Психология профориентационной работы с подростками

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 21:12, реферат

Описание работы

Осознанный выбор профессии влияет на дальнейшую жизнь, определяет успешность самореализации, социализации, карьерного и профессионального роста. Необходимость организации эффективного профессионального консультирования направленного на помощь подростку в осознанном выборе профессии, отвечающей общественным и личностным требованиям, делает эту проблему актуальной.

Содержание

Введение 3
1 Мотивы выбора профессии 4
2 Структура профориентационной работы 6
3 Профессиональная консультация 13
Список литературы 15

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 73.50 Кб (Скачать)
 
 

Российский  Государственный Университет 

нефти и  газа им. И.М. Губкина

(РГУ) 
 
 
 
 
 

Реферат 

по дисциплине «Психология и педагогика»

по теме: «Психология профориентационной работы с подростками» 
 
 
 

              Выполнила: студентка 2-го курса заочной формы  обучения факультета экономики группа 262/Э

              О.Ю. Нилова 

              Проверил:    Гусарева Н.Б.

                                (Инициалы, фамилия  преподавателя)

              ____________________________________

              (уч. степень, уч. звание) 

              Оценка: _____________________________ 

              Подпись ____________________________ 

              «       » ___________________ 2008 г. 
               
               

Москва

2008

 

Содержание      стр 

Введение            3

1 Мотивы выбора профессии         4

2 Структура профориентационной работы      6

3 Профессиональная консультация               13

Список литературы                 15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение 

     Профессиональная  ориентация — это целостная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов, объединённых общностью цели и единством управления: профессиональное просвещение; развитие интересов, склонностей школьников в различных видах деятельности — игровой, познавательной, трудовой (профессиональная активизация); профессиональная психодиагностика; профессиональная консультация; профессиональный отбор (подбор); профессиональная адаптация и профессиональное воспитание.

     Выбор профессии долгое время рассматривался как поиск соответствия между требованиями профессии и индивидуальностью. Такой подход стали называть “диагностическим” и отнесли к разряду директивных форм профконсультации и профориентации.

     Осознанный  выбор профессии влияет на дальнейшую жизнь, определяет успешность самореализации, социализации, карьерного и профессионального роста. Необходимость организации эффективного профессионального консультирования направленного на помощь подростку в осознанном выборе профессии, отвечающей общественным и личностным требованиям, делает эту проблему актуальной.

     1 Мотивы выбора профессии

     Для подростка выбор профессии –  в значительной степени моральная  проблема. Чем шире диапазон выбора, тем он психологически сложнее. В возрастной психологии (И.С. Кон) профессиональное самоопределение обычно подразделяют на ряд этапов, продолжительность которых варьирует.

     Первый  этап — детская игра, в ходе которой  ребёнок принимает на себя разные профессиональные роли и “проигрывает” отдельные элементы связанного с ними поведения.

     Второй  этап — подростковая фантазия, когда  подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной  для него профессии.

     Третий  этап, захватывает весь подростковый и большую часть юношеского возраста, – предварительный выбор профессии. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются сначала с точки зрения интересов подростка, затем с точки зрения его способностей и, наконец, с точки зрения его системы ценностей.

     Четвёртый этап — практическое принятие решения, собственный выбор профессии. Включает в себя два главных компонента: определение уровня квалификации будущего труда, объёма и длительности необходимой подготовки к нему; выбор конкретной специальности.

     Существенные  факторы профессионального самоопределения – возраст, в котором осуществляется выбор профессии, уровень информированности молодого человека и уровень его притязаний.

     В педагогической литературе нет единой классификации мотивов выбора профессии. В одном случае выделяются такие  группы мотивов:

  1. общая мотивация;
  2. романтика профессий;
  3. научно-познавательные мотивы;
  4. мотивы общественной значимости профессии;
  5. ссылка на пример;

 

— в  другом рассматриваются:

  1. осознание перспективности избранной профессии;
  2. учебные и внеклассные интересы;
  3. желание приносить пользу;
  4. влияние родных и знакомых;

— в  третьих ставятся:

  1. мотивы общественной пользы профессии;
  2. мотивы психологического характера;
  3. мотивы подражания;
  4. внешние признаки профессии;
  5. интерес к самой профессии и т.д.

     В каждый момент времени на формирование мотивов человека оказывают влияние социальные факторы.

     Первое  место по силе влияния на профессиональное самоопределение подростков занимает сфера дружеских отношений.

     Второе  место занимают средства массовой информации (книги, газеты, журналы, кинофильмы, телепередачи).

     Третье  место — педагогический коллектив, классный руководитель, затем учителя-предметники, завуч и директор школы.

     Четвёртое место — влияние семьи.

     Пятое место — учебные предметы, чем  выше успеваемость школьника, тем более  сильное влияние оказывают учебные предметы на его профессиональное самоопределение.

     Шестое  место — внеклассная работа.

     Седьмое место — организации.

     Восьмое место — общественно-полезный и  производственный труд.

     Девятое место — внешкольная работа. [4, с.75] 

     2 Структура профориентационной работы

     Профессиональная  ориентация – это система научно-практической подготовки молодёжи к свободному и самостоятельному выбору профессии. Её цель – подготовка подрастающего поколения к сознательному выбору профессии. Реализация данной цели предполагает формирование у школьников социально-значимых внутренних (психических) регуляторов поведения и деятельности: в воспитании уважительного отношения к различным видам труда; становление личностной позиции в профессиональном самоопределении. Всё это определяет воспитывающий развивающий подход к личности школьника с целью его подготовки к социальному выбору профессии.

     Важным  вопросом в профориентации является раскрытие понятий “профессия”, “специальность” и “должность”, их состава и назначения в основных сферах общественного производства.

     Профессия — это группа родственных специальностей и в переводе с латинского означает “официально указанное занятие”, “объявляю своим делом”. Например, профессия: токарь, учитель, врач и др. Однако нет вообще учителя, токаря или врача, а есть, например, учитель русского языка, учитель физики, учитель математики и т.д., мысленно относящиеся к группе “педагогической профессии”.

     Таким образом, под “специальностью” понимается комплекс приобретённых путём соответствующей подготовки и опыта работы, знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии (инженер-строитель, инженер-технолог, врач-терапевт, учитель биолог и т.д.). Понятие “профессия” является родовым по отношению к понятию “специальность”. А разнообразные специальности – видовым по отношению к профессии. Особняком стоит понятие “должность”.

     Должность — служебное место (положение) в каком-либо государственном или общественном учреждении, на предприятии, связанное с выполнением организационно - распорядительных или административно-хозяйственных и финансовых обязанностей. Должностные обязанности в той или иной сфере общественного труда (например, министр, директор, начальник или технолог производства), естественно, определяются профессиональной подготовкой и опытом работы по специальностям в определённой сфере деятельности.

     Очень важно донести до сознания школьников основное содержание деятельности по интересующим их профессиям, требованиям к работникам, где и как эти профессии можно освоить.

     Особую  ценность для учащихся представляют сведения о том, как проявляются  профессиональное мастерство и творчество, в чём заключается профессиональная этика специалиста, какие моральные  качества ему необходимы. Чтобы представление о профессии было объективным, необходимо ознакомление подростков с её трудностями, а также с тенденциями развития в будущем. Им необходимо знать также о медицинских противопоказаниях к той или иной профессии.

     Профессиографическая  встреча проводится с преподавателями различных специальностей. Она эффективно влияет на профессиональный интерес школьников, если хорошо продумана и организована. Цель такой встречи – подробное знакомство с профессией. Ученики входят в непосредственный контакт с рабочими, инженерами и другими специалистами. В процессе подготовки к ней рекомендуется включать классного руководителя, родителей, учащихся и других специалистов.

     Школьникам  поручают собрать необходимую информацию:

  • общие сведения о профессии;
  • характеристика процесса труда;
  • санитарно-гигиенические условия труда;
  • психофизиологические требования профессии к человеку;
  • получение специальной подготовки, экономическая и правовая стороны профессиональной деятельности.

     Профессиографическая  экскурсия имеет целью ознакомить учащихся со средствами и орудиями труда конкретного специалиста, организацией его профессиональной деятельности, технологией производства. Во время неё они встречаются с целой группой представителей одной профессии, а затем собранную информацию систематизируют и обобщают.

     Основой любой профессиограммы является психограмма. Это документ, в котором достаточно полно отражена (описана) система требований профессии (специальности, должности, рабочего места) к психологическим и психофизическим качествам человека. Одним из важных компонентов профориентационной консультации является предварительная профессиональная диагностика (изучение учащихся в целях профессиональной ориентации).

     Содержание  работы по предварительной диагностике  школьника заключается во всестороннем изучении его личности, т.е. изучении его интересов, способностей, склонностей, профессиональных намерений, индивидуальных свойств нервной системы.

     Эффективность работы профконсультанта по профдиагностике  во многом зависит от активности школьников в определении своего жизненного пути. Выбор профессии подростком должен основываться как на знании своих стремлений, психофизиологических особенностей, так и на понимании своего места как квалифицированного специалиста в современном производстве. Рассмотрим далее некоторые методы и методики изучения личности подростка и метод профдиагностики. [5, c.4]

     Одна  из задач предварительной профдиагностики  в школе — определение пригодности школьника к той или иной профессии в соответствии с психофизиологическими свойствами личности.

     Психофизиологические особенности человека — это особенности его психики, развитие, строение организма, состояние здоровья. Каждый человек обладает психофизиологическими особенностями. Поэтому можно говорить о том, что человек по своим пригодным данным более или менее подготовлен к успешному овладению определённой профессией или групповой профессией. К наиболее важным особенностям личности, подлежащим диагностированию, относятся: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, профессиональные намерения, профессиональная направленность, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья.

     Применительно к профессиональной деятельности человека можно выделить такие ценности, представляющие для него значимость:

  • самоутверждение в обществе, в ближайшей социальной среде — быть полезным обществу;
  • признание родных, знакомых, друзей;
  • самосовершенствование и самовыражение, интересная работа;
  • применение своих знаний, умений, способностей;
  • творческий характер труда;
  • стать мастером своего дела;
  • романтика трудовой деятельности;
  • материально-практические, утилитарные ценности — хороший заработок.

Информация о работе Психология профориентационной работы с подростками