Психология семей детей с ограниченными возможностями

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:39, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы заключается в том, что бы рассмотреть психологические проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями в современном Российском обществе.
Объектом исследования являются дети с ограниченными возможностями как особая социальная группа.
Предметом исследования является психологические проблемы семей детей с ограниченными возможностями.
Для достижения поставленной цели в контрольной работе решаются следующие задачи:
анализ психологических проблем семьи, воспитывающей ребенка-инвалида;
характеристика качественных изменений в семье с «особым» ребенком;
рассмотрение периодизации и фаз родительского кризиса;
определение особенностей личностные тенденции родителей «особых» детей

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Психологические проблемы семьи, воспитывающей ребенка-инвалида…………………………………………………………………5
2. Качественные изменения в семье с «особым» ребенком……………...7
3. Периодизация и фазы родительского кризиса ………………………..9
4. Личностные тенденции родителей «особых» детей………………….13
Заключение………………………………………………………………15
Список литературы……………………………………………………….16

Работа содержит 1 файл

Психология семей детей с ограниченными возможностями.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

Второй период определяется спецификой развития ребенка в первые годы жизни, поскольку родители с волнением наблюдают за тем, насколько успешно их ребенок достигает определенных ступеней, той нормы, которая, известна для большинства здоровых детей определенного возраста. Тип и степень тяжести заболевания могут сыграть определяющая роль в формировании семейного поведения.

Третий период испытаний для семьи – достижение ребенком школьного возраста, уточнение  формы и способа обучения. Ощутимой кризисной точкой может стать  момент, когда родители убеждаются, что их ребенок не в состоянии  обучаться в обычной школе и нуждается в специальной программе. Этот период также может быть тяжелым для других детей в семье, поскольку их одноклассники будут узнавать о брате или сестре с ограниченными возможностями. В это время семья как бы «выходит на публику» и родители начинают осознавать нереальность своих первоначальных планов по поводу образования ребенка [5,с.56].

Четвертый период начинается с переходом ребенка  в подростковый возраст. Семья привыкает  к хронической форме заболевания: возникают проблемы связанные с сексуальностью, изоляцией от сверстников и отчуждением, планированием будущей занятости ребенка. Это время может оказаться наполненным болезненными напоминаниями о том, что подростку не удается успешно завершить переход в следующий этап жизненного цикла – он продолжает остаться зависимым от родителей. Семья переживает очень остро отчужденность и изоляцию своего больного ребенка [5,с.57].

Пятый период семейных сложностей – начало взрослой жизни, совершеннолетие. Это очередная  переоценка ценностей с пессимистическими прогнозами, переживание дефицита возможностей. Не обнадеживающая перспектива занятости вызывает озабоченность и тревогу. Этот кризис семья переживает наиболее остро.

Шестой период развития семейных отношений – взрослая жизнь члена семьи с ограниченными возможностями. Родители тревожатся о том времени, когда они сами уже не смогут контролировать заботу о своем ребенке[5,с.59].

Важно помнить  о том, что физическое, социальное и эмоциональное «существование»  членов семьи взаимосвязано, и если возникают нарушения во взаимоотношениях или ухудшается здоровье одних родственников, это моментально вызывает изменения в жизни других.

По данным исследований рождение ребенка с аномалиями неизбежно  влечет за собой родительский кризис, динамика которого представлена четырьмя основными фазами:

1. Первая фаза  характеризуется состоянием растерянности,  беспомощности, страха. Неотступно  преследует вопрос: «Почему это  случилось именно со мной?».  Нередко родители оказываются  просто не в состоянии принять  случившееся. Возникает чувство вины и собственной неполноценности. Шоковое состояние трансформируется в негативизм. Первоначально испытанный глубокий шок требует значительного времени для «выстраивания» определенной психологической защиты и достижения родителями некоторой эмоциональной стабильности. Естественная первая реакция – шок – может длиться от недели до конца жизни: все зависит от способностей родителей справляться с психологическими травмами.

2. После испытанного  шока от известия о столь  страшном диагнозе естественная реакция родителей – отрицание. Период такого негативизма и отрицания рассматривается как вторая фаза психологического состояния родителей, играющая защитную функцию. Она направлена на то, чтобы сохранить определенный уровень надежды и ощущения стабильности перед лицом факта, грозящего разрушить привычную жизнь. Это неосознанное стремление избавиться от эмоциональной подавленности и страха. Отвергнуть саму возможность случившегося – первый путь достижения эмоционального равновесия: «Этого не может быть», «Это ошибка врача».

Негативизм  и отрицание, как правило, явление  временное, и по мере того как родители начинают принимать диагноз и  частично понимать его смысл, они  погружаются в глубокую печаль.

3. Это депрессивное  состояние, связанное с осознанием  истины, характеризует третью фазу, получившую название «хроническая печаль». Этот синдром является результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, следствием отсутствия у него положительных изменений, «несоциализируемости» его психического и физического дефекта, не утихающей боли от сознания неполноценности родного человека [5,с.78].

Если супругам не удается справиться с постигшим  их горем, то могут пострадать и их отношения. Перед семьей стоит целый  ряд проблем: постоянные поиски виноватого, тяжесть, недоговоренность и невозможность «выговорить» свои чувства. Что может привести семью к разводу.

В этот период жизни  семьи собственно диагноз становится фактом жизни. Чувство вины не покидает родителей. Вина – это чувство  с которым сталкивается любой родитель, когда с его ребенком что-то случается: «Я не досмотрел», «Я виноват, что это случилось». В ситуации генетически обусловленного заболевания возникают чувства вины за то, что именно ты передал своему ребенку это страшное заболевание. Следствием проявления чувства вины ставится поиск подтверждения или опровержения диагноза. Начинаются нескончаемые гонки по всем возможным врачам, специалистам. Это попытка овладеть безвыходной ситуацией с помощью всех средств.

Психологу необходимо учитывать то, что если реакция горя, печали, депрессии не осознается родителями, не проговаривается ими между собой, или с другими людьми, то она становится тормозом в процессе принятия состояния своего ребенка. Неразрешенное эмоциональное напряжение рано или поздно дает о себе знать. Тогда его действие может стать сокрушительным[5,с.40].

4. Четвертая  фаза – фаза зрелой адаптации  характеризуется уменьшением переживания  печали, усилением интереса к  окружающему миру, готовности активно  решать проблемы с ориентацией  на будущее. Родители в состоянии правильно оценить ситуацию. На этом этапе важны усилия родителей в деле сохранения семьи в целом и возможностей каждого отдельного ее члена. Очень важно, чтобы члены семьи не стремились целиком и полностью подчинить свою жизнь жизни и развитию ребенка. Личностное развитие каждого из взрослых и юных членов семьи должно продолжаться, несмотря на серьезное состояние ребенка [5,с.44].

4. Личностные тенденции родителей «особых» детей

По преобладающим личностным тенденциям у родителей их условно можно разделить на несколько групп:

Первая группа. Наиболее многочисленная группа импульсивных, отличающихся нетерпимостью, склонностью  к риску, высоким уровнем притязаний. Родители отказываются принимать ситуацию, связанную с появлением на свет больного ребенка как трагическую. В стрессовых ситуациях ведут себя активно, в их высказываниях ярко и эмоционально звучит активный протест против неразрешимости самой ситуации. Они могут оказаться в числе тех, кто ищет нешаблонные пути в преодолении проблем их ребенка.

Они чаще всего  отрицают бесперспективность собственного положения, но в сочетании с импульсивностью  это является причиной неадекватных форм поведения. Их могут раздражать недостатки ребенка (внешние, отсутствие опрятности, наличие навязчивых слов, движений и т.д.), в результате чего к больным детям может проявляться необоснованная жестокость (окрик, физическое наказание).

 Вторая группа  объединяет пессимистических лиц.  У родителей этой категории  выявляется в качестве ведущего  переживание, связанное с осознанием неразрешимости, как собственных проблем, так и проблем, связанных с детьми. Любая ситуация в их сознании интерпретируется как безвыходная. Депрессивные настроения могут быть длительными и практически непрекращающимися. Повышенное чувство вины перед своим ребенком парализует активность матерей. Возникает коммуникативный барьер между микросоциумом (семьей) и социумом.

Третья группа. Родители, входящие в эту группу подвержены сверхконтролю. Их отличительной  чертой характера является высокий контроль за собственным поведением, а также умение подчиняться установленным требованиям и правилам.

Проблемы, которые  волнуют их в первую очередь, кроме  здоровья ребенка, касаются собственного самочувствия, межличностных отношений. Состояние своего здоровья рассматривают как результат перенесенных переживаний из-за болезни ребенка.

 В четвёртой группе ведущий тип переживаний – тревожность как константное качество личности. Одновременно этим матерям свойственна высокая чувствительность и подвластность средовым воздействиям, повышенная чуткость к опасности. Ведущей фрустрированной потребностью является потребность в теплой душевной гармонии с близкими людьми. Матери из этой подгруппы отличаются особенно тесными эмоциональными отношениями со своими больными детьми. Предрасположены к внутренней эмоциональной напряженности, к заниженной самооценке, чувству собственного несовершенства [6,с.140-142].

Родителей с  преобладающими ригидными тенденциями  отличает устойчивость позиций, интересов  и личностных установок. Для них характерно выраженное чувство соперничества в межличностных отношениях, они стремятся к доминирующей позиции, в высокой эмоциональной захваченности «доминирующей идеей», а также в «застревании» в некоторых случаях на негативных эмоциях и переживаниях, связанных с трудностью реализации этой доминирующей идеи.

Восприятие  временных планов у родителей  имеет негативный эмоциональный  знак. Наиболее негативно воспринимается прошлое, так как именно тогда  получили известие об аномалии малыша и в тот период наиболее остро испытали эмоциональный шок. Но и настоящее воспринимается также негативно. А это еще раз подтверждает, что родители находятся в состоянии хронической депрессии. На будущее смотрят более оптимистично [7].

Итак, члены  семьи, в которой воспитывается ребенок, имеют личностные нарушения. Такая семья нуждается в специальной работе, направленной не только на самого ребенка, но и на всю семью в целом.

                            Заключение

Заболевание человека — всегда стресс для него, его  близких. При наличии у ребенка врожденного заболевания или тяжелого недуга хронического характера семья нередко попадает в длительную психотравмирующую ситуацию и очень нуждается в помощи.

 «Обобщённый» психологический портрет родителей детей-инвалидов характеризуется выраженной озабоченностью, высоким уровнем тревожности, слабостью, хрупкостью эмоциональных структур, социальной робостью, подозрительностью. По своей инициативе родители редко вступают в контакт с незнакомыми людьми, настороженно относятся ко всем, кто пытается общаться с детьми. Жалость или удивление окружающих при виде их больного ребёнка способствует тому, что родители начинают скрывать ребёнка от посторонних глаз: они стараются не бывать с ними в общественных местах, тем самым ещё больше способствуя социальной дезадаптации ребёнка. Дефект ребенка некоторые родители воспринимают как собственную неполноценность, ущербность, подавляющуюся в виде переживания острого чувства вины, вины перед ребенком и окружающими их людьми, при этом сами находятся в состоянии глубокого стресса.

Семья с «особым» ребенком вследствие психологической  нагрузки структурно деформируется, она  беспомощна, ее положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и  внешний (социальный) тупик. Члены такой  семьи имеют личностные нарушения, т.к. находятся в длительно действующей психотравмирующей ситуации. Вся семья в целом нуждается в психокоррекционной работе.

 Для определения  основных стратегий помощи семьи  необходимо учитывать качественные  характеристики личностных изменений родителей, ту фазу кризиса, на которой в данный момент находится семья.

 

 

 

                  Список литературы

1. Акатов, Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений/ Л.И.Акатов—М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2007. - 368 с

2. Зыкова, Н.Ю. Социальная работа среди детей и подростков с ограниченными возможностями: социально - психологический аспект: Учеб. пособие/ Н.Ю. Зыкова, О.К. Миневич, Е.Б. Свистова. — Воронеж, 2009. – 96с.

3. Майрамян, Р. Ф. Особенности невротических расстройств в семьях умственно отсталых детей/ Р.Ф.Майрамян// III Всероссийский съезд невропатологов и психиатров: тез. докл./ под ред. В.М.Банщикова, Н.М.Шибанова. — М., 1974.— Т. 2.— С. 295-297.

4. Майрамян Р. Ф. Семья и умственно отсталый ребенок: автореф. дис. канд. мед. наук/ Р.Ф. Майрамян — М., 1976. - 24с.

5. Психология семьи и больной ребенок: Учеб. пособие: Хрестоматия/авторы состав. И. В. Добряков И. В., О. В. Защиринская.— СПб.: Речь, 2007.-400 с.

6. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии/ Под ред. В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2008. – 278с.

7. http://www.bibliofond.ru


Информация о работе Психология семей детей с ограниченными возможностями