Психология преступного деяния

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 05:01, контрольная работа

Описание работы

При рассмотрении механизма преступного поведения внешняя для человека среда и его личные качества определя¬ют во взаимодействии, принимая во внимание все этапы кри-минального поведения: формирование мотивации, принятие ре¬шения о совершении преступления, исполнение принятого ре¬шения, посткриминальное поведение. Важно подчеркнуть, что соответствующее поведение на каждом этапе — результат взаи¬модействия среды и человека, совершающего преступление.

Содержание

1 Психология преступного дея-ния……………………………………….2
2 Психологические особенности импульсивных преступных дей-ствий………………………………………………………………………...………12
Список использованных источни-ков...………………………………….18

Работа содержит 1 файл

психология прест. деяния.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

Понятие "посткриминальное поведение" в  ряде работ специалистов по уголовному праву употребляется в следующем значении: "непреступное поведение субъекта после совершения им какого-либо преступления'". В данном случае этот термин используется в ином смысле, т. е. как поведение, непосредственно следующее за этапом исполнения решения о совершении преступления и связанное с совершенным преступлением.

При анализе содеянного и наступивших  последствий происходит сравнение достигнутого с желаемым. Все это вновь соотносится с нормами морали, права, общественным мнением, групповыми оценками. Человек может либо раскаиваться в содеянном (в том числе в результате такого раскаяния явиться с повинной), либо выработать систему защиты против разоблачения. Речь идет не только о фактической защите путем сокрытия следов преступления, устранения свидетелей и т. п. Кстати, эти действия порой планируются при принятии решения и являются неотъемлемой частью исполнения решения. Но не меньшее значение имеет и система психологической защиты, выработка защитных мотивов.

Нередко на допросах обвиняемые выдвигают именно эти "защитные" мотивы, которые могут существенно отличаться от побудительных, характерных для первого этапа механизма преступного поведения. Порой защитные мотивы вырабатываются как бы исподволь для данного человека, причем и он сам начинает верить в то, что руководствовался какими-то оправданными стремлениями.

В литературе описываются комплексы  механизмов "психологической самозащиты". Среди них значительное место занимают те, которые отражают весьма субъективное толкование виновным ситуации преступления, своего поведения в ней. Преступник может оценивать себя в качестве жертвы (детство было трудным и т. д. ). Встречается облагораживание собственных побуждений и целей поведения, ссылки на то, что он поступал так не один ("а кто не ворует?"), что "иначе не проживешь", что поступил просто более откровенно и смело, чем окружающие ("другие думают так же, но боятся"), что причиненный вред фактически невелик и сам привлекаемый к ответственности терпит большие неудобства, чем потерпевший. Например, приходилось слышать такие рассуждения осужденного за покушение на умышленное убийство из корыстных побуждений: "Потерпевший после реанимации жив и работает, а я продолжаю страдать в условиях лишения свободы".

Защитные  мотивы, по существу, имеют те же истоки, что и побудительные — коренятся они в одних и тех же личностных характеристиках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Психологические особенности импульсивных преступных действий

 

Одним из  характерных обстоятельств  в психологическом механизме причинности является то, что решение о совершении преступления происходит  порою в состоянии эмоциональной неусто йчивости и нервных перегрузок.   Поэтому особо стоит обратить внимание   на механизм импульсивного преступного поведения.

Импульсивные действия - это необдуманные,   со "снятой" мотивацией действия. Импульсивность    поведения    может обуславливаться  внезапно  возникшей  ситуацией, принятием алкоголя, наркотиков. Особенно заметно влияние эмоций на импульсивное поведение. Поэтому изучение этого явления также  имеет значение для определенного психологического механизма причинности в отдельном преступном поведении. В обществе, как и в семье, немало неписанных,  но широко бытующих правил или способов эмоциональной реакции. Англичане считают образцом сдержанности проявления чувств, другое дело в Италии, где   богато проявляется жестикуляция и выразительность, эмоциональная насыщенность действий. Индейцы племени Сольмо   необыкновенно миролюбивы, потому им неведомы убийства, насилия, самоубийства, даже драки. Главный способ выражения злости у них -колдовство, которое опять таки, совершается не вслух, а тайно.

В уголовном праве есть такое понятие, как преступление, совершенное в  состоянии аффекта.

Аффект (от лат. affectus - душевное волнение, страсть) - внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное нервно-психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания (его сужении) и крайней активизации импульсивных реакций.

Аффект - эмоциональный взрыв в условиях остроконфликтной ситуации, опасности личностного поражения. Глубокая обида от тяжкого для данного человека оскорбления, внезапное возникновение опасности, грубое физическое насилие - все эти обстоятельства в зависимости от индивидуальных свойств личности могут вызвать аффект.

Состояние аффекта характеризуется значительным нарушением сознательной регуляции действий человека. Поведение человека при аффекте регулируется не заранее обдуманной целью, а тем чувством, которое полностью захватывает личность и вызывает импульсивные, подсознательные действия.

В состоянии аффекта нарушается важнейший  механизм деятельности - избирательность в выборе поведенческого акта, резко изменяется привычное поведение человека, деформируются его установки, жизненные позиции, нарушается способность к установлению взаимосвязей между явлениями, в сознании начинает доминировать какое-либо одно, часто искаженное, представление.

Это "сужение сознания" при аффекте, с нейрофизиологической точки зрения, связано с нарушением нормального взаимодействия возбуждения и торможения. В состояния аффекта страдает прежде всего тормозной процесс, возбуждение начинает беспорядочно распространяться в подкорковые зоны мозга, эмоции теряют контроль со стороны сознания.

Подкорковые образования при аффектах приобретают определенную автономию, что выражается в бурных примитивных реакциях. "Человек выявляется своими инстинктами, какой он есть, без социальной покрышки при помощи больших полушарий".1

Аффект  вызывает резкое нарушение уравновешенности нервных процессов, "сшибку" нервных процессов, сопровождается сдвигами в системе нервных связей, значительными изменениями химизма крови, нарушениями в деятельности вегетативной нервной системы и сердечной деятельности, в психомоторной регуляции (жестикуляции, специфические мимические выражения, резкий крик, плач и т. п.). Состояние аффекта связано с нарушением ясности сознания и сопровождается частичной амнезией - расстройством памяти.

Во  всех многообразных проявлениях  аффекта (страх, гнев, отчаяние, вспышка ревности, порыв страсти и т. п.) можно выделить три стадии:

• на первой стадии резко дезорганизуется вся психическая деятельность, нарушается ориентировка в действительности;

• на второй - перевозбуждение сопровождается резкими, плохо контролируемыми действиями;

• на заключительной стадии спадает нервное напряжение, возникает состояние депрессии, слабости.

Субъективно аффект переживается как состояние, как бы навязанное человеку извне, помимо его воли. Однако усиленным волевым контролем в начальной стадии развития аффекта его можно не допустить. Важно сосредоточить сознание на крайне отрицательных последствиях аффективного поведения.

К числу приемов преодоления аффекта  относятся: произвольная задержка двигательных реакций, изменение обстановки, переключение на другую деятельность.

Однако  самое важное условие преодоления  отрицательных аффектов -моральные качества личности, ее воспитание. Аффект возникает при дефиците адаптивных средств поведения. Люди с неуравновешенными процессами возбуждения и торможения более склонны к аффектам, однако эта склонность может быть преодолена путем самовоспитания.

Аффект  может возникать и в результате воспоминаний о травмирующем событии (следовой аффект), а также вследствие накопления чувств.

Аффективные действия эмоционально-импульсивны, то есть побуждаются чувствами: они не имеют осознанного мотива. Сильное, захватывающее всю личность чувство само по себе и является побуждением к действию.

Действия  в состоянии аффекта отличаются отсутствием осознанных конкретных целей. Используемые при этом средства ограничиваются объектами, случайно попавшими в поле крайне суженного сознания. Общее направление хаотичных действий при аффекте - стремление устранить травмирующий раздражитель.

Волевая регуляция поведения человека может проявиться лишь в стадии возникновения аффекта. В дальнейшем человек утрачивает волевой контроль.

Достигаемый при аффекте результат создает  лишь иллюзию предварительного осознания цели. И если в действии была осознанная цель, то именно по данному признаку его нельзя считать совершенным в состоянии аффекта.

Физиологический аффект следует отличать от патологического  аффекта - болезненного нервно-психического перевозбуждения, связанного с полным помрачением сознания и парализацией воли.

Аффективные состояния могут проявляться в различных формах. Рассмотрим некоторые из них.

Страх - безусловно-рефлекторная эмоциональная реакция на опасность, выражающаяся в резком изменении жизнедеятельности организма. Страх возник как биологически защитный механизм. Животные инстинктивно боятся быстро приближающихся объектов, всего того, что может повредить целостность организма.

Многие  из врожденных страхов сохраняются  и у людей, хотя в условиях цивилизации они несколько изменены. У многих людей страх - астеническая эмоция, вызывающая понижение мышечного тонуса, при этом лицо принимает масковидное выражение.

В большинстве случаев страх вызывает сильный симпатический разряд: крик, бегство, гримасы. Характерный симптом страха - дрожание мышц тела, сухость во рту (отсюда хриплость и приглушенность голоса), резкое учащение пульса, повышение сахара в крови и т. д. При этом гипоталамус начинает выделять нейросекрет, который стимулирует гипофиз на выделение адренокортикотропного гормона. (Этот гормон и вызывает специфический синдром страха).

Социально обусловленные причины страха - угроза общественного порицания, потеря результатов длительного труда, унижение достоинства и т.п. - вызывают те же физиологические симптомы, что и биологические источники страха.

Наивысшая степень страха, переходящая в аффект, - ужас. Ужас сопровождается резкой дезорганизацией сознания (безумный страх), оцепенением (предполагается, что оно вызывается чрезмерно большим количеством адреналина) или беспорядочным мышечным перевозбуждением ("двигательная буря").

В состоянии ужаса человек может  преувеличить опасность нападения  и его оборона может быть чрезмерной, несоизмеримой с реальной опасностью.

Эмоция  страха, вызванная опасным насилием, побуждает к безусловно-рефлекторным ответным действиям, основанным на инстинкте самосохранения. Поэтому такие действия в ряде случаев не образуют состава преступления.

Страх - пассивно-оборонительная реакция на опасность, нередко исходящую от более сильного лица. Если же угроза опасности исходит от более слабого лица, то реакция может приобрести агрессивный, наступательный характер - гнев.

В состоянии гнева человек предрасположен к мгновенному, часто импульсивному действию. Чрезмерно повышенное мышечное возбуждение при недостаточном самообладании легко переходит в очень сильное действие.

Гнев  сопровождается угрожающей мимикой, позой  нападения. В состоянии гнева человек теряет объективность суждений, осуществляет малоконтролируемые действия.

Страх и гнев могут достичь степени  аффекта, но порой они выражаются и в меньшей степени эмоционального напряжения.

Фрустрация (от лат. frustratio - неудача, обман) - конфликтное отрицательно-эмоциональное состояние, возникающее в связи с крахом надежд, неожиданно возникшими непреодолимыми препятствиями на пути достижения высокозначимых целей.

Фрустрация  часто связана с агрессивным  поведением, направленным против фрустратора - источника фрустрации. В случае неустранимости причин фрустрации (невозвратимости потерь) может возникнуть глубокое депрессивное состояние, связанное со значительной и продолжительной дезорганизацией психики (ослабление памяти, способности к логическому мышлению и т.п.).

Трудноопределимость фрустрации связана с тем, что  человек не может устранить причины такого состояния. Поэтому в состоянии фрустрации человек ищет какие-либо компенсирующие выходы, уходит в мир грез, иногда возвращается к более ранним стадиям психического развития (регрессирует).

В целом для многих преступников характерна низкая культура эмоций, неумение сдерживать свои чувства. Немало совершается преступлений, мотивы которых либо не адекватны внешним поводам, либо имеют замещающий характер; являются защитными, либо  свидетельствует  об "отсроченной" мотивации.

Наконец, в структуре   психологического   механизма причинности интересной, но мало изученной является сфера некоторых подсознательных чувств и импульсов на преступное поведение.   Разумеемся изучение этого аспекта не должно скатываться на позицию фрейдизма и неофрейдизма. Наоборот объективная криминологии должна исходить из единства психических   структур   личности и внешней объективной реальности.

Таким   образом,   обстоятельства,  детерминирующие  индивидуальное преступное поведение,   представляет собой довольно  сложный причинный комплекс, в который входят разнообразные по содержанию и характеру действия факторы объективного и субъективного порядка. Их более детальное изучение и установление - сложная, но важная и практическая задача.

 

 

Список использованных источников

 

  1. Еникеев М.И. Общая психология. – М.: ПРИОР, 2000. С.189-192.
  2. Каиржанов Е. Криминология. – Алматы: Респ.издат.каб., 1995. С.92-96.
  3. Павлов И.П. Полн. собр. соч. Т. 2. - М , 1951, с. 461.
  4. Ратинов А.Р., Ефремова Г.X. Психологическая защита и самооправдание в генезисе преступного поведения // Личность преступника как объект психологического исследования. М., 1979.
  5. Сабитов Р.А. Посткриминальное поведение. Томск, 1985. С. 8.
  6. Саркисова Э.А. Предупредительная роль уголовного закона. Минск, 1979. С. 43.

Информация о работе Психология преступного деяния