Психология профориентационной работы с подростками

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 21:12, реферат

Описание работы

Осознанный выбор профессии влияет на дальнейшую жизнь, определяет успешность самореализации, социализации, карьерного и профессионального роста. Необходимость организации эффективного профессионального консультирования направленного на помощь подростку в осознанном выборе профессии, отвечающей общественным и личностным требованиям, делает эту проблему актуальной.

Содержание

Введение 3
1 Мотивы выбора профессии 4
2 Структура профориентационной работы 6
3 Профессиональная консультация 13
Список литературы 15

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 73.50 Кб (Скачать)

     Главную роль в выборе ценностей имеют  мотивы, которые, в свою очередь, зависят  от интересов и потребностей личности, целей этой личности.

     По  виду мотивы выбора профессии можно разделить на шесть групп:

  • общая мотивировка;
  • романтика профессий;
  • мотивы познавательного характера;
  • мотивы, в которых подчёркивается общественная значимость профессии;
  • ссылка на пример;
  • немотивированный выбор.

     По  характеру все мотивы можно разделить на четыре группы:

  • мотив, чётко и аргументированно обосновывающий целесообразность выбора данного направления трудовой деятельности;
  • мотивация нечёткая, недостаточно аргументированная;
  • мотивация неуверенная, неаргументированная;
  • никак не аргументированная мотивация.

     Выявление мотивов выбора профессии позволяет  узнать, что именно побудило человека избрать данный вид труда и  насколько чётки, аргументированы мотивы выбора. Это в свою очередь даёт возможность выяснить направленность личности на ценности. Итак, мы рассмотрели ценностные ориентации в структуре личности человека. Во взаимосвязи с другими характеристиками личности их можно представить следующим образом: потребности – интересы - ценности – мотивы – цели – выбор.

     Предварительная профдиагностика предполагает выявление таких характеристик, как склонности, интерес, темперамент.

     Интерес — это особое отношение к чему-либо или кому-либо, это и потребность в определённых эмоциональных переживаниях, получаемых в результате каких-то людей или предметов.

     Способности, склонности — это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся. Способности обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и правилами деятельности.

     Кроме способностей, к индивидуальным психологическим  особенностям относятся темперамент  и характер. Эти свойства консервативны  и устойчивы.

     Характер  человека не представляет собой некоторую  случайную совокупность различных свойств. Отдельные свойства характера зависят друг от друга, взаимосвязаны, образуют одно целое.

     Учёт  особенностей темперамента в профессиональной работе с учащимися имеет большое значение для выявления наиболее оптимальных вариантов выбора “человек-дело”, для определения наибольшей пригодности человека к тому или иному виду трудовой деятельности как исполнителя, например оператора, диспетчера, лётчика и т.д.

     Изучение  особенностей характера школьника  в целях профдиагностики и  профотбора выявляет психофизиологические особенности личности, что необходимо не только для характеристики его как исполнителя определённых видов трудовой деятельности, но и как будущего организатора производственного процесса в различных областях физического и умственного труда.

     Итак, мы рассмотрели группы психологических  характеристик личности, необходимых  для изучения школьников в профориентационных целях. Таким образом, мы ответили на вопрос: Что изучать в личности школьника?

     Теперь  мы попытаемся дать ответ на вопрос: Как изучать указанные стороны личности учащихся?

     Для изучения личности школьника в целях  последующей профориентации можно использовать такие методы:

     Наблюдение. Оно может быть непосредственным и опосредственным, открытым и скрытым, включённым и невключённым, кратковременным и длительным, непрерывным и дискетным (первичным), многографическим и узким.

     Анализ  документов и результатов деятельности учащихся — их личных дел, итогов медицинских обследований, классных журналов, творческих сочинений изделий и т.д.

     Анализ  практических действий учащихся в школе, общественных местах в семье.

     Анкетирование. Вопросы анкеты могут быть трёх видов: дихотомические (требующие ответа “да” или “нет”), закрытые (анкетируемому даётся возможность выбора вариантов ответа) и открытые (отсутствует ограничение в ответах).

     Беседы, интервью. Для них должна быть тематическая направленность. Они могут проводиться как с самими учащимися, так и с учителями, классными руководителями, директорами школ, родителями и т.д.

     Педагогический эксперимент. Он может проводиться в естественных условиях учебно-воспитательного процесса. В ходе эксперимента используют наблюдение, беседу, анкетирование и другие методы. Педагогический эксперимент, проводимый в специальных лабораторных условиях, называют лабораторным. Его используют для уточнения методики педагогического исследования, определения наиболее эффективных приёмов воспитания профессиональных интересов, умений и навыков, способов контроля и самоконтроля за правильностью выполнения трудовых операций, в целях профотбора и т.д.

     Метод обобщения независимых  характеристик. Суть этого метода заключается в том, что учителя, работающие в том или ином классе, дают свою характеристику школьникам. С этой целью можно привлечь и других лиц: родителей, одноклассников, школьного врача и т.д. После этого классный руководитель обобщает полученные им независимые характеристики.

     Более глубоко и разносторонне изучить  личность школьника можно, используя  несколько методов. Затем полученные данные следует обобщить.

     В результате получится целостная  системная сумма знаний об ученике. Диагностический аспект профориентации тесно взаимосвязан с воспитательным. При изучении профессиональных интересов, склонностей, способностей, мотивов выбора профессии проводятся воспитательные мероприятия, направленные на усиление подготовки школьника к рекомендуемой либо избранной профессии.

     Исходя  из того, что психодиагностика занимает важное место в общей системе  профориентации учащихся, необходимо подчеркнуть, что одной из ведущих  её задач является определение готовности учащегося к выбору профессии.

     Готовность  к выбору профессии – это, во-первых, внутренняя осознанность самого факта  выбора и определённость профессиональных интересов, во-вторых, осведомлённость ученика о своих способностях и о том, какие физические и психологические требования предъявляет профессия к человеку. Вот почему педагогу важно овладеть методами изучения учебников в решении профориентационных задач. С помощью имеющихся методов педагог может выявить склонности ученика, с одной стороны, и его возможности — с другой, а затем наметить программу воспитания и самовоспитания. 

 

      3 Профессиональная консультация 

     Основная  тенденция развития профориентационной и профконсультационной работы с подростками и юношами - всемерное содействие побуждению собственной активности молодого человека. Специалисты в этой области делают попытку уйти от традиционной диагностико-рекомендательной схемы профконсультации, когда подростка или юношу сначала консультируют с помощью различных методик, а затем, после анализа полученных данных, профконсультант выдаёт клиенту рекомендацию, в лучшем случае – несколько вариантов таких рекомендаций. Психолого-педагогическая помощь школьнику в профессиональном самоопределении должна быть направлена на создание условий для самостоятельного решения проблем с помощью специальных методов например, выделяются следующие этапы организации активизирующего консультационного воздействия. [3, с.399]

     Предварительный этап — ещё до встречи со школьником, на котором консультант должен познакомиться с предварительной информацией об учащемся и на основании анализа этой информации выдвинуть предварительную профориентационную гипотезу — определить проблему и наметить пути её решения.

     1. Общая оценка ситуации консультирования  по следующим составляющим: особенностей данного учащегося (в чём он сам видит проблему), условия консультирования (насколько они помогают решать проблему учащегося), самооценка профконсультанта (насколько он готов помочь данному школьнику). На 1 этапе важно не только “исследовать” учащегося, сколько помочь ему сформулировать собственную проблему, поэтому особенное значение имеет организация эмоционально-доверительного контакта со школьником и такое последовательное развитие этого контакта: вначале – максимальная доброжелательность; далее – доброжелательность и конструктивность; в завершение консультации доброжелательность и оптимальное настроение.

 

      2. Выдвижение (или уточнение) профконсультационной  гипотезы, которая включает общее представление о проблемах клиента и возможного пути и средства решения этой проблемы.

     3. Совместное решение выделенной  проблемы, допускающее использование в ряде случаев и неактивизирующих методов, например, стандартизированных психодиагностических средств. Главное, чтобы учащийся понимал общую логику проводимой совместной работы, т.е. оставался субъектом самоопределения.

     Цель  такой работы — вселение в юношу  оптимизма, уверенности в себе, а также проигрывание в специальных процедурах сложных моментов, связанных с самоопределением. 

 

      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 

         
        1. Климов  Е.А. «Как выбрать профессию» М.; Просвещение, 1990;
        2. Кон И.С. «Психология ранней юности» М.; Просвещение, 1989;
        3. Немов Р.С. «Психология. Общие основы психологии» Книга 1. М.; Владос, 1995;
        4. Павлютенков Е.М. «Формирование мотивов выбора профессии» Киев, 1980;
        5. Профессиональная ориентация молодежи. М.; 1989;
        6. Снайдер Ди «Курс выживания для подростков» М.; Горизонт, 1995.

Информация о работе Психология профориентационной работы с подростками