Психология пожилого возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 07:32, курсовая работа

Описание работы

Гуманизм — это не только определённое отношение к человеку, но и его определённое поведение. Такое значение гуманизма даёт нам возможность предположить, что все люди достойны уважения и им присущи добрые качества. Хотя, конечно, не всегда добро, заложенное в людях, проявляется свободно и беспрепятственно. Иногда обстоятельства мешают доброму поступку, развитию лучших качеств. Во многом гуманизм как принцип поведения зависит от устройства общества, законов, по которым живут в нём люди. О справедливости и гуманности общества люди мечтали веками. Гуманное общество — это общество справедливое, в котором главное — человек, его благо.

Содержание

I.Введение______________________________________________________________________1
II.Основная часть_________________________________________________________________2
1.Воспитание стремления и умения быть личностью_____________________________2
2.Концепция «образования для себя»_________________________________________3
3.Понимание свободы как внутренней независимости___________________________4
4.Воспитание веры в себя___________________________________________________5
5.Игра как естественная форма самореализации________________________________5
III.Заключение__________________________________

Работа содержит 1 файл

Доклад.docx

— 30.00 Кб (Скачать)

                                                           

                                                                              Оглавление 

I.Введение______________________________________________________________________1

II.Основная часть_________________________________________________________________2

              1.Воспитание стремления и умения быть личностью_____________________________2

              2.Концепция «образования для себя»_________________________________________3

              3.Понимание свободы как внутренней независимости___________________________4

              4.Воспитание веры в себя___________________________________________________5

              5.Игра как естественная форма самореализации________________________________5

III.Заключение____________________________________________________________________6 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I.Введение

Сегодня все большее  распространение в обществе  получают  недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение, неблагополучные семьи и т.д. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов в воспитании гуманного отношения к себе.

        Гуманизм — это не только определённое отношение к человеку, но и его определённое поведение. Такое значение гуманизма даёт нам возможность предположить, что все люди достойны уважения и им присущи добрые качества. Хотя, конечно, не всегда добро, заложенное в людях, проявляется свободно и беспрепятственно. Иногда обстоятельства мешают доброму поступку, развитию лучших качеств. Во многом гуманизм как принцип поведения зависит от устройства общества, законов, по которым живут в нём люди. О справедливости и гуманности общества люди мечтали веками. Гуманное общество — это общество справедливое, в котором главное — человек, его благо. Чем большему числу людей общество может дать всё необходимое для подлинно человеческого существования, для разнообразных проявлений в них лучшего, доброго, светлого, тем оно гуманнее.

Истинный гуманизм заключает в себе ответственность  человека за свои дела и поступки

 Педагогика, как и всякая наука, преследует свой идеал - идеал человеческой личности, отраженный в гуманизме. К проблеме гуманизма обращались многие известные педагоги, например, такие как Ж.Ж. Руссо, Песталоцци, Дистервег, Оуэн, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский. Очень близко к этому идеалу приблизился педагог-гуманист В.А. Сухомлинский. 
         
В трудах В.А. Сухомлинского четко прослеживается линия гуманных отношений. Он писал: "глубоко ошибаются те, кто видит гуманность в ровном, сдержанном тоне учителя, подкрашивающего при этом свои поучения сиропом доброты. Доброта - это не тон и не специально подобранные слова. Подлинный воспитатель - всегда человек широкого эмоционального диапазона, он глубоко переживает и радость, и огорчение, и тревогу, и возмущение. Если дети чувствуют в этих человеческих страстях своего наставника правдивость - это и есть настоящая доброта". 
       Необходимость проявления гуманности как основы личности воспитателя, учителя прослеживается и в работах современных исследователей-педагогов. Вслед за В.А. Сухомлинским мы полагаем, что для полноценного воспитания ребенка недостаточно простого проявления учтивости и сдержанности, учителю нужно проникнуть в самую глубь детской психологии, прочувствовать, оценить по достоинству каждый его поступок.   
 
 
 
 
 
 
 

II.Основная часть

1.Воспитание стремления  и умения быть личностью

Жизнь в обществе, где не воспитано уважение к личности, неизбежно порождает и неуважение к самому себе. Оно может выражаться и в самых обыденных ситуациях. Когда у нас в стране впервые  стали появляться иностранные студенты, как правило, из отсталых и угнетенных африканских государств, первой неожиданностью было то, что они не производили  впечатления забитых и несчастных людей. Даже в таких эпизодах: университетский  вечер, на сцену вызывается такой-то. Иностранный студент (из любого государства) идет спокойно, без суеты, с чувством собственного достоинства. Наш –  будь то студент или профессор  – поспешно семенит, и все равно  он раздражает: кажется, что наш идет (бежит) слишком долго. На самом деле, раздражает суетливость, униженность, которая как бы положена нам.

Подобное поведение  людей нашей страны – результат  не просто отсутствия бытовой культуры, невоспитанности в расхожем смысле слова, а как раз порождение соответствующего воспитания – неуважения к самим  себе, к окружающим, со стороны окружающих. И ругаются такие, постоянно униженные  люди из безотчетного желания самоутверждения  хотя бы таким образом. Все это  – признаки необразовавшихся людей. Человек никогда не реализует  себя, если не поднимется и не расправится.

«Человек существует настолько, насколько себя осуществляет», – писал Э. Фромм. «Самая очевидная  причина человеческих страхов –  боязнь утратить себя», – говорил  он далее, считая себя последователем Маркса. Заметим, что боязнь утратить себя может проявляться в самых  различных формах, в том числе, конечно, в связи с ухудшением материального состояния. Сейчас это  нередко приводит к разводам и  даже самоубийствам, особенно у молодежи, только вступающей в жизнь: из отчаяния, неверия в будущее.

Цель и смысл  человеческой жизни – раскрытие  сил и возможностей человека в  соответствии с его природой –  учат выдающиеся педагоги всех времен и народов, от Цицерона до Фромма. Гуманистическая  этика утверждает: «Счастье – не дар судьбы, а результат продуктивной деятельности человека».

Стремление и умение быть личностью, ощущать себя таковой  органично взаимосвязаны. Одной  из фундаментальных в гуманистической  этике является концепция человека для самого себя. Для людей, опутанных  «совковыми» стереотипами воспитания, особенно важно увидеть различие между индивидуальностью и индивидуализмом, любовью к себе и эгоизмом, чувством собственного достоинства и самоуверенностью, самореализацией и стремлением  утвердиться за счет подчинения других. Понять взаимообусловленность любви  и уважения к себе и к другим. В модных нынче рассуждениях о  гуманизме уяснить, что гуманизм – это не жалость или снисхождение, а сострадание, соучастие, сопереживание, понимание – эмпатия.

Необходимость перехода от авторитарной к гуманистической  этике 

В современном образовании  и воспитании важное значение приобретает  различение авторитарной и гуманистической  этики, основанных соответственно на обязанности  и ответственности, различие авторитарной и свободной («чистой» и «отягченной», в терминологии Фромма) совести. «Чистая совесть» сопровождает и венчает хорошо выполненное поручение, долг.

Однако с «чистой  совестью» могли выполняться  самые бесчеловечные приказы, «чиста»  совесть профессионального палача, солдата-наемника, о чистой совести  позволяли себе говорить на Нюрнбергском трибунале фашистские военные преступники, оправдывавшиеся выполнением приказа. Если «чистая совесть» так или  иначе – следствие покорности, зависимости, то у людей сильных, уверенных в себе, продуктивных нередко  бывает ощущение неудовлетворенности, чуть ли не вины, «отягченной совести» за нереализованность своих возможностей, за произведенный ими выбор. Такой  человек не станет валить свои неудачи  на обстоятельства, козни окружающих, в любой ситуации обнаружит что-то ценное, обернет ее в свою сторону. Не случайно в тяжелых ситуациях  всегда выживали сильные не телом, а  духом. «Слабый ищет в жизни смысла, цели, задачи, предустановленного порядка; сильному она должна служить материалом для творчества», – писал Ницше.

2.Концепция «образования для себя»

В последнее время  приходится признать неэффективность  мотивации к учебе долгом перед  Родиной или родителями. Предлагается теперь убеждать в том, что учеба  – это долг прежде всего перед  самим собой. Можно видеть, однако, что предлагаемое изменение мотивации  на самом деле является облачением авторитарной этики (еще одного «долга») в новые одежды. Очевидно, что  эффективность учебы как долга (любого) и учебы из стремления к  знаниям, образования себя и «для себя» несравнимы.

В последнее время  в трудах отечественных и зарубежных философов, культурологов, экономистов  все чаще обсуждается так называемое постэкономическое общество, где  займет свое место и сыграет свою роль активная личность. В условиях постэкономического общества труду  в традиционном смысле, инстинктивной  предтрудовой деятельности противостоит творчество. «Выход за пределы собственно материального производства», скачок из «царства необходимости в царство  свободы», знаменующие, по Марксу, переход  «от предыстории к истории  человечества», произойдет, естественно, не с отказом от участия человека в процессе производства, а с преодолением отношения к этому процессу как  противоречащему стремлениям личности. В изменившихся условиях производства, напротив, творческая деятельность становится наиболее эффективным средством  самореализации.

Важно отметить, что  это вовсе не очередная утопия. Такие трансформации уже в  значительной степени происходят в  обществах, где в «хозяйственной структуре доминируют отрасли, производящие знания и информацию» . В таких  обществах все более заметной и важной становится доля населения, занятого в сферах, требующих наиболее качественного образования. Она  все более сосредоточивается  на целях собственного интеллектуального  и духовного роста. Симптоматично, что, не расценивая материальный успех  как самоцель, специалисты «новой волны» являются значительно более  высокооплачиваемыми, причем разрыв в  оплате резко возрастает в зависимости  от качества знаний, которые невозможно «просто купить» ни за какие деньги. Они приходят как результат длительного  образовательного процесса, стремления к знаниям как внутренней потребности

Показательно, что  слова о выработке именно такого стремления встречаются в аудитории, воспитанной авторитарным образованием, с недоверием. Например, на II Всероссийском  философском съезде (Екатеринбург, 1999) участники секции образования  допытывались, какие существуют для  этого методы и технологии. Вряд ли они существуют и тем более  вряд ли возможно этому обучить. Необходимо во всяком случае, чтобы педагог пользовался полным доверием аудитории, только тогда она прислушается к нему. Надо, чтобы учитель озарял светом знаний своих учеников, заражал их желанием непрерывного познания. Нельзя научить, как изобретать и делать открытия, но можно воспитать дух поиска, стремления к открытиям, внушить ученикам, убедить их, что не следует подавлять в себе свои естественные наклонности, «наступать на горло собственной песне». Можно и нужно воспитывать стремление к духовности.

3.Понимание свободы как внутренней независимости

Здесь даны 3 аспекты  понимания свободы: 1. Фомы Аквинского о «внутреннем учителе», о «добродетели как навыке правильных действий, имеющих  основу в воле свободного существа»

2.Маркса -как осознанной необходимости, ключевой в советском образовании и воспитании

3. Фромма – свободы как внутренней независимости, умении оставаться с другими самим собой.

Удивительно актуальны  сегодня сказанные еще в XIII в. слова философа и педагога Фомы Аквинского. Свое учение Фома развивал в религиозном контексте, таким образом решая проблему выбора, который оставляет человеку Господь: не потому, что так угодно Богу, не для того, чтобы получить за это воздаяние, а потому, что сделавший выбор считает его правильным. Такой подход еще убедительнее, если не навязывать заранее предполагаемые, «предзаданные» нормы истины и добродетели: как мы видим, и представления о них изменчивы, социокультурно обусловлены. В любом случае, однако, можно согласиться, что ответственное отношение к своим поступкам – это добродетель, а утверждение жизни, раскрытие личности, «состояние полноты и силы» – добро.

Воспитание «недоверия к истинам»

Вдумчивый педагог, с одной стороны, будет воспитывать  уважение к традициям, к принятым в обществе ценностям, но он же, словами  Ницше, должен оставаться «учителем  недоверия к истине». Речь идет о  большем, чем воспитании критического отношения к избитым или навязанным «истинам» и даже большем, чем  формирование собственного мнения (в  отличие от «не читал, но осуждаю»). Речь идет о способности к формированию целой жизненной позиции, о свободной  совести.

Необходимость принимать  «известные (из учебников) истины» (например, о том же Ницше как фашисте  или «окончательной победе социализма»  в СССР), как и необходимость  «правильно» вести себя, которая  воспитывается с детства (с различной  степенью успеха), опять же упираются  в дилемму: быть собой или быть как все? Умение прислушиваться к  другим при вдумчивом воспитании вполне может сочетаться со способностью отстаивать свое мнение, постоянно  обогащать его. «Не ответы, а вопросы  составляют человеческую сущность», –  учит философия во все времена. Боязнь изменить свое мнение – результат  прочно воспитанного собственнического  отношения к нему, равно как  и результат неуверенности в  себе, желания иметь, а не быть.

Какой педагог труднее  признается, что не знает ответа на заданный вопрос, – знающий, образованный или тот, что знает мало, не уверен в себе, не имеет свой позиции? Казалось бы, первый. Ведь такое признание  должно поколебать его авторитет, сложившееся  мнение о нем. Между тем человек  знающий понимает, как и Сократ, что он не может «знать все», особенно в области чисто информативной, где ответ можно найти в  справочнике (высота горы, значение термина  – хорошо бы, конечно, и здесь  побольше знать – для себя). Но если задан вопрос, который требует  задуматься, осмыслить, человек образованный, имея свое мнение, будет такой вопрос приветствовать. Необразованный в философском, «пайдетическом» смысле педагог будет искать нелепые и жалкие, увы, хорошо знакомые отговорки: «уже время звонка», «завтра об этом поговорим», «рано тебе еще задавать такие вопросы» (а потом будет поздно), такой педагог начинает бояться и даже ненавидеть учеников, преследовать наиболее любознательных, имеющих свое лицо. С подобной проблемой не столкнется педагог, для которого естественно стремление к знаниям, который уважает и ценит знания и стремящихся к ним людей. При высокой престижности профессии педагога в их ряды не будут попадать случайные люди. Преданные своему делу, они будут соответствовать образцу педагога, умеющего воспитать в своих подопечных как уважение к традициям, так и «недоверие к истинам».

Информация о работе Психология пожилого возраста