Психология половых различий

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:39, реферат

Описание работы

Общеизвестно, что половой диморфизм относится к числу фундаменталь-ных, постоянных характеристик человеческого онтогенеза, а половое разделение труда в той или иной форме существует в любом человече-ском обществе. Проблема соотношения и изменения традиционных сти-лей жизни и психических свойств мужчин и женщин вызы-вает жаркие споры, причем она имеет вполне реальное практическое значение. Однако за исключением работ Б. Г. Ананьева, проблемы психологии половых различий и половой дифференциации не нашли до-статочного отражения в отечественной психологии.

Работа содержит 1 файл

Психология половых различий.doc

— 81.50 Кб (Скачать)

Новые, более совершенные  тесты рассматривают маскулинность  и феминность уже не как альтернативы, а как независимые, автономные измерения. Сравне-ние показателей одного и  того же индивида по шкалам Миф позво-ляет вычислить степень его психологической андрогинии; андрогинными считаются индивиды, обладающие одновременно фемининными и маскулинными чертами, что позволяет им менее жестко придерживать-ся полоролевых норм, свободнее переходить от традиционно женских занятий к мужским и т. д. При этом выяснилось, что максимальное со-ответствие установок и реакций полоролевому стереотипу, т. е. высо-кая М у мужчин и высокая Ф у женщин, отнюдь не является гарантией психического благополучия. Высокая Ф у женщин часто коррелирует с повышенной тревожностью и пониженным самоуважением [17]; эти черты тоже входят в набор фемининности. Высоко маскулинные маль-чики-подростки чувствовали большую уверенность в себе и удовлетво-ренность своим положением среди сверстников, но после 30 лет эти мужчины оказались более тревожными, менее уверенными в себе и ме-нее способными к лидерству. Высоко фемининные женщины и высоко маскулинные мужчины хуже справляются с деятельностью, не совпадающей с традиционными нормами полоролевой дифференциации. Дети, поведение которых строже всего соответствует требовани-ям их половой роли, часто отличаются более низким интеллектом и меньшими творческими способностями. Напротив, индивиды, относи-тельно свободные от жесткой половой типизации, обладают более бо-гатым поведенческим репертуаром и психологически более благополуч-ны [14], [15], [16].

Эти данные, конечно, не следует  абсолютизировать. Не говоря уже о  неудачности понятия андрогинии, невольно ассоциирующегося с сексопатологией  или отсутствием всякой половой  дифференциации, самиполовой дифференциации, сами шкалы М/Ф неоднозначны. Одни исследователи измеряют интересы, дру-гие--эмоциональные реакции, третьи--отношение к тем или иным ас-пектам мужских или женских социальных ролей. Проблематичны и их критерии [11], [15], [27]. Любые шкалы М и ф соотносятся, с одной стороны, с индивидуальными свойствами, а с другой -- с социальными определениями пола и полоролевыми предписаниями, принятыми в определенной социальной среде. Но это -- совершенно разные явления. Между тем расхождения в определении набора маскулинных и феминнинных черт или в степени их желательности (нормативности) в зна-чительной мере предопределяют экспериментальные результаты. Похо-же на то, что и тест БЕМ, и «Вопросник личностных свойств» Спенса и Хельмрайха удовлетворительно измеряют и предсказывают такие ас-пекты маскулинности и фемининности, как инструментальность и экс-прессивность, но неясно, как они сочетаются с другими чертами маску-линного и фемининного поведения [12]. Серьезные споры возникают и при интерпретации данных. Ригидность полоролевых установок и по-ведения может быть как индивидуально-типологическим свойством (в этом случае она будет коррелировать с общей ригидностью уста-новок и поведения), так и функцией системы полоролевых предписаний, жесткость которых варьирует в зависимости от ситуации и вида дея-тельности. Как считают Спенс и Хельмрайх, поиск глобальных измере-ний маскулинности и фемининности или полоролевой идентичности -- задача явно иллюзорная. «Классы психологических свойств и поведен-ческих структур, различающих мужчин и женщин в данное время и в данной культуре, не только множественны, но и могут иметь разные корни и относительно независимо варьировать у разных индивидов» [27; 1045].

Методологические трудности  не уменьшают актуальности изучения психологии половых различий, но они подчеркивают, что такое изуче-ние обязательно должно быть междисциплинарным, учитывая и дина-мику социальных половых ролей, и этнокультурные особенности испы-туемых. [25]. Происходящая в нашем обществе ломка традиционной системы по-ловых ролей и стереотипов серьезно влияет на психику и поведение мужчин и женщин. Жесткая нормативность и поляризация деятельно-сти и установок постепенно уступает место принципу индивидуальной вариабельности, которая зависит от половой принадлежности индиви-да, но отнюдь не сводится к ней. В условиях, когда мужчины и жен-щины взаимодействуют друг с другом в небывало широком спектре социальных ролей, которые не организованы иерархически и принци-пиально сменяемы, такая психологическая гибкость, безусловно, явля-ется более адаптивной, нежели жесткая приверженность традиционным полодиморфическим стандартам. Однако здесь очень много спорного, проблематичного, неясного. Обращение психологов к этой тематике имело бы большое практическое значение не только для создаваемой в России службы семьи, но и для всего дела коммунистического воспи-тания молодежи.

В сегодняшнем обществе социально-ролевые функции мужчин и женщин в значительной своей  части претерпевают серьезные изменения, когда часть традиционных ролей одного биологического пола усваивается и демонстрируется полом противоположным. В этой связи учеными признается, что социология изучает то, каким образом культура и социальная структура опосредует физические различия между мужчинами и женщинами. В психологической российской социологии гендера научный дискурс в этой с сфере развивается в дихотомии понятий “маскулинность - фемининность”.

1.4 Проблемы усвоения  ролей мужчины и женщины

Значение категории пола для  понимания психологических особенностей индивида и специфики его жизненного пути доказано многочисленными экспериментальными и теоретическими исследованиями. Однако в советской психологии проблематика пола представлена настолько слабо, что это дало основание И. С. Кону назвать ее «бесполой» [5]. Лишь в последние годы ситуация стала меняться: был опубликован ряд обзорных и эмпирических работ по проблеме половой социализации [2], [4], [5], [8]. Одним из шагов в данном направлении является научно-исследовательский проект АН «Социально-психологические проблемы социализации и усвоения половых ролей», посвященный анализу особенностей позиции мужчин и женщин, факторов успешности полоролевой социализации и функционирования.

Результаты работ, проведенных  за последние 15 лет, дают еще больше доказательств в пользу социокультурной детерминации половых различий. Если до недавнего времени считалось твердо установленным наличие трех типов половых различий, не зависящих от факторов среды и воспитания (пространственное воображение, математические способности, вербальный интеллект), то последние данные, полученные уже в 80-е гг., свидетельствуют о том, что даже по этим параметрам биологически определенных различий не наблюдается [16], [19], [24], [26], [27], [35].

В то же время в повседневной жизни  мы постоянно в той или иной форме сталкиваемся с различиями между полами, которые во многом являются отражением некоторого имплицитного соглашения относительно возможности проявлять те или иные качества. В максимально обобщенной форме они представлены стереотипами мужественности и женственности. Мужчина -- сильный, независимый, активный, агрессивный, рациональный, ориентированный на индивидуальные достижения, инструментальный; женщина -- слабая, зависимая, пассивная, мягкая, эмоциональная, ориентированная на других, экспрессивная и т. п. Существующие в обществе полоролевые стереотипы оказывают большое влияние на процесс социализации детей, во многом определяя его направленность. Исходя из своих представлений о качествах, характерных для мужчин и женщин, родители (и другие воспитатели), зачастую сами этого не осознавая, поощряют детей проявлять именно эти, полоспецифические черты [34].

 


Информация о работе Психология половых различий