментов, характеров,
потребностей, мотивов поведения
супругов. “Психологический уровень
супружеских отношений имеет
много общего с интимно-исповедальной
формой дружбы и любовными отношениями
(например, добрачные отношения
Какие
темпераменты сходятся?
“Если расположить темпераменты в ряд: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик, то можно предположить, что лучше уживутся соседние темпераменты, хуже – «через одного» и совсем непрочным окажется союз холерика с меланхоликом”.[3]
В другой литературе дело обстоит иначе:
“Нервические темпераменты решительно предпочитают союз с полярными темпераментами – флегматиками и пылкими.
У мужчин - нервических в такой союз вступают через: треть выбирала женщин-флегматиков, треть – пылких. Еще заметнее такое предпочтение у нервических женщин: 2/5 вступили в союз с флегматиками, 2/5 – с пылкими.
Психологи считают, что здесь действует закон дополнительности, притяжений, и их тянет к активным – больше всего к тем же флегматикам и пылким.
Переменчивые ощущения бессознательно тянутся к стойким, малодеятельные – к деятельным. Они как бы ищут в них защиту для себя, ищут плюсы, которыми обделены сами. Нервические – люди с повышенной детскостью ощущений и они испытывают смутную, но глубокую жажду застраховать, обезопасить себя – и потому тяготеют к людям повышенно взрослых ощущений. А флегматики, которым не хватает детской яркости ощущений, тянутся к этой яркости у нервических”. [1]
“Источник трудностей в семейной жизни может заключатся прежде всего в особенностях личности одного или обоих супругов. При изучении личности супругов особого внимания заслуживают свойства, обусловленные темпераментом, такие полярные черты, как экстравертность – интравертность, рационализм – романтизм, доминантность – подчиненность, враждебность – дружелюбие, ригидность – гибкость, вспыльчивость – спокойствие, стабильность – лабильность, оптимизм – пессимизм, активность – пассивность, беспечность – ответственность, а так же способность к социальной адаптации, психическая уравновешенность и самообладание.
В супружеской
терапии могут быть использованы
и классические понятия типологии
Гиппократа. Холерик характеризуется
повышенной возбудимостью, вспыльчивостью
и властностью, склонность к подавлению
легко приводит к спорам и конфликтам.
Флегматик – реагирует замедленно, спокоен.
В отношения вносит стабильность, покой.
Меланхолик не уверен в себе, нерешителен,
склонен к пессимизму. Способен к глубоким
чувствам. В браке ему нередко достается
роль порабощенного и обманутого; он выносит
немалые страдания от агрессивного поведения
своего партнера. Жизнь с меланхоликом
предъявляет партнеру серьезные требования.
От него требуется самообладание и деликатность,
особенно осторожное и тактическое поведение.
Сангвиник – живой, активный и веселый
человек. Склонен к непостоянству и поверхностным
отношениям. Бывает менее заботлив и менее
ответственен, что может раздражать более
серьезного партнера по браку. С сангвиником
не требуется никакой особой тактики поведения.
Однако, учитывая его беспечный образ
жизни, надо стараться загружать его семейными
заботами, но в меру. Иначе в неприятных
ситуациях он может попытаться ускользнуть
из дома туда, где ему приятнее и спокойнее”.
[4]
“Совместимость
супругов основывается на возможности
совместного удовлетворения в браке
ряда основных потребностей (общения,
познания, материальных и ролевых потребностей).
Наиболее значимы 5 потребностей:
1) Потребность супругов в исполнении определенных ролей в семье: матери, отца; мужа, жены; хозяина, хозяйки; женщины, мужчины; главы семьи, большинство из которых является новыми для вступающих в брак. Одной из причин конфликтов семье служит расхождение представлений супругов об исполнении каждым из них семейных ролей.
2) Потребность супругов в общении друг с другом и с друзьями.
а) брачные партнеры
рассматриваются как
б) общение выполняет в семье очень важную психотерапевтическую функцию. В общении, основанном на сопереживании, взаимном уважении, супруги находят поддержку своих поступков, настроений, чувств, переживаний, получают эмоциональную разрядку. И, напротив, взаимное отчуждение, дезорганизующее общение супругов, формирует у них чувство одиночества, незащищенности, взаимной неудовлетворенности, провоцируя семейные конфликты.
3) Познавательные потребности супругов. Проводившиеся ранее исследования показали, что интеллектуальные ценности являются наиболее важными для супругов.
4) Материальные потребности, включающие потребности в совместном приобретении необходимых семье материальных ценностей и в обеспечении благополучия. Предполагается, что эгоистические тенденции одного или нескольких супругов, проявляющиеся в стремлении максимально удовлетворить собственные материальные потребности в ущерб интересам другого партнера и всей семьи в целом, могут привести к возникновению конфликтов.
5) Потребность
в защите «Я - концепции» как совокупности
образов «Я» обеспечивающих представление
человека о самом себе как об известной
целостности и определенности, которая
возникает не только на основе восприятия
индивида, но и как результат восприятия
его другими людьми. Поскольку «Я – концепция»
формируется, развивается и поддерживается
в социальном взаимодействии, постольку
для идентификации человека с самим собой,
для поддержания целостности и ценности
его личности крайне необходимо, чтобы
собственное представление о себе совпадало
с тем, что, по его мнению, думают о нем
окружающие. Особенно важно в этом плане
мнение значимых других, в соответствии
с которыми человек ожидает и определенного
отношения к себе окружающих, устойчивых
проявлений в общении с ним, поддерживающих
у него чувство своей определенности,
значимости, важности”. [5]