Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 07:32, курсовая работа
Гуманизм — это не только определённое отношение к человеку, но и его определённое поведение. Такое значение гуманизма даёт нам возможность предположить, что все люди достойны уважения и им присущи добрые качества. Хотя, конечно, не всегда добро, заложенное в людях, проявляется свободно и беспрепятственно. Иногда обстоятельства мешают доброму поступку, развитию лучших качеств. Во многом гуманизм как принцип поведения зависит от устройства общества, законов, по которым живут в нём люди. О справедливости и гуманности общества люди мечтали веками. Гуманное общество — это общество справедливое, в котором главное — человек, его благо.
I.Введение______________________________________________________________________1
II.Основная часть_________________________________________________________________2
1.Воспитание стремления и умения быть личностью_____________________________2
2.Концепция «образования для себя»_________________________________________3
3.Понимание свободы как внутренней независимости___________________________4
4.Воспитание веры в себя___________________________________________________5
5.Игра как естественная форма самореализации________________________________5
III.Заключение__________________________________
I.Введение____________________
II.Основная часть_________________________
1.Воспитание стремления и умения быть
личностью_____________________
2.Концепция «образования для себя»_________________________
3.Понимание свободы как внутренней независимости_________________
4.Воспитание веры в себя__________________________
5.Игра как естественная форма самореализации________________
III.Заключение________________
I.Введение
Сегодня все большее распространение в обществе получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение, неблагополучные семьи и т.д. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов в воспитании гуманного отношения к себе.
Гуманизм — это не только определённое отношение к человеку, но и его определённое поведение. Такое значение гуманизма даёт нам возможность предположить, что все люди достойны уважения и им присущи добрые качества. Хотя, конечно, не всегда добро, заложенное в людях, проявляется свободно и беспрепятственно. Иногда обстоятельства мешают доброму поступку, развитию лучших качеств. Во многом гуманизм как принцип поведения зависит от устройства общества, законов, по которым живут в нём люди. О справедливости и гуманности общества люди мечтали веками. Гуманное общество — это общество справедливое, в котором главное — человек, его благо. Чем большему числу людей общество может дать всё необходимое для подлинно человеческого существования, для разнообразных проявлений в них лучшего, доброго, светлого, тем оно гуманнее.
Истинный гуманизм заключает в себе ответственность человека за свои дела и поступки
Педагогика,
как и всякая наука, преследует свой идеал
- идеал человеческой личности, отраженный
в гуманизме. К проблеме гуманизма обращались
многие известные педагоги, например,
такие как Ж.Ж. Руссо, Песталоцци, Дистервег,
Оуэн, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский. Очень
близко к этому идеалу приблизился педагог-гуманист
В.А. Сухомлинский.
В
трудах В.А. Сухомлинского четко прослеживается
линия гуманных отношений. Он писал: "глубоко
ошибаются те, кто видит гуманность в ровном,
сдержанном тоне учителя, подкрашивающего
при этом свои поучения сиропом доброты.
Доброта - это не тон и не специально подобранные
слова. Подлинный воспитатель - всегда
человек широкого эмоционального диапазона,
он глубоко переживает и радость, и огорчение,
и тревогу, и возмущение. Если дети чувствуют
в этих человеческих страстях своего наставника
правдивость - это и есть настоящая доброта".
Необходимость проявления гуманности
как основы личности воспитателя, учителя
прослеживается и в работах современных
исследователей-педагогов. Вслед за В.А.
Сухомлинским мы полагаем, что для полноценного
воспитания ребенка недостаточно простого
проявления учтивости и сдержанности,
учителю нужно проникнуть в самую глубь
детской психологии, прочувствовать, оценить
по достоинству каждый его поступок.
II.Основная часть
1.Воспитание стремления и умения быть личностью
Жизнь в обществе,
где не воспитано уважение к личности,
неизбежно порождает и
Подобное поведение людей нашей страны – результат не просто отсутствия бытовой культуры, невоспитанности в расхожем смысле слова, а как раз порождение соответствующего воспитания – неуважения к самим себе, к окружающим, со стороны окружающих. И ругаются такие, постоянно униженные люди из безотчетного желания самоутверждения хотя бы таким образом. Все это – признаки необразовавшихся людей. Человек никогда не реализует себя, если не поднимется и не расправится.
«Человек существует настолько, насколько себя осуществляет», – писал Э. Фромм. «Самая очевидная причина человеческих страхов – боязнь утратить себя», – говорил он далее, считая себя последователем Маркса. Заметим, что боязнь утратить себя может проявляться в самых различных формах, в том числе, конечно, в связи с ухудшением материального состояния. Сейчас это нередко приводит к разводам и даже самоубийствам, особенно у молодежи, только вступающей в жизнь: из отчаяния, неверия в будущее.
Цель и смысл человеческой жизни – раскрытие сил и возможностей человека в соответствии с его природой – учат выдающиеся педагоги всех времен и народов, от Цицерона до Фромма. Гуманистическая этика утверждает: «Счастье – не дар судьбы, а результат продуктивной деятельности человека».
Стремление и умение
быть личностью, ощущать себя таковой
органично взаимосвязаны. Одной
из фундаментальных в
Необходимость перехода от авторитарной к гуманистической этике
В современном образовании и воспитании важное значение приобретает различение авторитарной и гуманистической этики, основанных соответственно на обязанности и ответственности, различие авторитарной и свободной («чистой» и «отягченной», в терминологии Фромма) совести. «Чистая совесть» сопровождает и венчает хорошо выполненное поручение, долг.
Однако с «чистой
совестью» могли выполняться
самые бесчеловечные приказы, «чиста»
совесть профессионального
2.Концепция «образования для себя»
В последнее время приходится признать неэффективность мотивации к учебе долгом перед Родиной или родителями. Предлагается теперь убеждать в том, что учеба – это долг прежде всего перед самим собой. Можно видеть, однако, что предлагаемое изменение мотивации на самом деле является облачением авторитарной этики (еще одного «долга») в новые одежды. Очевидно, что эффективность учебы как долга (любого) и учебы из стремления к знаниям, образования себя и «для себя» несравнимы.
В последнее время
в трудах отечественных и зарубежных
философов, культурологов, экономистов
все чаще обсуждается так называемое
постэкономическое общество, где
займет свое место и сыграет свою
роль активная личность. В условиях
постэкономического общества труду
в традиционном смысле, инстинктивной
предтрудовой деятельности противостоит
творчество. «Выход за пределы собственно
материального производства», скачок
из «царства необходимости в царство
свободы», знаменующие, по Марксу, переход
«от предыстории к истории
человечества», произойдет, естественно,
не с отказом от участия человека
в процессе производства, а с преодолением
отношения к этому процессу как
противоречащему стремлениям
Важно отметить, что это вовсе не очередная утопия. Такие трансформации уже в значительной степени происходят в обществах, где в «хозяйственной структуре доминируют отрасли, производящие знания и информацию» . В таких обществах все более заметной и важной становится доля населения, занятого в сферах, требующих наиболее качественного образования. Она все более сосредоточивается на целях собственного интеллектуального и духовного роста. Симптоматично, что, не расценивая материальный успех как самоцель, специалисты «новой волны» являются значительно более высокооплачиваемыми, причем разрыв в оплате резко возрастает в зависимости от качества знаний, которые невозможно «просто купить» ни за какие деньги. Они приходят как результат длительного образовательного процесса, стремления к знаниям как внутренней потребности
Показательно, что слова о выработке именно такого стремления встречаются в аудитории, воспитанной авторитарным образованием, с недоверием. Например, на II Всероссийском философском съезде (Екатеринбург, 1999) участники секции образования допытывались, какие существуют для этого методы и технологии. Вряд ли они существуют и тем более вряд ли возможно этому обучить. Необходимо во всяком случае, чтобы педагог пользовался полным доверием аудитории, только тогда она прислушается к нему. Надо, чтобы учитель озарял светом знаний своих учеников, заражал их желанием непрерывного познания. Нельзя научить, как изобретать и делать открытия, но можно воспитать дух поиска, стремления к открытиям, внушить ученикам, убедить их, что не следует подавлять в себе свои естественные наклонности, «наступать на горло собственной песне». Можно и нужно воспитывать стремление к духовности.
3.Понимание свободы как внутренней независимости
Здесь даны 3 аспекты понимания свободы: 1. Фомы Аквинского о «внутреннем учителе», о «добродетели как навыке правильных действий, имеющих основу в воле свободного существа»
2.Маркса -как осознанной необходимости, ключевой в советском образовании и воспитании
3. Фромма – свободы как внутренней независимости, умении оставаться с другими самим собой.
Удивительно актуальны сегодня сказанные еще в XIII в. слова философа и педагога Фомы Аквинского. Свое учение Фома развивал в религиозном контексте, таким образом решая проблему выбора, который оставляет человеку Господь: не потому, что так угодно Богу, не для того, чтобы получить за это воздаяние, а потому, что сделавший выбор считает его правильным. Такой подход еще убедительнее, если не навязывать заранее предполагаемые, «предзаданные» нормы истины и добродетели: как мы видим, и представления о них изменчивы, социокультурно обусловлены. В любом случае, однако, можно согласиться, что ответственное отношение к своим поступкам – это добродетель, а утверждение жизни, раскрытие личности, «состояние полноты и силы» – добро.
Воспитание «недоверия к истинам»
Вдумчивый педагог,
с одной стороны, будет воспитывать
уважение к традициям, к принятым
в обществе ценностям, но он же, словами
Ницше, должен оставаться «учителем
недоверия к истине». Речь идет о
большем, чем воспитании критического
отношения к избитым или
Необходимость принимать «известные (из учебников) истины» (например, о том же Ницше как фашисте или «окончательной победе социализма» в СССР), как и необходимость «правильно» вести себя, которая воспитывается с детства (с различной степенью успеха), опять же упираются в дилемму: быть собой или быть как все? Умение прислушиваться к другим при вдумчивом воспитании вполне может сочетаться со способностью отстаивать свое мнение, постоянно обогащать его. «Не ответы, а вопросы составляют человеческую сущность», – учит философия во все времена. Боязнь изменить свое мнение – результат прочно воспитанного собственнического отношения к нему, равно как и результат неуверенности в себе, желания иметь, а не быть.
Какой педагог труднее признается, что не знает ответа на заданный вопрос, – знающий, образованный или тот, что знает мало, не уверен в себе, не имеет свой позиции? Казалось бы, первый. Ведь такое признание должно поколебать его авторитет, сложившееся мнение о нем. Между тем человек знающий понимает, как и Сократ, что он не может «знать все», особенно в области чисто информативной, где ответ можно найти в справочнике (высота горы, значение термина – хорошо бы, конечно, и здесь побольше знать – для себя). Но если задан вопрос, который требует задуматься, осмыслить, человек образованный, имея свое мнение, будет такой вопрос приветствовать. Необразованный в философском, «пайдетическом» смысле педагог будет искать нелепые и жалкие, увы, хорошо знакомые отговорки: «уже время звонка», «завтра об этом поговорим», «рано тебе еще задавать такие вопросы» (а потом будет поздно), такой педагог начинает бояться и даже ненавидеть учеников, преследовать наиболее любознательных, имеющих свое лицо. С подобной проблемой не столкнется педагог, для которого естественно стремление к знаниям, который уважает и ценит знания и стремящихся к ним людей. При высокой престижности профессии педагога в их ряды не будут попадать случайные люди. Преданные своему делу, они будут соответствовать образцу педагога, умеющего воспитать в своих подопечных как уважение к традициям, так и «недоверие к истинам».