Психология семейного взаимодействия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что сейчас, в условиях формирования правового государства и стабилизации отношений всех уровней, занимает социально- психологическое исследование семейных отношений. Задача эта важная и сложная, требующая пристального внимания общественности и науки, поскольку психология человека изменяется куда медленнее, чем материальная основа его жизни, и интегративный подход в данном случае как никогда более приемлем.
Цель работы: узнать возможные виды взаимодействия в семье и его особенности.
Задачи:
1. Проследить изменения и преобразования семьи за время ее эволюции.
2. Рассмотреть, какое значение несет в себе семья и какие у нее функции.
3. Выяснить, какие стадии развития отношений существуют между людьми и какие у них особенности.
4. Выявить, какие должны быть взаимоотношения между старшими родителями ( бабушка и дедушка ) и младшими родителми.
5. Выявить, какие должжны быть отношения межд родителями и детьми. Что можно и чего нельзя.

Содержание

1. Введение…………………………………………….3
2. Глава 1. Общее понятие семьи…………………….4
1.1 Исторический взгляд на брак………………..4
1.2 Социальная сущность и функции семьи……6
3. Глава 2. Семейное взаимодействие……………....13
2.1 стадии эмоциональных отношений…………..14
2.2 виды взаимодействий………………………….16
4. Заключение………………………………………...19
5. Список использованной литературы……………...20

Работа содержит 1 файл

курсовик по психологии.docx

— 56.35 Кб (Скачать)

Начнем  с репродуктивной функции семьи. Эта функция выполняет две  задачи: общественную - биологическое  воспроизводство населения, и индивидуальную - удовлетворение потребности в детях. В ее основе - удовлетворение физиологических  и сексуальных потребностей, побуждающих  людей противоположных полов  объединяться в семейный союз. Противоположность  полов, по мнению Э. Дюркгейма, - это  не только базисное основание, на котором  строится брачный союз, но и основная причина нравственной близости в  семье. По мощности воздействия на стабильность семейно-брачных отношений она  сильнее даже такого фактора, как  кровное родство. “Мужчина и женщина  страстно ищут друг друга именно потому, что они различаются”. Э. Дюркгейм анализирует отношения полов  с позиций разделения труда. Ограниченное вначале только сексуальными функциями, оно постепенно распространилось на многие другие.

Функции женщины и функции мужчины  настолько специализировались, что  женщины стали вести существование  совершенно отличное от мужчины. Мужчина  олицетворял могущество, силу, интеллект, а женщина - женственность, слабость, мягкость, эмоциональность. Функциональные различия постепенно видоизменили и  физиологические признаки: рост, вес, общие формы, строение черепа мужчины  и женщины существенно различаются. Изолированные друг от друга мужчина  и женщина суть только различные  части одного и того же конкретного  целого, которое они, соединяясь, восстанавливают.

Одним словом, разделение полового труда - вот  источник супружеской солидарности, утверждает Э. Дюркгейм.

И по мере того, как росла дифференциация полов, развивался и укреплялся брачный  союз, формировался долг супружеской  верности.

Итак, физиологические  и сексуальные потребности мужчины  и женщины побуждают их объединяться для совместного осуществления  определенных целей: воспроизводства  человеческого рода, создания материальных условий существования - жилища, одежды, питания; удовлетворения потребности  в детях, биологической зависимости  детей от родителей, потребности  в сексе.

Формулировка  советских социологов практически  не отличается от уже представленной, но она более сдержана и применима  к семьям в России.

Репродуктивная  функция семьи состоит в воспроизводстве  жизни, то есть в рождении детей, продолжении  человеческого рода. Эта функция  включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует  не только в количественном, но и  в качественном воспроизводстве  населения. Это, прежде всего, связано  с приобщением нового поколения  к научным и культурным достижениям  человечества, с поддержанием его  здоровья, а также с предотвращением  “воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий”.

В последние  годы эта функция привлекает всеобщее внимание. Сколько современной семье  иметь детей? На эту тему возникают  дискуссии на страницах газет, журналов. Их ведут социологи, демографы, психологи. Почему этот вопрос стал таким актуальным?

Причин  здесь много. Они непросты и взаимосвязаны. Рассмотрим только некоторые из них. Раньше в нашей стране был повсеместно  распространен тип многодетной  семьи, в настоящее время сложилась  другая картина. Более половины всех семей имеют одного ребенка или  вообще не имеют детей, значительно  уменьшилось количество семей, имеющих  двоих или троих детей. 4

В итоге  естественно-биологические потребности  человека в удовлетворении сексуального влечения, реализации семейного инстинкта, стремление самца к господству, биологический  инстинкт зависимости ребенка от матери - все это трансформируется в социально-биологическую функцию  семьи.

Благодаря социально-биологической функции  семья как малая социальная группа имеет механизм самовоспроизводства, разрастаясь “изнутри”. Ни одна другая социальная общность (класс, нация, группа) не имеет такого внутреннего механизма  самовоспроизводства. Благодаря рождению детей семья воспроизводит не только самое себя, но и поддерживает биологическую непрерывность общества, обеспечивает воспроизводство населения. В семье рождается не только человек, но и гражданин.

Семья включает в себя всю систему общественных отношений - брачных и родственных, правовых и социальных, хозяйственно-бытовых  и экономических, нравственных и  этических, психологических и эмоциональных. Благодаря этому семья как  социальная общность является первичным  элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у  ребенка представление о социальных связях и включает в них его  с рождения. Отсюда следующая важнейшая  функция семьи - социализация личности, передача культурного наследия новым  поколениям. Потребность человека в  детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Совершенно очевидно, что приоритет  семьи как основной формы социализации личности обусловлен естественно-биологическими причинами.

Семья имеет большие преимущества в  социализации личности по сравнению  с другими группами благодаря  особой нравственно-эмоциональной  психологической атмосфере любви, заботы, уважения, чуткости. Дети, воспитывающиеся  вне семьи, имеют более низкий уровень эмоционального и интеллектуального  развития. У них заторможена способность  любить ближнего, способность к сочувствию и сопереживанию. Первые пять лет  в жизни ребенка особенно важны, так как именно на эти годы приходятся “сенситивные пики” развития, закладываются  основы личности - память, интеллект, речь, мышление, эмоции, характер, познавательная активность. Семья осуществляет социализацию в самый ответственный период жизни, обеспечивает индивидуальный подход к развитию ребенка, вовремя выявляет его способности, интересы, потребности. В этом возрасте ребенок усваивает запреты и нормы поведения, которые закладываются в его “Сверх-Я”.

Благодаря тому, что в семье складываются самые тесные и близкие отношения, какие могут существовать между  людьми, в силу вступает закон социального  наследия. По этому поводу в народе говорят: “Яблоко от яблони недалеко падает”. Дети по своему характеру, темпераменту, стилю поведения во многом похожи на своих родителей. В каждой семье  складывается своя атмосфера, своя культурная среда, и именно она оказывает  наибольшее воздействие на ребенка.

Эффективность родительства как института социализации личности обеспечивается еще и тем, что оно носит постоянный и  длительный характер, продолжается всю  жизнь, пока живы родители - живут и  дети.

Следующая важнейшая функция семьи - экзистенциальная, функция социальной и эмоциональной  защиты своих членов.

Известно, что сущность любого явления особенно ярко проявляется в экстремальной  ситуации. В минуту опасности большинство  людей стремится быть рядом со своими семьями. В ситуации, угрожающей жизни и здоровью, человек зовет  на помощь самого родного и близкого человека - маму. В семье человек  ощущает ценность своей жизни, находит  бескорыстную самоотдачу, готовность к самопожертвованию во имя жизни  близких людей. Сознание, что человек  нужен и дорог кому-то, что его  любят, и что за него готовы отдать жизнь, порождает чувство защищенности и безопасности, поддерживает моральный  дух и уверенность.

Следующая важнейшая функция семьи - экономическая  и хозяйственно-бытовая. Суть этой функции  с общественной точки зрения заключается  в поддержании несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества, в получении материальных средств  и хозяйственно-бытовых услуг  одними членами семьи от других.

Социально-статусная  функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так  как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи.

 Рекреативная, восстановительная функция направлена  на восстановление и укрепление  физических, психологических, эмоциональных  и духовных сил человека после  трудового рабочего дня. Эта  функция недостаточно изучена,  но ученые располагают достоверными  фактами, доказывающими положительное  влияние семьи на здоровье  супругов. Следует привести некоторые  примеры, подтверждающие это:  холостяцкая жизнь способствует (прямо или косвенно) возникновению  таких серьезных заболеваний,  как гипертония, неврастения, язва. Супружество оказывает более  благоприятное воздействие на  здоровье супругов, причем на  организм мужчины больше, чем женщины. А потерю одного из супругов тяжелее переносят мужчины, нежели женщины.

Досуговая функция осуществляет организацию  рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме  того, удовлетворяет определенные потребности  индивида в проведении досуга.

Социологи установили тесную связь между семейным благополучием и проведением  досуга. Всегда проводит досуг вместе только одна из пяти несчастливых супружеских  пар, среди счастливых эта цифра  в 2-5 раз выше. Досуговая функция  ориентированна на оптимизацию организации  свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи  в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил. В счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий  характер.

В настоящее  время заметно возрастает функция  семьи по организации досуга и  отдыха. Под досугом мы условимся  понимать внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается  всецело по своему выбору и усмотрению. Свободное время одна из важнейших  социальных ценностей, незаменимое  средство восстановления физических и  духовных сил человека, всестороннего  развития личности. Повышению роли досуга способствуют правильный ритм и режим жизни семьи, разумное распределение обязанностей между  ее членами, планирование труда и  отдыха. В целом досуг является как бы зеркалом зрелости человека как личности: по характеру его  досуга о человеке можно сказать  очень многое.

Досуг включает в себя: чтение, слушание и  просмотр телепередач, встречи с  родственниками, друзьями и знакомыми, посещение библиотек, театров, концертных залов и кинотеатров, проведение ежегодного отпуска, посещение парков, туристские походы, экскурсии, прогулки на природу; занятия спортом, участие  в соревнованиях, в проведении праздников.

В семье  воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция  семьи имеет три аспекта. Первый - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и  др.) накопленного обществом социального  опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому  совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической  культуры. Второй аспект - систематическое  воспитательное воздействие семейного  коллектива на каждого своего члена  в течение всей его жизни. Аспект третий - постоянное влияние детей  на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Все большее  значение социологи придавали и  придают коммуникативной функции  семьи. Можно назвать следующие  компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного объединения. 5

Если  семья уделяет выполнению этой функции  достаточное внимание, то это заметно  усиливает ее воспитательный потенциал. Нередко с коммуникативной функцией связывают (иногда даже считают самостоятельной  функцией) деятельность по созданию психологического климата семьи, по сути, с этим нельзя не согласиться: в нашу динамичную эпоху  сильно возрастает значение семьи как  психологической ячейки).

Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный  контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.

Ленин говорил о революции в области  половых отношений, но в тоже время  дискредитировал каждого, кто пытался  по этому поводу теоретизировать. Он рекомендовал советской молодежи заниматься не любовью, а спортом, гимнастикой, плаваньем, экскурсиями, физическими  упражнениями.

Причин  для послереволюционного послабления  нравов было много: нестабильность жизни, гражданская война, экономические  лишения, раннее вынужденное взросление подростков, новый и не всегда понятный взгляд на положение женщины. В соответствии с марксистской идеей женской  эмансипации уже в самые первые дни революции был издан декрет о женском равноправии, а в 1918 году вступил в силу новый закон  о браке и семье. Этот закон  предоставлял равные права обоим  супругам. Впервые женщина, вступающая в брак, могла сохранять свою фамилию, иметь отдельное от мужа место  жительство, распоряжаться своими доходами, а в случае развода в равной степени претендовать на семейную собственность. Новый брачный закон не отменял  церковных церемоний, но лишал их права легализации брачного состояния. Отныне законной считалась лишь гражданская  регистрация, причем как церемония  бракосочетания, так и процедура  развода значительно упрощались. 6

Более того, новый закон отменял понятие  “незаконнорожденный ребенок” - как  рожденные в браке, так и вне  брака приобретали одинаковые права.

Подводя итог всему вышесказанному, необходимо еще раз  подчеркнуть, что  семья несет в  себе очень большое  значение. как важнейшая  ячейка общества и  как социальный институт.

Информация о работе Психология семейного взаимодействия