Психология пожилого возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 07:32, курсовая работа

Описание работы

Гуманизм — это не только определённое отношение к человеку, но и его определённое поведение. Такое значение гуманизма даёт нам возможность предположить, что все люди достойны уважения и им присущи добрые качества. Хотя, конечно, не всегда добро, заложенное в людях, проявляется свободно и беспрепятственно. Иногда обстоятельства мешают доброму поступку, развитию лучших качеств. Во многом гуманизм как принцип поведения зависит от устройства общества, законов, по которым живут в нём люди. О справедливости и гуманности общества люди мечтали веками. Гуманное общество — это общество справедливое, в котором главное — человек, его благо.

Содержание

I.Введение______________________________________________________________________1
II.Основная часть_________________________________________________________________2
1.Воспитание стремления и умения быть личностью_____________________________2
2.Концепция «образования для себя»_________________________________________3
3.Понимание свободы как внутренней независимости___________________________4
4.Воспитание веры в себя___________________________________________________5
5.Игра как естественная форма самореализации________________________________5
III.Заключение__________________________________

Работа содержит 1 файл

Доклад.docx

— 30.00 Кб (Скачать)

4.Воспитание веры в себя

Чрезвычайно важно, чтобы человек видел смысл  своей деятельности, верил в ее необходимость и важность. Сегодняшний кризис культуры заставляет понять, каким опасным и разрушительным является безверие. Оно ведет к цинизму, нигилистическому отрицанию любых ценностей. Вместе с тем вера не обязательно должна сводиться к формам, характерным для религии, т. е. проявлениям внешних, а не внутренних качеств человека (стойкости, убежденности).

Независимо от своих  религиозных убеждений человеку необходимо иметь внутренний стержень, Бога в душе («Бог внутри» – en theos по-гречески – отсюда и понятие  «энтузиаст», утратившее свой исконный, глубинный смысл в расхожем употреблении). Подобная жизненная позиция органично  связана с верой в себя. Такая  вера, как правило, не декларируемая, спокойная и сдержанная, позволяет  человеку поступать так, как ему  свойственно, как диктует ему  его жизненный опыт, результаты многолетних  размышлений, ответственность за свои действия. Вера в себя может быть усвоена в процессе образования/воспитания как базисная установка человека, позволяя относиться к вещам реалистически  и в то же время жить «по совести», «по вере».

Воспитание философского отношения к жизни и к смерти

Задача творческого  педагога – внушить ученикам гуманистическую  ценность умения подняться над суетой, философского отношения к жизни. От педагога зависит воспитание любви к жизни, «живого чувства», вкуса к жизни и красоте. «Жажда жизни» – замечательно назван роман И. Стоуна о художнике В. Ван Гоге, который после длительных поисков себя начал рисовать только в 27 лет, создав за короткий срок свыше 800 шедевров.В жажде жизни человек реализуется, продолжает себя, без нее угасает, не оставив и следа.

Результатом воспитания в семье, школе, любом ином коллективе может быть искусство жить, любить, даже умирать. «Смерть – конец, ничто  или свершение жизненного пути, приходящее после зрелости, после прохождения  своего круга, своей жизненной миссии?»  – этим вопросом из века в век  задавались великие философы и поэты. «Еще меня любите за то, что я умру», – писала Марина Цветаева.

Современный немецкий философ Ю. Хабермас заметил: «Все 25 веков, что существует философия, философов  ругают как бесполезных и даже вредных людей. Однако философия  все еще существует и будет существовать – значит, не зря». Ведь именно такие «бесполезные» вещи, как философия, искусство, делают человека человеком, выводя его за пределы животного существования.

5.Игра как естественная форма самореализации

К «бесполезным»  вещам такого рода стереотипы образования  и воспитания относят и игру. Между тем понятие игры – одно из ключевых понятий современной культурологии. Свобода от прямой практической целесообразности делает игру наиболее раскрепощенной формой деятельности, предоставляющей индивиду возможность самореализации, выходящей за пределы жестко отрегламентированных социальных ролей. В этом смысле элемент игры может присутствовать в любой деятельности. Если человек любит свое дело, он постоянно ищет, если же он не получает удовольствия от своей деятельности, она не может быть продуктивной. Если мы постоянно озабочены тем, какую конкретную пользу принесут наши действия, они будут приносить только нескончаемые муки. Такой мукой, вместо того чтобы радовать, может стать (и часто становится) образование. «В игре всегда есть элемент открытия», – пишет этолог К. Лоренц. Ведь и наука, философия, искусство – в сущности, игра с природой, с цветами и красками, звуками и словами, игра с самим собой, в которой не стоит вопрос о непосредственной пользе. А разве не играет с аудиторией опытный педагог в игру, столь же увлекательную, сколь и полезную? Игра есть форма реализации развивающегося организма и развивающейся личности. Игра любовных ласк – естественная форма продолжения рода у любых живых существ. «Игра – маяк для будней» (Э. Финк). Игра – это единственное состояние, когда человек не озабочен выживанием и свободно, естественно творит.

Как, однако, упоительна та игра, которая сопровождает и  направляет постижение, создание нового. Не случайно в современных новаторских  школах (начиная с Вальдорфской, а в действительности – в глубокой древности) особая роль отводится искусству  как важнейшему элементу становления  человека, способу творческого самопознания и самореализации как органично  связанным элементам гуманизирующей практики.

III.Заключение.

             В заключение необходимо отметить, что гуманным называют великодушное, доброе отношение к людям, готовность понять другого, стремление видеть в нём равного себе, достойного уважения человека. И в истинном гуманизме выражается Любовь к Жизни и людям, а не уважение их за что-то, поскольку любят не за что-то определённое, сделанное либо не сделанное, обещанное или ожидаемое втихую, а от щедрот души, не взирая ни на что, и вопреки многому, что недостойно уважения и за что порицают. Любовь — совокупность совершенства, имеющая основание и цели в себе самой, вследствие чего она освобождает волю человека от разнородных привязанностей, над которым он не был властен, и делает “человека” человеком и по истине свободным и эмоционально самодостаточным. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                        Литература: История педагогики  и образования      (А.И.Пискунова)

                          ГОУ ВПО ТГУ Кызылский Педагогический институт 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                
 

                                                                   2011г.

                                                                                                                                                                                               

                                                                                     

 

Информация о работе Психология пожилого возраста