Психология преступного деяния

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 05:01, контрольная работа

Описание работы

При рассмотрении механизма преступного поведения внешняя для человека среда и его личные качества определя¬ют во взаимодействии, принимая во внимание все этапы кри-минального поведения: формирование мотивации, принятие ре¬шения о совершении преступления, исполнение принятого ре¬шения, посткриминальное поведение. Важно подчеркнуть, что соответствующее поведение на каждом этапе — результат взаи¬модействия среды и человека, совершающего преступление.

Содержание

1 Психология преступного дея-ния……………………………………….2
2 Психологические особенности импульсивных преступных дей-ствий………………………………………………………………………...………12
Список использованных источни-ков...………………………………….18

Работа содержит 1 файл

психология прест. деяния.doc

— 96.00 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

1 Психология преступного деяния……………………………………….2

2 Психологические особенности  импульсивных преступных действий………………………………………………………………………...………12

Список использованных источников...………………………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Психология преступного деяния

 

При рассмотрении механизма  преступного поведения внешняя  для человека среда и его личные качества определяют во взаимодействии, принимая во внимание все этапы криминального поведения: формирование мотивации, принятие решения о совершении преступления, исполнение принятого решения, посткриминальное поведение. Важно подчеркнуть, что соответствующее поведение на каждом этапе — результат взаимодействия среды и человека, совершающего преступление. В момент совершения преступления и ранее среда определяет характеристики человека, он влияет на среду.

Основным звеном в причинной  цепи на уровне отдельного является сам  субъект преступления. Кроме всех иных обстоятельств,   связанных  с ним по причинению  преступного  следствия,   наиболее   важными  выступают    такие    психологические    факторы,     как потребности (интересы) и мотивы его поведения. Эти факторы имеют немаловажное значение   в   определении структуры причинности особенно умышленных преступных деяний. Решающими   элементами   психологического   механизма преступного поведения являются потребности (интересы). В связи с этим иногда считают потребность причиной конкретного преступления. Но это не совсем так. Во-первых, сами по себе потребности не могут выступать в качестве причины преступлений без взаимосвязи с другими факторами, повлиявшими в своей совокупности на совершение преступления.

Во-вторых, причина любого преступления устанавливается в процессе   конкретного   анализа   не   менее   конкретного преступления.

Речь же идет здесь об определении основных структурных элементов одной причинной цепи на уровне отдельного, но не единичного случая.

Человеческие потребности  сами по себе многочисленны и разнообразны   -   от   элементарных   биологических   и физиологических (пища, одежда, сон, любовь, материнство и т.д.) до социальных потребностей материального и духовного порядка (знание, труд, общение, самовыражение, самоутверждение, саморегуляция и т.д.).

Потребности детерминированы  системой социально-экономических, социально-психологических и иных общественных отношений, прежде всего производственные,   классовые и отношения социальных групп. Они подвижны. Даже способ удовлетворения потребности может стать самостоятельной потребностью.  Например, собирание   книг  как   способ удовлетворения познавательных, ориентировочных потребностей может перерасти в библиофилию.

Различают жизненно необходимые, нормальные, т.е. в целом одобряемые и деформированные (искажение их содержания за счет преобладания одних видов над другими), извращенные (квази) т.е. социально порицаемые потребности.

Извращенные    и    деформированные    потребности основываются на "дурных привычках" и вкусах. Иногда не сама потребность, а способ   ее   удовлетворения   являются антиобщественными (например кража престижной вещи).

Ложные (квази) потребности во многих случаях  лежат в основе преступной мотивации преступного поведения.  

Однако  преувеличивать роль потребности также  нельзя. Ибо она порождает преступление не непосредственно,   а через механизм чувств, интересов, установок, взглядов, убеждений и т.д.

Механизм  совершения умышленного преступления (т.е. до наличия конкретной жизненной  ситуации включает три звена: а) мотивацию, б) планирование, в) исполнение преступления.

Мотивация - это сам процесс    формирования    и возникновения мотива поведения. У человека сформировалась мотивация жить не хуже высоко обеспеченных граждан и добиться высокого материального уровня. Затем человек может принять одно из следующих решений: избрать законный путь достижения благополучия (окончить юридический факультет, изучить иностранные языки и поступить на высокооплачиваемую работу) либо встать на преступный путь обогащения (кража, вымогательство и т.п.). Однако это решение может быть не реализовано, например, в результате надежной охраны объекта планируемого посягательства. В случае совершения преступления решаются вопросы, связанные с использованием похищенного имущества, сокрытием следов преступления, и иные.

Мотивация включает процесс возникновения, формирования мотива преступного поведения и его цели. Мотив поведения — это внутреннее побуждение к действию, желание, определяемое потребностями, интересами, чувствами, возникшими и обострившимися под влиянием внешней среды и конкретной ситуации. Вслед за мотивом формируется цель как предвидимый и желаемый результат определенного деяния.

При принятии решения о совершении преступления происходит прогнозирование возможных последствий реализации возникшего желания, планирование поведения с учетом реальной обстановки, собственных возможностей и других обстоятельств, а также выбор средств.

После того, как у человека под влиянием ситуации и имеющихся потребностей, интересов, чувств возникла установка на определенное поведение, наступает некоторая "задержка". Как правило, человек не действует сразу в соответствии с этой установкой, а соотносит ее с существующими в обществе моральными, правовыми и иными нормами, с общественным и групповым мнением, с мнением близких лиц. Кроме того, он учитывает объективные факторы, в том числе состояние внешнего социального контроля (систему охраны объекта или состояние учета на предприятии и т. п.). Принимается во внимание также практика выявления, пресечения преступления, наказания виновных. При этом взвешиваются возможные выгоды и потери от преступления. Если, например, речь идет о хищении крупной суммы денег, а возможное наказание — это штраф в гораздо меньшем размере, то ясно, что такое преступление становится выгодным. На этой стадии существенное значение приобретают характеристики сознания личности, а также лиц и групп, в контакте с которыми находится человек или на которые он ориентируется. Так, если окружающие осуждают общеуголовные преступления, но снисходительно относятся к экономическим, то ориентированный на незаконное обогащение человек будет планировать совершение не кражи, а, например, получение взятки. Если окружающие вообще осуждают преступный вариант поведения, да и сам человек, принимающий решение, в принципе считает недопустимым уголовно наказуемое поведение, он может отказаться от совершения преступления либо все-таки согласиться его совершить под очень сильным давлением соучастников или обстоятельств.

Таким образом, на стадии принятия решения  возникающие желания еще раз соотносятся с установленными в обществе нормами поведения, взглядами, мнениями, возможными последствиями деяния. На определенном этапе перестройки был выдвинут лозунг: "Все, что не запрещено законом, разрешено". Он практически игнорирует то обстоятельство, что сдерживающими началами и социальными регуляторами преступного поведения являются, наряду с законом, моральные нормы, религиозные, эстетические, экономические правила поведения и др. Именно это в совокупности подлежит учету при принятии каждого решения. Противоречит ли принимаемое решение закону, а тем более уголовному, — это уже последняя линия защиты, переступив через которую человек вступает в сферу действия уголовного закона. При задержке принятия решения может произойти отказ от совершения преступления, например, в результате осознания того, что такого рода преступления обычно раскрываются и виновные привлекаются к строгой ответственности.

Если  человек не отказывается от решения  нарушить уголовно-правовой запрет, он избирает те средства достижения цели, которые кажутся ему в соответствующей обстановке наиболее подходящими, при этом учитывает и свои собственные возможности, и возможности соучастников, если таковые имеются. Так, не обладающий большой физической силой субъект или инвалид с травмированной ногой не станет совершать разбойное нападение, при котором необходимо подавить сопротивление жертвы и быстро скрыться с места преступления. Здесь имеют значение, следовательно, и физические возможности личности. Бывают значимы и профессиональные навыки. Не станет совершать кражу из сейфа тот, кто не умеет его вскрывать.

Однако  в ряде случаев механизм преступного  поведения носит так называемый свернутый характер. Тогда акта задержки не происходит: человек сразу действует в соответствии с возникшей у него установкой. Принятие решения и выбор средств происходит мгновенно, либо под влиянием ситуации, либо в результате воспроизведения ставших для данного лица привычными способов поведения в аналогичных обстоятельствах, либо под воздействием соучастников. В подобных случаях личностные характеристики как бы обнажаются. Внешние регуляторы поведения (мораль, закон и т. п.), если их содержание внутренне не усвоено личностью, в таких случаях не срабатывают.

Свернутый механизм преступного поведения (без  обдумывания решения, перебора вариантов достижения цели) отмечается нередко у лиц, которые не привыкли принимать взвешенные решения и обдумывать последствия. Часто это наблюдается у несовершеннолетних, лиц с невысоким уровнем интеллектуального развития либо отличающихся импульсивностью. Такой механизм характерен и для преступного поведения лиц, находящихся в нетрезвом состоянии. Иногда поведение такого лица существенно отличается от его поведения в трезвом виде. Порой это приписывается исключительно воздействию алкоголя. Однако в таких случаях может происходить просто снятие влияния внешних для личности регулирующих факторов, не усвоенных внутренне. Поэтому характеристики человека обнажаются и он наиболее полно проявляет себя со всеми сформированными у него потребностями, привычками поведения, установками.

Свернутый механизм преступного поведения  встречается также в сложных, необычных для данного человека ситуациях, требующих быстрого на них реагирования. Тогда стадии мотивации, принятия и исполнения решения практически совпадают.

Волевое действие само по себе является сознательным актом. От рефлекторных,   инстинктивных   (без   мотивации) и импульсивных (действие-вспышка), когда исходное поведение без оценки переходит в действие, волевое действие отличается содержанием и структурой.

Содержание  волевого  действия определяется мотивом и целью. Совершению волевого действия предшествует внутренний процесс - мотивация. При этом побуждение оценивается лицом как мотив, а его исполнение - регулируется целью.

Цель - это своеобразная форма реализации мотива. Другими словами это предвидимый   и   желаемый   результат.   Это мысленная внутренняя "модель результата".

Результат зависит от цели. Результат может быть прямым и побочным.

Прямой результат - тот, который  входит в цель, он может быть выполнен и не выполнен (покушение).

Побочный результат может  быть получен тогда, когда цель "перевыполняется", помимо основной и осознанной цели наступают непредвиденные лицом вредные последствия.

Мотив - изначальный стимулятор, побудительная причина, лежащая как бы "впереди" акта поведения, тогда как цель - мысленный результат, который лежит как бы "позади" поведения.

Мотив по латыни - "двигатель" деятельности человека. Некоторые исследователи  считают      мотивами   побудительные   силы,   другие осознанные потребности, третьи состояние напряженности связанное с потребностями. Думается, важно, что мотив - внутреннее поведение, вызыващее решимость совершить преступление.

Но сам мотив, в свою очередь, - порождение   различных факторов     мотивообразующих потребностей (интересов), ценностных ориентаций субъекта и др.

Чувства - наиболее распространенный мотив поведения. Известно более 100 видов чувств, из которых свыше 30 могут являться мотивами преступлений (гнев, злоба, ненависть, оскорбленность, тщеславие, ложно понятый долг, ложное товарищество, романтика, трусость, страх, любовь, месть и др.).

Интересы  - это  осознанные  потребности, специфическое отношение  личности к объекту в силу его  жизненной значимости и эмоциональной  привлекательности. Интересы лежат в основе мотивов многих преступлений (корыстные, личные интересы). Само преступление - в целом результат конфликта между общественным и личным интересом.

Ценностные ориентации личности - социально обусловленная система отношений личности к явлениям и событиям действительности. "Бери от   жизни   все", "Главное - деньги", "Работа дураков любит" и т.д. являются характерными ориентирами "мировоззрения" многих преступников. Мотивация ролевого действия не заканчивается осознанием мотива. Вслед за осознанием мотива нередко возникает конфликт побуждений, т.е. борьба     мотивов.     В конфликте сталкиваются оценки рационального и эмоционального, чувства мести и интересы дела, органическая потребность и гражданский долг, корыстный интерес и должностная обязанность и т.д.   Но  при   всех ситуациях борьбы мотивов конфликт заканчивает окончательным принятием решения.

Принятие решения совершить  преступление - означает уже формирование второго звена - планирования   преступления (время, место, способы и т.д.).

Характерно, что в сфере  преступного поведения в ряде случаев наблюдаются определенные стереотипы планирования преступления: например: преступники сразу останавливают свой выбор на каком-нибудь одном способе, не обдумывая другие варианты исполнения преступного плана.

Вслед за принятием решения наступает стадия его исполнения — собственно совершение преступления. Фактическая реализация решения может отличаться от запланированной, например, при изменении внешней ситуации. Так, при активном сопротивлении потерпевшего грабеж; может перерасти в разбой или, наоборот, последует отказ от доведения преступного намерения до конца.

И состояние человека, и состояние  внешней среды на разных стадиях  преступного поведения не остаются неизменными.

Правильная оценка преступного  деяния предполагает выяснение того, как фактически выглядел процесс порождения преступного поведения на каждом из выделенных первых трех этапов, под влиянием чего преимущественно сформировались мотивация и решение: устойчивых характеристик личности либо сложной, необычной ситуации.

Важно также уяснить, почему принято решение об избрании именно преступного варианта поведения. Ведь сами по себе мотив и цель могут не носить антиобщественного характера, а преступным поведение способны делать избираемые средства достижения цели. Так, некоторые насильственные действия совершаются ради того, чтобы пресечь истязания, оскорбления. Мотивы в таких случаях выглядят вполне оправданными. Другое дело, что закон допускает лишь правомерные средства борьбы с общественно опасными деяниями.

Значимо и то, под влиянием каких обстоятельств  принято решение именно о преступном поведении: вытекает ли оно из привычного для данного человека способа разрешения конфликтов или продиктовано необычной для него ситуацией, иными обстоятельствами. В том числе и такими, как неверие в возможность быстрой и эффективной защиты нарушенных прав законными средствами, незнание этих средств и т. п.

Подлежит  установлению, почему решение о совершении преступления было реализовано в  соответствующей форме. При этом отказ от доведения преступления до конца не всегда можно оценивать однозначно — как результат раскаяния преступника. Этот отказ может быть вызван и не зависящими от преступника обстоятельствами (скажем, внезапным появлением работников милиции).

На  этапе посткриминального поведения  преступник анализирует происшедшее, наступившие последствия, распоряжается приобретенным преступным путем, скрывает следы преступления, принимает меры к тому, чтобы его не разоблачили и не привлекли к уголовной ответственности. В том числе на этом этапе происходит "отмывание", или легализация, преступных доходов.

Информация о работе Психология преступного деяния